КИЛЬДИЯРОВЫ.
ПОПЫТКА- ПОИСК ПРЕДКОВ И ПОТОМКОВ ШУБИНСКИХ КИЛЬДЕЯРОВЫХ, БЕКБУЛАТОВЫХ.

       На этой странице  проводится попытка  изучить  этих двух  основателей  деревни и сопоставить их  с другими шубинскими и нешубинскими  Бекбулатами.
С другой стороны, если учесть статус некоторых шубинских родов служилых, то надо искать их  связь с представителями рода Мокшаевых, Ногаевых, Богдановых  и т.д.

   Название нашей деревни Шубино "Шоба иле" исходит от имени одного из основателей деревни в начале 17 века - Бекбулата Шобы.
Если в статье №5 "Поиск шубинских Караевых"  речь идет о Бекбулате Шобы как о  вероятном потомке из рода Караевых,  то на этой странице рассматриваются Шоба как  потомок Кильдеярова, Бекбулатовы, но и Нонаева.
      Всё, что есть о Бекбулате Шобе документально, то это  документ 1611г, и он гласит:

   1611, 11 ноября. Отдельные книги поместий Ив.Чуфарова с сестрой и его мачехи, с.394.

Да в Залесном поместье на реке на Пьяне, подле речки Пицы, в деревне Чюфарове на отделе с Юмшаном были: села Лопатина Семеновы крестьяня Иван Кандратьев сын Сувор, да Сидор Васильев, да Шесток Иванов, да деревни Кашкарова Иванов крестьянин Нетесова Васька Иванов, да мордовские деревни Пожарок Алаторсково уезду Русин Сыряпин, да Кадыш Оленин, да Отяш Чинзин, да Алаторсково-ж уезда татарские деревни служивой татарин Исен Богдавда Бекбулат Шуба, да Арземасково-ж уезда деревни Пожарок служивы татаровя Айбулат Бейбулатов, да Семакай Кучкаев, да Цынай Капкунаев, да деревни Камкины служивая татаровя Посмур Мокшаев, да Богдан Розбахтин, да Клаш Мамкеев.

(Арзамасные поместные акты).

    Всё, более Бекбулат Шоба не появляется под этим именем ни в одном документе, а Исена Богданова разберем отдельно на другой странице, хотя, родство между Бекбулатом Шоба и Исеном Богдановым - не исключается.  Они могут быть двоюродными братьями.
      Поэтому,  сначала постарался опираться только на документальные данные, и лишь потом - сопоставим информацию из разных источников.
    Выше видим, все записаны так, что за именем идёт фамилия, и значит,  должно быть " Бекбулат Шобаев".

   В то же время, пока  не можем точно  определиться: Бекбулат Шоба и  Бекбулат Кильдеяров - это разные личности или  одно и тоже лицо.  Можно ли допускать, что  Бекбулат Кильдеяров носит фамилию от имени деда.  Тогда, кто еще между ними, т.е. кто сын у Кильдияра?

    Историк Сенюткин С.Б. в своей работе отмечает, что Шоба - это должно быть прозвищем у Бекбулата, а по Орлову А.М. : Шоба - это возможно сын у Бекбулата. Как уже выше  отметил, если судить  по документу 1611г с учетом расположения  имен и фамилий  у других лиц ( сначала идет имя  и потом фамилия) , то так и может быть, что Шоба - это отец Бекбулата, т.е. это уже новая версия (моя собственная).  Тогда будет Бекбулат Шобаев.
Здесь, теперь уже зная некоторые моменты,  надо учесть еще и то, что даже не все служилые   указаны в списке 1602,1613,1624г ( в Писцовой книге 1624г). И их выявили по отдельным архивным делам.
  Вопрос: от какой имени могло образоваться имя Шоба?
  Думаю, это  имя может быть производным от имен : 
Шабан-Шобан- Шобай,          Шебулат - Шобулат.


    Если изучить на основе списков 1602, 1613г,   а также   на основе данных из "Писцовой книги татарским поместным землям Алатырского уезда 1624-1626гг" и  "Смотренного списка служилых за 1643г"  (ИД "Медина", 2012г), и  путем сопоставления имеющихся о служилых Бекбулатовых,  Кильдеяровых  - то получается следующее.

  Так как списки служилых 1602 и 1613 гг не проясняют   изучаемый нами вопрос, то  ориентир держим на  служилых  из "Писцовой книги 1624ггг", а именно на  
 №4 Список служилых1624г..

 

   Если начать  с  Бекбулата Кильдеярова, то Бекбулат   мог носит фамилию от имени деда, и это можно  предположить на примере того же  известного Кудаша  Кильдеярова, у которого на самом деле полные данные:   «Кудаш Богданов сын Кильдеяров». 
 Чтобы подтвердить этот  момент, укажу  статус рода   следующим отрывком из
работы  Максума Акчурина и  Мулланура Ишеева, где находим:

   Князь Кудаш Кильдеяровкадомский татарин, сын князя Богдана Кильдеярова. В 1612 г. король Сигизмунд III, уходя из под Волоколамска, отпустил «в войну» отряд «литовских людей с полковником с Яцком тысячу человек». В Кадомском уезде этот отряд встретил князь Кудаш Кильдеяров во главе кадомских мурз, и «тех литовских людей кадомские мурзы, князь Кудаш с товарищи, побили» . Он упоминается в пошлинной книге Печатного приказа 1613 г., в Расходной книге Устюжской четверти 1619/20 г. за князем Кудашем Кильдеяровым записан четвертной оклад «за Можайскую службу 126-го (1618) году, и за отход» 

     Отмечено, что «…князь и во главе кадомских мурз….».

Да, эти служилые Кильдеяровы могли быть в разных уездах.
Сказать, что  Кудаш Богданов сын Кильдеяров может быть двоюродным   братом нашего Бекбулата  Кильдеярова - тоже пока не можем.  Если только рассмотреть  Бекбулата Шобу с его соратников в 1611г   Исеном Богдановым, который тоже был в Чуфарове.
  Тогда: где место в этой связке для имени "Шоба".  Если только Бекбулат Шобаев сын  Кильдеяров, и фамилия Кильдеяров -  родовая фамилия и вероятный его двоюродный брат Исен Богданов сын Кильдеяров. 
Тогда, в 1611г в Чуфарове были два двоюродных брата. 
Отмечу особо, это только мое сопоставление.

   Если отталкиваться от  « Писцовой книги татарским поместным землям Алатырского уезда 1624-1626гг» , то  в списке служилых по Шубине,   которые "живут в  братских поместьях  в захребетниках», туда же входит и  Бекбулат Кильдеяров. Кто же его брат и почему не указан его какой -либо княжеско-мурзинский статус? Тут приходят на помощь указанные в том же документе 1611г кочкопожаровские служилые, т.е. не указаны статусы и у них, хотя, известно, что они - это потомки Кучкая мурзы - основателя  нынешней Кочко-Пожарки.

В связи с Кильдеяровыми рассмотрены и другие Кильдеяровы по спискам 1624г, 1643г, а так же  в контексте наличия их родственников в других уездах.

