СВЯЗЬ ВРЕМЕН.
ОТКУДА НАШ ЖИЛОЙ УЧАСТОК, ЖИЛОЙ ДОМ.
Наверное, по мере наступления пожилого возраста, человеку свойственно задуматься не только о своем
прошлом: о том, что он сам лично перенес, но и то, что он помнит от рассказа своих родителей.
Для меня это действительно так. Теперь уже всё услышанное от них- удалось пополнить по архивным документам.
В недавнем прошлом меня заинтересовал наш жилой участок, жилой дом, где прежде обитали наши родители, дед и бабушка, но и их предки. А потом
уже, даже задался вопросом: с чего же началась жизнь моих предков после получения поместной земли в начале 17 века?
Ведь интересно поразмышлять.
Вот и решил описать свое видение, о чём и рассказал своим детям и внукам. И даже начертил схемы нашего жилого участка, домов за разные периоды жизни нашей
семьи.
Обьяснил: как выглядел наш жилой участок первоначально в нашем случае, который имел прямоугольной формы
площадь, граничащая с одной стороны центральной улицей, с другой - р.Пьяной, а с боков - двумя переулками, где построены несколько домов и живут несколько семей.
2. И какой жилой участок имела наша семья на этом участке- прямоугольнике.
--------
Вот для этого погрузился в свое детство, хотя, до 5-6 летнего возраста мало что помню. Но, в основном, конечно легче вспомнить о себе, свой дом, хозяйство по
самым ранним фотографиям: как ты выглядел, во что был одет, как выглядел твой дом в далёком прошлом. Фотография – это, конечно же, сильная подсказка.
Но захотелось представить не только за 20 век, но и вообще: с чего началось у моих предков?
Ведь чего только не пришлось пережить нашим, начиная с начала 17 века. Это бесконечные войны,
недостаток пищи и одежды, суровые зимы, инфекции, когда могли умереть от краснухи или ветрянки и многое другое.
Конечно же, первым делом анализирую быт основателей наших нижегородских деревень, но и конкретно своих предков.
Если начать с момента самого первого прибытия на местность, где они поселились, то, однозначно, для выживания первым делом нужна была хотя бы небольшая избушка
и очаг. В контексте с этим, мне интересно: какой была первая избушка самого дальнего нашего родоначальника?
Мысленно представляю ситуацию начала 17 века. С чего
первостепенного надо было начать на новом месте? И что это было первостепенное? И какое самое распространенное слово тогда было их в устах? Думаю, это
слово «жеребей»- жребий, т.е. (шоба).
С какого материала начали строить первый домик? И когда все имели собственные, отдельные избушки? Чем её обогревали? И вообще, как семьи с детьми выживали в холодные
зимы.
Были ли среди них те, кто задумался над тем, что не зря ли прибыл сюда из прежнего места. Ведь прибыв на новое место, человеку, особенно семейному, свойственно задуматься: как
дальше жить? Чего ожидать здесь? И будет ли эта местность его конечной остановкой, где он хотел бы жить спокойно, заняться мирным трудом, создать семью, вырасти детей, и
передать всё нажитое будущим поколениям. И хотя бы иметь еще то место, где он сможет похоронить своих родителей и близких, и быть спокойным, и что ему не придется покинуть через
какое-то время нажитое место, оставив могилы близких ему людей.
Например, читая список служилых татар Кадомского или же Темниковского уездов, встречаешь слова « служат с отцовского поместья». Хорошо, если отец живой, а если –
нет? Где его могила? Или же рядом написано, что служилый выехал в Алатырский уезд. А сколько было таких переездов? Не счесть? Значит, считай, могилы предков, в том числе
родителей, разбросаны по разным уездам.
Наверное, я не должен так думать о людях начала 17 века с позиции сегодняшнего дня. Может быть, в тот период был совсем другой менталитет у людей, взгляды, и
условия жизни продиктовали так поступать: оставить прежнее место обитания и искать более лучшую жизнь. А будет ли она лучшая: спокойная, достаточная? Вряд ли.
Думаю, только уверенность в себе, единство, совместная закалка прошлых лет- могли вселять им оптимизм в завтрашнем дне.
