«ПОЖАР ТАУ».
МОЯ ВСТРЕЧА С АЛИКАЕМ В 1695
ГОДУ.
СВЯЗЬ С ПРЕДКАМИ.
Эх, оказаться бы временно рядом с предками и пожить бы с ними в 17, 18, 19 вв, и посмотреть на них: какая у них была повседневная жизнь, их нравы,
обычаи, быт и т,д.
Хотя, может быть, отчасти это уже и удается делать, погружаясь в архивные документы.
После 10 летней, каждодневной работы с архивными делами, нередко удается побыть с ними настолько близко, что чуть ли не на самом деле оказываешься рядом с ними и почти входишь с
ними в разговор, и вместе с ними переживаешь тот или иной эпизод из их жизни.
Иначе говоря, почти оказываешься в состоянии телепатии. Да, это еще без целенаправленного желания, а если в действительности настроиться, то можно полностью впасть в это
состояние. Но, стараюсь всегда быть осторожным - боюсь остаться там – в том далёком 17 веке.
Нередко, именно во время моего очередного такого погружения в анализ одного архивного дела, отвлекающая меня своим каким- либо вопросом моя супруга, может получить
ответ от меня только с третьей или еще другой очередной попытки, т.е. через какое-то время, пока я не выйду из этого аналитического
( или телепатического) состояния. Да, это, конечно же, полушутка.
-------------------
Мной уже и прежде было написаны о межродственных связях между муллами разных деревень: как сватались их дети, как они ходили друг другу в гости.
Интересно: где и как встречали этих гостей из соседних деревень, чем угощали, какие подарки они преподносили друг другу - об этом остается только догадываться.
---------------------
В этот раз, в моем анализе фигурирует та знакомая пограничная местность между дд. К-Пожарки и Шубино, которую мы называем «Пожар тауы» (« Кочкопожаровская гора»).
Эта гора ассоциируется у меня еще с одним из 3-х снов моей матери Хава, которые снились ей года 2-3 назад, и которых я записал в свою тетрадь.
Сон, который связан с вышеуказанной горой – это подсказка для неё: что ожидать ей в той будущей - в вечной жизни. Именно так я его расшифровал.
О сне матери изложу в конце текста, и это не главное, а важное то, что именно этот сон мамы связан с той кочкопожаровской горой, мимо которой мы в юношеские годы не раз
проходили, когда ходили пешком или ездили на велосипедах в д. К- Пожарки. И не только это, а прежде, на многих могилах наших шубинцев лежали большие камни именно из этой горы.
Несколько таких камней сохранились и в настоящее время на могилах на нашем кладбище.
------------------
Так вот, изучая как-то одно архивное дело 1695 года, я так сильно погрузился в то вышеуказанное ( телепатическое) состояние, что оказался на той кочкопожаровской
горе, где встретил одного юношу.
Я заметил его еще издалека - из той точки, что около источника питьевой воды (бинакер) , откуда когда-то наши матери в свои юношеские годы ходили за водой. Старшее
поколение знает помнит.
Подходя ближе к юноше, я заметил, что юноша держал в руках какую-то книжечку, а недалеко от него паслись немалое число лошадей и овец.
Я никак не мог подумать, что он пасет эти стада - нет, т.к. мальчик был опрятно одет в красивый с узорами халат, а на ногах были кожаные сапоги - все это
подсказывало о необычности рода у юноши.
Вот, наконец, я приблизился к подножию горы. И то место , где стоял юноша, было относительно ровным - и это было серединой горы.
Мне показалось, что юноша просто любуется красотой природы нашей местности: красотой лугов, лесов, р.Пианы, тем прекрасным горизонтом, где уже солнце скатилось на закат. И я
подумал, что он, наверное, здесь часто бывает. Почему именно здесь? Желание было уточнить и этот момент.
Вскоре, я приблизился до юношы - на расстояние вытянутой руки, и показывая свою доброжелательность , как старший по виду, поздоровался первым.
Как стало известно: его зовут Алкай. Так ласкательно называли его близкие и однодеревенцы. Настоящее имя, видимо, был Аликай ( или Али). Имя Али – знакомое имя из нашей Исламской
религии.
