ЧЕМ ГЛУБЖЕ ВНИКАЮ В «ПИСЦОВУЮ КНИГУ ТАТАРСКИМ ПОМЕСТНЫМ ЗЕМЛЯМ АЛАТЫРСКОГО УЕЗДА 1624-1626гг», ТЕМ ИНТЕРЕСНЕЙ.

   Пока работал и работаю по данному источнику, повторно и повторно восхищаюсь как содержанием самой книги, так и его составителями – Акчуриным М.М. и Кочетковым В.Д.
   Восхищаюсь потому, что сколько там ценной информации и сколько еще не раскрытой. Я имею в виду родственность между служилыми - основателями деревень, указанными в этой работе, которых «разбрасало» потом по разным уездам и деревням нашего края.
   Теперь же, нам предстоит искать и искать, и сопоставить.
Возьмем, например, потомков и предков Кучкая мурзы или Емаша Мангушева.
-----—
1595г. 12 мая. Отдельные книги земель служилых татар.
Лета 1595-го, мая в 12 день по государеве цареве и великого князя Федора Ивановича всеа Руси грамоте и по челобитью арзамасского служивого татарина Чекея Енгильдеева, ……..А на окладе с воеводою были арземаские мурзы Кучкай мурза князь Сабаев сын Мустафина да Енебяк мурза да Тенебяк мурза Енговатов, да Мамай мурза Кильдишев, да Коклуш мурза Енголычев, да Улубек мурза да Ждан мурза Томаевы дети, да Акбулат Шекаеев…».

   Если внимательно вчитаться «Писцовая книгу 1624г», то в глаза бросается , что служилых повторно наделяли землями и в период между 1618- 1625гг, т.е. после ногайского сражения.
   Неделять земли, наверное, начинали с княжеско- мурзинских родов, т к именно они возглавляли движение против ногайцев. Хотя, из отличившихся в 1612г, официально известны 2 только князя: Баюш Розгиильдиев и Емаш Мангушев. Однозначно, были представители и других нижеуказанных нижеуказанных родов.
   Если чуть конкретнее, то да, нам известен тот же Кучкай мурза князь Сабаев сын Мустафин. Но ведь даже точно не знаем: сколько было детей у этого Мустафы, у его сына Сабая и у самого Кучкая? Или же, у того Ямаша Мангушева. А ведь они есть, и указаны в той же Писцовой книге.
Но одно известно, что эти представители нескольких княжеских родов из Арзамасского и Алатырского уездов, хорошо знали друг друга и держались вместе. Надо думать, хорошо знали их и воеводы этих уездов, у которых, может быть, они получали и старые поместья до 1612г, но и повторно после 1612г . Из воевод я имею в виду Вельяминова- Воронцова Федора Семеновича, Хилкова Иван Васильевича, Черкасского (Ахамашуковича) Василий Петровича. Их ФИО пишу полностью потому, что, как мне думается, именно в честь этих воевод , князья нашего края могли назвать своих детей «воеводческими» имена Федор и Василий..
   В контексте с именами Федор и Василий – эти имена встречаются и у Салтогозиных, у Каргашиных (Рыбушкино)и у основателя д. Пица. И никак нельзя сразу воспринять, что отдельные дети этих служилых с именами Федор или Василий приняли православную веру. Там, где приняли крещение, то там обычно и указываются как «новокрещены». Взять того же , мной анализированного Уразмамета Васильева из д.Пица. Может ли, принявший или изменивший своей вере, и изменивший свое настоящее мусульманское имя на имя «Василий, потом назвать своего сына Уразом или Уразмаметем? Думаю, значение слова «ураза» и имен «Ураз, Уразай,Уразмамет» - и не обязательно вам объяснить. И так всё понятно.

   Что еще бросается в глаза - это то, что эти же княжеские представители называли перекрестными имена своих детей и внуков. Нет сомнения, это было такой традицией в то время. Мальчик получил имя не просто так, а со смыслом и в честь какого-то.
Поэтому, в этих княжеских родах встречаются такие имена как Емаш, Болуш, Болей, Бирюш, Айтуган, Ждан, Алмас, Богдан, Боюш.
Некоторые из этих же имен повторяются даже между дядями и их племянниками. В частности, мной анализированном роде Салтогозиных. (статья на сайте под №8в).
—---------—
    Конечно же, многое пришло в движение после сражения против нагайцев в 1612г. Я имею в виду перемещения служилых и выделение новых земель старым служилым, которые жили уже прежде в нашем крае еще до начала 17 века, и призыв новых служилых из других уездов. И вновь образованным новым деревням, которыми владели представители этих княжеских родов на новых поместьях, давали уже названия с дополнением «Новая…..».
Поэтому встречаем в « Писцовой книге1624г» названия деревень Старое Кучкаево и Новое Кучкаево и т.д. И как мне кажется, эти названия связаны с Кучкаем мурзой.
    Как уже выше отметил, что еще до 1612г, многие представители княжеских родов, хорошо знали друг друга, и даже граничили их земли. Среди таких можно выделить роды Мангушевых, Солтогозиных, Мустафиных, Болеевых, Кучкаевых. Можно сюда отнести и Караевых - потомков князя Нарыкова Кукусева. Единственное, с акцентом - с с их статусом не указан в "Писцовой книге" княжеский род Карая Чурина. Это может быть от того, что к 1624г были уже только мурзы из этого рода, и даже в эти годы они не указаны как «мурзы». Точно также, как и шубинские Кильдеяровы. Интересный вопрос: почему не указаны их статусы?