Те деревни, которые образовались нашем нижегородском крае на стыке конца 16в и начала 17в, испытали
самые трудные времена еще в первые 3 года начала 17 века.
Например, источники пишут (и таких немало в интернете):
«Суровые испытания начались с 1601 года. Неурожаи и эпидемии резко сократили численность населения. Голод в России не обошел и
Поволжье.
Нижегородский край уже двести лет славился плодородием почвы. Арзамасский уезд, вместе с Рязанским, считались житницею всего центрального, русского пространства. Сигизмунд
Герберштейн, автор книги «Записки о Московии»,[2] уверял, что в нижегородских землях нередки урожаи сам-20 и сам-30. Очевидцы якобы рассказывали, что под Арзамасом палка, брошенная с вечера
на голую землю после вспашки, к утру зарастет травой.
И вот в таком благодатном крае население три года подряд испытывало величайший недостаток в хлебе.
Лето 1601 года оказалось исключительно сырым. Дожди лили так часто, что, по словам монаха-бытописателя Авраамия Палицына, «вси человецы в ужас впадоша». Хлеб уж наливался, но не зрел, стоял зеленый, «аки трава». В ночь после «Успеньего дня» (15 августа) ударил «мраз велий» ( М.Максут.- думаю, в значении мороз побил урожай) и погубил всю полевую растительность. В эту осень и зиму, по свидетельству того же сказателя, народ еще питался «с нуждою» остатками, сохранившимися от предыдущего урожая. Весною хватило на посев, но семена, залитые дождями, не взошли, погибнув еще в земле.
Следующей осенью начался «глад великий… яко и купити негде… и покидаша отцы семьи свои… мужья жен своих… родители чада своя… мроша людие, как и в поветрие моровое не мроша…». Зима для сельского населения проходила в ужасных муках голода. Весною, борясь со смертью, люди набрасывались на что ни попало, «ядоша всякую листву, траву и мертвечину, и пси, и кошки…». Летом нередки стали случаи трупоядения и голодного бешенства.
В третью осень совершенно необходимо было посеять озимое. Но чем? Отчаяние овладело нижегородскими крестьянами. Купить зерно мало кому оказывалось по средствам….» (конец цитаты).
Конечно, прибывающему на новое место человеку, нужен какой-то
период адаптации. Уверен, люди раньше были сильные духом, закаленные тяжелыми условиями жизни, чем мы сегодня, и им ненадо было много времени для этого. Тем не менее, некоторые из
служилых, пробыв какой-то период в нашем нижегородском крае, выехали в Уфимский уезд в поисках счастья. Значит, опять расставания, дальняя дорога и неизвестность впереди. Об
этих моментах можно судить хотя бы по судьбе выбывшего из нашей деревни Шубино в Уфимский уезд Чепкуна Сюндюкова
1648гр. Нашел ли он там счастье? Или для того времени не существовало это понятие вовсе?
Ссылка №9 Перешедший в Уфимский уезд служилый татарин..
Например, в том далеком 1722г, наш перешедший из Шубино в Уфимский уезд Чапкун Сюндюков, вместе с товарищами составлял соглашение, где было указаны конкретные его права и
обязанности:
«..И им, … с товарищи, и детям их и внучатом в той вотчине борти делать, и всякого зверя и
рыбу и птицу ловить, и хмель щипать, и пашня пахать, и сено косить, и мельница построить, и лес на хоромное строение рубить, где похотят, и владеть в той вотчине бортным ухожеем и звериною и
птичьею и рыбною ловлями и пашенными землями и сенными покос…..(М.М.-владеть).
Ну а как выживали те, кто остался на нашей шубинской земле?
Благо, что земля была плодородная - чернозём, но и кругом были леса. Они увидели это воочию. Большие леса в основном
были на местности «аргыяк», т.е. на территории через р.Пьяну. Нашим шубинским несколько повезло: у них были еще лесные участки на нынешнем лугу, и даже на шубинских
полях. Наши старожилы, в том числе, Аллямов Абдулла абый (рыбак) , в своих записях отмечает этот момент. А именно, были на шубинской территории такие небольшие участки как «
Имэнлек ( дубровка), «Наратлык» (сосновый бор), «Юкэлек» (подлипка). Их так называли еще по старинке в первой середине 20 века. И, как отметил выше, построили себе первоначально
несколько примитивных избушек или даже что-то наподобие избушки.