В смотренном списке 1643г (ПК 1624г)  есть рядом записанные служилые:
Розбахтей мурза Молкеев, 300 чети

Кильдеяров Ишмамет мурза Теребердеев , 250 чети

 Араслан мурза Урмашев, по 200 чети.
В данном случае надо искать Ишмамета Теребердеева в контексте с Розбахтеем Молкеевым, а Урмашевых можно изучить  в первую очередь с Урмашевыми из д.Карга. Это уже интересно.
Проведен и такой поиск, что они записаны, если допустить, что фамилия Урмашев могла образоваться от имени "Урмак-Ормак-Армак"
.
 Тогда попробовал сопоставить с неким Армаком Розбахтеевым и записанным с ним рядом служилым Аккозя Мелековым из д. Шичеватоа, Алатырского уезда. Армака - сопоставить с шубинскими Рохбахтеевыми, а  Аккозю - неуказанным ни в одном документе по д.Шубино Аклушем Акузиным.  По  Шубине за 1602 г есть Булат Аклушев- вероятный сын данного Аккузи, а с именем Аккозя(Аккузя) или фамилией Аккузин более нет ни в одном известном нам документе по Алатырскому  уезду. Только вот единственный Аклуш Аккузин ( за 1623год указан).
Само дело, связанный с  Булушем и Чинишем Байбулатовыми можно   здесь №4а. Служилые татары Булуш и Чиниш Байбулатовы..
( архивное дело найдено и изучено Евгением Парадеевым)


   В связи с фамилией  Булушев, который встречается во всей "Писцовой книге 1624г...." по Шубине был прежде  всего один служилый , а именно в "Смотренном списке 1680г",  где  указаны 353 алатырских служилых  указан  Ялыш мурза Булушев сын Килдияров. и он,  может быть, тоже   связан  с нашими шубинскими  Кильдеяровыми, т.е Ялыш и Алемай Булушевы - братья, тогда можно допустить  вариант:  Алемаско мурза Булушев сын Байбулатов ( сын Кильдеяров).

  Со слов переданного мне этого нового документа Евгения Парадеева - документ уже не оригинал, и поэтому имя Бекбулат, как часто встречаем, могли записать как Байбулат.

При "желании" соединить этих братьев с Байбулатовых и Кильдеяровыми, приложим такой кусочек из списка 1680г, т.к. к этому году  указанный в 1623г Булуш Байбулатов  мог иметь в 1680г  Ялыша Булушева  сына Кильдеярова. Понимаю, что всё это теоретические варианты.

     
   Прилагаю кусочек из  списка 1680г  для сопоставления и дальнейшего анализа).

267.                    Алмей мурза Емашев сын князь Килдишев.

268.                    Урмай мурза Килмашев сын князь Шихмаметев.

269.                    Ялыш мурза Булушев сын Килдияров.

270.                    Тохтар мурза Исламов сын князь Салтагозин.

271.                    Бибай мурза Тохтаров сын князь Шихмаметев.

272.                   Ждан мурза Васильев сын князь Салтыгозин. (Мочалей)

273.                    Кубердей мурза Бирюшев сын князь Мангушев.

 

     Да, похожих имен и фамилий достаточно много, но настоящей зацепки пока не имеем. Поэтому, попробуем перейти на другие уезды и сопоставить с нашими шубинскими   Бекбулатовыми и Кильдеяровыми.

   Надо думать, род Кильдеяровых – это  тоже, как и род шубинских Караевых, очень распространенный и они могли быть и в других уездах.

 Поэтому, попробуем  расширить поиск.

--------------------------

    По другим документам, например, в «Писцовой  книге Кадомского уезда» за начало 17 века , среди бордаковских татар указаны тоже  Кильдеяровы.

Янчура Кильдеяров
Иван Кильдеяров сын Тимишев

Иван и Акбулат Бекбулатов
Андай и Анчура Килдеяровы 
 

 

Так же в  Писцовая книга Казанского уезда 1602—1603 годов

упоминается  Онтон Кильдеяров  и другие интересные служилые.

  Вопрос: могли ли эти служилые татары или их сыновья иметь отношение к Алатырскому уезду?

    Как уже отметил, что в роду у шубинского Кильдеяровых могли быть и новокрещены. Для сравнения или сопоставления  род Чуфаровых из соседней деревни Чуфарово. Был у них родственник Чуфаров Мустафа Никитич, но большая часть приняли православие.
   Если рассмотреть  шубинских  Кильдеяровых в контексте с вышеуказанными служилыми  Иваном и  Онтоном Кильдеяровыми, то есть в
шубинском списке 1624г  "живущие в  братских поместьях  в захребетниках», т.е. безземельные, за которыми родовая земля не числится. Это Барашка Антонов и Бадейко Иванов.   В этом же шубинском списке,  рядом с ними указан и Бекбулат Кильдеяров. В этом случае, можно допустить, что дети бордаковских татар  Ивана и Онтона Кильдеяровых в лице двоюродных братьев  Барашки и Бадейки оказались к 1624г в Шубине. Интересный момент, но никак не докажем. 

-------------------

    Вот мой разбор в контексте с Антоном и Иваном Кильдеяровыми.
Обратите внимание на этот  шубинский  список с  жирными именами.

   По "Писцовой книге...."  1624г по Шубине, которые "живут в  братских поместьях  в захребетниках», т.е. безземельные, за которыми родовая земля не числится. В этом списке есть и  новые лица, а также сюда входит  Бекбулат Кильдеяров. Всего их 16 человек.

1.Барашка Антонов
2.Ивашка Океев
3.Оска Урусов
4.Унейка Миняев
5.Янбохта Караев
6.Бекбулат Кильдеяров
7.Булат Юркашев
8.Бадейко Иванов
9.Янглян Бурушев
10.Ишмамет Момаев
11.Токбулат Момаев
12.Бекеш Момаев
13.Пятко Бекбулатов
14.Ковьянко Тобаев

Вопрос: Откуда эти Бадейко Иванов и Барашка Антонов? В ранних списках по Шубине их нет. 
Даже указанные  здесь служилые 3 брата:   Ишмамет МомаевТокбулат Момаев, Бекеш Момаев - составляют интерес для анализа как из рода Кильдеяровых. 
По моему анализу- здесь , всё же, эти лица чуть ли не  княжеско-мурзинских родов. 
И Бекбулат Кильдеяров живёт у братского поместья? А кто его брат? Этот брат родной  ли или двоюродный?
На 
Пятко Бекбулатове остановимся отдельно еще  ниже отдельно. Он может быть сыном как Бекбулата Кильдеярова или же брат Бекбулата Шобы.

  Да, получается так, что многие Кильдеяровы всё же  к концу 16 века и началу 17 века   находились  в Кадомском уезде. Вышеуказанный князь Килдеяров Кудаш появляется еще в другом документе:
В ЗАПИСНАЯ ПОШЛИННАЯ КНИГА (27 февраля - 12 августа 1613 г.)

Запечатана грамота в Резанской уезд в Каменской л. 410 // стан по челобитью бордаковского татарина Кузмы Киндеярова: дано ему поместье  26 чети. Там же на листе 221 указан   Килдеяров Кудаш 221лист.

    Всё же, будучи уверенным, что некоторые служилые из Темниковского уезда прибыли в  наш Алатырский, и имена некоторых уже известны и они частично указаны на моем сайте тоже.

  Поэтому, "направляюсь"  и  к «темниковскому списку» за начала 17 века, и можем указать Кильдеяровых всем полным  списком из нижеуказанной деревни  для сопоставления с алатырскими:
В работе Акчурина М.М и Белякова А.В   «ПРИПРАВОЧНЫЙ СПИСОК С ДОЗОРНОЙ КНИГИ ГОРОДА ТЕМНИКОВА И ТЕМНИКОВСКОГО УЕЗДА 1613/14 г» указано:

№378 *
Деревня Армензина, на реке171 на Мокше. А в ней служилые татаровя:
 (в) Акшевня Деушев,
(в) Сабай Бекбердин,
(в) Куняк Сабразин,
 (в) Нагай Чорманов,
(в) Теребердей Байчюрин,
) Бекбулат Болушев,
(в) Нузи Идеяров,
(в) Болтас Килдеяров,
(в) Килдиш Килдеяров,

 (в) Едиш  Романов,
 (д) Барай Бузаев.
       Пашни паханые, вверх по Леплеве, а от Велепевы по дороге, до Тамезар, на диком поле, добрые земли, двесте дватцать чети, по дватцати чети за человеком в поле, а в дву потому ж. Сена по сту по пятидесяти копен за человеком. А жили те татарове на речке на Лепееве. А в той деревне в Армензине поставили дворы от войны.
-----
Как видим, и здесь в темниковском списке есть 2 брата Болтас и Кильдиш Кильдеяровы, и рядом записан Бекбулат Болушев. Такие ассоциации, что теперь как бы вышеуказанные Алемаско, Елыш, Бекбулат Болушевы - это  Килдеяровы. И носят, возможно, родовую фамилию. Но это недоказуемо моими возможностями.
------------------

Там же, в «темниковском списке» 1613г добавочно находим:
Килдеяров Болтас, сл. тат. 269
Килдеяров Килдиш, сл. тат. 269

Килдишев Бекбулат, мурза – брат  мурзы Янглыча Килдишева (см. Килдишев Янглыч) 197, 313об. Килдишев Сюндючка, ч-к Амана мурзы Бахтыева 258об.

