Ступени поиска предков.

 

О важности вопроса знания своих предков отмечено мной чуть ли не на каждой странице сайта. Я уже начинаю беспокоиться и показаться навязчивым перед односельчанами, но эта статья относится не только им. 
Вообще, по этому вопросу людей можно делить на 2 категории: на не интересующихся или  равнодушные, или же наоборот, на тех,  которые хотели бы узнать имена своих предков и о роде, но не имеющие достаточных сведений для начало их  поиска.

Были обратившиеся в мой адрес из других деревень, которые заинтересовавшись содержимом данного сайта по родословным, хотели бы узнать ход поиска по предкам.

Написанное на этой странице может быть как-то поможет искателям: в какой последовательности надо  искать своих предков.

 Здесь будут  и некоторые мои конкретные дела, где  придется указывать  свои поисковые моменты.

Вообще, в идеале, вероятность находки во много раз увеличивается, если многие родственные семьи включаются в это дело, т.к. получение документов из архивов дело не бесплатное. Одному  - практически невозможно это сделать.

Возможность находки предков  у татар Нижегородской области облегчается тем, что сохранились документы в архивах и легче искать  предков деревенских, чем городских.

Итак, с чего начать поиск?

 

№1. с  поиска  и изучения всевозможных метрических документов, которые может быть  завалялись в шкафах и сундуках среди  разного рода бумаг-документов, и  где возможно указаны имена и фамилий прадедушек и прабабушек,  и эти документы  лежат там из- за их  невостребованности.

Фото можно увеличить, нажав на неё.

А вот например ниже, случайно найденная метрика, которая помогла потом зацепиться к уфимским метрическим данным, а потом оформить эту родословную №49 . Родословная Ситдиковой Гульзифы Эта же родословная раскрывает родословные чуть ли не "на четверть деревни".

 

№2. Опрос у своих родственников и старожилов о ваших предках с выяснением у них  дву-, трою-, четвероюродных братьев и сестер

 И попробовать  уже составить схему межродственных отношений. 

 

№3.Поиск всевозможных старых фотографий, где запечатлены ваши родственники,  а на обратной стороне возможно указаны  год снятия фото и имена дальних родственников.  Довольно нередко, когда двоюродные или же  троюродные  тоже внешне похожи между собой.

 

№4 .Поиск сведений о предках на кладбище.
Кладбище- это тоже своего рода "архив", 
где на надмогильных плитах указаны годы их жизни умерших. Заодно надо посмотреть могилы что вокруг , т.к. возможно  они тоже  могилы  ваших  дальних родственников. 

 Лично я сам выделил серьёзное внимание по этой части. Раньше хоронили с учётом рода, компактно, рядом с родственниками. В итоге мне  пришлось все старые могилы числом до 500 сфотографировать, где  в нескольких случаях даже указаны  были  на надмогильных плитах годы рождения, напрмер, 1855, 1862. А потом,  представителей  этого рода несложно было связать с уфимскими метрическими данными, которые помогли дойти по родословным до 1550г.
1-ая  моя "минутная слабость", о котором может быть и не обязательно писать, но тем не менее. Так в течение 7 лет я ходил периодически на кладбище в поисках дат от старых могил. Хождение в июле месяце - это не есть сладкое  удовольствие, т.к. невозможно более 30-40 минут находиться в окружение комаров. А я ходил  по кладбищу по 2-3 часа даже тогда, когда свои родословные уже по всем линиям были написаны. Для кого я старался? Известно, для кого.
1-2 раза было так, что я потерял ориентир в гуще деревьев, среди неухоженных могил. Вот так некоторые ухаживают за могилами своих близких.  

В этом случае,по  указанному году рождения  данного предка нашел и по уфимским документам, где были указаны его отец и дедушка, что помогло связать с переписью 1864г и далее родословная  получилась до 1570г.

В итоге, получился очень большой род и множество  сегодняшних потомков.

Такие "указатели" единичные на нашем кладбище, в основном современные плиты над могилами. Да, были  времена такие тяжелые.Тем не менее, в данном случае  заботливый из рода постарался и передал нам эти сведения, которые дали зацепку для более глубокого анализа. В данном случае род определен, есть сегодняшние потомки.

