СВЯЗЬ ВРЕМЕН.

ОТКУДА НАШ  ЖИЛОЙ УЧАСТОК, ЖИЛОЙ ДОМ.

   Наверное, по мере наступления пожилого возраста, человеку свойственно задуматься не только о своем прошлом: о том, что он сам лично перенес, но и то, что он помнит  от рассказа своих  родителей.
Для меня это действительно так. Теперь уже всё услышанное от них- удалось пополнить по архивным документам.
   В недавнем прошлом  меня заинтересовал наш жилой участок, жилой дом, где прежде обитали наши родители, дед и бабушка, но и их предки. А потом уже, даже задался вопросом: с чего же началась жизнь моих предков после получения поместной земли в начале 17 века?
Ведь интересно поразмышлять.
  Вот и решил описать свое видение, о чём и рассказал своим детям и внукам. И даже начертил схемы нашего жилого участка, домов за разные периоды жизни нашей семьи.
 Обьяснил: как выглядел наш жилой участок первоначально в нашем  случае, который имел  прямоугольной формы площадь, граничащая с одной стороны центральной улицей, с другой - р.Пьяной, а с боков - двумя переулками, где построены  несколько домов и  живут несколько семей.
2. И какой жилой участок имела наша семья на этом участке- прямоугольнике.
--------
 Вот для этого  погрузился  в свое детство, хотя, до 5-6 летнего возраста мало что помню. Но,  в основном, конечно  легче вспомнить о себе, свой дом, хозяйство по самым ранним фотографиям: как ты выглядел, во что был одет, как выглядел твой дом в далёком прошлом. Фотография – это, конечно же, сильная подсказка.
  Но захотелось представить не только за 20 век, но и вообще: с чего началось у моих предков?

  Ведь чего только не пришлось пережить нашим,  начиная с начала 17 века.  Это бесконечные войны, недостаток   пищи и  одежды, суровые зимы, инфекции, когда могли умереть от краснухи или ветрянки и многое другое.  
   Конечно же, первым делом  анализирую быт  основателей наших нижегородских деревень, но и конкретно  своих предков.
  Если начать с момента самого первого прибытия  на местность,  где они поселились, то, однозначно, для выживания   первым делом нужна была хотя бы небольшая избушка и очаг.   В контексте с этим, мне интересно: какой была  первая избушка самого дальнего нашего родоначальника? 

    Мысленно  представляю  ситуацию  начала 17 века.  С чего  первостепенного надо  было начать на новом месте? И что это было первостепенное? И какое самое распространенное  слово  тогда было их в устах?   Думаю, это  слово «жеребей»- жребий, т.е. (шоба).  
  С какого материала начали строить первый домик?  И когда все имели собственные, отдельные избушки? Чем её обогревали?  И вообще, как семьи с детьми выживали в холодные зимы.  
Были ли среди них те, кто задумался над тем, что не зря ли прибыл сюда из прежнего места. Ведь прибыв на новое место, человеку, особенно семейному,  свойственно задуматься: как  дальше жить? Чего ожидать здесь?   И будет ли эта местность его конечной остановкой, где он хотел бы жить спокойно,  заняться мирным трудом, создать семью, вырасти детей, и передать всё нажитое будущим поколениям. И хотя бы иметь еще то место, где он сможет похоронить  своих родителей и  близких, и быть спокойным, и что ему не придется покинуть через какое-то время нажитое место, оставив могилы близких ему людей. 
     Например, читая список служилых татар Кадомского или же Темниковского уездов, встречаешь слова  « служат с отцовского поместья». Хорошо, если отец живой, а если – нет? Где его могила? Или же  рядом написано, что  служилый  выехал в Алатырский уезд. А сколько было таких переездов? Не счесть? Значит, считай, могилы предков, в том числе родителей, разбросаны по разным уездам.
    Наверное, я не должен так думать о людях  начала 17 века с позиции сегодняшнего дня. Может быть, в тот период  был совсем другой  менталитет у людей, взгляды, и условия жизни продиктовали так поступать: оставить  прежнее место обитания и искать более лучшую жизнь. А будет ли она лучшая: 
спокойная, достаточная? Вряд ли.
  Думаю, только уверенность в себе, единство, совместная закалка прошлых лет- могли вселять им оптимизм в завтрашнем дне.

