Наступление на права бывших служилых татар в конце 18 века. 

Списки и переписи шубинцев за 1602, 1612, 1686, 1719,1744,1762, 1782, 1811,1834,1850, 1864гг.

Обращения в дворянскую комиссию в 1794г.

Родословные.

 

 

В некоторых российских архивах(РГАДА, ЦАНО, в архиве г.Арзамаса, Уфимском Госархиве) сохранились  множество   документов, в том числе,  и списки служилых татар и  «Ревизские сказки»(переписи) шубинцев за разные годы.

 

Списки служилых за 1602 и 1612гг получены мной из ЦАНО, а переписи 1719г, 1744 и 1762гг из РГАДА. 

 Далее приобретены по заказу в ЦАНО другие ревсказки.

"Списки" за 1686г и 1806гг, а также объединенный вариант переписей  1834-1850гг получены мной у Сенюткиной О.Н., которых считаю очень информативными  и облегчающими моментами для составления наших родословных. Кроме того, получены от неё масса других архивных документов, которые дополняют наши родословные.

 

23 августа 2011г получены мной копии документов метрических данных жителей нашей деревни из архива г. Уфы, где указаны сведения на арабском языке вступивших в брак, родившихся, умерших, разводившихся за 1836,1837, 1838, 1740, 1848,1854, 1860, 1869, 1870,1892,1894, 1895, 1897гг. Это то, что надо для соединения с данными переписи 1850г и составления наших полных родословных. Часть полученных документов на русском языке.

 

Часть документов еще не включены на сайт. Названия здесь № 68. Невключенные документы

 

-------------------------

    Наша быстротечная, суетливая жизнь с повседневными её бытовыми и другими проблемами не оставляют времени задуматься о своих предках, даже заняться поиском "первоначальной информации", от которого нужно отталкиваться к 19 или 18 веку, но а далее и к более  ранним предкам- в сторону 1602г .

  Почти уверен, в настоящее время едва ли найдется кто-то из моих односельчан, который на должном уровне занимался бы этим делом. Есть только единицы, которые по настоящему заинтересованы. Понимаю, некоторым  некогда думать даже о своём здоровье, не то что  о каких-то далеких предках и родственных отношениях. Многие даже из среднего поколения мало знают эти моменты, а уж наши дети и внуки и  не задумываются над этими вопросами. 


 Интересным моментом для меня явилось следующее.

В разделе
 Формирование мишарской народностиижегородские мишаре.  
по работам
 Орлова А.М. написано, как на многих служилых татар в 1790-ые годы  было оказано давление со стороны русских властей с угрозой отбора у них земель, и  многие татары начали доказывать своё происхождение. Для этого надо было вспомнить свою родословную. Откуда и появилось « Җиде бабаңның исемен бел».
  Сохранились документы, где наши
 некоторые шубинские татары доказывали свое происхождение. Эти документы получены мной из архива. Смотрите копии этих документов, нажав сюда на Hh00015.narod.ru . Они скорее заполнены не самими татарами, т.к. звучание имён в некоторых местах расходятся.

 

Орлов А.М. пишет, что «В Шубине в конце 18 века начинается наступление на права бывших служилых татар.
В
 1769 г Арзамасская межевая канцелярия решила передать их поместья русским помещикам.

В 1799г татары 11 деревень, в том числе и Шубино, обращались к вице- губернатору князю Долгорукому по поводу межевания земель, произведенного с нарушением интересов татар. Земли шубинцев, в том числе земли одного из предводителей татар Бекеша Разбахтеева, самым наглым образом были насильственно захвачены ротмистром Нормацкого. В ответ на это  шубинцы стали доказывать, что земли они получали по царской грамоте. И чтобы обеспечить в дальнейшем надежность прикрепления за ними земель, стали требовать  признания их дворянского происхождения»(.конец цитаты).

 

  Весной 2009г мной из архива ЦАНО получены некоторые документы, касающиеся этих моментов.

