ПОИСК ПРЕДКОВ КИЕВСКОГО МУЛЛЫ ЮНИСА АЛИМОВА.


На этой странице идёт продолжение  статьи 

№58. Шубино-Кочкопожарки-Астрахань. Джиганша Жаббаров..

№59. Потомки кочкопожаровского Дусяя. Имам Нурахмят Асфандияров ..

 

   Как известно по моей вышеуказанной  статье,  среди множества авторитетных и знатных  мулл  нашего края,   были  три   муллы, которые выехали на службу в другие города.  Их имена:
  -Нурмухамят Асфандияров из д.К-Пожарки,
-Жиганша Абдулжаббаров 1873гр из д.Шубино  и
- неизвестно пока из какой деревни    Юнис Алимов .
 
   Первые двое служили муллами в г.Астрахани, а  Жиганша Абдулжаббаров 1873гр еще и в Киеве, и  Юнис Алимов только в г.Киеве.
Моей задачей является: определить  место рождения Юниса Алимова, изучить его  род и связи.

   Долгое время пришлось искать предков и места рождения  Юниса Алимова. Так как его год рождения  неизвестен. Поэтому анализированы  разные варианты, но с учетом только  2-х деревень  -  по Шубине и К-Пожарки, т.к. в работе историков  указаны  о том, что около 60 семей в середине 19 века переехали в г.Киев.

Первый кандидат.

  В Шубине найден Юнис Алимов 1860гр по метрическим книгам и изучен со всех сторон. С учетом своего происхождения как со стороны отца , так и со стороны матери, он  тоже является достойным кандидатом  на пост дореволюционной муллы в Киеве.
Если разбирать его родителей, то получится следующее.

МухаммэдЮнус

Майнын 23
1860 ел.

Атасы  МухаммэдАлим Шэрифкол углы ф/ф71
анасы Жэмилэ (Бикулова) 
ф/ф8

Объяснение.
  Алим Шарифкулов- это сын Шарипкула Сулейманова. Укажу ссылку на этот род, где одни муллы и азанчеи.
№25 Межродственные связи потомков у служилых
Укажем  не менее интересные сведения по  статье https://ok.ru/maksut.mukhammetshin/statuses/152885169749475 где представители из этого рода занимались в Киеве предпринимательской деятельностью.
  А мать этого вышеуказанного МухамятЮниса 1860гр – Жамиля Бикулова, которая указана в ревсказке 1834г по д.Шубино 8 летней девочкой – тоже из рода вышеуказанного Жиганши Абдулжаббарова 1873гр. Линия предков Жиганши  Абдулжаббарова и Жэмили Бикуловой  идут от одного и того же служилого – у них единый предок в лице Ишмухамета Ибрагимова сына Азамета Исяшева. Ишмет рожден в 1679гр.
   Из рода Жэмили Бикулова по «Рекрутской переписи 1864г» найдена семья, выбывшая в неизвестность. Надо думать, что они выбыли в Астрахань или в Киев. Можно  так думать потому, что есть извещение  от муллы Астрахани в адрес шубинского муллы, где передалась  информация о рождении ребенка в  этой семьи.
Речь  о солдате Нурмухаммяте Алимове ибн Тякусеве, который  имел отношение к Астрахани, и у него с женой Фярюзой Сабировой в 1892г  родилась дочь Айша.  Семья и  род  Фярюзы тоже детально изучена и написана полная родословная. Она является моей снохой (Динара Андержанова -Мухаметшина). 

 

   Есть другие интересные моменты, связанные родственных связей между представителями из рода Жэмили Бикуловой, Алима Шарипкулова, шубинских купеческих родов  и представителями мулл и азанчеев из рода Бекеша Розбахтеева.
Иначе говоря, дети мулл или азанчеев женились из аналогичных же  семей, но и из семьи предпринимателей, ослуживших солдат и т.д.

   Вывод по 1 варианту: доказать, что бывший мулла мечети г.Киева Юнис Алимов был именно этот указанный шубинец  Юнис Алимов 1860гр –  пока нет оснований.
-------------------
Переходим к кочкопожаровцам.

По д.К-Пожарки найдены 2 личности Юниса Алимова.
Первый вариант.
Это Юнис Алимов 1885гр. В роду у него тоже есть муллы. И даже знаю некоторых сегодняшних его потомков. Им написана мной родословная.
В ПХК 1937г указана его семья. ( файл из-за размера не помещается. Поставим чуть позже).

Как видим: здесь одни грамотные люди, в том числе учителя.
Вот этого Юниса Алимова 1885гр  можно ли  считать  тем муллой г.Киева? Пока нет ответа.

------------
 Мой дальнейший поиск привел к другому  кочкопожаровскому Юнису Алимову, но уже  рожденного в 1854гр.
По «Рекрутской переписи 1864г по д.К-Пожарки». Его род тоже изучен.
    В итоге, по ревизии 1718г по д.К-Пожарки, он исходит из семьи:
Абыз Янганай Смолянов - 65 лет ( 1653гр) .
 У него дети:
 Сафар-30 лет  (1788гр) ;  (по линии Сафара идет Юнис Алимов)
 Сулейман -25лет ( 1693гр).