  Те деревни, которые образовались нашем нижегородском крае на стыке конца 16в и начала 17в, испытали самые трудные времена еще в первые 3 года начала 17 века.

Например, источники пишут (и таких немало в интернете):

«Суровые испытания начались с 1601 года. Неурожаи и эпидемии резко сократили численность населения. Голод в России не обошел и Поволжье.
    Нижегородский край уже двести лет славился плодородием почвы. Арзамасский уезд, вместе с Рязанским, считались житницею всего центрального, русского пространства. Сигизмунд Герберштейн, автор книги «Записки о Московии»,[2] уверял, что в нижегородских землях нередки урожаи сам-20 и сам-30. Очевидцы якобы рассказывали, что под Арзамасом палка, брошенная с вечера на голую землю после вспашки, к утру зарастет травой.

И вот в таком благодатном крае население три года подряд испытывало величайший недостаток в хлебе.

Лето 1601 года оказалось исключительно сырым. Дожди лили так часто, что, по словам монаха-бытописателя Авраамия Палицына, «вси человецы в ужас впадоша». Хлеб уж наливался, но не зрел, стоял зеленый, «аки трава». В ночь после «Успеньего дня» (15 августа) ударил «мраз велий» ( М.Максут.- думаю, в значении  мороз побил урожай)  и погубил всю полевую растительность. В эту осень и зиму, по свидетельству того же сказателя, народ еще питался «с нуждою» остатками, сохранившимися от предыдущего урожая. Весною хватило на посев, но семена, залитые дождями, не взошли, погибнув еще в земле.

Следующей осенью начался «глад великий… яко и купити негде… и покидаша отцы семьи свои… мужья жен своих… родители чада своя… мроша людие, как и в поветрие моровое не мроша…». Зима для сельского населения проходила в ужасных муках голода. Весною, борясь со смертью, люди набрасывались на что ни попало, «ядоша всякую листву, траву и мертвечину, и пси, и кошки…». Летом нередки стали случаи трупоядения и голодного бешенства.

 

В третью осень совершенно необходимо было посеять озимое. Но чем? Отчаяние овладело нижегородскими крестьянами. Купить зерно мало кому оказывалось по средствам….» (конец цитаты).

  Конечно, прибывающему на новое место человеку, нужен какой-то период адаптации. Уверен, люди раньше были сильные духом, закаленные  тяжелыми условиями жизни, чем мы сегодня, и им ненадо было много времени для этого. Тем не менее,  некоторые из служилых, пробыв какой-то  период  в нашем нижегородском крае,  выехали в Уфимский уезд в поисках счастья. Значит, опять расставания, дальняя дорога и неизвестность впереди. Об этих моментах можно судить хотя бы по судьбе   выбывшего из нашей деревни Шубино  в Уфимский уезд   Чепкуна Сюндюкова 1648гр. Нашел ли он там счастье?  Или для того времени не существовало это понятие вовсе?

Ссылка №9 Перешедший в Уфимский уезд служилый татарин..
Например, в том  далеком 1722г, наш перешедший из Шубино в Уфимский уезд  Чапкун Сюндюков, вместе с товарищами составлял соглашение, где было указаны конкретные его права и обязанности:

«..И им, … с товарищи, и детям их и внучатом в той вотчине борти делать, и всякого зверя и рыбу и птицу ловить, и хмель щипать, и пашня пахать, и сено косить, и мельница построить, и лес на хоромное строение рубить, где похотят, и владеть в той вотчине бортным ухожеем и звериною и птичьею и рыбною ловлями и пашенными землями и сенными покос…..(М.М.-владеть).

 
Ну а как выживали те, кто остался на нашей шубинской земле?

    Благо, что земля была плодородная - чернозём, но и  кругом были леса.  Они увидели это воочию. Большие леса  в основном были на местности  «аргыяк», т.е. на территории  через р.Пьяну. Нашим шубинским несколько повезло: у них  были еще лесные участки на нынешнем лугу, и даже на шубинских полях.  Наши старожилы, в том числе, Аллямов Абдулла абый (рыбак) , в своих записях отмечает этот момент. А именно, были на шубинской  территории такие небольшие участки как « Имэнлек ( дубровка), «Наратлык» (сосновый бор), «Юкэлек» (подлипка). Их так называли еще по старинке в первой середине 20 века. И, как отметил выше, построили себе первоначально несколько  примитивных  избушек или даже  что-то наподобие избушки. 

