Ниже приводятся некоторые настоящие и сокращенные, или же искаженные  имена, а также фамилии- производные от этих имен
(17-18-19вв).
 

 

В документах из архива г. Уфы у наших предков  имена  написаны чисто мусульманские и на арабском языке, а  в переписях(ревсказках) и в других документах  из ГАНО – множество имен искаженные, т.к. раньше, да и сейчас, наши односельчане  довольно  часто сами искажали свои имена, и большинство из их имели еще прозвища от отца, деда, прадеда или же от рода их занятий и ремесла.

В связи с этим, те кто занимается родословными, при изучении архивных  документов, это момент должен учитывать.

 

Именами и возможными их искажениями в  списках 1602, 1613г, 1624г у шубинцев более менее понятно, кроме нескольких имён и фамилий.
Это:
1.Палеев. Возможно идет от имени Болей (Коболей). В списке 1707г есть Бимай Баляев и Баймай Боляев. Думаю, они - два брата, и записаны только по разному.

2. Кулгодин( другой раз Кулгонин). Неизвестно от какого имени. Возможно Кулган, Калган или еще как.
3. Енбаков. В шубинском случае - точно от имени Енибяк.
4.Далишев. Возможно от имени Далихан ( Даликай) .

5. Думаю, имена  Тулуш и Тулубай - разные самостоятельные имена.

----------------
6.За 17 век, у сына  одного из основателей д.Шубино Азамета Исяшева есть сын по имени Мастрюк. Здесь все 3 имени интересные. 
Сам 
Азамет Исяшев прибыл в Шубино в 1618г из Арзамасского уезда чуть позже, чем другие. 
Происхождение фамилии Исяшев может быть от имени Исен, Исенбердя.
Имя Азамет(Азай) необычно для наших мест.Пожалуй, больше подходит для кавказского региона и ассоцируется с родом князей Черкасских, в частности Черкасским Василием Петровичем и его отцом Черкасским(Ахамашуковым) Петром Ивановичем, которые упомянуты в  "Писцовой книге Алатырского уезда 1624г", т.к. они имели отношение к этому уезду. Был также и 

князь Дми́трий Мамстрю́кович Черка́сский (ум. 1651). Татарское имя его было Каншов-мурза. Отец его — известный князь Мамстрюк Темрюкович Черкасский (ум.1600/1601).

 

 Может быть, шубинский Азамет Исяшев  и его сын Мастрюк тоже имеют какое отношение к этим вышеуказанным личностям- Черкасским. Ну хотя бы могли знать друг друга или  рядом воевать.

Может быть, потом от имени Каншов идут Каншаевы.

Если еще чуть глубже пофантазировать, то можно "дойти" и до таких названий деревень нашего края как Коншаев Заулок и Аджи авылы. Речь идет о дд. Большое и Малое Рыбушкино , основатели деревень которых прибыли из д.Азеево, Кадомского уезда, что в Рязанской области. Логична цепочка: Аджиево - Ажеево- Азеево. 
Названия  деревень Азаево и Азеево - одно и тоже. 
Даже слово  "заулок" возможно идёт от слова  "аул".

В 1795г , обращаясь в Нижегородское дворянское собрание потомок Азамета Исяшева Биктей Байтимиров  написал, что : « Мой прадед, Ибраим Мастрюков, сын Азаев, верстан на службу поместным окладом.
Мне досталось поместье деда
 Азаметки Исяшева» 42 четвертей, 
то подтверждено Сергачским уездным судом». 
------------------------

 

 

7. Интересным является имя Клавля ( в другом месте Клякай). Оно, может быть, и Кулавля. И фамилия от него  Куляшев, Кляшев.

8. Имя Тютелейка до конца неизвестно. Если только от имени Тутай,Тутей. Или прочитан неправильно имя Тохта(р)алейка.

9. транформация: Халек- Калек-Калюй.
10. Имя Бакрам возможно самостоятельное или искаженное от имени Байкарим.
11. 
транформация: Букар-Букарай, Бухарай, Букай.

 

Пожалуй, в шубинских ревсказках, лишь одно единственное имя Токбулат написано в разных документах  в разных вариантах: Тобуляй, Тобай,Табай, Тебей. В переписи 1795г его сын указан ошибочно как "Кибаев". Это явную ошибку можно отнести к ряду: дьяку тоже свойственно ошибиться ".

