ЭТО ТОЖЕ ЧАСТЬ НАШЕЙ ОБЩЕЙ ИСТОРИИ.
НОВОЕ АРХИВНОЕ ДЕЛО.
 

     В течение много  времени, и особенно в последние 2 года, и большим интересом идёт поиск основателей д.Шубино.
      В настоящее время  продолжается  поиск  основателя д.Шубино Бекбулате Шоба и его потомках. Об этом  пишется в статье « №8а Поиск Бекбулата Кильдеярова и Бекбулата Шобы....».  Статья чуть обновлена. Там указаны в контексте и некоторые Мокшаевы. Всё это ведется методом сопоставления.

     Продолжается  также поиск шубинских и каргинских Караевых. Один из которых в лице Розбахтея Караева  с 4-мя шубинцами и со служилыми из д.Пошатово, Ендовище указаны как торговцы лошадьми в Москве в 1630г, где шубинец  Разбахтей Караев указан как житель д.Лепня, Арзамасского уезда, хотя тот же Розбахта Караев  указан по Шубине в 1624г в Писцовой книге.
Теперь,  я нашел  еще  одно архивное дело касательно Розбахтея Караева с  его товарищем Тябышем Ижбулатовыми и их «со товарищами». События  происходили  рядом с  д. Ляпня Залесного ст. Арзамасского у.), и о выдаче списка с грамоты. 

 Дело довольно информативное для моего дальнейшего анализа. Это новое имя Тябыш Ижбулатов открывает новые возможности для поиска.  Думаю, имя Тябыш- это скоее всего Токбулат.
Представить только: они были в д.Лепля не вдвоем, а целых 17 человек. (К сожалению, фамилий не указаны) А как помним дети самого Уразбахтея Караевы в лице Бекеша и Уразая указаны еще по Шубине с 1602г.
   В Писцовой книге 1624г у нас в Шубине указан Ковьянко Тобаев, живущий у  брата. Так же есть, Нунаев Тобук (Токбулат) , который тоже был в Москве в торговле лошадьми в 1630г. 

Почти уверен, Тябыш Ижбулатов – это неизвестный нам прежде Тобук (Токбулат) Ижбулатов. Эта личность «всплыла» впервые в нашей истории.

   В статье от Евгения Пародеева о братьях « №4а. Служилые татары Булуш и Чиниш Байбулатовы..»  есть свидетель : «….да арзамасского уезда деревни Кочки-Пожарок Тобуков абыз Енаев». Этот Тобук Енаев пока нигде не указан в истории К-Пожарки.  Все эти моменты будут изучены дополнительно.

  Если коротко изложить суть архивного дела, то думаю, следующее.
На каком -то этапе один из  потомков крымско- казанского  князя -  Розбахтей Караев со своими 17 товарищами оказались в д.Лепня, Арзамссского уезда. Указано, что это было в 1623г.  И надо думать, что они  там обосновались и претендовали,  или же даже успели прикрепить за собой
полянку с лесом и сенные покосы, которые чуть позже  оказались спорными. Состоялся суд. Истцом поступили потомки Киселева, которые имели более весомые  документы для доказательства,  а ответчиками  были  Розбахтей Караев  с Тябышем Ижбулатовым. В итоге, наши «уступили» лесные и сенные участки.
  Получается,  наши имели грамоту на места в районе д.Лепля  еще в 1623г.
Я искал этих Караевых уже давно, еще в 2015г были записаны последние мысли. Там даже в статье всплыл рядом  внуками Розбахтея Караева  Семак-абыз Кобяков. Этот Семак должен быть сыном  Ковьянко Тобаева.
Думаю, сопоставление и расширение изучения по этим нашим основателям деревни будет на второй части текста.
Интересен вопрос: кто же входил в состав группы из 17 человек?
На этот вопрос, скорее всего, мы уже не ответим. Может братья наших шубинских основателей, которые указаны в списках 1602г?
Не зря в нашей истории есть сказание, что
прежде жившие на нашей местности мордва, вынуждены были переселяться  в д.Какино, что находится  в районе Гагино.
-----------------


САМО АРХИВНОЕ ДЕЛО.