есть и другие Кильдешевы:
Килдишев Теней, сл. тат. 15, 36
 Килдишев Худяк, сл. тат. 12об., 24об.

 Эти Килдишевы сопоставлены со служилыми по работе Орлова А.М. «Татары из Кадома и верстанье на службу местных татар»  известно,  что группе известного Чикея Енгильдеева, куда входили  также Кучкай мурза и Коклуш мурза Енголычев, Мамай мурза Кильдишев выделены поместья.

 

1595 12 мая. Отдельные книги земель служилых татар.

 Лета 1595-го, мая в 12 день по государеве цареве и великого князя Федора Ивановича всеа Руси грамоте и по челобитью арзамасского служивого татарина Чекея Енгильдеева,  ……..А на окладе с воеводою были арземаские мурзы Кучкай мурза князь Сабаев сын Мустафина да Енебяк мурза да Тенебяк мурза Енговатов, да Мамай мурза Кильдишев, да Коклуш мурза Енголычев, да Улубек мурза да Ждан мурза Томаевы дети, да Акбулат Шекаеев…».

По  данному  фрагменту можно сказать, что основатель д.К-Пожарки , Арзамасского уезда  Кучкай мурза Сабаев и  Енебяк мурза Енговатов  точно знали друг друга , т.к. Енибяковы (Енбаковы), да и  представители  рода Енголычевых  вероятно имели  отношение к д.К-Пожарки.
О Енибяковы(Енбаковых) можно читать здесь: 
№3 1618г . Енибяковы (Енбаковы)..

  Изучены некоторые Кильдешевы - но нет прямой зацепки с шубинскими  Бекбулатом Шоба или Бекбулатом Кильдеяровым.
Но оставлю некоторые моменты для дальнейшего изучения для себя,  не для утомления читателя. 

   Служилый из д. Армензино  Килдешев.
1. Однозначно, я их несколько изучил с разных сторон, сопоставил, искал связь по их прежним  деревням, где они прежде жили и имели небольшие поместья. Видимо, они уже успели и повоевать даже, раз "поставили дворы от войны". 
2. Наличие  мурз Бекбулата  Килдишева  и его   брата  мурзы Янглыча Килдишева  напоминает  то предание, что некоторые основатели дд.  Шубино, Каргу и К-Пожарки - родственники.

    Из истории К-Пожарки  известно, что имели к этой деревне отношение и Янгалычевы (Янглычевы). Имело место быть:  
 как отмечают историки, что «…..кроме Янмаевых, подавали челобитные по поводу той же земли, Иван Дмитриев сын Енгалычева и Федор Шереметьев.
  В результате И. Д. Енгалычев в 1696 году поменял свои земли в селе Студенец Шацкого уезда на часть земель в Кочко-Пожарках, на которые претендовали Янмаевы, а часть земель, идущих от Янгилдея, получил Ф. Шереметьев в обмен на свои земли»
.
 

Или это, скорее всего,  я выдаю желаемое за действительное. 

 

Касательно Янглыча и Бекбулата Кильдишева есть фрагмент из темниковского списка:

№281
В той же деревне, в Акчееве
, за Янглычем мурзою Килдишевым, по выписи князя Ивана Болховского 112-го году, на ево жеребей двор помещиков. Пашни паханые, добрые земли, дватцать чети в поле, а в дву потому ж. Сена сто копен. Да по той же выписи на Окчеивском поле пашни паханые, добрые земли, четыре чети // (л.197) в поле, а в дву потому ж. Обоего за ним 22 чети. Да Молчановсково жеребя Акчурина, по боярской даче, пашни десять чети. А подлинно писано в боярких дачах.
№282  В той же деревне, в Акчееве, за Бекбулатом мурзою Килдишевым, отца ево поместье. На ево жеребей двор помещиков. Пашни паханые, добрые земли, дватцать чети в поле, а в дву потому ж. Сена сто копен. Да за ним же, по боярской даче, Молчановской жеребей Акчурина, вопче з братом // (л.197 об.) ево, с Янглычем Килдишевым. Пашни на ево половину десять чети. А подлинно писано в боярких дачах
.
За Янглычем мурзою да за братом ево, за Бекбулатом  Килдишевыми по боярской даче и по отдельным книгам воеводы князя Андрея Хилкова да княж Брюшея княж Еникеева 123-го году, *в деревне в Акчеиве, брата их Молчановской  (л.314) жеребей Акчурина. Пашни паханые, добрые земли, дватцать чети, по десяти чети за человеком в поле, а в дву потому ж. Сена сто копен. 

Понимаю, связать наших с Килдишевыми - это на 10 месте, тем не менее пока их укажем  на самых нижних строчках для будущего анализа. 

------------------------

   Но и есть работы Моисеева М.В. и  Д. А. Мустафиной ( наши благодарности авторам), где в «Посольких приказах…...» за 16 век указываются русские  послы и гонцы, которые выполняли дипломатические  поручения от имени Московского государства. Там видим и глав станицы служилых татар, которые бывали с поручениями в ногайской орде.  Там видим, в частности, Келдиша Келдиярова в 1553г, Темиша Бахметева, гонца, рязанского Батраковского татарина, побывавшего у Кудояра  и т.д.
Как отметил выше, что среди бордаковских татар был Иван Кильдеяров сын Тимишев.  
     Вообщем, практически все фамилии послов и гонцов,  интересные для "восприятия", к тому же часть из них указаны как « главы станицы служилых татар». Значит, Кульдеяровы- Кильдеяровы были еще служилыми в середине 16 века. И были, однако, не простыми служащими, а имели грамоту даже в дипломатической работе. И, как мне кажется, даже это служба  передалось от отца к сыну.
Ниже прилагаю текстовой  и файловый и файловый варианты.
Посольские книги по связям России...

 

     Вернемся опять конкретно к  служилым нашего края для сопоставления имеющейся информации из разных источников.
   О связях некоторых служилых из разных деревень  за начало  в 1-ой четверти 17 века удалось найти по книге Раздорского А.И. « Конская торговля Москвы  17 веке».
    И в контексте с этим,  можно допустить, что шубинец Бекбулат Кильдеяров был не один, раз жил во дворе у родного или двоюродного  брата в Шубино. В то же время, мог он  иметь и сына или брата и в другой деревне.
     Ведь если рассуждать немного не как профессиональный историк, а профессиональный  полагается только на факты,  то с точки зрения любителя,  указанный в той же «Писцовой книге…1624г.»  в  списке служилых  1624г по д. Семеновка есть Уразай Шебулатов, который  вместе в одном списке с  (шубинцем) Арсланом Алкеевым,  а также с Айдаром Кобяковым, Ендяком Кумарткиным и Бибарсом Биговатовым и т.д из д. Семеновка Алатырского уезда - тоже дают информацию для размышления.   Последние два служилых вместе с шубинцами отмечены как торговцы лошадьми в 1630г в Москве.  Об этом есть в "Статья №4........."   в шубинском сайте. Там же был и торговец шубинец Уразбахта Караев, но который не указан в списке ни 1602г, ни 1613г по Шубине. А были в Шубине сначала  его сыновья из княжеско-мурзинского рода Бекеш и Уразай (У)Разбахтеевы дети Караевы. Надо думать, что Бекбулат Шоба прибыл в Шубино раньше, чем сам Уразбахта Караев. И не зря многие потомки Караевых расположились на восточной половине деревни Шубино рядом с потомками Азамета Исяшева, получившего землю (поместье)  только в 1618г.
     По «Писцовой книге…..»  1624г, с данными Арслан Алкеев указан как по д. Семеновка, так и в Шубине.
    Теоретически: почему нельзя предположить того же семеновца Уразая Шебулатова – сыном Бекбулата Шобы, если имя Шоба может быть производным от имени Шебулат (Шобулат). Как уже  известно нам: в то время Токбулата записывали в документах как «Тобай», а Шебулата (Шобулата) могли назвать « Шобай».
Но, вопрос: как доказать  родство семеновца Уразая Шебулатова и Бекбулата Шобы?
------------