По поиску служилого татарина по имени  Байбака Узбехтеева1636гр ушло немало времени. Тогда как в одном месте он же указан как Байбак Кузбехтеев. Отсюда и допускалось варианты при поиске: Рузбахта, Уразбахта,  Кузбахта, Кузенбай, Кожебахта. В итоге нашелся он   под фамилией Узбехтеев по д.Анда, Курмышского уезда.

В другом случае, имя имя Бибарс написан или прочтен  как Борис. Есть вариант имени Бибарис. Не редко встречается в документах фамилия Бибарсов, Бибарисов. Интересно,  а  имя Рыс и фамилия  Рысов - не от имени ли Бибарс или Бибарис.

Недавно  по просьбе одного ищущего своего предка анализировано имя одного из основателей д. Урга - Бекбулата Сайтакаева. Я остановился на варианте: имя Сайдулла, которого могли назвать в обиходе как "Сайдак- Сайтак". Отсюда и фамилия Сайтакаев.
--------------
В то же время, имя Саттар транформировалось в Сатай.

 Мне представяляется, что  каждый новорожденный имел свое точное (без искажения) мусульманское имя. А как потом искажали - можно проследить ниже.

И только с 19 века имена в метрических архивных документах близкие к сегодняшним - мусульманским.

Вот некоторые из наших шубинских:

 

Абдрахман- Абдрей, Абдей-Абдреев,Абдеев 

Абдюрхан, Абдюхан-Абдей, Абдюкай-Абдеев,Абдюханов

(Абдул)халек- Халек- Халиков

Абал- Абалей- Абалеев

Абуталиб-Абутей-Абутеров

Абушахмат- Абушаймай, Шахмай-Абушахмаев, Шахмаев.

Абдулла -Аблей- Аблеев,Абдулов

Абляз –Аблей- Аблязов

Адельша- Адей,Адел -Аделов

Абузар-Абуз-Абузаров
Акбулат- Абляй- Акбулатов, Абляев

Акмаш- Акмяй-Акмяев

АкманАкмай-Акмаев,Акманаев

Алмак- Алмакай-Алмаев,Алмакаев

Алким-Алкей-Алкимов

Али(хан)- Аликай-Аликаев

Акалюк- Акай-Акаев

Аляутдин-Алей-Алеев

Акбердя(к)- Акбай- Акбаев, Акбеев,Акбердин

Азан-Азей-Азеев

Аксян-Асей-Аксянов, Асеев

Арекул- Арекай- Арекаев

Ахмет-Ахмяй-Ахмяев,Ахметов

Аюкан-Аюкай- Аюкаев

 

Ба(й)гильда-Байгильдей- Байгушев,Байгильдин

Байтимер-Байтей, Байтимей-Байтеев,Байтимиров

Бакар-Бакарай-Бакараев

Букар-Букай- Букаев,Букеев,Букараев

Баки- Бакей-Бакиев,Бакеев

Батырша-Батей- Батаров,Батеев

Бибак-Бибай-Бибаев

Байбак- Байбаков

Бибухан-Бибай-Бибаев

Бикмамет-Бикмай-Бикмаев

Биккин-Биккиней- Биккинин

Бикул-Бикей-Бикеев,Бикулов

Битюк- Битяй-Битяев

Бикмухаммет-Бикмей-Бикмеев, Бикмухамметов

Биктимер-Биктей-Биктимиров

Бурхан- Буркай, Буркей-Буркаев

 

Жалиль-Жалюк- Жалеев, Жалилов,Жалюков.
Жамиль- Жамок- Жамиев

Ермет-Ермакай-Ермаков
Еманкул- Емаш- Емашев, Еманкулов

Исмаил-Исмай-Исмаев,Исмаилов

Ивак- Ивакай- Ивакаев 

Ишмамет- Ишмет- Ишмаметев,Ишмаметев

Кашап-Кашай-Кашаев

Карим- Карюк-Каримов,Карюков

Кантимиер-Кантюк- Кантимиров.Кантеев.