Как известно, нет сведений об основателях д.К-Пожарки,  кроме как  Кучкая мурзы,  Досая, и может быть, был  еще кто из Енгалычевых.

Если с натяжкой определить род  абыза ЯнганаяСмолянова, то я бы остановился на указанном в списке 1680г Смаиле мурзе Кучкаеве. Этот момент можно посмотреть здесь по ссылке
№24в Алатырь 1680г. Списки служилых 383 чел...

или просто указать здесь:
Сюнбай мурза Еляшев сын князь Мангушев
Умир мурза Алкаев
Смай мурза Кучкаев.

Как видим, здесь указан Мангушев, и два вероятных мурз из рода Кучкаева.  Думаю, Если и Умяр мурза относился к роду Мангушевых, то и за ним стояла бы родовая фамилия. Но, я акцентируюсь только на Смайле (Исмаиле) Кучкаеве – как вероятного потомка арзамасского служилого  Кучкая мурзы Сабаева сына  Мустафина.

 Если раньше, на основе сопоставления имеющейся у меня сведений, киевского муллы Юниса Алимова я относил к представителю  из д.К-Пожарки, то сегодня  я в раздумье: почему бы не быть шубинскому представителю в лице Алима Юнисова 1860гр.
Значит, этот вопрос оставляем для дальнейшего изучения.
--------------

Изучаем Алима Юнисова по данным из интернета.

    На наградном листе у Юниса Алимова   отмечено, что он состоящий при «Канцелярии Главного начальника снабжений армии Юго-западного фронта магометанский мулла» .  Это значит, что мог призваться на войну не как для участия военных действий, а вдохновения  сражающихся  солдат, для  продолжения  мусульманских  обрядов в военных условиях, а в случае смерти  - для похорон погибших по мусульманскому обычаю. Поэтому, на «Карточке прибывших» у него не указан даже возраст.  Вот для  чего нужны  были муллы  в 1-ой Мировой войне.

 Для представления о значении и функции мулл в 1-ой Мировой войне можно частично ознакомиться по ссылке:
https://www.liveinternet.ru/users/708893/post63496453

  Из интернета, среди участников в 1-ой мировой войне найден Юнис Алимов по д. К-Пожарки. Там его возраст не указан. Найдена также "Наградной лист на Юниса Алимова, но тоже без указания года рождения.

Как участник 1-ой Мировой войны указан дважды:

 

Алимов Юнис Алимович
Алимов Юнил (Юнис)

И как видим ниже, какой высокой награде он представлен.
В 1909г он стал муллой в Киеве, а потом с началом 1-ой Мировой войны стал муллой Киевского военного округа.


В итоге,
пока конкретно  кого-нибудь  из трех вышеуказанных  Юнисов Алимовых нет возможности  указать как муллу г.Киева. Поэтому, поиск продолжается. 

  В работе Брилева Д.В   упоминаются кочкопожаровцы  братья Шарафетдин и Бедретдин Хабибуллиных, а так же Эксан Ягудов.  Не составило труда найти их по д.К-Пожарки. Все трое найдены в кочкопожаровских документах.  Изучены их сегодняшние потомки и родоначальники за 17 век. С такими данными  как   Шарафетдин и Бедретдин Хабибуллины есть в роду  кочкопожаровского Ахметжанова Мубина абый(прозвище кэзэнай) - дедушки моей снохи Андержановой (Мухамметшиной) Динары.   (Мубин-Ахметжан-Хабибулла).
Кстати сказать, такое же прозвище «кэзэнай» имеет  один из троюродных  племянников шубинца Жиганши Абдулжаббарова – Сафиулла Саттаров ибн Айнетдинов. Наверное, это простые совпадения.
 И есть ли связь после бракосочетаний между женой Аляутдина абзый Камалетдинова с  кочкопожаровцами. Этот вопрос не изучен.

  -------------------------    
Теперь, ниже, отрывки- только основные моменты из работы Дениса Валентиновича Брилева, в контексте наших земляков, которые, возможно, торговали на ярмарке в Н.Новгороде сначала, потом «освоили» и Киев :
https://cyberleninka.ru/article/n/zapretnyy-islam-v-sovetskoy-ukraine    
 «В 1855г. своим решением Государственный совет освободил от квартирной повинности дом имама Николаевского порта Абубекера Салкаева при условии, что там совершаются религиозные обряды (Арапов, 2001, 157). Однако в1894г. ….……обряды в мечети исполнял бывший сторож Абдрахим Ахметов. В1903г. он совершал богослужения в Николаевском исправительном отделении……».
------------  
 «Что касается Киева, то появление локального сообщества мусульман (прежде всего татар) в новейший период истории начинается с1840г., в котором сюда переселилось 60 семей сергачских татар (главным образом из двух сел - Кочко-Пожарки и Шубино), занимавшихся преимущественно мыловарением и торговлей. Татары поселились на Подоле, в районе горы Щекавица……Немногим позднее этот район получил название Татарка..».
-----------------------
«12марта 1927г.   В Одессе местный мулла Сабирзян Сафаров был расстрелян……..».
--------------------
«Обязанности муллы в послевоенные годы исполнял Хусеин Семирханов, затем Ханафи Басыров, а в 70-е годы - старый пекарь Абдулла Хасанович Каипов».
---------------------
«Был у нас военный мулла. Он освящал солдат перед праздниками. Когда он совсем состарился, его заменил приехавший из Астрахани Жиганша -мулла. А когда молельный дом закрыли, он вернулся снова в Астрахань со своей семьей. Молельный дом был двухэтажный. На верхнем этаже жил мулла».