Кто же обратился в Нижегородское дворянское собрание для утверждения их в дворянском звании (сословие).

И сразу скажу, что им было отказано, поскольку предки их были якобы только « просто служилыми татарами», а для получения дворянства необходимо было происхождение от князей или мурз. Отказ был деликатным,  якобы « до предоставления документов, доказывающих происхождение от мурз». Хотя ясно, что таких документов просители добыть не могли. 

В 1796г такое обращение было со стороны:

1. Потомков Бекеша Розбахтеева - Мурсалимовых. И в доказательство они приводят свою родословную. О них подробно в других разделах и см. ниже.

2. Потомки Азамета Исяшева в лице  Биктимира Батеева, который  писал, что : « Мой прадед, Ибраим Мастрюков, сын Азаев, верстан на службу поместным окладом. Мне досталось поместье деда Азаметки Исяшева» 42 четвертей, что подтверждено Сергачским уездным судом».

3. Потомки Ижбулата Кудашева  смотрите ниже.

4.Потомки Акбулата Бикбаева в лице Курамшы Тимашева и Идельбая Муртазина . см ниже.

 

 Прежде чем расшифровать родословные вообще, видимо, нужно объяснить, что имена написаны не самими татарами, поэтому есть ошибки в правильности написания. С другой стороны, наши деды сами искажали имена. Например, даже  относительно недавно, в предвоенные  в 1940 -ые, моего деда Мухамметшу называли сокращенно « Мукей», его брата Муртазу – « Мортай», другого брата Аллямшу – « Аллям», да и сейчас много искажений: Абдулла –«Аплей», « Апуль», Абдрахман- «Атрэй или «Атрюк»», Сейфулла- «Сяпук» и т.д. И здесь в документах где пишется « Бибаев», где- то « Бикбаев», «Акбулатов»-«Абулатов» и т.д.

 

Первоначально сложно было расшифровать такие имена, как Жалюк, Муляк. Они, вообще, еще с большим искажением написаны. Только мой кропотливый труд привел к разгадке, а потом и подтверждено документами из архива г.Уфы. Именно через них мы узнали истинные мусульманские имена. А именно, Жалюк- это Жалиль, Молук- Сейфелмулюк, Мавля- Мавлихан и т.д.. И только эти моменты в некоторых случаях помогли и облегчили  соединить разные переписи (ревизские сказки) и написать родословные некоторым односельчанам.

 

------------------------- 

На этой же странице укажу, как, изучая имеющиеся на сегодняшний день архивные документы, пришел к некоторым мыслям(заключениям):

 

 Первое. После  смерти некоторых служащих, или же, если по мужской линии не было наследника, то его  поместье перешло к потомкам братьев Розбахтеевых, Уразая Сунчалеева,  Мамета Кудабердеева, Ижбулата Кудашева. Поэтому, именно их потомки  в начале 19 века имеют много жилых секторов.

 

 

Второе. Женитьбы совершались  также   нередко между  трою-, четвероюродными родственниками. Даже есть случаи женитьбы на  своих троюродных племянниц. Всё это сделалось, видимо, для того, чтобы сохранить землю за своим родом.

 

Дети мулл, азанчеев из разных родов тоже довольно часто сватались между собой. Представитель из богатого рода женился на девушке тоже из богатого.

 

По документам из архива Уфы встречаем, как были женитьбы между представителями разных деревень. Практически контакт был со всеми окружающими шубинцев  татарскими деревнями.  Все эти деревни названы в документах как «ИЛ», только дразовка названа «Уразовка авылы».

 

Встречаются случаи повторных браков. Это потому, что много болели и умирали в те годы, особенно женщины. Но и по мусульманской вере можно было иметь официально 3–х жен. Это было распространено в основном среди мулл и у богатых. Но,  многоженство не было распространенным  явлением.