   В избушке нужен огонь, очаг –  круглосуточно. Поэтому, думаю, первоначально были вырублены близлежащие деревья и кустарники с последующим выкорчеванием для будущих посевных площадей.
Представителям многих деревень официально выделяли за службу леса на территории , что  через р.Пьяну. Многие близлежащие деревни, в том числе шубинцы,   имели право  рубить  лес для постройки домов и для дров на территории, что  тоже  через р.Пьяну.  В Писцовой книге 1624г  так и пишется:  «  …ездить по лес по хоромной     и по дровяной через татарскую землю Алатырского уезду деревни Шубиной».  Наверное, и здесь было довольно строго – нельзя было злоупотреблять, т.к. за  каждой деревней  был прикреплен  свой участок.

    Несколько тяжело представить: чем питались в первое время наши предки. Думаю, лошади  были у всех или почти у всех – это точно, они и  для службы нужны были. Наверное, были  коровы и овцы.
Значение молочных продуктов было большим. Если есть лошадь, значит, есть возможность вспахать поле. Или же , если нет коровы- считай ты тоже  полуголодный.
   Думаю, некогда было им заниматься выращиванием овощей, но могли заниматься заготовкой  лесных ягод,  луговых цветков. Уж цветы в нашем крае было предостаточно. Они пригодились и вместо заварки, и как лечебные.


Другой пищей могла быть и рыба.


По работам Орлова А.М , знаем, что, еще перед самым поселением наших служилых, в этой местности, за 
 рыбные места на Пьяне и в озерах,  вели споры  мордва с боярскими русскими детьми.

 

Что эти земли были под другим влиянием, можно косвенно судить по документу 1700-х годов, где тоже говориться, что «в 1700г служилым татарам д. Шубино во главе с Алмакаем Акмаевым  ( внук Бекеша Розбахтеева  в тот период) , выдана царская грамота на земли за рекою Пьяною в мордовских бортных угодьях, что они имеют пользоваться хоромным( строительным) и дровяным лесом, сенными покосами…». (конец цитаты).

Другим занятием для пропитания могла быть  охота.
В этом нет сомнения. В те годы нашем крае могло быть разнообразие лесных зверей и птиц.
------------
Думаю, могли заниматься и бортничеством. Сначала могли пользоваться мёдом диких пчёл, а потом заняться разведением, т.к. мёд  не только целебный, а вообще – это долго непортящийся продукт, его можно долго  хранить, даже летом в жаркую погоду, и это  как спасение в неурожайные годы.  Как раз 1601-1603 годы были засушливыми и в нашем крае, и надо думать,
 запас мёда был тоже некоторым спасением.

  Вот так, думаю, началось освоение  новых мест. Одним словом: начиная от момента образования  нашей деревни до начала 18 века – был период бесконечных испытаний: голод, холод, войны, инфекции, пожары, непогоды, материнская и детская  смертность и много чего еще негативного.
  Не знаю, сколько надо было времени для адаптации и достижения состояния стабильности. Можно в одном с уверенностью сказать – это наличие   абызов (мулл)  в каждой деревне. Значит, вера и обряды предков конечно же соблюдались. Думаю, в беде не оставляли близких. 
  В течение 17 и 18 веков можно представить: как были семьи многочисленные и малочисленные. К середине 18 века в Шубине кто-то владел малым количеством земли, кто-то - большим. Известны  множество случаев купли-продажи земли как между шубинцами, так и с представителями  других деревень.

  Те многочисленные семьи делили родовую  землю не всегда поровну. Есть архивное дело, где старый глава семьи одному сыну продает свою землю, а другому – просто  дарит.
Думаю, по мере увеличения численности людей - условия жизни даже несколько  усугублялись.
    Вот и непроизвольно приходится задуматься: как же выживали шубинцы и как выжили конкретно мои предки. С этими мыслями опять  ухожу к началу 17 века.
Постепенно строились. Но были пожары. Горели дома и приусадебные хозяйства, домашние животные. Есть даже на сайте Шубино 2 таких случая пожара (2 архивных дела). 

 Хочется хотя бы приблизительно представить, в каких избушках могли жить вообще наши однодеревенцы, но и  конкретно мои  предки в середине 18 века.
Был, наверное, у них и такой период жизни.