----------

Юнис Алимов, служивший  муллой в г.Киеве  более 25 лет, похоронен в на татарском кладбище г.Киева.

Еще раз мои благодарности Денису Валентиновичу Брилеву.
 Также благодарен шубинцу-рыбушкинцу Измайлову Ринату (мэмэз), который тоже  сотрудничал по поиску наших киевских мулл.
--------------

  Когда летом  2015г ознакомился содержанием  книги кочкопожаровца Юнусова Феракша абый, то в память впала  строчка « из Казани прибыл Жиганша халиф и   поехал в Астрахань». Теперь уже узнали точные годы: Жиганша абзый Абдулжаббров прибыл из Казани в К-Пожарки в 1911г и поехал  в Астрахань в 1912г.

 

 Зять Феракши Юнусова в лице  Фаракшин Рахимжан абый разрешил мне из книги Юнусова Феракша абый  « История села К-Пожарки» напечатать общие моменты, касательно некоторых имен и фамилий, а также событий.

 

С 1500 по 1930гг мост через Пьяну  был  около д.Русской Пожарки. 

1891г  жара, засуха и голод

1868г  на Пиане функционировал паром. 

1873г  1 июня был сильный град размером с голубиное яйцо.

1865г Садек абзый из д.Овечий Овраг и  начал обучать к нашей вере

1895 г Асфандияр мулла упоминается в одном деле.

1886 г  умер Садек абзый из Ов.Оврага. Прибыли люди из многих деревень на похороны.
1888 г из Казани прибыл Абдулла хазрэт. 

1899г Юнусов Фаракша абзый поехал учиться в Казань

1890г В К-Пожарки  из г.Нурлат (Татарстан) прибыл  Фахретдин ишан

1891г в К-Пожар прибыл из Сафажай Хабибулла Ишан

1890г Сафажай прибыл Шарафетдин ишан

1890г из Андреевки прибыл Закария ишан

 

С 1800 по 1930 в К-Пожарках были 12 указных  мулл и 7 азанчеев. 

В период с 1800 по 1910г из кочкопожаровцев 12 человек были в Мекке. 

1911 засуха

1911 из Казани прибыл Жиганша халиф и  в 1912г поехал в Астрахань. 

193б тёмная туча над д. Шубино и был сильный град

1917г сильный дождь и  вода унесла мост через Пиана. 

1917г в Сергачскую духовную комиссию вошел  Алимов Мухамметша

---------------------
  Как посещали представители духовенства одной деревни (города) другую, можно увидеть на примере К-Пожарки по работе Юнусова Феракша абый. Я думаю, некоторые высокие гости, например, казанские, нурлатские в те же дни  могли посещать  и  другие деревни. Допускаем, что между гостями и кочкопожаровцами  была  родственная связь в том числе после бракосочетаний .

В большинстве случаев написано: «в гости».

Среди гостей были и хафизы- верующие, знающие Коран наизусть.
Ишан — титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов.

Кто еще из знатных людей посещал д.К_Пожарки:

Из Нурлата Фехретдин ишан
Из Нурлата Садретдин ишан
из Касного Острова Фаттах хазрэт
из Кр.Острова Мэвдут ишан
из Ов.Овраг Абдулжалилов Садек абзый
Из Сафажай Шариф ишан
из Сафажай Максиня? хазрэт
из Петряксы Хамидулла хазрэт
из Андреевки Зэкэрия ишан
из Ишавыл  Сафар хафиз
из Казани Абдулла хазрэт
из Казани Киваш хазрэт
из Яна пар  Гариф мулла
из Казани Ибрагим Хафиз
из Казани Вяли Карим(ов)
из Кузьминки Диян хафиз
из Казани Гэрэй хафиз
из Петряксы Садер мулла

 

Есть также  некоторые интересные моменты из шубинских метрических книг. Я их сопоставил, чтобы найти связь  после бракосочетаний  между  семьями мулл, а также  между выбывшими из наших сёл в Киев, Астрахань и в другие города.

По теме Киева есть на сайте с.Шубино.
  С почтением и с благодарностью к нашим предкам, М.Максут.


М.Максут. 27.03.21 г. 

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music File 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music File 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music File 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 Audio File 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 Audio File 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.