1645 г., февраля 22. – Указная грамота из приказа Казанского дворца в Арзамасскую приказную избу об отказе Ивану Большому и Ивану Меньшому Степановым детям Киселева полянок и сенных покосов, спорных со служилыми татарами Разбахтеем и Тябышем Ижбулатовыми «со товарищи» (д. Ляпня Залесного ст. Арзамасского у.), и о выдаче списка с грамоты.

 

(л. 1) «Список з грамоты слова в с[лово]1.

От царя и великого князя Михаила Федор[о]вича всеа Русии в Орзамас стольнику н[а]шему и воеводе князю Михаилу Ива[но]-вичю Коркодинову.

В прошлом  во 152-м году в приказе Казанскаго дворца перед бояринам  нашим перед князям  Никитою Ивановичем Одоевским да перед дьяки нашими перед Микифором Шипулиным да перед Пятым Спиридоньевым искал Иван Степанов сын Болшой Киселев и вместа  3 брата своего Ивана Меншово Киселева Арзамаскаго уезду,  деревни  Лепъни на слушилых  татарех на Розбахтейке Караеве с товарыщи земъленого владенья и сеных  покосов по челобитной. А в челобитной их написона:

 

   Владеют де те татаровя Розбохтейко и Тябышко Ижбулатов с товарыщи насилством нашим жалованием, а их Ивановым поместьем, в Арзамаском уезде в Залеском стану полянами Атемъделемнею да Озямкужнею и сеными  покосы по дуброве от Перещипи к речьке  Похталею и вверх тое ж речки Похталеи. А тое-де земли дубровные старого облогу трицеть десятин, а сеных покосов на двести копен. И отвечик  Разбохтейко Кораев, выслушав тое исковую челобитъную и за себя, и за товарыщев своих, отвечал,  а в ответе сказал: землею де они их, Ивановою, не владеют, а владеют своею землею. А где  Иванова земля, полянка Отямделемня, а дуброва за черным лесам  их татарская, сверх речки Похталеи, по дуброве сенные покосы их же.

  И истец Иван Болшой Киселев слался из виноватых по двум писмянным сыскам: по первой на выпись арзамаского губного старосты Ивана Козодавлева и на отделныя книги в том, что по дуброве сеные покосы написаны к их исцовым полянкам; по другой слался на выпись же письма и меры Федора Шишкина да подьячего Томилы Зябълаво, кокова дана отвечиком их тем татаром на их поместье в том, что тем татаром к деревне Лепъне дубровы и по дуброве сена не написана. И ответчик Разбохтейко, выслушав ссылачьные памяти, по первой на выпись и на отдельные книги слался в послушество, потому что-де тот губъной староста Иван Козодавлев умышлял с-ысцами  их заодно, а по другой – на выпись же из винаватых слалъся же.

    Истец Иван Киселев подал с отказных книг выпись, по чему ему та земля крепка, которые он ищет на отвечиках своих. А ответчик Разбохтейко, выслушев исцеву выпись, подал выпись же, кокова дана  им с писцовых книг на тое их землю.

 

   И в выписи отказу губъного старосты Ивана Козодавълева 139-го году (1631г по новому стилю) , кокова дана Ивану Болшому да Ивану Меншему Киселевым, в Орзамаском уезде в Залесном стану за Шетковъскими вороты полянка Делемня да полянка Азямкужня да полянка Демликужня, четвертъной пашни на тех полянках сорак чети в поле, а в дву по тому ж; сена по дубровам и по врашкам двести копен. А смежны те полянки деревни Лепни с полями и вверх по речьке Ежати, а вниз тое ж речьки Ежати по Перещип да по речьку по Пахталею, земля за Похталеем удинския мордвы, а к Ежати речьке те поляны Атямделемня да поляна  Азямкужьня да поляна Делекуша отделены Ивану Болшому да Ивану Меншому Киселевым по государеве грамоте, и в той выписи написана против их10 исцовы исковыя челобитные.