Может, потом чуть лучше было.
(фото из интернета)

Да, наверное, в начале  17 века в нашем жилом секторе  была построена тоже аналогичная  избушка наподобие вышеуказанных землянок или полуподвальной избушки. 


Достаточно глубоко  попробовал представить:
1.что за людьми были мой прадед, мой дед и его братья
2. Что они имели?
3. В каких условиях они жили и т.д ?

 Ревсказки 1782 и 1795 достаточно хорошо подсказывают как шубинцы имели родственные связи после бракосочетаний как представителями внутри нашей деревни, так и разных других деревень.
Несколько конкретно о семьях можно судить по некоторым архивным делам, в том числе, они есть и по нашей семье, начиная с начала 19 века.
Например, об Амине Керимове 1796гр по одной отдельной статье - у меня сложилось хорошее впечатление. Добрые поступки моего отца Мясума напоминают Амина абзый. Даже сами имена " Амин" и "Керим" - много значат. Эти моменты тоже влияли на нас, когда именовали наших сегодняшних внуков.

 

 Давлетбай Аминов родился 19 февраля 1848г. Его сын Садек где-то в 1870 ые годы.  Если не Давлетбай, то Садек уж точно носил прозвище
«кэтэмэн» и производное от него «кэтэн». О своем роде знаю очень много, но вот не удалось расшифровать этот прозвище. Спросил у старожилов. У таких как Саберов Жиганша абый, Якупов Осман абый, Хасянова Алимжана абый. Даже предположительно сложно выдвинуть вариант.

  Допустил  также и такой  вариант. Или это слово  возможно  в значении «быстрый». Может быть,  так назвали  крепкого человека, в смысле (каты+мен), где «каты» в смысле крепкий, а «мен»  в смысле человек. Но это в добром значении слова. Именно в добром, потому, что еще много лет назад я спросил о своем деде Мухамметше у Азизбаева Каюма абый ( 1914-1992) (баланды)  и у Андержанова  Абдулкадера абый(эмрэй), и которые так тепло охарактеризовали  и моего деда Мухамметшу, и его брата Муртазу.
Чтобы не остаться в тупике, анализировал  и такой момент, что так могли «величать» еще отца  Давлетбая – Амина Керимова 1796гр, который упоминается в одном архивном деле как старшина деревни, т.е. в значении «атаман-катаман», потом может быть, и «катамэн, кэтэмэн». 
  К слову сказать, когда  на странице в «Одноклассниках» веду записи об умерших односельчанах, то так хочется за их именами указать прозвища и это для быстрого понимания: о ком идёт речь. Но, неудобно. Хотя, после ознакомления с работой Ибрагимова Рифата абый, можно написать отдельную статью по прозвищам наших односельчан за 1-ую половину 20 века. Многое уже забылось, или просто не слышали наше поколение.

  К моменту проведения  переписи 1864г, наш старшина Амин Керимов был еще живой и было ему 70 лет. К тому времени, это возраст - неплохой.
 Я уже указал с какими родами наши предки породнились после браков, об этом не будем остановиться. Хотя, это тоже о многом говорит. В нашем роду были свои муллы, и их дочери тоже выходили в замуж за муллинских сыновей.

Что оставил старшина деревни Амин Керимов или его внук Садек Давлетбаев своим детям? Это неизвестно. А как они были в материальном плане? Об этом можно косвенно судить по  двум архивным документам. Первый - содержание домашней скотины после трех  засушливых лет - в 1890-1892гг.
1892г. Содержание домашней скотины: лошадь, корова, овцы.
( все они записаны в списке друг за другом).

144. Шамсетдин Жамлиханов


4лошади,
2 коровы,
30 овцы,
4+2+30

Из рода Мухамметшиных (кэтэмэн). Иначе говоря линия « Шамсетдин-Невретдин- Жалялетдин – Хава - Максут».

145. Давлетбай Аминов


3+2+10

Мой предок по линии  Мухамметши Садекова 1910гр. Иначе говоря линия
« Давлетбай-Садек-Мухамметша – Мясум- Максут».

146. Азизбай Ниазбаев


2+2+10

Из рода Мухамметшиных(кэтэмэн).

147.  Токтар Хамитов


2+1+0

Предок Мавлютовых  Наил абый.

148. Хайретдин Вялитов


1+1+0

Предок Якупова Османа(кертешок)

Отсюда вывод. 