В избушке нужен огонь, очаг – круглосуточно. Поэтому, думаю, первоначально были вырублены близлежащие деревья и
кустарники с последующим выкорчеванием для будущих посевных площадей.
Представителям многих деревень официально выделяли за службу леса на территории , что через р.Пьяну. Многие близлежащие деревни, в том числе шубинцы, имели право
рубить лес для постройки домов и для дров на территории, что тоже через р.Пьяну. В Писцовой книге 1624г так и пишется: « …ездить по лес по
хоромной и по дровяной через татарскую землю Алатырского уезду деревни Шубиной». Наверное, и здесь было
довольно строго – нельзя было злоупотреблять, т.к. за каждой деревней был прикреплен свой участок.
Несколько тяжело представить: чем питались в первое время наши предки. Думаю, лошади были у всех или почти у всех – это точно, они и
для службы нужны были. Наверное, были коровы и овцы.
Значение молочных продуктов было большим. Если есть лошадь, значит, есть возможность вспахать поле. Или же , если нет коровы- считай ты тоже полуголодный.
Думаю, некогда было им заниматься выращиванием овощей, но могли заниматься
заготовкой лесных ягод, луговых цветков. Уж цветы в нашем крае было предостаточно. Они пригодились и вместо заварки, и как лечебные.
Другой пищей могла быть и рыба.
По работам Орлова А.М , знаем, что, еще перед самым поселением наших служилых, в этой местности, за рыбные места на Пьяне и в озерах, вели споры мордва с боярскими русскими детьми.
Что эти земли были под другим влиянием, можно косвенно судить по документу 1700-х годов, где тоже говориться, что «в 1700г служилым татарам д. Шубино во главе с Алмакаем Акмаевым ( внук Бекеша Розбахтеева в тот период) , выдана царская грамота на земли за рекою Пьяною в мордовских бортных угодьях, что они имеют пользоваться хоромным( строительным) и дровяным лесом, сенными покосами…». (конец цитаты).
Другим занятием для пропитания могла быть охота.
В этом нет сомнения. В те годы нашем крае могло быть разнообразие лесных зверей и птиц.
------------
Думаю, могли заниматься и бортничеством. Сначала могли пользоваться мёдом диких пчёл, а потом заняться разведением, т.к. мёд не только целебный, а вообще – это долго непортящийся
продукт, его можно долго хранить, даже летом в жаркую погоду, и это как спасение в неурожайные годы. Как раз 1601-1603 годы были засушливыми и в нашем крае, и надо
думать, запас мёда был
тоже некоторым спасением.
Вот так, думаю, началось освоение новых мест. Одним словом: начиная от момента образования нашей деревни до начала 18 века – был период
бесконечных испытаний: голод, холод, войны, инфекции, пожары, непогоды, материнская и детская смертность и много чего еще негативного.
Не знаю, сколько надо было времени для адаптации и достижения состояния стабильности. Можно в одном с уверенностью сказать – это наличие абызов (мулл) в каждой
деревне. Значит, вера и обряды предков конечно же соблюдались. Думаю, в беде не оставляли близких.
В течение 17 и 18 веков можно представить: как были семьи многочисленные и малочисленные. К середине 18 века в Шубине кто-то владел малым количеством земли, кто-то - большим.
Известны множество случаев купли-продажи земли как между шубинцами, так и с представителями других деревень.
Те многочисленные семьи делили родовую землю не всегда поровну. Есть архивное дело, где старый глава семьи одному сыну продает свою землю, а
другому – просто дарит.
Думаю, по мере увеличения численности людей - условия жизни даже несколько усугублялись.
Вот и непроизвольно приходится задуматься: как же выживали шубинцы и как выжили конкретно мои предки. С этими мыслями опять ухожу к началу 17 века.
Постепенно строились. Но были пожары. Горели дома и приусадебные хозяйства, домашние животные. Есть даже на сайте Шубино 2 таких случая пожара (2 архивных дела).
Хочется хотя бы приблизительно представить, в каких избушках могли жить вообще наши
однодеревенцы, но и конкретно мои предки в середине 18 века.
Был, наверное, у них и такой период жизни.