Ему не было еще и 12 лет. Отца его звали Куляш. По его рассказу он был из видного рода. И я представился: как меня зовут и сколько мне лет (1961гр), и почему я оказался здесь.
Если ступенчато изложить наш с ним разговор, то получилось следующее.
Всё же, первым делом я задал ему тот интересующий меня вопрос: почему он именно здесь, а не где-нибудь. Ведь его дом не совсем рядом, и есть немало еще красивых мест в
этом районе.
Перед ответом, он задумчиво перекинул свой взгляд на расстилавшиеся перед нами луга, поля , леса , речку, и еще чуть приподнимая голову, и смотря на горизонт, и даже, как мне
кажется, забывая, что я рядом с ним стою, непроизвольно промолвил тихим голосом.
- Посмотрите какая красота кругом! Всё как на ладони. Именно здесь, как больше нигде на земле, хорошо встречать рассветы и закаты. А еще, видим из этой высоты тот далекий горизонт, в
пределах периметра которого как - будто вложена наша настоящая, повседневная жизнь. Да, мы стоим здесь - на середине высоты этой горы, а если кому-то удается подняться и на её вершину, то этому
человеку удается увидеть и за горизонт, где уже наша другая жизнь - вечная. Поэтому, среди нас, в том числе и среди кочкопожаровцев, может быть, не так много было и будет людей,
сумевших подняться на вершину горы. Да, нам хотя бы стоять на середине, т.е. вот здесь, где мы и стоим.
После этих слов я глубоко задумался. Мне было нечего отвечать, хотя мог с ним вступить в диалог или даже дискуссию, расширяя тему его мыслей. Да, он был совсем молод, но
грамотен не по годам.
Видя, мою утомленность, предложил он мне пойти к ним в гости и показать свою деревню. Я, тактично отказав ему , выразив благодарность за приглашение, объяснил отсутствие возможности
в данный момент, и высказал причину своего пребывания на этой горе, и что она связана с одним необычным сном моей матери. Поинтересовавшись, попросил мальчика рассказать что - нибудь о себе. Он
спросил: « а что именно Вы хотели бы услышать от меня?».
Вопреки изучения вопросов нашей истории, я в тот момент почему-то интересовался не прошлым - не историей, а попросил его рассказать о будущем. Хоть я быстро опомнился, что лучше бы
он рассказал о прошлом, но он успел уже начать говорить о будущих связях между жителями К-Пожарки и Шубино и с акцентом о своих будущих потомках . Забегая вперед скажу, что он
точно предсказал о своих будущих потомках, об их связях с шубинцами, и это потом у меня подтвердилось документально архивными делами.
С одной стороны, мне это было несколько удивительным, а с другой - не очень, т.к. и я живу с мыслями, что есть связь поколений.
В одном случае, он даже удивил меня значительно.
После рассказа о ранних связях кочкопожаровцев с шубинцами от момента создания наших деревень, он даже назвал контакт своих прямых потомков с моим предком по линии моего отца Мясума
- Амином Керимовым 1796гр . Не верить я не смог, ибо как показывает моя работа с документами, это было на самом деле так. Об этом изложу чуть ниже.
Итак, мой собеседник, полностью доверяя мне, предсказывая дальше о потомках, дошел до своего потомка по имени Абдряшит Хамитов, рожденного в 1780 году.
Он указал и предыдущую связь с шубинцами, так и предсказал родство в будущих поколениях своих потомков как с кочкопожаровскими муллами, так и шубинскими. И надо же,
считайте, он подтверждает и мои данные, изученные по архивным документам по д. К- Пожарки и Шубино. И даже предсказал, что его предки не раз будут сидеть за одним праздничным столом и кушать
салму в день нихака ли или просто по случаю любой встречи. И одного из своих родственников в Шубине назвал муллу с почти 40 летним служением - Ханмурзу Мурсалимова 1755гр., который в
будущем станет первым указной муллой в Шубине.