Курамша- Курай- Курамшин,Курмеев

Кур(ма)мет-Курмай, Курмей- Курмаев,Курмаметев

Килмамет- Килмай- Килмаев

Клавля- Кляш- Клавлин

Мажит-  Мажитов

Мамотя- Мамей, Мамяй-Мамяев, Мамотин

Мамет- Мамай- Маметев,Мамакаев

Мамеш- Мамей- Мамешев,Маметов
Нонай,Нунай - ????? - Нонаев,Нунаев
Нурмухамммят- Нуркай- Нурмухаммятов,Нуркаев

Сейфелмулюк- Муляк- Муляков

Манюр-Манюк-Манюков

Масяут- Масяк,Масяй -Масяков,Масяутов

Мавлихан- Моляк, Мовляк,Молей- Моляков,Мавлиханов

Мигдят(Мидиат)- Мигдей- Мигдеев

Муса-Мусякай-Мусякаев,Мусеев

Мухамметша-Мукей- Мукеев

Мостафа-Мосей,Мостай-Мосеев

Муртаза- Муртай-Муртюков, Муртеев

 

Осип, Осиф, Юсип-Осипов

 Рахмят,Ряхмятулла- Рахмай- Ряхмаев, Ряхмятуллин

Селим- Селяй- Селяев, Селимов

Салюк-Салей-Салеев,Салюков

Сапар-Сапай-Сапаров, Сапаев,Сяпай- Сяпаев,
Сафарали- Сапаралеев

Субухан- Сюбай-Сюбаев

Сунчалей –Суняй, Сюняй-Сюняев,Сунчалеев

Сейфулла-Сяпук-Сейфуллин,Сяпуков

Секам-Секай-Секаев,Секамов

 

Тимерша, Тимай, Тимаш-Тимашев,Тимершин

Тимерали- Темралей, Алей- Темралеев,Алеев.

Тимербулат- Тимаш- Тимашев,Тимербулатов.

Тимербай- Тимай- Тимаев, Тимербаев.

Тиниш-Тиней-Тинеев,Тинишев

Токтар, Тохтар- Токай, Текай-Тохтаров, Текаев

Тукбулат,Токбулат-Тубалей,Тюбай,Тебей-Тубалеев,Токбулатов

 

Халек- Калек,Калэй,Калюк- Калюев

Файзулла- Фасюк, Пацюк- Пацюкова, Файзуллина

Урахбахта- Розбахтей- Розбахтеев,Уразбахтеев.

Урмус- Урмай- Урмеев,Урмаев
Умярали- Умрей- Умреев
Хусяин - в ревсказках  чаще писали как Усеин

Чекаш-Чекай-Чекеев

Черюча- Чиркай- Чиркаев

Шапшарип-Шапшай-Шапшаев

Ша(ра)фетдин-Шафей-Шафеев.Шарафетдинов

Шаба,Шоба- Шабай,Шобай,Шобалей-Шабаев, Шобаев,Шобалеев

Шобан- Шобай -, Шобанов, Шобалеев

Юмангул-Юмаш,Юмей- Юмеев,Юмангулов

Юнис-Юнус, Юниска- Юнисов,Юнусов

 -----------------------
По расшифровке  имен у шубинцев за 18 и 19 вв, пожалуй, вообще нет проблем.

----------------------
Интересным является фамилия  одного из основателей д.Карга, Алатырского уезда, Ертугана  Коконтаева.

Фамилия  Коконтаев  разными авторами написана еще как Контаев , Кононтаев. В Казанской писцовой книге 1601г встречается потомок княжеского рода Конкотар  мурза князь Янсеитов - служилый татарин д. Бурнашево.

 


КОРОТКОЕ ДОПОЛНЕНИЕ.
НАШИ ИМЕНА И ИМЕНА НАШИХ ПРЕДКОВ.

  Понимаю, любого из нас могут заинтересовать не только указанные  в моей предыдущей статье имена наших предков, но и имена предков за 17,18,19 вв.. Вообще-то, считаю, вопрос ведь действительно интересный. И, конечно же, не хотел бы здесь написать трактат, скопировав информацию из интернета. Любой из нас может найти в интернете.
 Считаю, интересны вопросы: 1. Когда, на каком этапе в своем развитии люди стали давать имена своим новорожденным.

2. С чем ассоциировались имена?
С природой, животными, небом, звездами, временами года, внешним видом ребенка и какие еще были стимулы для наименования своих детей новыми именами.
3. Имел ли человек раньше только одно имя пожизненно или оно менялось в зависимости от возраста, его статуса в роду, племени.
 4. Какие еще поздние факторы имели значение для наименования детей в нашем веке. Менялся окружающее пространство человека, менялся его быт, расширилась сфера его общения с другими племенами и народами, расширился его кругозор. Как могли назвать детей в родо-племенном обществе, если они жили вообщем-то в окружении животного и растительного миров, неба или горной местности?. Наверное, в первую очередь полагались на характер и поведение быстрых, хитрых, умных, сильных, ловких животных, например, волка, птиц, барса, медведя, оленя, тигра, льва, ну а у девочек - на цветы, луну, солнца и другие красоты природы.