 По линии отца Мясума  состояние хозяйства было выше среднего. Всё же, у прадеда Давлетбая Аминова было 3 лошади, 2 коровы, 10 овец.  Намного лучше была линия по линии матери. Всё же 4 лошади, и овец больше. В то же время, даже у наших, прежде не бедных соседей, семьи предков Мавлютова Кадер абый и Якупова Османа абый- состояние хозяйства можно оценить как среднее.

   В этом списке из 261  глав семейств  за 1892г, есть множество семей без лошади и коров. Даже в семьях некоторых мулл их нет. По этому списку мне известно, какая  семья имела самое большое количество домашней скотины: 5 -лошадей, 5 -коров, 30 -овец ( 5+5+30). Но такая семья  была единственная. Есть по 3 лошади и 2 коровы у нескольких семей.
О значении  лошади и коровы я уже отметил выше.

---------------

Что досталось  сыновьям Давлетбая Аминова –  моему  прадеду Садеку и  его брату Якупу.  Об этом можно судить по документу 1920г . И это с учетом  революции 1917г и 1-ой Мировой войны.
Наличие зерновых площадей в семьях. Всего в списке указано 382 глав семейств. 1 цифра- озимые, 2 - яровые, 3- пару.
 

 ( все они записаны в списке друг за другом).

 

320.Шамшетдинов Салахетдин 

2+2+2

 Отец у Равиля Салахова кэлтэ.

321.Шамшетдинов Жамал

3+3+3

Наш дальний родственник в лице Таера  Жалялова. (москвичи)

322. Шамшетдинов Бедретдин

4+4+4

 См 317.
Дедушка Шарафетдинова Абдрахмана. См мою родословную.

323.Давлетбаев Садек

6+6+6

 Отец моего дедушки Мухамметши Садекова 1910гр.

324. Давлетбаев Якуп

3+3+3

 Его брат. Есть потомки в лице дочерей.

Вывод.

Среди родственников больше всего имел клинов мой прямой предок  Давлетбаев Садек. Это тоже выше среднего. Но неизвестно: сколько составлял один клин. У всех ли были одинаковые клины? 
К 1920г в семье Давлетбаева Садека были четверо сыновей, по возрастам 26 лет, 25 лет, 14 лет, 10 лет и 2  дочери : 18 лет и 16 лет. О них рассмотрим ниже отдельно.
У Давлетбаева Якупа были, видимо, только дочери. И одна из них  Фяридя Якуб кызы (1890-1962)  была замужем за азанчея Башарова Ибрагима абый(1888-1978), род которого тоже глубоко изучен и связан Чепкуном Тулушевым, где множество мулл и азанчеев. Значит, открыта еще одна семья, где был  азанчей.  

 Про других из этого рода можно найти здесь:
№25 Межродственные связи потомков у служилых


 В каком году умер наш Садек Давлетбаев и его брат - нам пока неизвестно. Что оставили они после себя? Какой был дом и хозяйство в те тяжелые годы после 1 - ой Мировой войны. 
В период коллективизации 1930г нашу семью не раскулачили. Думаю, она тогда была среднезажиточной. 

Что стало с сыновьями Давлетбаева Садека?

Сыновья:
1.Садеков Сабир родился 
31 октябрь 1894г. Был возможно женат на Асьме абстай из рода Шарафетдинова Абдрахмана (наш сосед, но и дальний родственник). Его хозяйство и дом были рядом с нашим. Теперь там хозяйство потомка Шамсетдинова Салахетдина - Равиля абый (кэлтэ).
Садеков Сабир - это участник 1-ой Мировой войны. Об этом мы узнали только в недавнем прошлом. Можно читать об этом в  статье о 1-ой Мировой войне.

2.Садеков Аллямша родился 8 апреля 1895г. Сначала был женат на девушке из рода Невретдинова Курамши абый (его сын Руслан 1961гр), а потом на Зиядэ Шарафетдиновой( 1898- 03.12.81) - жителя тубен оч. Внуки и правнуки Аллямши абый живут в Москве.
Сам Аллямша и его сын Амир погибли в ВОВ.  Есть дочь, внуки и правнуки у Аллямша абый. После смерти мужа Аллямши, его жена Зиядэ абстай  продает  свое хозяйство и дом Айдерхану Арифуллину, племянником которого является Хамзин  Фатех абый - житель улицы учителя Аляутдинова Арсланбек абый.  Хамзя Арифуллин и Хабибулли Ситюк аскай - это двоюродные братья. 
Вот после продажи жилого хозяйства и дома, Зиядэ абстай с  дочерью Фатима апой  переезжает в Москву. Мы потом были частыми гостями у них, и они - у нас в деревне. Держим связь.
Айдерхан абзый был женат на сестре Якуба Хайретдинова (кертешок) - на Зульхижа абстай. Я их хорошо помню. Замечательные были люди. 
Потом, когда не стало Айдерхана и его детей, мой отец в 1971г обратно выкупил дом и приусадебное хозяйство, т.е. вернули  часть своей же  родовой земли.  Это было особый период в жизни нашей семьи - мы вернули наше кровное. 