И также указал предков Фейзрахманова Рашида ( аксак Пяйзюк абзый) в лице Хасяна Байбулатова 1793 гр близким родственником в будущем.
И этот рассказ юноши подтвердился с одним архивным делом. Ну, надо же. Какое испытание начинаю чувствовать от рассказа юноши, где говорят о твоих конкретных предках, да еще как не о
простом человеке, а имеющего определенный статус и вес в деревне в то время.
Юноша продолжал свой рассказ о будущем. И вот здесь в семье его потомков начинается необычные, или, может быть, наоборот, не совсем редкие явления для того времени.
Так было сладко и дальше слушать этого милого юношу, но, именно в этот момент моя супруга Гульзифа, как стало потом известно, оказывается, в третий раз уже позвала меня на ужин.
Именно с третьей попытки удалось ей отвлечь меня от моего анализа, а точнее вывести из того погруженного в анализ состояния, и мне удалось вернуться в мое обычное (земное) состояние.
Ну, что поделаешь: это и есть забота о близком со стороны хозяйки- своевеременный ужин.
Тем не менее, я и за ужиным находился еще в том же 17 веке и рядом с тем юношей.
После ужина, находясь в состоянии некоторой удовлетворенности, я сразу же начал копаться в архивных документах, сверяя информацию от 12 летнего Аликая с моими архивными данными.
Представьте: всё сходится.
Так как моя встреча и разговор круто оборвалась с юношей, и меня долго волновал вопрос: что хотел бы сказать или пожелать на прощание мне этот юноша? Наверное, сказал бы, что он мне
доверяет продолжение записи по его потомкам до тех пор, пока я не дойду до конца, т.е. до сегодняшнего дня. Если так, то задача всё же не из легких. Вот я и продолжаю уже один, без его
помощи, самостоятельно изучать дальше его потомков по документам, но чувствую эту юношу рядом. И как хочется не ошибиться. Подытоживая наш с ним разговор , мне стало известно следующее о
его предках:
/
Абдряшид 1780гр и его жена Милюш Кадермаева
/
Хамит 1760гр
/
Бикул 1739гр
/
Муртаза 1708гр
/
Алкай (Аликай) 1683гр
/
Кляш( Куляш)
Именно дойдя до Абдряшида Хамитова прервался наш с ним разговор. Но я помнил, что должна быть его связь с шубинцами – и непростая, что я собираюсь дальше изложить по архивным
документам.
По архивным документам стало известно, что этот Абдряшит как человек из видного, знатного, муллинского рода, трижды женат. От его трёх жён родились несколько сыновей и дочерей. И эта
семья действительно в родстве не только с кочкопожаровскими муллами и купцовским родом Токтаровыми, которые являлись соседями потомков Аликая абзый, но и шубинскими муллами из рода потомков
Бекеша Розбахтеева, или же князя Нарыка Куксева.
К 1816г оду семья Абдряшита Хамитова расширилась. От старшей 1-ой жены были 2 сына: Хабибулла 1805гр и Мухамятжан 1807гр. По волею или не по волею судьбы, в 1816г, Абдряшид
отправляет старшего 11-ти летнего сына Хабибуллу в д.Пошатово, а младшего, 9 - ти летнего Мухамяджана в д.Шубино.
Конечно, интересно: почему? Ведь семья полная, самодостаточная. Может быть, для получения религиозного образования? Вряд ли! В это время в самой д.К-Пожарки были уже множество
грамотных мулл. О грамотных муллах из этой деревни я написал даже отдельную статью. К тому же, в самих К-Пожарках семья Хамитовых жили рядом с семьей 68 летнего муллы Вялита Мукминова, рожденного
еще в 1764 году, которого ошибочно называли еще и Вялитом Мушагиным.
Итак, не выяснив до конца причины отъезда 2-х братьев в Пошатово и ы Шубино, хотя этот момент очень интересный, изучаем дальнейшую жизнь пока только Мухамятжана Абдряшитова.