------------------—
Ниже приведу примеры из "Писцовой книги", имена княжеского-мурзинские и с кем они граничили, названия деревень, воевод,

За новокрещеном за Романом Еделевым жеребей в селе Кучкаеве, что было в поместье за Бибаем Мустофиным в жеребью селе двор помещиков,

================
А межа Романа Еделева с арземаским мур[зой] с Федором Мустофиным. Межу их в усаде: столб от оврага, от князь Василья Петровича Черкасково рубежа столб, на… а сенные покосы Федора ж Мустофина от князь Василья Петровича Черкаского с новокрещеном с Романом Еделевым рубежа столб, на столбе грань к речке Курдашке…»
--------------—
«За орзомаским мурзою за Федором Бекбаевым сыном Мустофиным жеребей в селе Кучкаеве отца ево поместье, в жеребью селе двор помещиков да крестьянских дворов…»
---------------------—
А межа арземаской мурзы Федора Бекбаева сына Мустофина жеребью сельца Кучкаева со князь Васильевым поместьем Петровича Черкасково жеребья сельца Кучкаева вниз рекою Пьяною до врага, на котором враге сельцо Кучкаево едучи ото Пьяны врагом к селу Кучкаеву, по правую сторону врага земля арземасково мурзы Федора Мустофина, а по левую сторону врага земля князь Василья Петровича Черкасково…».
--------------------—
«За Артуганом мурзою Уразлеевым сыном князь Салтагазина жеребей в деревне Мангушеве. В жеребью деревни Мангушеве двор помещиков да крестьянских дворов…».
---------------------—
«…А межа Актуганову поместю Уразлеева з братом и племянники жеребью деревни Мангушеве вопче с Емяшем мурзою князь Мангушевым с племянники и писана межа подлинно под Емяшевою статью князь Мангушева, а жеребью деревни Болеево межа за рекою за Алатарем полянка на реке на Терляви для нагаисково убегу от польской стороны на реке на Алатаре на врашке дуб…».

==========
«…За вдовою Исинеею Уразлеевскою женою Салтагазина, да за ее дочерью Черпаною, да за вдовою Еферкою Ахмаметевскою женою Салтагазина, да за сыном ее за Бейбаком прожиточное поместье жеребей в деревне Мангушеве…..».
-----------—
«..А межа вдовам з детьми в жеребью деревни Мангушеве вопче с Вемяшем мурзою князь Мангушевым з братьею и с племянники и писана межа подлинно под Емяшевою статьею князь Мангушева. Писано за ними по государеве грамоте за приписью дьяка Афонасья Истомина 128 (1619/1620) году, а платить з живущего с четверти бес третника пашни…».
-----------------—
«За Алмакаем мурзою Салтагазина отца ево поместье жеребей в деревне Мангушеве. В жеребью деревни двор помещиков, да крестьянских дворов…»
----------------—
«[Л. 8] А межа Олмакаеву поместью жеребью деревни Мангушев вопче с Емяшем мурзою князь Мангушевым з братьею и с племянники. И писана межа подлинно под Емяшевою статьею князь Мангушева. А пустоши Болееве межи с Айтуганом мурзою Уразлеевым за речкою полянка,….. Да на Моковы-помры правая сторона Олкая мурзы, а левая сторона Айтугана мурзы Уразлеева з братом и с племянником.».
-------------—
№8 За Емяшем мурзою князь Мангушевым отца ево поместье жеребей в деревне Мангушеве. В жеребью деревни двор помещиков, да три двора людских: Енбулатка да сына ево Бекбулатка, да крестьянских дворов…».
------------------—
За вдовою Битуганом Девлетевскою женою Манылова, да за сыном ее за Бирюшком прожиточное поместье мужа ее жеребей в деревне Мангушеве. В жеребью деревне Мангушева двор помещиков, да крестьянских дворов..».
------------—
«За Бойкеем мурзою Янтудиным старое ево поместье жеребей в деревне Мангушеве. В жеребью деревни двор помещиков…»
---------------—
«А межа Бакееву поместью Янтудина деревни Новой Мангушевой с Ямяшем мурзою князь Мангушевым вопче. И писано за ними подлинно под Емяшевою статею князь Мангушева. А жеребью деревни Старой Мангушевой межа за рекою за Алатарем старая полянка для нагайсково убегу вопче с Емяшем мурзою князь Мангушевым с племянники на берегу на Алатаре на лугу дуб…… Правая сторона Бакея мурзы да Емяша князь Мангушева, да Алакая мурзы. А левая сторона Емяша мурзы Болеева з братьею до Олемаса-помры а от Олемаса-помры на березу. На березе грани по обе стороны. Да з березы до студеново ключа, а от студеново ключа на низ по суходолу по речку по Чиндиряшу до большово болота. Правая сторона Бакея мурзы с Емяшем мурзою князь Мангушевым с племянники да Алкая мурзы..».
---------------—
« За Емяшем мурзою Болеевы[м] сыном Салтагазина в поместье жеребей в деревне Мангушеве. А на ево жеребей крестьянских дворов…».
-------------------—
Если княжеские роды как-то можно представить, но интересен указанный рядом с ними мурза Бойкея Янтудина. Вот этот вопрос тоже заинтересовал меня.
В связи с этим попробовал анализировать эту личность.