Рассматривается и вариант из Писцовой книги 1624г по Алатырскому уезду.
Там есть такие строчки:
«За Емяшем мурзою князь Мангушевым отца ево поместье жеребей в деревне Мангушеве. В жеребью деревни двор помещиков, да три двора людских: Енбулатка да сына ево Бекбулатка, да крестьянских дворов…..».
Этот Бекбулат должен быть не простого статуса.  И  вариант как бы подходит в контексте с тем,
татары дд.Шубино,Семеновка, Ендовище  указаны как торговцы лошадьми  в Москве в 1630г.

Итак, по этой книге,  официально находим 5-х шубинцев:

1.Мирясов Иткемель, житель д. Шубино Алатырского у., служилый татарин

2.Чекинов Клевлей, житель д. Шубино Алатырского у., служилый татарин .
3.Енбулатов Клевлей, житель д. Шубино Алатырского у., служилый татарин.   
4.Нунаев Тобук, житель д. Шубино Алатырского у., татарин

5. Кроме того, находим Караева Розбахтея, служилого татарина д. Лепня(или Лепля) Арзамасского уезда.  По нему можно посмотреть в статье     №4 Список служилых1624г.. во второй  половине текста.

Если взять по Шубине, то потомки  служилых под №1, 4,5   довольно серьезные, значимые, а вот под№ 2 и №3  - мало изучены. 
Тогда вышеуказанного Бекбулата Енбулата  можно рассмотреть в первую очередь как потомка князя Емаша Мангушева, хотя в Писцовой книге 1624г  есть и другие Енбулатовы.


Всё же, повторно продолжим  поиск с акцентом на  Кильдеяровы с нашего края, которые тоже могли оказаться у нас в Алатырском уезде, прибыв из Кадомского уезда.

Вернемся еще раз "Писцовой книге Алатырского уезда .ж. 1624г" .

   И , пожалуй, еще интересен служилый шубинец из списка 1624г по Шубине. Это указанный выше Пятко Бекбулатов. Ниже, опять ставим повторно весь списоккоторые "живут в  братских поместьях  в захребетниках».

 

1.Барашка Антонов
2.Ивашка Океев
3.Оска Урусов
4.Унейка Миняев
5.Янбохта Караев
6.Бекбулат Кильдеяров
7.Булат Юркашев
8.Бадейко Иванов
9.Янглян Бурушев
10.Ишмамет Момаев
11.Токбулат Момаев
12.Бекеш Момаев
13.Пятко Бекбулатов
14.Ковьянко Тобаев

 М.М. Здесь Пятко Бекбулатов и Ковьянко Тобаев указаны рядом.
Пятко, возможно, является сыном  Бекбулата Кильдеярова  или брат у Бекбулата Шобы, а Ковьянко Тобаев – это, видимо, Кобяк Токбулатов. По имени Кобяк- всего есть один шубинец за начало 17 века. А по имени Токбулат – 2 служилых. Это Токбулат  Кудашев и Токбулат Урусов. Оба рода имеют отношение д.Карга и Шубино. Значит, не исключено, что указанный мной  по другим документам  самый 1-ый абыз за 1 –ую четверть 17 века  Семак абыз Кобяков – может быть внуком одного из этих Токбулатов.

А потомков  Пятко Бекбулатова, видимо, надо искать в других соседних деревнях, т.к. по Шубине уже не отмечены его потомки.

У Пятко Бекбулатова отцом возможно является Бекбулат Палеев. 
И он указан в "Писцовой книге..." 1624г  по Шубине в одном списке с нижеуказанными служилыми. Вот ниже список с моими комментариями в скобках. 

 

1.Янгильдей Алакаев(переехал в Уфимский уезд в 1650 годы.) И.Р.Габдуллин   (нажмите,ссылка на самой нижней строчке) 

 

http://mrodnov.ru/fr/4/public/Turush.pdf

 

2.Бекбулат Палеев ( вероятный Бекбулат Шоба-Шабулатов)

3.Боиш Ишеев (
 должен быть сыном Ишея Кунеева). Другого варианта по Шубине нет.  У Ишея  вероятный брат Токбулат Кунеев – предок Мавлютовых Кадер абый и Якупова Османа. Купеческий род в прошлом.

4.Бибак Емяшев (изучаю. Может быть связан с Емашем Мамешевым сыном Исенеевым. Мой род).

5.Ижбулат Кудашев (
прямой предок у Мавлютовых Кадер абый и Якупова Османа. Есть у них родословная на сайте).

6.Емяшка Енбохтин
( сын  Енбохты Караева)

7.Акмаш Ижбулатов
( не определился пока, но знаю сегодняшних потомков. Они –  сегодняшние часть жителей между «Башар тыгырыгы» и до хозяйства  Мавлютовых и Якуповых).

8.Чепкун Тулушев – это сын Тулуша Нонаева.  Откуда многие наши муллы и азанчеи. Имя Нонай пока ни с каким именем не ассоцируется у меня. 
   Среди указанных 4-х жителей из Шубино – торговцев лошадьми в Москве в 1630г, есть Нонаев Тобук – вероятный брат Тулуша Нонаева, о роде и потомках которого расписано вдоль и поперек на шубинском  сайте.
Имя Тобук- думаю,  это тоже Токбулат (Тобай).

    Чтобы ответить на вопрос : куда делся шубинец Янгильдя Алакаев, то я уже отметил прежде в статье  И.Р. Габдуллина «Из истории деревни Тюрюш Буздякского района». Повторные наши  благодарности автору.
Поставим часть текста из его работы:
 «Сохранились данные о первых селениях мещеряков в Уфимском уезде на 1658 г. Это следующие деревни – Уразаево, Кулбарисово (ныне Сабаево Мишкинского района), Нанмасово, Байбаково, Кулаево, Байбюрино (ныне Карыш Балтачевского района), Секияды, Базы и Ишмаево3. Возможно последняя из них имеет прямое отношение к деревне Тюрюш. Известны и жители деревни Ишмаево на тот период: Ишмайко Алпаев. Бекмаметко Янбаев. Акчюрка Бекбулатов. Кадышко Елдашев. Алмайко Борисов. Булатко Данышев. Токмаметко Айтуганов. Ахтеречко Алкаев. Акпайко Янболдин. Возможно, Ишмайко Алпаев (или Алкаев) назван в этом документе по имени деда Алакая. Как бы то ни было, нам известен документ о наделении землёй Янгильды Алакаева в Уфимском уезде. Текст данной грамоты за 1650 г. таков: «А в отдельных книгах Михея Тарбеева при воеводе при Федоре Милославском 158 года написано служилым тотарам Янгилдейку Алкаеву, Ишейку Янглычеву с товарыщи 3 человекам дано в Уфимском уезде вниз по Белой реке в пашню лишние земли по 20 чети человеку помесные даны се земли служилых мещеряков Уразайка Токтамышева с товарыщи. А с тое земли Янгилдейку с товарыщи велено службу служить»5. Имя Янгильды Алакаева упоминается также в писцовой книге Алатырского уезда за 1621–1629 гг. в деревне Шубино. Показано также, что служит он с отцовских и братских поместий, «а окладом не вёрстан». Упоминается здесь среди «захребетников у своих братьев» и другое имя из родословной «Энэс Сэхэбэ шэжэрэсе»6. Это имя Буруша, вернее его сына Янгляна Бурушева……» (конец цитаты).