    Специально не смотрел на эту тему в интернете, но логика так и так приводит к этому. Пожалуй, кроме этих причин - основ, в появлении множества имен большое значение сыграли открытие такого металла как железо. Столько тюркских имен связано с этим металлом. Но и , конечно же, огромнейшее значение имел принятие тюрками Ислама. Это значение сохраняется и сейчас. Сколько интересных имен взято из Корана. Не счесть!. Поэтому, еще раз чуть обобщая меняемость имен в одной конкретной среде обитания ( в роду, племени, в народе), с изменением условий жизни и быта – постепенно «менялись» и имена в поколениях. Да, для этого только нужен определенный промежуток времени,- ну хотя бы смена 2-3 х поколений. И даже при этом не исчезали старые имена, особенно, если они связаны с кораническими. Думаю, такие имена Мухаммед, Мустафа, Али, Абдулла, Амина, Медина и другие, что связано с религией – еще долго будут на слуху у нас.    Конечно, таких имен, как, например, Наил, Илхам, Ряухать, Саяр, Ришат, Альберт, Роберт и им подобных - не было ни в 16,17,18,19 веках. Чтобы прийти к таким именам, потребовалось некоторый отрезок времени, думаю, не менее 40-50-80 лет.  В том числе, сегодня есть и женские имена , не характерные для вышеуказанных веков.  Вот вопрос: что явилась причиной такого перехода к этим новым именам? Должно же быть какое-то объяснение. Куда исчезли имена Халилулла, Хабибулла, Мяжит, Рахим, Рахмятулла, Невретдин, Багаутдин, Невмятулла и им подобные. Ведь именно ими переполнены уфимские метрические книги за 19 век. Эти имена большей частью арабские. Значит, связаны они с религией Ислам. Так и есть, по архивным документам, в том 19 веке люди стали несколько религиозно грамотными, если даже не могли читать или писать. В 19 веке сохранились, конечно же, и чисто тюркские имена. Во многих селах были Алтынбаи, Батырбаи, Арсланы, Тимершы и им подобные, но они уже не в таком большом количестве, как 17 или 18 вв. Еще в 18 веке в списках преобладали арабские имена, по сравнению с тюрко-татарскими. В 17 встречаются много и тюркских, но и немало арабских имен.
 --------------
   Что же касается имен за 17 века.
   Любой работающий с архивными документами, в частности ревсказками и уфимскими метрическими книгами, без сложностей определяет точное звучание того или иного мусульманского имени, которого русские писцы написали искаженно на свой слух. Прежде всего ведь, наши предки сами искажали, с другой- писцы ревизских сказок, переписей. Так имена: Юсуф (Юсип) стал Осипом, Якуп – Яковым, Али – Алеем, и отсюда фамилий в ревсказках написаны с искажениями - соответственно Осипов, Яковлев, Алишин, иногда и Алекеев или Алексеев. Это всего три примера, но таких моментов немало.
 ------------------
   Не стану специально расшифровать имена и фамилий указанных служилых татар в предыдущей статье по д.Карга, чтобы не подумали обо мне как «всеграмотным», и для этого есть книги « Имена татарские» у разных авторов. Думаю, заинтересованный человек сам может искать и найти, и даже больше знать, чем мое объяснение. Я же сам пользуюсь книгой под редакцией Ш.Ш. САГАУТДИНОВА.  Если там не нахожу, то пробую искать в других источниках. Попробую закачать на эту страницу.
 ----------
    Предлагаю и вам всем черпать имена для своих будущих детей со страниц Корана, а также из этой книги. Думаю, правильно подобранное имя – это много значит. Плохо, когда люди говорят, что им свои имена не нравятся. В моем роду начиная с моего деда, имена идут так: Садеков Мухамметша 1910гр, Мясум 1935, Мансур 1958гр и Максут 1961гр. Моего сына мой отец назвал Маратом 1985гр, а Марат назвал сына именем нашего пророка - Мухаммедом в 2019г, а дочь - Мединой. Имя моего внука ассоциируется в нашей семье ещё и именем нашего деда Садекова Мухамметши 1910гр, который погиб в ВОВ , но и напоминает ещё отца моей тещи Рахили - Мухамметши Давлетбаева. Кстати сказать, и мой прадед - тоже Давлетбай. Мой отец Мясум и моя супруга Гульзифа Сетдекова - пятиюродные брат и сестра. Об этом я открыл ещё более года назад. Молю Всевышнего, чтобы Он отблагодарил в будущем мою семью именами Мустафа, Мавлихан, Мулланур .....и т.д. Пусть потом опять будет Мясум, Мансур, Максут, Марат...... Вот это будет связь поколений – о чём я писал отдельную статью несколько лет назад.
    Пожалуй, не стану остановиться на перекрестных именах в роду. Этим я восхищался, изучая шубинских документов: читал мысли своих дальних односельчан. Именем своего деда, отца или дяди – именовали своих детей прежде. По шубинским метрическим заметно и то, что после бракосочетания братья жениха или невесты назвали своего сына именем свата, или его брата и т.д. Могу привести множество примеров.
----------------
  Чуть расширяя свою статью, хотел бы еще дополнить и с такими моментами. Изучая ревсказки наших деревень за 17век, часто встречаю, что в некоторых дворах наших предков жили «ясашные чуваши». Имеют ли они прямое отношение к нынешним современным чувашам – я не стану здесь занимать у вас время, но момент довольно интересен. Такие, 2 чувашские семьи были и в нашей деревне в начале 18 века, и они указаны в ревсказке 1718г по Шубине. Они потом «исчезают» в другой  ревсказке. А вот по д.К-Пожарки указанная семья доходит до переписи (рекрутской) до 1864г. Видимо, глава семьи в самом начале 17 века еще принял Ислам, т.к. его многие потомки имеют чисто мусульманские имена. Специальную отдельную статью не стал оформить, так как не так она востребована на данном этапе.
    Аналогичные моменты – схожесть имен служилых татар и мордвы – встречаются в начале 17 века. И это особенно заметно в Темниковском уезде, где порой имена татарские и мордовские - не различимы. Значит, часть мордвы тоже была в Исламе. Согласен с коллегой Равилем Невретдиновым, который написал небольшой комментарий к моей статье. Раньше, в частности, в 17 веке, не говорили или не спрашивали о национальности. Особенно в случаях с нашими служилыми предками: или служилый был воином, умеющим защитить себя и своих близких и одновременно вести хозяйство, или он был нежизнеспособным и не мог продолжать свой род. Выживали не только от войн, но и от суровых условий существования. И об этом нельзя забывать.
 -------------
   Как только начал получать архивные документы, в том числе, ревсказки, интересным было работать над именами служилых. Не всегда удалось расшифровать их. И даже попробовал оформить статью на шубинском сайте
 №30 Об именах служилых татар...