Из «Писцовой книги1624г»:
« Деревня Рыбушкина на враге на Чюмболее, а в ней служилые татарове: во дворе Ишмейко Янгильдеев, во дворе Ише Бизигитов, во дворе Урмайко Утешов сын Янгильдеев, во дворе Такай Чигирев, во дворе Янтуда Янышев, во дворе Васька Коргошин, во дворе Баик Баишев, во дворе Окмамет Тулушев, во дворе Бибарс мурза Семакаев, во дворе Янчюра Чирин, во дворе Килмамет Кочкуров, во дворе Енговат Булатов, во дворе Немин Сюндюков; татаровя ж написаны у розбору с отцовских поместьей: во дворе Алышка Будаев, во дворе Теребердейка Бокаев. Татарове ж помесными оклады верстаны, а земли под ними нет: во дворе Олакай Бокаев, во дворе Кирмаметко Багильдеев, во дворе Алебек Узеев; неверстаные, земли под ними нет: во дворе Килей Янбулатов, во дворе Розап Чинекеев, во дворе Ижбулатко Ишеев, во дворе Черевкейко Сунчалеев.
М.М. Большинство из них сейчас уже известны. И даже составлены полные родословные историками, в частности Сенюткиной О.Н или же в некоторых случаях вами.
----------------—
Деревня Иваш на речке на Иваше, что было в поместье за Иваном да за Ондреем Хохловыми. А в ней служилые татаровя: во дворе Кубяк Тенябяков, во дворе Булуш мурза Сабаев, во дворе [Л. 43об.] Досай Уразлеев, во дворе Булай Янтудин, во дворе Терегул Лаишев. Татарове ж помесными оклады неверстаны, служат с отцовских поместьей: во дворе Сунчалей Мустофин, во дворе Булайко Чернышов, во дворе Досайко Ишеев.
------------------—
Деревня Новые Турдоманы выставка и[c] Старых Турдоман на речке на Урлее, а в ней служилые татарове: во дворе Емаш Утешов, во дворе Чембулат Кошаев, во дворе [Л. 84об.] Короба Теребердеев, во дворе Сиюш Инмяков, во дворе Сунчалей Мальцов, ва дворе Какичей Розбахтеев, во дворе Ижбулат Байчинин, во дворе Бахтыш Искеев, во дворе Кузембай Янтудин. Татарове ж служат с отцовских поместьей: во дворе Тююшко Писцов прозвище Пыяк. И всего в деревне Новых Турдоман деветь дворов служилых татар, один человек с отцовсково поместья…».
Уже из Янтудиных дальше становятся вероятные братья и их отец:
1643год:
Янтудин Антуган (100 чети),
Янтудин Баик мурза (100 чети),
Янтудин Биякай мурза (100 чети),
Янтудин Акбердейко (50 чети).
Янтудин Кезембай (30 чети).
Янышев Янтура (80 чети),
--------—
Правда, в разные годы имена Янтуда и Антуда, Айтуган и Антуган, Янтуда и Янтура - могли написать искаженно.
На этом свой небольшой, неуглубленный экскурс заканчиваю из-за пока невостребованности , но по некоторым служилым, пожалуй есть возможность докопаться еще глубже и шире.
Еще раз мои благодарности историкам. Будь они авторы данной «Писцовой книги 1624г», имена которых я указал выше, или же любая работа историков Сенюткина С.Б., Сенюткиной О.Н., Гусевой Ю.Н,, Орлова А.М., работа которых очень даже востребованы сегодня нами в нашей группе «ГНТ».
Думаю, любить только работы этих историков, и забыть их – мы не в праве.

М.Максут.

Продоложение темы на странице в соцсети в «ВКОНТАКТЕ»,
https://vk.com/tatargenealogy?w=wall-158154801_6857%2Fall.

 

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music File 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music File 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music File 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 Audio File 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 Audio File 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.