А выписи ж с орзамаских книг писма и меры Федора Шишкина да подьячево Томилы Зябълого 131-го году(  1623г по новому стилю) , какова дана ответчиком, арзамаским служилым татаром Разбохтейку Караеву с товарыщи, семинацети человеком, написано: в Орзамаском уезде в Залесном стану деревня  Лепня на речьке на Пекшати. Пашьни паханые добрые земли две чети с четвериком да перелогам и лесам,  поросло сто сорак чети бес полуосмины; обоего сто пятьдесят одна четь бес четверика в поле, а в дву по тому ж. Сена по ржавъцам и возле болот и по врашкам восемьсот копен. Да за ними ж по врагу по омеле сенных покосов, что была в споре с Давыдам Трескиным, двести копен. А лес оне хоромъной и дровеной секут в мордовъских в борътъных ухожеех в большом в черном лесу. И в той выписи дубровы и по дуброве сена к деревне Лепне не написана.

 

    И по тому судному делу и по приговору боярина нашего князя Никиты Ивановича Одоевъского да дьяков наших Микифора Шипулина да Пятова Спиридонова тою дуброваю и сеными покосы велена владети исъцам Ивану Болшому да Ивану Меншому Киселевым по оддельным  книгам Ивана Козадавлева, потому у14 ответчиков у арзамасских татар в их выписи, кокова дана им во 131-м году семиноцети человеком, и в той выписи дубровы и по дуброве сена к деревне Лепне не написано. А та выпись у них в суде объчея [с]сылка. И потому те ответчики обинены, а истъцы опровлены. А что та земля, дуброва и по дуброве сена выписи  Ивана Козодавлева за ними написана. И тот приговор исцам и отвечиком в 15 приказе     Казанскаго дворца сказан, и тою дубровою и сенными покосы велено истцем владеть по тем отдельным книгам, а ответчиком тою дубровою и сенными покосы владеть не велено, потому что за ними в их выписи та дуброва и сенные покосы не написана.

   И ныне били нам челом истцы Иван Болшой да Иван Меншой Киселевы, чтобы нам их пожаловати: велети им с того суднаго дела и с приговору боярина нашего князя Никиты Ивановича Одоевъского да дьяков наших  Микифора Шипулина да Пятава Спиридонова дать нашу грамоту, потому что тот приговор сказан ответчикам ево двум человеком, а достольным таварыщем их не сказана,  потому что оне живут в Орзамаском уезде в деревне своей Лепне, и те-де два человека таварыщем своим того приговору не скажут для своей безделной корысти, для того, чьто оне емълют с товарищев своих еже-зим для московские проести на подмогу деньги и впредь18 де похвалаюца  тою их земълею, дубровою и сеными покосы владеть своим насилством по прежнему.

 

  И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б послал на тое земълю на дуброву и на сенные покосы, которою земълею и сеными покосы довелось владеть по нашему указу и по приговору боярина нашего князя Никиты  Ивановича Одоевъского да дьяков наших Микифора Шипулина да Пятова Спиридонава3 Ивану Большому да Ивану Меншему Киселевым, и тое землю, дуброву и сенные покосы при сторонних людях и при отвечиках велел Ивану Большому да Ивану Меньшому отказать против выписи губънова старосты Козадавълева, чем им велено владеть по той вы-писи, а ответчиком арзамасским татаром деревни Лепни Тябышку Ижбулатову с товарысщи тою землею, дубравою и сеными покосы впредь владеть не велел, а потому что в их татарской выписи, какова дана им, татарам, семинацети человеком, во сто 31-м году (1623г по новому стилю)  к деревне Лепне дубровы и сенных покосов не написана.