Взрослев, Абдряшид в итоге тоже женился на 3-х девушек, т.е. имел тоже 3-х жен: на Мярьям Касюковой 1805гр (видимо Хасяновой) и Мярьям Сеитовой и еще на одной пока неизвестной. В
итоге, Мухамятжан Абдряшитов имел от 3-х жен детей:
1. Мухамметша, рожденный в 1826г
2. Шехмурат 1834гр, в честь брата Хасяна Байбулатова – предка Бедретдинова Фейзрахмана (Аксак Пяйзюк абзый), брат у которого, Шехмурат погиб или умер во время ВОВ 1812г.
3. Ибрагим 1830гр от третьей жены
4. Алим 1832
5.Хайретдин 1845гр
6. Шарифя 1939гр, выданная в замуж в 1859г
7. Зиядя 1842гр, выданная в замуж 1860г .
Понятное дело, Мухамятша Мухамятжанов женился не на кого -нибудь, а именно на дочери муллы Ишмухаммята Узбекова 1799гр. Иначе говоря, Сахибя Ишмухамятова 1826гр – это сестра
нашего шубинского муллы Ильяса Ишмухамятова. Об этом есть статья в шубинском сайте под №152 Имам Ахметжан хазрат..
Надо думать, что еще в 1816 году, кочкопожаровец 9 - летний Мухамятжан Абдряшидов прибыл именно в дом этих мулл.
Не вдаваясь в детали семьи Мухамятжана Абдряшитова, со временем, у одного из его сыновей - Мухамятши Мухамятжанова родились 2 сына:
1. Ниазбай 1848гр
2. ЛюкманХаким 1850гр
Чтобы легче было для восприятия текста, прилагаю схему, где видны потомки того юноши Аликая в конце 18 и в 1-ой половине 19 века.
------
Ниже данные из ревизской сказки по д. К-Пожарки за 1834 года.
Ниже данные по д. К-Пожарки за 1864 год
Ниже данные семья Абдряшита Хамитова по д. Шубино за 1864год:
Мухамятжан Абдряшитов 33- 59 лет
Его сын Мухамятша 32 -38
лет
Мухамметши сыновья:
- Ниазбай 11- 17 лет
-Лукман Хаким 9 -17 лет
Мухамятжана другой сын Шехмурат 30 -36 лет
Его же сын
Ибраим 28- 34 лет
Его сын Губейдулла 5 -11 лет
Мухамятжана 4 сына:
-Алим 26 -32 лет
-Хайретдин 13- 19 лет
Мухамятжана
жена Марьям Касюкова 59 лет
Мухамятши жена Сягида Ишмухамятова 38 лет
Шехмурата жена Салимя Ягудина 32 лет
Убыли или вышли в замуж:
В 1859 году вышла замуж
Мухамятжана дочь Шарифя 20 лет
В 1860 году его же дочь Зияда вышла замуж 18 лет
В 1859 году умерла Шехмурата дочь Гульнафис 4года умерла
Кабера умерла в 3 лет
В 1863 году Ибраима жена Айша Назерова по
аремхату вышла замуж 30 лет.
------------------
Из этой статьи становиться известно, как смешивались разные семьи из разных деревень. В итоге, в нас у многих течёт и княжеским кровь и
Кучкая мурзы, и князя Нарыка Кукусева.
По этому архивной делу можно написать на татарском
языке короткий или длинный эссе с описанием поминутных действий у указанных лиц, но пока, в целях экономии времени и важности передачи другой информации, ограничимся реальными
событиями.
Интересны вопросы:
1.Что стало с братом Мухаметжана - Хабибуллой, который переселился в д. Пошатово в 1816г, так не имею данных и по д.Пощатово.
------------
2.Как известно, у Мухамметши Мухамятжанова был
родной брат Шехмурат 1834гр, и, как отметил уже, он назван так именно честь того погибшего Шехмурата Байбулатова 1780 гр в ВОВ 1812 году.
3.Интересно: что стало с детьми Шехмурата - Каскином и Жафяром? О них можно читать в статье http://ufa1860.narod.ru
4. Кто является братьями у жены Мухамятши Мухамятжанова – девушки Сахибя из шубинской муллинской семьи?
Конечно же, их сегодняшние потомки здравствуют в Шубине и их много, и каждый живет своей повседневной жизнью, не зная про свой род.