  Значит, как правильно предполагал, некоторые безпоместные выехали на службу в другие уезды. Из выбывшего списка в уфимский уезд  Янгильдя Алакаев и Янглян Бурушев- это точно шубинцы. В этом же,  уже уфимском списке, возможно, есть еще у них сыновья или братья.
 Например, у Янглыча сын Ишей из этого же списка. Но всё это для другого анализа, если потребуется.
   В этом вышеуказанным списке выбывших оказался и Ишмайко Алпаев- вероятный брат Аскиля Алпаева, который является соратником того же  вышеуказанного Миряско Исенеева. Об этом в статье № 9 «17 век. Связь татар нашего края».

   Я же просто хочу подчеркнуть, что после 1624г  часть безземельных служилых ушли из своих братских поместий. Так же могли выбыть в другую соседнюю деревню или уезд потомки Бекбулата Шобы.


-----------------------
 Интересен момент связь  основателей дд Шубино и Камкино.

  В контексте с этим, есть еще один интересный момент из жизни служилых нашего края.

   Между деревнями Камкино и Грибаново Сергачского района есть деревня Мамешево. По работам историков нашего края известно, что камкинцы называли эту деревню «Мямеш иле» по аналогии с нашей деревней «Шоба иле».

   Ниже речь идет о внуках одного из основателей д. Камкино (Сергачского района)  камкинца Розбахтея Телевлева и об их родственниках - Мамеше Карамышеве с братом Байберя.

 

   Как пишет Орлов А.М., основатель  деревни Мамешево Мамеш Карамышев, согласно «Выписям из отказных книг и по царским указным грамотам на поместья служилых татар в Чебоксарском, Арзамасском, Алатырском уездах», в 1633 году выбыл в Свияжский или Казанский уезд.

  Для наглядности можно добавить и такой момент по работе того же Орлова А.М.:

«…..Участие татар края в борьбе за восстановление западных земель продолжается и в 1630-е годы. Для участия в походе на Смоленск производится мобилизация всех служилых татар. О некоторых подробностях этих сражений мы узнаем из материалов по арзамасским служилым татарам.

Известно, что татары сыграли большую роль в смоленском сражении 1639 г. Поражение русского войска в нем не умаляет героизм и страдание воинов. Царь распорядился отметить татар особыми вознаграждениями. В числе отличившихся были сыновья Богдана Розбахтина, возглавившего движение за возвращение камкинцев на свою старую родину в начале века – Янбулат и Еникей. Об одном из них в грамоте говорится, что “находился в осаде, всякую нужу осадную и голод терпел, в полоне (плену) Смоленске в тюрьме видел и из полону вышед ко государю к Москве и языки имел и ныне Янбулат и Еникей в государстве службе служат, зимние и летние службы вместе без выезду”. Исполняя указ царя, им пожаловали поместья отца и их двоюродного брата Мамеша Карамышева, переселившегося в Казанский или Свияжский уезд».

 Также известно, что Мамеш имел брата  Карбыша Карамышева, который был  одним из солеторговцев в Нижнем Новгороде.

   Если это действительно так, то стоит задуматься: как мог в начале 17 века один из представителей служилых татар  стать
" предпринимателем"? Кто его уполномочил? 
  А не жил ли этот род изначально  где нибудь в Н.Новгороде или в Казанском уезде?  Как например, род наших соседей -Чуфаровых.

 Пока на этом остановимся. 
  Невозможно анализировать изолированно только шубинских Кильдеяровых, вот и приходится всё сопоставлять по кусочкам.
И не удивительно, что в моем тексте встречаются часто слова или выражения: " может быть" , "вероятно", "возможно".
  Наверное, часть шубинцев видели уже перечень архивных документов, которые указаны на сайте в статье под "№163 Названия архивных дел.." . Там, думаю, есть чего еще изучить по нашим предкам. И даже через историю соседних деревень - можно что-то узнать.


ДАЛЬНЕЙШИЙ ПОИСК ШУБИНСКИХ БЕКБУЛАТОВЫХ В КОНТЕНКСТЕ С МОКШАЕВЫМИ.

Может быть, эти шубинские Караевы, Бекбулатовы и камкинские Мокшаевы  связаны как-то изначально. 
Ведь выше, как отметили,  при размежевании в 1611г  в д.Чуфарово  рядом с  Бекбулатом Шоба были  камкинские служилые в лице Посмура Мокшаева, да Богдана Розбахтина, да Клаша Мамкеева.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОИСКА. 21.09.21г

 

      Как известно, что  среди  основателей   деревень Алатырского уезда , были  старослужащие служилые и новики, прибывшие  из других регионов – уездов.
   Таких как Караевых, Мансыревых, Мустафиных,Кучкаевых,  Мангушевых, Салтагозиных , Болеевых, Чегодаевых и т.д можно отнести к старым служилым.      Они прежде служили  по  Арзамасскому уезду. О них историки  указали  в 
«Писцовой  книге  татарским поместным землям  Алатырского уезда 1624–1626 годов», в связи с чем связано мой  комментарий в шубинском сайте в статье № 3а.
---------
    Возможно, ниже,  несколько сложно будет воспринимать содержание текста моей  статьи, но,  я еще хотел донести о том, что есть списки служилых  за 14 -17 вв, и один из них р
абота А.И. Цепкова  «Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV XVII вв», где указаны некоторые интересные  служилые татары с моей точки зрения.

Именно в этом списке находим следующих служилых:
1.Булат(ов) Акбулат Мокшаев.
2.Бекбулат Мокшаев 
3. 
Бичура Мокшаев
4.Келеш Чикешев (вероятный шубинец 
Клевлей Чекинов, торговавший в 1630г лошадьми в Москве).

  Все 4  служилых интересны для моего анализа. Особенно Булатов Акбулат сын Мокшаев, который 
  ассоцируется у меня  с нижеуказанным  Акбулатом Булатовым из другого документа,  а именно:

 в «ЗАПИСНАЯ ПОШЛИННАЯ КНИГА (27 февраля - 12 августа 1613г)»   я нашел такие моменты:

1.Запечатана грамота на Алатарь по челобитью Разбактея Караева да Айбулата Булатова: дано им поместье  40 чети….

в том же источнике находим :
Запечатана грамота на Тулу по челобитью туленина посадцкого человека Ивашка Обросимова о управе. Пошлин полполтины. Взято.
Там же есть :
// л. 5 Запечатана грамота к Ондрею Толбузину по челобитью Богдана Мокшеева на старое поместье....

  Отсюда можно сделать вывод:  
Служилый из Рязанского уезда  Булатов  Акбулат Мокшаев и "пошлинной книги"  Айбулат Булатов - скорее всего , это одно и то же лицо. И не менее интересно, этот Булатов Акбулат Мокшаев указан рядом с нашим же шубинским  Уразбахтой Караевым, который,     тоже указан как  торговец  лошадьми в Москве в 1630г указан еще как служилый Арзамаского уезда Лепня. И рядом с ним был Клевлей Чикинов. 
  По вышеуказанному получается, они обратились к московскому царю в 1613г, чтобы им выделили земли в Алатыре или в Алатырском уезде. 
    Поэтому, возможно, отец у шубинских Бекеша и Уразя  - Уразбахта Караев, прибыл в Шубино после 1613г, т.к. он указан  в списке шубинцев  только  в  "Писцовой книге 1624г..." , а Бекбулат Шоба был уже как минимум в 1611г в Шубине.

  Интересным является указанный в списке А.И. Цепкова Бекбулат Мокшаев.   И он тоже  - один из вариантов отца у  Шобы. 
Как указали выше, среди  "Служат с отцовских или братских  поместий, поместными окладами неверстаны, а владеют отцовскими и братскими поместьями без дач" есть Бекбулат Палеев. По имени Палей  - нет в Шубине изначально. Здесь такие ассоциации: Бекбулат Шобалеев (Шопалеев) или Булатов Бекбулат Мокшаев по аналогии Булатов Акбулат Мокшаев.