3. Садеков Муртаза (1906-1943). Погиб в ВОВ. Есть дети, внуки и правнуки. Его дочери Зиннэт апа и Таеря апа (эпэр). Его семья  жила на хозяйстве, где сейчас живёт семья  Багаутдинова Али абый(у него сыновья  Ярулла 1957гр и Заер 1959гр). 

4. Садеков Мухамметша (1910-1942). Погиб в ВОВ. Есть дети, внуки и правнуки.

Более подробно о детях  и составах в  семьях можно читать по ссылке: Первоначальная информация о Мухамметшинах.ru

 

 Как пережили годы войны (1941-1945) и тяжелые послевоенные годы - можно представить. Все эти семьи остались без глав хозяйств. 
Как удалось выжить, когда еще в 1930 - ые годы и после некоторые односельчане умирали от голода. Об этом же наши родители мало говорили, или мы их не слушали, считая, что это было в прошлом. Если мы сейчас расскажем своим взрослым детям о нашем непростом периоде, начиная с 1990-х годов, то они тоже не станут слушать. За исключением некоторых. Вот так и повторяется история. 
 Наши выжили. Видимо, был некоторый материальный запас прочности.

Этот дом, построенный  уже занова в 1971г. Кто мог подумать, что оказывается, иногда надо додуматься, что сначала  надо фотографировать то, что ломаешь, а потом и то, что построил. Пожалуй, это единственное фото, где наш дом после 1971г, попал на кадр в контексте  празднованием 7 ноября.  Мои благодарности Сафиной Алсу- дочери учительницы  Имаметдивой Халимя апы. Алсу сама тоже есть на фото.


Жизнь хозяйства и родного  дома тоже имеют свою жизнь, значит, и историю, как и его хозяева. Вот я коротко и описал их жизнь и историю. И хочу  быть благодарным  своим родителям, деду и бабушке, и всем тем, кто все в предыдущие годы  и прошлых веках сохранил нам  эту  родовую  нашу землю и потрудился на этой земле, передавая из поколение в поколение всё нажитое с 17 века.

 В феврале 2024г удалось получить в архиве г.Сергача ПХК 1943г, где отмечено, члены семьи Садекова Мухамметши (1910-1942), уже погибщего к этому моменту на войне от ран в госпитале в Парфинском районе, Новгородской области. Надо хорошо представить сегодняшним потомкам: как тяжело было им в те годы после получения похоронки. И такую справку я просто никак не смог оставить в забвении. Где даже указан год рождения матери Мухамметши  бабая - Бадрижан Якуп кызы 1870гр из рода "тырпын".

 Вот такова связь времен, если коротко описать про прошлое. А через фотографий и даже через 50 лет по памяти удается восстановить: как выглядело наше хозяйство и дом . 

    Июль 1987г.  Я с отцом.

1985г.  Период сенокоса. Вспоминаю внутреннее устройство двора.

1986год. Чистим рыбу. На переднем плане сын Марат 1985гр с велосипедом ( 1.5года) , дочь Гульнара 1983гр, я и за нами бабушка Сярбижан 1914гр и моя супруга Гульзифа 1962гр.

Июль.1985г. Гульзифа с дочерью Гульнарой 1983гр.
Сбоку сруб для бани, построенная в 1986г с моим участием в строительной бригаде под руководством Багаутдинова Али абзый, Хисямова Энвербик абый, Алиева Фейзрахмана абый,

Посмотрев на эти фото можно многое вспомнить, в том числе расположение внутреннего устройства двора. Вспомнил. Рассказал своим детям и внукам. 


М.Максут.

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music File 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music File 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music File 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 Audio File 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 Audio File 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.