 

 И над этой  страницей  можно дальше  работать. Сейчас она пока не первостепенной важности, т.к. сейчас занимаюсь над другими документами с акцентом для будущих поколений: вдруг кто-то захочет иметь свою родословную в будущем. И пока многое удается в этом направлений.
 ---------------
   Но и в завершении, как обещал, в одной из работ (статей) , полученной в готовом виде от многоуважаемой Сенюткиной О.Н. , указан мальчик по имени «Каскин» – один из двух братьев, которых должны были забрать на кантонные работы. Прилагаю эту статью .  
http://chehmurat.narod.ru/
Долгое время не смог расшифровать имя Каскин ( именно так записали русские писцы это имя). И я ошибочно предположил его как «Каким». Но, всё же удалось выяснить его точное мусульманское имя. И даже в ревсказке 1834г он записан как «Каскин 1819гр». В последующих документах он указан с таким же именем, и в другом документе  указан его  сын Невретдин 1842гр. А потом  дочь  Невретдина  - Азиза вышла в замуж за мужчину из д.Актуково. Только спустя несколько лет удалось точно узнать его мусульманское имя.
    Вопрос знатокам: как могло быть настоящее имя этого Каскин? Это статья пишется практически «с колен». Не знаю как вам, а мне все это  просто  как отдых и повторное общение как с предками, так и с вами.



М.Максут.

Новый сайт http://mmm20021961.jimdo.com/

 

 

 Старый сайт Mmmm20021961.narod.ru



ТАТАРСКИЕ ИМЕНА. 
Ш.Ш. САГАУТДИНОВ  

ТАТАРСКИЕ

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music File 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music File 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music File 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 Audio File 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 Audio File 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.