   А третий служилый из списка А.И.Цепкова  - Бичура Мокшаев- у меня ассоцируется с шубинскими основателями деревни :
- В
аська Бичурин 

- Нюмайку Бичурину 150 чети земли,
- Бурнаш Бичюрин 60 
чети земли,
Отсюда видим, что род шубинских Бичуриных тоже были не из простых. Во всяком случае, шубинский Нюмайка Бичурин имеет мурзинский оклад.
А Бурнаш Бичурин  - это №119 Токай каомы..

 

  С такими метрическими  данными как  Бурнаш Бичурин (с 60 четей земли)    встречается служилый в касимовском списке 1623г, так же как и  Ижбулат Кудашев с 130  четями земли. Размер земли у Ижбулата тоже мурзинский. 
Или такой  большой оклад  мог иметь любой служилый за службу?   Этого не могу сказать. Только почему-то в документах, только   князья и мурзы указаны с большими размерами за службу.

  Стоит упомянуть еще и вышеуказанного Богдана Мокшеева. Может ли быть наш шубинский Исен Богдав его сыном - нет доказателств. Для анализа, теоретически,  возможно.
Тогда в 1611г  в д.Чуфарово при размежевании собрались родственники Мокшаевы, а именно,  шубинский  в лице Шоба Бекбулатов сын Мокшаев и из д.Камкино Посмур Мокшаев..

 

  Это один из вариантов моего анализа. А вообще, был такой служилый  Бутаков Исеней-мурза Мокшов сын. Он упоминается историками  за 1555г.  

Была ли личность  по имени  Мокша (Мохша) или это  Мохши — один из самых северных городов Золотой Орды, и фамилия вышеуказанных лиц идёт от той местности.

  Что еще ассоцируется у меня со служилым Бекбулатом Шобы и Мокшаевыми. 
Ну, хотя бы предположить: кто может являться потомком Бекбулата Шобы, но и Исена Богданова.
 С кем могли породниться дети или внуки  основателей д.Шубино. Конечно, мурзинские роды с мурзинскими, простые - с  представителями  из простого рода. Хотя, в Шубине были многие из знатного рода.
  Например, точно известно, что  у соратника Бекбулата Шобы  Исена Богданова правнучка  в лице Губистая Жданова  вышла в замуж за  Чепкуна Тулушева ибн Нонаева.  О роде Чепкуна  Тулушева на сайте достаточно много написано. Род мулл, азанчеев, старост и т.д. 
Другой момент : земли от Малюша (Мамета) Бекбулатова перешли внуку   Сюнею  Сабаеву. К сожалению,  по  этому "Малюшу"  дальнейший  анализ заходит в тупик. Но  если это "Мамеш" - то можно поискать. 

 Точно так же с именем Конай или Канай. Если это  (Чи)канай, то можно еще анализировать такой момент, Нонаевых вообще нет в интернете даже.

     В 1707г, отправляя  27 шубинцев на военные сборы, как старшие  указаны  Шемакай Чепкунов из рода Тулуша  Нонаева и  Уразай  Укмашев – сын  Уразая Ижбулатова . Думаю, и в этом случае можно попробовать  Тулуша Нонаева и Акмаша Ижбулатова  рассматриваться как вероятных родственников   Бекбулата Шобы. Если конечно фамилия «Нонаев»  записана правильно. Если это (Чи)канаев, то меняется анализ в пользу такого анализа.

    Работая над статьей 
№6 . 1630г. Шубинцы- служилые татары - торговцы в Москве ..

 

  по Бекбулате Шобы , я остановился был и на таком варианте.   Среди служилых татар есть некий Шабай  (Чи)канаев сын Мокшаев  из д.Погорелки Ромадоновского уезда.  
Поэтому, я еще раз вернулся и провел анализ.

Если в статье 
№3 1618г . Енибяковы (Енбаковы)..

 

 мы указали, что один из братьев Енибяковых в лице Ишея в 1602г  жил в Шубине, то другие 2 брата Баймамет и Токтар Енибяковы жили в 1600- ые годы в  Камкино, то может быть связь есть и между  шубинскими и камкинскими Мокшаевыми и Чикевыми - Чикиными.
Пусть этот анализ будет далеко недоказанным. Теем не менее. 
У камкинцев есть Чикей Енгильдеев, а у шубинцев указанный торговец лошадьми в Москве  в 1630г Чекинов Клевлей. Есть ли между ними какая связь – интересно!?

Ведь шубинский Чекай не выходит ни в одном документе до 1630г. Шубинского Чекинова Клевлея могли иной раз записать как Чекишев Келеш (Кляш, Клавлей). Потом уже, этот Клавлей Чекишев мог назвать сына Булатом (Аклушевым-Оклушевым), и он указан в Писцовой книге 1624г по Шубине.
2-х других товарищей Чекинова Клевлея, а именно  , Енбулатова Клевлея и Нонаева Тобука (Токбулата) – я связал бы  соответственно  с Булатом Клевлеевым и Тулушем Нонаевым. Вот если бы точно знать: Нонаев или Конаев, тогда поиск немного облегчился бы.

Изучены другие Бекбулатовы, но их сюда не включил, но они есть на сайте. Речь о Бекбулатовых из других уездов.

Для анализа и сопоставления с Бекбулатом Кильдеяровым выбраны многие Бекбулаты  из интернета ( мои благодарности за их работы).
В частности, есть касимовские, рязанские, нижегородские.

Нижегородские:

Бекбулатов Беяш (1597) в 1597 татарин -Нижний-уезда.

Бекбулатов Домняш (1597) в 1597 татарин -Нижний-уезда.

Рязанские:

Бекбулатов Борис  (1628) в 1628 помещик-Рязань- уезда..(Каменск.-ст.) [Писц.книги Рязанского .края XVI и XVII вв.)

Бекбулатов Иван (1596) в 1596 бордаковский .татарин помещик -Рязанского -уезда.

 

Касимовские:

Бекбулатов Акмамет-мурза  (1649) в 1649 служ.татарин касимовск.царя помещ.-Касимов-уезда.

Бекбулатов Алмакай-мурза  (1649) в 1649 служ.татарин касимовск.царя помещ.-Касимов-уезда.

Бекбулатов Емейко Тюгреевич (1649) в 1649 служ.татарин касимовск.царя помещ.-Касимов-у.


Бекбулатов Неверко (1649) в 1649 служ.татарин касимовск.царя помещ.-Касимов-у.

Бекбулатов Сунчалей  (1649) в 1649 служ.татарин касимовск.царя помещ.-Касимов-у.

Бекбулатов Сюнолей  (1623) в 1623 служ.татарин касимовск.царя помещ.-Касимов-у.

 Бекбулатов Теняйко Баккозинич  (1649) в 1649 служ.татарин касимовск.царя помещ.-Касимов-у.

 

 Бекбулатов Теребердей  (1623) в 1623 служ.татарин касимовск.царя помещ.-Касимов-у.

 Бекбулатов Тохтоган  (1623,1649) служ.татарин касимовск.царя помещ.-Касимов-у.

Бекбулатов Чюрайко (1649) в 1649 служ.татарин касимовск.царя помещ.-Касимов-у.
Бекбулатов Ишейка Байчюринич (1649) в 1649 служ.татарин касимовск.царя помещ.-Касимов-уезда.

 

 

Есть некий Бекбулатов N  Акбул (1595) и 1596 г, бордаковский татарин , помещик Рязанского уезда. Возможно, он и есть вышеуказанный Акбулат Бекбулатов, который указан выше. А именно, в «Писцовой  книге Кадомского уезда» за начало 17 века , среди бордаковских татар указаны   Кильдеяровы:

Янчура Кильдеяров
Иван Кильдеяров сын Тимишев

Иван и Акбулат Бекбулатов

Андай и Анчура Килдеяровы.
 