А прочет сю нашу грамоту и списав с нее список слово в слово, оставил в нашей казне в съежей избе. А подлиною нашу грамоту отдал бы еси истцом Ивану Болшому да Ивану Меншому Киселевым впредь для спору.

Писан на Москве лета 7153-го( 1645г по новому стилю)  февраля в 22 день.

  На челобитной дьяка Микифора Шипулина, а назаде у подлиной грамоты дьяка рука Пятова Спиридонава». (конец архивного дела).

Еще некоторые мысли в связи с этим делом.
1. В Писцовой книге Алатырского уезда за 1624г, Розбахтей Караев указан  среди шубинцев как «во дворе».
2. Он же указан в 1630г как житель д.Лепня, Арзамасского  уезда. Сейчас это деревня входит в состав Гагинского района.
3. Тобыш ( Токбулат)  Ижбулатов изучается в контексте с Бекбулатом Шоба. Изучаются служилые Ижбулатовы  в нашем крае за начало 17 века с именами  Ижбулат, Токбулат, Кудаш. В шубинских ревсказках есть имя Шамакай- Шемакай. Не исходит ли это имя от имени Ишмамет?
Есть имя Ижбулат . Не мог ли это имя трансформироваться в обиходе в имя Шебулат и становиться прозвищем Бекбулата Шобаева. Тоже вариант.
4. Ну и еще раз касательно рода наших Караевых напоминаю запись:
 

Цитата из работы « Роль касимовских татар в истории России»

 Ф.Л. Шарифуллиной (одной из   ведущих археологов-булгароведов Татарстана):

Из исторических источников известно, что царевичи Касим и Якуб выехали из Казани в Касимовское ханство со своими придворными из числа казанцев. Группы казанцев, иногда весьма значительные, выезжали на постоянное местожительство в Касимовское ханство и в более поздние времена. В 1535 году из Казани вышли сторонники Шах-Али – «казанские князья Шабас князь Епанчин да брат его Шабалат да Карамыш з братом с своим с Евлушем, Хурсуловы братья, и с ними князей, мурз и казаков шестьдесят человек из Казани». В «сентябре 1546 года приехали из Казани к великому князю служити князи казанские Кулуш князь, Тереур, Бурнаш да Чюрины братия Нарыкова, 76 человек».
 

 


Теперь стоит изучить дальше и род  Епанчиных.

М.Максут.
Деревня Лепня,Арзамасского уезда на старой карте.

На нижней строчке. Рядом с Гагином известная нам д.Какино, Гагинского района.

Анализ идет и в этом направлении.

  Вышеуказанный Тябыш Ижбулатов очень интересен в контексте с Тепеем Ижбулатовм - сыном Ижбулата Разгозина, который имеет отношение к д. Барашев усад Арзамасского уезда. (По работе Сенюткина С.Б.).
Имя Токбулат в ревсказках и обычных архивных делах писали (по Шубине во всяком случае): Токбулат, Тюбалей, Тебей, Тобай. Тогда уж можно допустить и вариант Тябыш, Тябай.

-------------
Для интереса фрагмент из работы Сенюткина С.Б:
   " ....В 1612 году Ижбулата Разгозина и часть его людей в приказном порядке перемещают в Курмышский уезд в район между реками Шишковердью и Ургой. Доподлинно известны имена лишь трех человек, ушедших с ним, — Невер Урмашев, Баиш Черевчеев, Сюнчалей Ураков. Однако какая-то часть первопоселенцев здесь осталась, а также дети ушедших.

    Правильность установления места нахождения подтверждается анализом имеющихся данных, относящихся к XVII столетию. В частности, в 1639 / 1640 году Барашев Усад («что ныне деревня») существует в Арзамасском уезде (там же, ф. 1403, оп. 1, д. 273, л. 4).
 Что же касается XVIII века, то к 1700 году относится передача выморочного поместья Тепея Ижбулатова, сына Ижбулата Разгозина, внуку И. Разгозина Мамоделею Тепееву (17 четей в пустоши Барашев Усад). Тогда же алатырские служилые татары деревни Петряксы братья Багилдины обменяли свои наследственные земли в Барашеве Усаде (17 четей) на земли в деревне Пилекшеево Арзамасского уезда...." (конец цитаты).