5.Что стало с братьями Мухаметши – это тоже неизвестно(пока).
6. С какого рода были жены у Мухамятжана Абдряшитова?
Это тоже интересный момент и может многое подсказать. Внизу укажу его жен отдельно.
Если рассмотреть связь этих вышеуказанных шубинских семей, которые фигурируют в этой статье, и сопоставить с теми семьями, которые
посещали неоднократно г.Киев в конце 19 и в начале 20 века, то вспоминается следующие моменты из жизни некоторых наших односельчан. Указываю здесь тоже, хотя эти моменты я указал прежде. Есть на
сайте.
Не раскрываясь до конца, скажу, что из вышеперечисленых родов или даже конкретной одной семьи, в наше время была
многим известная наша Жэйдэтэй, которая многие годы работала на "колхозном току" рядовой труженицей рядом с моим отцом Мясумом, который был в 1970 – ые годы завскладом на "колхозном току". Так
называли амбары с зернохранилищами. После того, как раскулачивали семью Жайдятэй в 1930-е годы, предки Жайдятэй оказались очень в затруднительном положении.
Она часто напоминали нам, да и вообще, всем, заявляя о себе, что « она же из рода той богатой семьи, которая имела чуть ли не 15 магазинов в Киеве». Думаю, да - она говорила правду. И об этом
знают старшее поколение. А о том, как его предки возвращались из Киева на лошадях, запряженных в тарантасе, многие шубинцы выбегали из своих домов смотреть это зрелище. Могу сказать без сомнения,
что эта Жайдэтэй из рода муллы Ильяса Ишмухаммятова, у которого дочь Сахибя 1826гр вышла в замуж за Мухамята Мухамятжанова 1826гр, который имеет кочкопожаровско-шубинские корни. Предки Жайдятэй
изучены до 1550г, хотя не осталось у неё детей, но есть потомки ее родных братьев и сестер. Но это уже, как говорят, другая история.
-----------
Возвращаясь к нашей уже сегодняшней жизни, я достаточно много имею времени, чтобы расспросить о прошлом у моей 80 летней матери Хава.
Повторно - повторно мы с ней возвращаемся к тем семьям из нашего окружения, с которыми больше всего контактировали. И так восстанавливаем имена наших соседей за 20 век, которые могут
помочь в поиске предков другим односельчанам.
Тем не менее, много говорим об односельчанах из её поколения. Вот она и рассказывает свои бесконечные истории, и больше всего, о тех
тяжелых предвоенных и послевоенных годах, когда наши некоторые односельчане погибали от голода или были на грани смерти. Такие истории может рассказать любая женщина ее возраста. Главное, чтобы
было кому рассказать и был слушатель с интересом. Думаю, так не всегда.
В нашем разговоре ведь заложена еще и психотерапия. Если старому, да еще и болеющему человеку дать возможность поделиться с её прошлым, то он даже о грустных событиях, переживаниях
будет говорит безостановочно. Здесь для него важно еще то, что он считает себя востребованным, раскрепощенным, и все болезни покидают его хоть на какое - то время. Иначе говоря, он
отдыхает.
Следующий частый вопрос у моей мамы - это: сочтутся ли все их трудности в жизни, голод, холод, болезни перед Всевышним, что они не имели
возможности изначально быть достаточно религиозными? На что я успокаивающе её отвечаю: " а как же, мать, не может не учитываться. Ваше поколение столько перенесло, не дай все это
пережить нынешним поколениям".
Для убедительности своих слов, добавляю в целом ее содержательный жизненный путь, её труды, как она взялась за намаз, за молитвы и т.д.. И, конечно же, напоминаю ей о её 3- х снах, которые
связаны между собой, дополняют друг друга, и как обещал выше, одного из них решаюсь рассказать читателю. Об этом сне она рассказала еще года 2-3 назад. А вообще, все 3 сна записаны у меня
в семейной тетради.
СОН МАМЫ.