Попробуем дальше анализировать.

Сужая свой анализ, и концентрируясь на вероятных связях между некоторыми жителями дд. Шубино и Камкино в начале 17 века, для облегчения вышеуказанного материала, попробую начертить такую  схему и еще раз объяснить: кто там указан.

1. Уразбахта Караев и Булатов Акбулат Мокшаев указано вместе в направленном в Алатырь документе на владение ими по 40 четвертей земли.
В этой же работе  указан Богдан Мокшаев.

2. В работе Цепкова А.И. в "Своде письменных источников Рязанского края 14-17вв ,   указаны:
а.Булат(ов) Акбулат Мокшаев.
б.Бекбулат Мокшаев 
в. 
Бичура Мокшаев
г.Келеш Чикешев (вероятный шубинец 
Клевлей Чекинов, торговавший в 1630г лошадьми в Москве). 

3. Посмур Мокшаев из д.Камкино был в Чуфарове вместе с Бекбулатом Шоба.

4. Богдан Мокшаев указан в г.Тула.

5. Шабай Чиканаев из д.Погорелки Ромадоновского уезда.

6. Ишей Мокшаев сын Ногаев из д.Пара, откуда выставились другие татарские деревни.

7. Шубинец Тулуш Ногаев - это один из основателей д.Шубино в 16021г. Потом он исчезает. В документах более не упоминается. 

8. Мамеш Ногаев  из д.Ендивище , Алатырского уезда - не изучен.

9.Клевлей Чикеев, Токбулат Нонаев и указанный ниже Уразбахта Караев в 1630г вместе торговали лошадьми. Один из основателей д.Шубино Тулуш Нонаев должен быть братом Токбулата Нонаева, сегодняшние потомки которого хорошо изучены.

10. Указанный в документе  1685г Тюшкан Богданов сын Чекаш Урмашев  указан в контексте с шубинскими Чикеевыми (Чекашевыми) и исходя имени Богдан. В частности Исен Богданов связан с Бекбулатом Шоба.

11. Указанные Армак Розбахтеев и Аккозя Мелеков прямого отношения к д.Шубино не имеют, но  есть один единственный шубинец Аклуш Акузин, который указан в отдельном архивном деле, но не в списках основателей деревни или же в ПК 1624г. С таким именем вообще не встречал по ПК 1624г по Алатырскому уезду или же за 1-ую половину 17 века.
12. Указанные на схеме Булуш и Чиниш Байбулатовы указаны  также из-за того, что в ПК 1624г указан сирота 6 летний Алемаско Булушев. Теперь уже благодаря отдельной работе Евгения Парадеева узнаем, что в Шубине были эти брата Булуш и Чиниш. 
Может быть, этого Булуша надо рассмотреть как Булата, а Байбулата как Бекбулата. Тоже вопрос. 

13. Попробовал искать оригинал документа из работы Цепкова А.И. касательно Булатова Акбулата Мокшаева. Пока не получилось. Думаю, посетить Российскую  государственную библиотеку  в будущем. Интересно: в контексте чего он там указан.

Таковы пока мои сопоставления. Но выводов сделать пока рано.


ДАЛЬНЕЙШИЙ ПОИСК БЕКБУЛАТА ШОБЫ.
ПОИСК ИДЕТ В 1563г. 

 На этой странице  идёт продолжение поиск предка (предков)  основателя нашей д.Шубино Бекбулата Шобы.
Предыдушей статье 
№8а Поиск Бекбулата Кильдеярова и Бекбулата Шобы...., где  были выбраны разные варианты путем сопоставления- не дали окончательного результата. Сейчас же, после оформления статей №7а Отдельно о Розбахтее Караеве и его товарищах..  и  №8б Служилый Исен Богданов.. хотел бы рассмотреть  в контексте связи  Розбахтея Караева ( и его братьев)  с Мокшаевыми.
Об этом в тексте выше есть уже некоторый  анализ.
Но прежде, видимо, надо исключить указанного в списке 1602г Бекбулат Кильдеярова как предка Бекбулата Шобы, т.к. сам Бекбулат Кильдеяров  указан в «Писцовой книге ..1624г»  среди шубинцев
: "живут в  братских поместьях  в захребетниках», т.е. безземельные, за которыми родовая земля не числится. Не думаю, что обозначили  название нашей деревни именем служилого, который не имеет своего личного поместья.
 Как уже не раз отметил, что в нашем селе многие роды были со статусом, и среди них  Караевы,  Нонаевы, Урусовы, Кунеевы, Исенеевы, но и самого основателя  деревни Бекбулата Шобаева нужно отнести людям с высоким статусом.
Только не можем определиться точно: Шоба – это имя или же прозвище.

Если Караевы и Нонаевы были торговцами лошадьми в Москве в 1630г, и они имеют братьев среди основателей деревни Карга, Алатырского уезда, то Урусовы были как в в Шубине, так и в Карге, так и в Пице , Арзамасского уезда. В частности, в по д.Пица по ревсказке 1718г указан
Моска Кляев1678гр, и у него  в другой избе живет сосед Шабан мурза Имрясов сын Урусов.
  А нам известно, что часть  или многие пиценских служилых- это прибывшие из Касимовского уезда служилые,  которые в 1610г  торжественно отмечали свое «прибытие»  на эти места вместе со служилыми татарами из других деревень, и уверен, там были и шубинские служилые как гости. Даже в связи с этим Моской Кляевым есть у меня интересная статья
№15 Переходцы из дд. Камкино и Пицы. Деревня Учаллы..


Далее, если сузить свой анализ и рассмотреть   род (роды)  Мокшаевых с учетом того, что они были и в Алатырском уезде  (ПК1624г).
Это Бакшей и Ишей Мокшаевы,
Посмур Мокшаев в д. Камкино, Арзамасского уезда,
 Игимай Мокшаев сына Ногаев,
Ошкней Мокшаев (80 чети) (Смотренный список 1643г),
среди кадомских служилых есть:
Алкай мурза Богданов сын Мокшаев

Попробовал искать оригинал документа из работы Цепкова А.И. касательно Булатова Акбулата Мокшаева,  
Степан мурза Мокшаев.

Изучая Мокшаевых и допуская вероятную изначальную связь их с шубинскими Караевыми, 12 мая 2023г  решил досмотреть в архиве о Мокшаевых по работе Цепкова А.И « Свод источиков по истории Рязанского края 14-17вв», 1 том, 2005г издания.

Дело называется:
1563г июня 17 . «Правая и разъезжая грамота окольничего и воеводы ,М.М Тучкова, данная татарам Булату Елегину с товариши на спорную пожню Ковери около села Болотца Касимовского уезда».

Суть земельного спора между Булатом Елегиным с товарищи с Булатовым Акбулатом Мокшаевым, Бичурой Мокшаевым, Бекбулатом Мокшаевым, Урусом Падевриевы с одной стороны, а ответчик касимовский служилый татарин Енмамет Ендавлетов - с другой.
Решение вынесли в пользу Булата Елегина и его товарищей.
 
В моем понимании  речь идет о  сенокосных местах  рядом расположенных деревень Коверское и Болотцево,
Коверское
 татарское  
Курски) — деревня в Касимовском Районе Рязанской области. В настоящее время нежилая. Относилось к группе кара аймак поселений    касимовских  татар. В итоге, после разбирательства, спорный участок ( пожю) отнесли д. Болотцеву.

Пожня- это сенокос, покос, луг, жнивье, стерня, поле .
Понятия, связанные со словом «пожня». Перелог (от перележивать — лежать слишком долго) — заросшая дикой растительностью и молодыми деревьями, задернованная пахотная земля, не обрабатываемая в течение многих  лет подряд.
Файлы из книги можно приложить. Содержание текст воспринимается (читается)  не тяжело. К тому же, есть это архивное  дело (текст ) и в интернете: 

Правая и разъезжая грамота окольничаго и воеводы Михаила Михаиловича Тучкова, 1563 года.