 

 Третье. Сказанное мной ранее, что сегодняшние  жители хозяйств, которые расположены между двумя переулками - это и есть потомки одного и того же родоначальника. В большинстве случаев это так, за исключением  некоторых случаев, когда были  перемещения в конце 19 и начала 20 вв. Мы их сами уже знаем со слов родителей.

  

 

Родословные  у односельчан.

 

Основная цель: выявление своих родоначальников с 1602г.
Мной изучен каждый род 30-ти или более первоначальных служилых татар, и в большинстве случаев 
 достаточно уверенно можно сказать: кого с каким  родом можно связать,
 Достаточно часто по документам удается определить эти связи при  женитьбах за 18 и 19 вв, определяется месторасположение хозяйств и  жениха, и невесты.

 Не ошибусь, если скажу, что  у более половины части основателей деревни, первопоселенцев, к середине 19 века уже не было потомства по мужской линии.

 

 В целом, весь имеющийся материал, в том числе по родословным,  изучен довольно глубоко и есть большие возможности написать. 

Был указан даже список: кому можно написать полные родословные, но, к сожалению, некоторые из-за невостребованности  остаются ненужными.

 --------------------------------------------

 

 Внизу указан небольшая часть из того, что написано мной. Большая часть в руках. 

 

Потомки Ижбулата Кудашева:
 1. Предки  Мавлютова Кадер и их родственникu 
  2.Предки Якупова Осман  и их родственники.

 

Потомки  Чепкуна Тулушева:

1. №96 Предки Фейзрахмановых,Алиакберовых, Невретдиновых ..

 2.№100. Хасяновыи Алиакберовы.  (корек и Алиакбер)

 

3.№120 Предки Хисямова Феракша абый..

 

4.№95 Род Аляутдиновых,Арифуллиных, Хисямовых.

 

 

5.      а) Предки Рамазановых и их родственников. 1 часть.

          б)Ранние предки Рамазановой Хамдии.2 часть

      в)№96 Предки Рамазановых Хусяин и Хасян абый..

 

  6. №25 Межродственные связи потомков у служилых

 

 7.№120 Предки Хисямова Феракша абый..

 

Потомки Бекеша Розбахтеева:

1. Потомки  Розбахтеевых  Hh6007.narod.ru

2. Предки Халилуллина Марата.(комел)

3.№93 .Хасяновы и Абидуллины..
 ( мэмэз-энэк)

 

4. №121 Предки Артура..  (внук учительн. Халимя апа)

 

 Потомки  Уразая  Розбахтеева:

1.№91 Сетдековы,Жафяровы,Сафиуллины...

 

 2. Ситдиковы и их родственники.

3.Жафяров Хайдяр абый и его родственники.

4. №103 Азиз нэселе.

 

 

5а.Предки Зариповых Осман и их родственников (югары оч).
5б.   №104 Зариповы- Ахтямовы..

 

  

 Потомки Азамета Исяшева:
1.№113 Исхаковы-Аляутдиновы(тубен оч)  (моралар)

2. №115 .Родословная Хасяновых и Сетдековых ...

 

 

3. №118 . Родословная Ситдиковой Гульзифы (по Сахибжантэй)

4..Предки у Хасьяновой  Наили.  

Предки у Фейзрахмановых и их родственников

 6.Сбор информации у жителей тубен оч

 

 

 Потомки Уразая Сунчалеева.

  1.Предки у Юсиповых, Исхаковых, Имаева Равиля.

 2.Предки Аллямовых и их родственников

 

 

Потомки Аллагула Чинаева:
1. №98 Рамазановы. 5 часть. Мярьям

2. №101 Род Гафаровых.

 

 

 Потомки Акбулата Кулгонина:

№105 Предки и потомки у Ахтямова Якупа.. ( Андержановы, Айнислямовы, Халилуллины)       

 

Потомки Мамеша Исенеева :

 1.Мухамметшины и их родственники Hh0047.narod.ru
2.
 №107 .Родословная Мухамметшиных и их родственников

 

  3.По линии моей матери Потомки Алтыша.