Может, потом чуть лучше было.
(фото из интернета)
Да, наверное, в начале 17 века в нашем жилом секторе была построена тоже аналогичная избушка наподобие вышеуказанных землянок или полуподвальной избушки.
Достаточно глубоко попробовал представить:
1.что за людьми были мой прадед, мой дед и его братья
2. Что они имели?
3. В каких условиях они жили и т.д ?
Ревсказки 1782 и 1795 достаточно хорошо подсказывают как шубинцы имели родственные связи после бракосочетаний
как представителями внутри нашей деревни, так и разных других деревень.
Несколько конкретно о семьях можно судить по некоторым архивным делам, в том числе, они есть и по нашей
семье, начиная с начала 19 века.
Например, об Амине Керимове 1796гр по одной
отдельной статье - у меня сложилось хорошее впечатление. Добрые поступки моего отца Мясума
напоминают Амина абзый. Даже сами имена " Амин" и "Керим" - много значат. Эти моменты тоже влияли на нас, когда именовали наших сегодняшних внуков.
Давлетбай Аминов родился 19 февраля 1848г. Его сын Садек где-то в 1870 ые годы. Если
не Давлетбай, то Садек уж точно носил прозвище
«кэтэмэн» и производное от него «кэтэн». О своем роде знаю очень много, но вот не удалось расшифровать этот прозвище. Спросил у старожилов. У таких как Саберов Жиганша абый, Якупов Осман
абый, Хасянова Алимжана абый. Даже предположительно сложно выдвинуть вариант.
Допустил также и такой вариант. Или это слово возможно в значении «быстрый». Может быть, так назвали крепкого человека, в смысле (каты+мен), где
«каты» в смысле крепкий, а «мен» в смысле человек. Но это в добром значении слова. Именно в добром, потому, что еще много лет назад я спросил о своем деде Мухамметше у Азизбаева Каюма
абый ( 1914-1992) (баланды) и у Андержанова Абдулкадера абый(эмрэй), и которые так тепло охарактеризовали и моего деда Мухамметшу, и его брата Муртазу.
Чтобы не остаться в тупике, анализировал и такой момент, что так могли «величать» еще отца Давлетбая – Амина Керимова 1796гр, который упоминается в одном архивном деле как
старшина деревни, т.е. в значении «атаман-катаман», потом может быть, и «катамэн, кэтэмэн».
К слову сказать, когда на странице в «Одноклассниках» веду записи об умерших односельчанах, то так хочется за их именами указать прозвища и это для быстрого понимания: о ком идёт
речь. Но, неудобно. Хотя, после ознакомления с работой Ибрагимова Рифата абый, можно написать отдельную статью по прозвищам наших односельчан за 1-ую половину 20 века. Многое уже забылось,
или просто не слышали наше поколение.
К моменту проведения переписи 1864г, наш старшина Амин Керимов был еще живой и было ему 70 лет. К тому времени, это возраст - неплохой.
Я уже указал с какими родами наши предки породнились после браков, об этом не будем остановиться. Хотя, это тоже о многом говорит. В нашем роду были свои муллы, и их дочери тоже
выходили в замуж за муллинских сыновей.
Что оставил старшина деревни Амин Керимов или его внук Садек Давлетбаев своим детям? Это неизвестно. А как они были в материальном плане? Об этом можно косвенно судить по двум архивным
документам. Первый - содержание домашней скотины после трех засушливых лет - в 1890-1892гг.
1892г. Содержание домашней скотины: лошадь, корова, овцы.
( все они записаны в списке друг за другом).
144. Шамсетдин Жамлиханов |
|
Из рода Мухамметшиных (кэтэмэн). Иначе говоря линия « Шамсетдин-Невретдин- Жалялетдин – Хава - Максут». |
145. Давлетбай Аминов |
|
Мой предок по линии Мухамметши Садекова 1910гр. Иначе говоря линия |
146. Азизбай Ниазбаев |
|
Из рода Мухамметшиных(кэтэмэн). |
147. Токтар Хамитов |
|
Предок Мавлютовых Наил абый. |
148. Хайретдин Вялитов |
|
Предок Якупова Османа(кертешок) |
Отсюда вывод.