   Если в контексте Ижбулатом Разгозиным  искать, то в  работе Сенюткина С.Б. есть следующее:
«Барашев Усад Арзамасского уезда возник до 1613 года на реке Келе, основанный отрядом из 20 человек во главе с Ижбулатом  Разгозиным, пришедшим с мещерских мест. Видимо, усад просуществовал не менее века; его татарские землевладельцы упомянуты в 1700 и 1702 годах. Но, начиная с первого двадцатилетия XVIII века многие его жители уходят в другие (причем далеко расположенные и в иных уездах) татарские деревни - в Петряксы, Собачий Остров, Красный Остров, Ключищи. Утверждать так позволяют сведения о том, что в 1717, 1719, 1726, 1735, 1737, 1738, 1743 годах жители упомянутых татарских деревень продавали принадлежащие им земли близ Барашева Усада 128. По-видимому, в обрусевшей, весьма удаленной от татарских поселений, деревне оставались немногочисленные новокрещены, оторвавшиеся от своих этноконфессиональных основ, но из-за активности соседствующих русских помещиков не сумевшие защитить свои земельные права. На протяжении XVIII века этот поселок перестал быть татарским и со временем прекратил свое существование….»(конец цитаты).


Ниже,  методом сопоставления я ищу еще более  раннюю связь между шубинским Розбахтеем Караевым и Тябышкой Ижбулатовым из д.Лепня. Также ищу связь между Тябышем Ижбулатовым и его  отцом Ижбулатом Разгозиным. 
Попробую поискать те места, где изначально могли быть эти указанные два служилых: откуда они прибыли, какая есть связь между ними. Имя Разгозя не такое и частое, как и Салтогозя. Как известно, что наши предки давали имена своим созвучные сыновьям :
Енебяк -Тенебяк, Янгозя-Байгозя-Разгозя,  Акчура-Карачура, Янтуда-Байтуда и т.д.

В работе Орлова А.М. http://mishare.narod.ru/books/Ethnic_roots/4.htm

  есть список служилых татар, переведенных из Кадома в арзамасские места в 1586г.
И том списке  есть по имени Разгоз. Интересны и другие некоторые  служилые для сопоставления, отмеченные жирным цветом.


Алтыш Алышев
Чирювчей Руштанов
Суморок Буралгин
Ишей Носаев
Енговат Борашев
Разгоз Теребердыев
Розгильдей Полтинин
Чекей Енгильдеев

Байчура Енговатов
Бичура Енговатов
Чурак Боратчеев
Козай Мошнин

Этот вышеуказанный список можно сопоставить с нижеуказанным  списком  1645г по д. Собачий остров из той же работы Орлова А.М.

Фомка Сюнеев

Ноганка Бегинин

Безсонка Розгильдеев

Толмаметка Сумороков

Ижбулатка Разгозин

Атанайка Тенибяков

Сюнчелейка Акбулатов

Батейка Богданов

Битоватка Булакаев

Разгилдейка Бичильдеев


Мой этот анализ пока не показал  какой-либо связи Розбахтея Караева и Тябыша Ижбулатова.
А  Тябыша  Ижбулатова можно сопоставить с Разгозом Теребердеевым, и он должен быть из Кадома. 
Имя Суморок тоже редкое имя. Думаю, Толмаметка Сумороков из д.Собачий остров можно рассматривать в контексте с Сумароком Баралгиным.

Пока не найдена  также связь между ними и Бекбулатом Шоба. 

Анализ и поиск продолжается.

М.Максут.

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music File 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music File 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music File 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 Audio File 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 Audio File 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.