 4. Другие потомки Алтыша.

 5. Соберов Жиганша абзый  и их родственники

 


 

Потомки Бурнаша Бичурина:

№119 Токай каомы..

Заключение по родословным.

 Действительно, пришлось вложить достаточно много  умственных, физических сил   и дорогоценного времени  на  написание родословных к односельчанам. Всё что написано выше - это только небольшая часть из возможного. 

Выше, у части вышенаписанных  родословные - неполные, и это не от того, что  нет возможности  их завершить, а просто  они пока не востребованы потомками этих служилых .

Некоторым родословные написаны просто  за их активность перед селом и односельчанами, и переданы на руки ( на сайт не включены). 

Препятствием для написания некоторым является также неухоженность могил у их близких. Не хочется писать о предках тем, когда на надмогильной плите у их предков слой плесени. Это же уже о чём то говорит.
А вообще, как написались или изучались родословные? 
С чего начал, кроме тех архивных документов, которых расшифровал и связал поколенно,- из переписи в перепись. 
1. В течение многих лет, в период своего кратковременного отпуска- в летние месяцы,  мной были собраны даты с надмогильных плит. Фотографированы. Переведены в текстовой вариант. 
2. Ежегодный опрос старожилов - сбор первоначальной информации по семьям.
3. Неоднократное посещение архива РГАДА в Москве.
4. Заказы на архивные материалы в ЦАНО в Н.Новгороде и г.Арзамаса.
5. личный заказ метрических книг в архиве г.Уфы. 

6.Изучение работ наших односельчан по поздней истории нашей деревни, в частности, Жиганшина Алимжана абый и братьев учителей Рамазановых Хусяин абый и Хасян абый.
8. Сотрудничество генеалогами в группе "Генеалогия нижегородских татар" и использование некоторых архивных материалов из этой группы в поиске предков и составлении полных родословных. А что включает полная родословная - можно читать ниже.
9. Наверное, не только эти моменты были использованы при составлении родословных.

 Даже многие вышеуказанные родословные написаны по моей же инициативе.
Но конкретно помогли в приобретении части архивных документов, именно по части  "родословные" следующие односельчане:
1. Хисямова Зифа апа (шобан)  20 тыс.

2.Рамазанова Хамдия (Хусяин кызы)  20 тыс
3. Аляутдинов Аллямша( Абубякер улы) 15 тыс.

4.Халилуллин Марат (комел)  10тыс.
5. Кудяков Марат(москвич, предки из  с. Шубино.) 10 тыс.
6. Османова Джамиля( Азыйм кызы, югары оч) 10 тыс.

7. Хасянов Рушан (Мясум улы, тубен оч) 10 тыс.
8. Измайлов Марат(мэмэз) 10 тыс.

9.Измайлов Ринат (мэмэз)  10 тыс.
10. Юсипова Дания(Баки кызы)  5 тыс.

11. Хасьянова Наиля 5 тыс.
12.Сафин Артур( внук учительницы Халимэ апа) 10 тыс.
13. Фейзрахманова Динара Рафек кызы  10тыс.
14.Жафяров Хайдэр абый(йохом).

15.Багаутдинова Зухра Абдулкадер кызы
16. Багаутдинов Закер Абдулкадер улы
17.Мухамметшин М.

 

 

                                         М.Максут.  10.08.15г

 

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ ОДНА РОДОСЛОВНАЯ. (ОДНА ЛИНИЯ) .
КАК ШЕЛ К НАПИСАНИЮ РОДОСЛОВНЫХ?