По линии отца Мясума состояние хозяйства было выше среднего. Всё же, у прадеда Давлетбая Аминова было 3 лошади, 2 коровы, 10 овец. Намного лучше была линия по линии матери. Всё же 4 лошади, и овец больше. В то же время, даже у наших, прежде не бедных соседей, семьи предков Мавлютова Кадер абый и Якупова Османа абый- состояние хозяйства можно оценить как среднее.
В этом списке из 261 глав семейств за 1892г, есть множество семей без лошади и коров. Даже в семьях некоторых мулл их нет. По этому списку
мне известно, какая семья имела самое большое количество домашней скотины: 5 -лошадей, 5 -коров, 30 -овец (
5+5+30). Но такая семья была единственная. Есть по 3 лошади и 2 коровы у нескольких семей.
О значении лошади и коровы я уже отметил выше.
---------------
Что досталось сыновьям Давлетбая Аминова – моему прадеду Садеку и его брату
Якупу. Об этом можно судить по документу 1920г . И это с учетом
революции 1917г и 1-ой Мировой войны.
Наличие зерновых площадей в семьях. Всего в списке указано 382 глав семейств. 1 цифра- озимые, 2 - яровые, 3- пару.
( все они записаны в списке друг за другом).
320.Шамшетдинов Салахетдин |
2+2+2 |
Отец у Равиля Салахова кэлтэ. |
321.Шамшетдинов Жамал |
3+3+3 |
Наш дальний родственник в лице Таера Жалялова. (москвичи) |
322. Шамшетдинов Бедретдин |
4+4+4 |
См 317. |
323.Давлетбаев Садек |
6+6+6 |
Отец моего дедушки Мухамметши Садекова 1910гр. |
324. Давлетбаев Якуп |
3+3+3 |
Его брат. Есть потомки в лице дочерей. |
Вывод.
Среди родственников больше всего имел клинов мой прямой предок Давлетбаев Садек. Это тоже
выше среднего. Но неизвестно: сколько составлял один клин. У всех ли были одинаковые клины?
К 1920г в семье Давлетбаева Садека были четверо сыновей, по возрастам 26 лет, 25 лет, 14 лет, 10 лет и 2 дочери : 18 лет и 16 лет. О них рассмотрим ниже отдельно.
У Давлетбаева Якупа были, видимо, только дочери. И одна из них Фяридя Якуб кызы (1890-1962) была замужем за азанчея Башарова Ибрагима абый(1888-1978), род которого тоже глубоко
изучен и связан Чепкуном Тулушевым, где множество мулл и азанчеев. Значит, открыта еще одна семья, где был азанчей.
Про других из этого рода можно найти
здесь:
№25 Межродственные связи потомков у служилых
В каком году умер наш Садек Давлетбаев и его брат - нам пока неизвестно. Что оставили они после себя? Какой был дом и хозяйство в те тяжелые годы после 1 - ой Мировой войны.
В период коллективизации 1930г нашу семью не раскулачили. Думаю, она тогда была среднезажиточной.
Что стало с сыновьями Давлетбаева Садека?
Сыновья:
1.Садеков Сабир родился 31 октябрь 1894г. Был возможно женат на Асьме
абстай из рода Шарафетдинова Абдрахмана (наш сосед, но и дальний родственник). Его хозяйство и дом были рядом с нашим. Теперь там хозяйство потомка Шамсетдинова Салахетдина - Равиля абый
(кэлтэ).
Садеков Сабир - это участник 1-ой Мировой войны. Об этом мы узнали только в недавнем прошлом. Можно читать об этом в статье о 1-ой Мировой войне.
2.Садеков Аллямша родился 8 апреля 1895г. Сначала был женат на девушке из рода Невретдинова Курамши абый (его сын Руслан 1961гр), а потом на Зиядэ Шарафетдиновой( 1898-
03.12.81) - жителя тубен оч. Внуки и правнуки Аллямши абый живут в Москве.
Сам Аллямша и его сын Амир погибли в ВОВ. Есть дочь, внуки и правнуки у Аллямша абый. После смерти мужа Аллямши, его жена Зиядэ абстай продает свое хозяйство и дом
Айдерхану Арифуллину, племянником которого является Хамзин Фатех абый - житель улицы учителя Аляутдинова Арсланбек абый. Хамзя Арифуллин и Хабибулли Ситюк аскай - это двоюродные
братья.