Со слов мамы: ни с того ни сего, она взяла скатерть ( намазник) и пошла к той кочкопожаровской горе, к тому месту, где когда -то я встречал того вышеуказанного юношу кочкопожаровца
Алкая (Аликая абзый). Теперь уже я называю его именно так, т.к. он намного-намного старше меня.
С подножия горы, мама поднялась в гору до какого - то места, и посмотрев назад и обратно вперед на вершину горы, сочла, что это ещё не тот уровень, надо бы еще чуть-чуть выше
подняться. И так она карабкалась до середины горы.
По моим представлениям, может быть, это уже было то место, где стоял когда-то тот мой знакомый юноша Алкай, и любовался красотой данной местности и на смотрел на горизонт
или даже, может быть, за горизонт.
Мама, достигнув желаемой высоты, где было относительно ровно, повернулась лицом к Каабе ( в сторону Кибла), постелила свой намазник и прочла намаз.
По завершению намаза - обернулась, и сзади, т.е. со спины от неё, был небольшой источник воды, окруженный по краям камнями, с прозрачнейшей чистой водой в нем. А самом источнике
росли 5 длинных цветочков, разложенных врассыпную. Мама восхищалась этим чудесным уголком, поблагодарила и покинула это место. На этом, её сон завершился.
Мама не сразу рассказала мне про этот сон, или меня небыло тогда в деревне. Но однажды, я, придающий снам значение,
как -то ненавязчиво завел разговор о снах. И в этот момент, почувствовав расслабленность мамы, её принудил всё же рассказать все её 3 сна. А потом и написал в своей
тетрадке.
Теперь мама интересуется содержанием своего сна. К чему бы такой сон приснился ей. Хочет узнать суть его. С учетом
её непростой жизни, с учетом такой же жизни её ровесниц, я стараюсь расшифровать её сон с успокоительным для неё результатом или расшифровкой, и объясняю:
- Мать! Я так думаю. Ты достигла такого возраста и такой религиозной высоты в жизни, что наступило время, и сам Всевышний тебе ниспослал
такой необычный сон. И ты знаешь, что тебя ждет в той вечной жизни. То, что ты читала во сне намаз на той кочкопожаровской горе, где сначала, недовольствуясь с первым выбором высоты на горе, и
желая, что еще бы чуть подняться, и ты потом поднялась еще выше,- это говорит о том, что в религиозном плане ты выполнила перед Всевышним все свои обещания, когда в 1987 году, лежа в
Сергачской больнице и умирая, дала себе клятву, что если выживешь, то научишься читать намаз и будешь поститься каждый год в месяц Рамазан, и ты все свои обещания выполнила перед
Всевышним.
Эта как раз был тот уровень для тебя, что предопределено Всевышним. И нисколько ты не
печалься! Главное, тот духовный источник, который образовался после твоего намаза за твоей спиной на горе, это, значит, что Всевышний принял все твои намазы, уразу и другие религиозные деяния, но
и плюс твою человечность, несмотря на все тяготы вашей эпохи. А то, что пять цветочков лежали врассыпную в том источнике, так это 5 кратное чтение намазов и их набор в достаточном количестве для
тебя, даже если ты начала поздно читать намаз, держать уразу.
Мама со слезами произносит мне в ответ за всех своих ровесниц: « ..ай Аллам! Шулай, син эйткэнчэ булса иде! ( ой, Аллам,
если бы было так, как ты говоришь. Пусть даже наши мучения и трудности, что было в нашей скоротечной жизни, сочлись бы за блага, т.е. за сявап)».
Я добавляю после её слов: «сочтутся не только тебе, а всем твоим ровесницам, которые пережили всё это. Но другие грехи, полученные в
результате зависти, жадности, в результате сквернословии - у всех будет у каждого свои».
Заключение. На эту статью можно посмотреть под разными углами. Пусть для каждого моего читателя будет полезным эта статья, и заставить думать о правильности выбора ценностей в
жизни.
05.12.18г. Думаю, нераскрытые моменты из жизни потомков Аликая Кляева, будут и дальше анализированы.
Эта статья в «Одноклассниках» с комментариями.
https://ok.ru/maksut.mukhammetshin/statuses/150732893388259