     
    Вообще,  шубинские  родословные   начались изучаться с 2010г. Во всяком случае,  есть такая дата, когда у Сенюткиной О.Н. были получены 120 файлов - схем -  объединенного  варианта ревсказок 1834-1850гг, и оформлена  была первая родословная до 1600-х  годов.
    Тогда, даже имея  только ревсказок за 1718г,1744г,1762г, 1782г  и за 1834, 1850г – некоторым односельчанам  уже удалось оформить  родословные  с учетом дат с надмогильных плит  с  нашего кладбища.  И при этом не были допущены ошибки.  А потом, чуть позже,  постепенно были получены все оставшиеся  другие ревсказки.
   Получение   метрических книг из архива г.Уфы за период 1836- 1897гг ( с пробелами)  – явилась большей помощью и стимулом для дальнейшего написания родословных - что и было  сделано. Просто не все написанные мной  родословные есть на сайте, и к тому же они там неполные .  Многим переданы  в  руки без включения на сайт.
    После получения  интересных,  двух информативных архивных дел  за  1892г  и 1920г ( получен в группе «ГНТ»)   – списки  имен и фамилий  глав хозяйств – возможности написать  родословные  еще больше расширилась, т.к.  эти документы действительно  либо подтверждают  мои предыдущие  предположения  или открывают путь к новым родословным.
    Но есть случаи, когда, как мне кажется, я уверен в правильности  своего анализа  в  99,9 %  по какой-либо родословной, но предоставить  такую работу, будучи   не уверенным  на 100%  - не хотел бы. 
--------
Далее, указываю, что это значит полная родословная.

1. Имя родоначальника – основателя  д.Шубино в списках 1602 и 1613гг
2.  Ваш  предок и его родственники  по «Писцовой книге 1624-1626гг».
3.  По архивному документу 1686г, где указывается передача земель  к внукам.
4.  Такой же документ за 1805г  - кто от кого имеет земли.

5.  Ваш предок в другом  списке  1686г.

6. Ваш предок в «Списке 1707г», направленные на военные сборы.

7.  Ваши предки в 10- ти ревсказках, где они  последовательно  указаны из поколения в поколение – « дед-сын-внук».
Это ревсказки за 1718г, 1744г,1762г,1782г, 1795г,1811г,1816г, 1834г, 1834-1850г, 1864г.
 В ревсказках за 1782 и 1795г  указаны  невесты, если они из другой деревни, а шубинских девушек- невест  можно найти по шубинским ревсказкам.
 Если  в ревсказках отмечены только возраста  указанных там лиц, то я их перевожу на «годы рождения». Это целая бухгалтерия, но  лучше для восприятия.

8.  Уфимские метрические книги за период с 1836 по 1897г, но не за все годы. Там указаны:
-  рождения детей с указанием родителей, а иногда деда и прадеда.
-  бракосочетания  с указанием  свидетелей со стороны  жениха и невесты, в том числе,  из их  родственников ( дядя, сват и т.д.).  Практически  все указанные  там лица , в том числе,  свидетели  «разложены»  мной  по семьям ( сегодняшним).
-  даты умерших , разводы
- можно указать родственные связи  после браков: кто есть кто.

9. Есть  дополнительные архивные дела числом более  50  ( земельные споры, пожары и т.д), где можно найти дополнительные сведения о своих предках.

10. Ответы на ваши вопросы по интересующимся или непонятным моментам.
11.Есть дополнительные архивные дела  за 1892 и 1920гг( большие списки семей или хозяйств, , где можно  указать конкретно ваших предков).
12. По серьезному: только на  оформление  по одной  линии родословной у меня уходит почти полных 2-3 дня (с некоторыми  перерывами).
-----


Обычно, за всеми  указанными личностями в документах, я ставлю  такой знак " ф/ф".  Это значит, указанная личность из той большой семьи, которая связана и указана в ревсказке 1850г. 
И многие личности, практически в 90 % случаях, личности определены как член той или иной семьи. ( на сайте не все указаны, т.к. уже доступ невозможен к некоторым статьям ).

Например, вот эта метрическая книга брака в 1892г.

Держитесь за предков!


М.Максут.

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music File 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music File 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music File 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 Audio File 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 Audio File 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.