Вот после продажи жилого хозяйства и дома, Зиядэ абстай с дочерью Фатима апой переезжает в Москву. Мы потом были частыми гостями у них, и они - у нас в деревне. Держим связь.
Айдерхан абзый был женат на сестре Якуба Хайретдинова (кертешок) - на Зульхижа абстай. Я их хорошо помню. Замечательные были люди.
Потом, когда не стало Айдерхана и его детей, мой отец в 1971г обратно выкупил дом и приусадебное хозяйство, т.е. вернули часть своей же родовой земли. Это было особый период в
жизни нашей семьи - мы вернули наше кровное.
3. Садеков Муртаза (1906-1943). Погиб в ВОВ. Есть дети, внуки и правнуки. Его дочери Зиннэт апа и Таеря апа (эпэр). Его семья жила на
хозяйстве, где сейчас живёт семья Багаутдинова Али абый(у него сыновья Ярулла 1957гр и Заер 1959гр).
4. Садеков Мухамметша (1910-1942). Погиб в ВОВ. Есть дети, внуки и правнуки.
Более подробно о детях и составах в семьях можно читать по ссылке: Первоначальная информация о Мухамметшинах.ru
Как пережили годы войны (1941-1945) и тяжелые послевоенные годы - можно представить. Все эти семьи остались без глав хозяйств.
Как удалось выжить, когда еще в 1930 - ые годы и после некоторые односельчане умирали от голода. Об этом же наши родители мало говорили, или мы их не слушали, считая, что это было в прошлом. Если
мы сейчас расскажем своим взрослым детям о нашем непростом периоде, начиная с 1990-х годов, то они тоже не станут слушать. За исключением некоторых. Вот так и повторяется
история.
Наши выжили. Видимо, был некоторый материальный запас прочности.
Этот дом, построенный уже занова в 1971г. Кто мог подумать, что оказывается, иногда надо додуматься, что сначала надо фотографировать то, что ломаешь, а потом и то, что построил. Пожалуй, это единственное фото, где наш дом после 1971г, попал на кадр в контексте празднованием 7 ноября. Мои благодарности Сафиной Алсу- дочери учительницы Имаметдивой Халимя апы. Алсу сама тоже есть на фото.
Жизнь хозяйства и родного дома тоже имеют свою жизнь, значит, и историю, как и его хозяева. Вот я коротко и описал их жизнь и историю. И хочу быть благодарным своим
родителям, деду и бабушке, и всем тем, кто все в предыдущие годы и прошлых веках сохранил нам эту родовую нашу землю и потрудился на этой земле, передавая из поколение
в поколение всё нажитое с 17 века.
В феврале 2024г удалось получить в архиве г.Сергача ПХК 1943г, где отмечено, члены семьи Садекова Мухамметши (1910-1942), уже погибщего к этому моменту на войне от ран в госпитале в Парфинском районе, Новгородской области. Надо хорошо представить сегодняшним потомкам: как тяжело было им в те годы после получения похоронки. И такую справку я просто никак не смог оставить в забвении. Где даже указан год рождения матери Мухамметши бабая - Бадрижан Якуп кызы 1870гр из рода "тырпын".
Вот такова связь времен, если коротко описать про прошлое. А через фотографий и даже через 50 лет по памяти удается восстановить: как выглядело наше хозяйство и дом .
Июль 1987г. Я с отцом.
1985г. Период сенокоса. Вспоминаю внутреннее устройство двора.
1986год. Чистим рыбу. На переднем плане сын Марат 1985гр с велосипедом ( 1.5года) , дочь Гульнара 1983гр, я и за нами бабушка Сярбижан 1914гр и моя супруга Гульзифа 1962гр.
Июль.1985г. Гульзифа с дочерью Гульнарой 1983гр.
Сбоку сруб для бани, построенная в 1986г с моим участием в строительной бригаде под руководством Багаутдинова Али абзый, Хисямова Энвербик абый, Алиева Фейзрахмана абый,
Посмотрев на эти фото можно многое вспомнить, в том числе расположение внутреннего устройства двора. Вспомнил. Рассказал своим детям и внукам.
М.Максут.