   По Црву Гдрву Великого Кнзя слову Ивана Васильевича всея Русп и по Гдрве грамоте и по Суда своего спуску, окольничей и воевода Михайло Михайлович Тучков ищеи Булата Елегина, Васку Булатова, Акбулата Макшаева, Бичуру Мокшаева, Бакбулата Мокшаева, Урусу Падевруева с товарищи оправил, а ответчика Енмамета Ендевлетева сына обвинил в пожне в Ковери, и исцев иск Булата Елегина с товарищи, что у них с тое их пожни свезл с Ковери Енмамет триста копен сена, велел на Енмамете доправити, за копну по три деньги, всего полията рубли, и доправя отдал ищеки Булату Елегину с товарищи, а спорную землю пожни Ковери велел Михайло Михайлович городовому приказщику Тимофею Федорову сыну Барсукову, да розсыльщику Игнату Иванову сыну, да целовальником Ивану Тарасову, да мальцу Некрасову, да дьяку земскому Василью Осеневу межи розъехати розмежевати и пожни Ковери отвести к селу к Болотцу Болотиким татаром Булату Елегину с товарищи, куды знают старожильцы и поведут по межам, и велел им по межам ямы копати и грани покласти. И лета 7071 (1563г) - го Мая в 11 день перед Михайлом перед Михайловичем городовой приказщик Тимофей Барсуков розезжей список и чертеж положил, а розсыльщек Игнат за розъезжим списком исцев Булата Елегина с товарищи, да ответчика Енмамета Ендавлетива, и которые были люди с ними на розъезде на пожни на Ковери Русина Никитина сына Рылова, да Куприша Иванова сына Изыскачева с товарещи поставил, и Михайло Михаилович велел перед собою розъезжей список чести. И в списку пишет: Став Тимофей Барсуков, да целовальники и дьяк земской на пожни на Ковери, вспросили Булата Елегина с товарищи: дайте вы своих старожильцев, которым нас вести помежам, пожни Ковери отвести, коим местом той земле пожне Ковери межа к селу к Болотцу. И Булат Елегин с товарищи сказали: а се, господине, наши старожильцы Перша, да Фалелей Филиньевы дети, да Ортем Ортемьев сын, да Лукьян Федотов, да Митя Максимов с товарищи перед вами те, господине, той земле пожне Ковери межу знают и вас по межам поведут. И Тимофей Барсуков вспросил старожильцев Перши с товарищи: скажите, знаетили пожни Ковери межу розъехати, коим местом отвести к селу Болотцу. И старожильцы Перша с товарищи сказали: мы, господине, пожни Ковери ведаем в межу знаем которым местом розъехати. Став под деревнею под Кучиликовою на речке на Ковери под вязом, и туто на вязу первые грани били, а от вяза повели старожильцы по реке по Ковери вверх и привели к источине к ручаю, а тот ручай течет из Савина болота, а ручай впал в туж в реку в Коверь. А от источины повели от устья вверх по истоку на вяз, с вяза на березу, а с березы на волху, а с волхи на вершину. И не доходя вершины повели от Осиивы пашни лесом на право заростью старыми покосы, а лесу сумещик Иван Рязанцев Муторские волости а тем сумежным лесом повели на березу, а с березы на березу ж, да на две березы, а те две березы выросли из одного корени и грани биты, да тем жи лесом через Коверьскую дорогу на березу, да на липу розсоховатую, тем же лесом на вяз, да на березу, да с березы привели к Кучиликову полю другому к пашне к истоку, и по истоку повели на низ на столб, да на березу. А от березы привели в вязуж к тому, гд первые грани биты к первым рубежем откуды повели. И сказали старожильцы: то, Господине, межа пожням Коверям. и выслушав Михайло Михайлович розъежего списка вспросил исцев Булата Елегина с товарищи, да ответчика Енмамета: таков ли вам на меже на пожне на Ковери розъезд был, как в розъезжем списку писано. И исцы Вулат Елегин с товарищи, да ответчик Енмамет сказали, что им на меже на пожни на Ковери розъезд таков был, как в списку писано. И которые люди с Тимофием с Барсуковым, да с розсыльщиком с Игнатом и с целовальники и с дьяком ли (?) на розъезде Русин Никитин сын Рылова, да Куприш Иванов сын Изыскачева, да Гаврило Смолков, да Ермак Дементьев и в товарищев своих место сказали: что перед ними на пожне на Ковери розъезд таков был, как в розъезжем списку писало. А на опросе были у Михаила Михаиловича Царя Шигалья Шиговлеяровича дворецкой Сиюш Мурза Суисцев сын да дьяк Царев Степан Куланин. И по Црву Гдрву великого Князя слову и по Гдрве грамоте и по суда своего списку и по розъезжему списку и по чертежу окольничей и воевода Михайло Махаилович Тучков присудил и велел ведати и косити пожни Ковери Болотцим татаром Булату Елегину, да Васке Булатову, да Акбулату Мовшаеву с товарищи к селу к Болотцу к их поместью по старине как оне те пжни косили прежь сего. И помеже куды старожильцы отвели пожни Ковери и сю правую грамоту и розъезжую Булату Елегину с товарищи дал. К сей правой и розъезжей грамоте Михаило Михайлович печать свою приложил. Лета 7071 (1563) Июня в 17 день.

На обороте: Городовой прикащик Тимофей Барсуков руку приложил. Другая надпись неразобрана.

Столбец на 3-х листах. Приложена белая восковая печать в неясным гербом.

 

Сообщ. А. Селиванов.

Что я хотел здесь найти?
Связь наших шубинсо-каргинских Караевых с Мокшаевыми, где в роду есть Мокшаев  Бекбулат и Мокшаев Акбулат Булатов сын. А как известно по однм другому документу  1613г,
в « ЗАПИСНАЯ ПОШЛИННАЯ КНИГА (27 февраля - 12 августа 1613 г.) :

1.Запечатана грамота на Алатарь по челобитью Разбактея Караева да Айбулата Булатова: дано им поместье  40 чети….

в том же источнике находим :
Запечатана грамота на Тулу по челобитью туленина посадцкого человека Ивашка Обросимова о управе. Пошлин полполтины. Взято.
Там же есть :
// л. 5 Запечатана грамота к Ондрею Толбузину по челобитью Богдана Мокшеева на старое поместье....

 

----------
В связи с этим фрагментом у меня ассоциации такие, что наш шубинский Разбахтей Караев, рожденый примерно в 1550годы   и  Мокшаев Айбулат Булатов сын, рожденный не раньше 1545годы-   изначально могли знать друг друга, и могли  получить (или претендовали) земли в 1613г, что и указано в ЗАПИСНОЙ ПОШЛИННОЙ КНИГЕ В 1613г. 
Получается, указанный в этом деле 
Акбулат Макшаев носит фамилию по деду, тогда как он Акбулат Булатов, и  записанные рядом  Бичура Мокшаев, Бакбулат Мокшаев - видимо, тоже носят фамилию по деду или родовую. Вот этот Бакбулат(Бекбулат)  тоже как вариант для  нашего шубинского Бекбулата Шобаева.

Богдан Мокшеев ассоцируется с нашим Исеном Богдановым , который был соратником  шубинца Бекбулата Шобы в 1611г в д.Чуфаров при размежевании.
Там был и камкинец Посмур Мокшаев.
Урус
Падевриев ассоцируется с шубинскими Тулушем и Токбулатом  Урусовым. А как указали выше, и в д.Пице есть Шабан мурза Имрясов сын Урусов. Был арзамасский  служилый  Алтыш Урусов. Может быть, и этих Урусовых тоже можно  отнести к роду Чегодая???
Все это очень интересные моменты.
Но вот, к сожалению, пока  не удалось связать этих Мокшаевых с шубинким Бекбулатом Шобы (пока). Для этого, точно требуется  хотя  ДНК Мокшаевых.

М.Максут.    Последнее дополнение  16  мая 2023г.


Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music File 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music File 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music File 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 Audio File 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 Audio File 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.