№5. Есть метрические данные в местных ЗАГСах.
В частности, в Сергачском с 1925-х годов. Можно заказать. Там называя родственника, рожденного после 1924г, можно узнать имена его родителей и их возраст и имена бабушек и дедушек. 

Пожалуй,  сотрудники Сергачского ЗАГСа утомились уже от моих заказов, к тому же мои заказы  по тем односельчанинам, которых я заказываю, ищу, никак не связаны со мной в родственном плане. Ну, так вот старался ради односельчан.

№5.  Некоторой заметной помощью была изучение имен и фамилий погибших в ВОВ (1941- 1945гг), которые есть в ОБД.МЕМОРИАЛ и в других военных архивах. К тому же, в этих документах порой указываются  родители погибшего. Через них можно дойти до прадедушек и прабабушек.

Выше, при поиске погибшего по "ОБД.МЕМОРИАЛ" найден фрагмент, где указана имя и фамилия матери. И если мать указана по фамилии мужа, то это по -моему еще "лучше".

Другой пример из моего поиска. Был указан на военном документе  некий погибший Салахов Аляутдин 1915гр. Мать указана  как "Айнетдинова Хайрибя". Точно зная, что Хайрибя дочь Якупа, можно вычислить имя отца у Салахетдина. Это Айнетдин. Позже, мной  точно установлено, что дедушкой Аляутдина действительно был Айнетдин. 
В немалых случаях, одно имя- дает полный ход для дальнейшего анализа до 1550г.

№6. Некоторую помощь могут оказать районные военкоматы,  где можно определить родителей погибшего  и год рождения погибшего. Если конкретно не вашего дедушки, то его двою- или троюродного брата, тоже погибшего на ВОВ.

Лично я сам дважды ездил в Уразовский военкомат, откуда был призван на войну многие мои односельчане.
Находка таких данных в военкомате с определением года рождения моего деда Мухамметши  дало мне дополнительный стимул поиска и привёл к его братской могиле, которую посетил в 2010г  в Новгородской области. Об этой поездке тоже есть на сайте.

Простой лист из военкомата:

 

№7. Полезным,конкретно в нашем случае,  для моего поиска было также сведения по истории возникновения нашего колхоза в 1930 -ые годы, где любителями-историками оставлена запись  фамилий первых организаторов колхоза, активистов, руководителей, кулаков и т.д., которые родились еще в середине 19 века.
Так,например, через указанной там личностей я определил предков у Аляутдинова Аллямши абый, и без ошибок написал ему (и многим  его родственникам) родословную по линии его матери до 1550г.

Когда есть возможность найти своих прабабушек и прадедушек, то вероятность дальнейшей находки дальних предков увеличиваются, т.к. включаются конкретно архивные материалы.

№8 Уфимские метрические книги, 

Прежде всего, Уфимские метрические книги, куда  переданы были нашими муллами  в 19 веке сведения о родившихся, о бракосочетаниях с указанием свидетелей, считай тоже родственников, а также сведения об умерших, разводах и т.д.
Думаю, они есть по Алатырскому, Арзамасскому, Курмышскому уездам, начиная примерно с 1835 и по 1894гг,  арабской прописью.
Таких у нас по Шубине было 120 листов, которые почти все были переведены с арабского на татарский вариант.

Например, я знал, что мою прабабушку звали Бедри(жан) Якуб кызы из рода "тырпын", и она вышла в замуж за моего прадеда Садека. Имя отца у Бедрижана мне было известно, а  у Садека - нет.

Вот например, значение уфимского документа. Именно так оформлены в некоторых местах. Потом, пока искал Дэулэта Эминова по  тем же уфимским документам, где  всплыло множество его предков и родственных моментов за более  ранние годы.

 Рождение. Рядом всегда указан был: какой мулла передал сведения.

Ир МохаммэдСабир
          туды
31 октябрь 1894ел

Атасы  Садек ибн Дэулэт Эминов

анасы Бэдри Якуб кызы 

 Потом выяснилось также по Уфимским документам, что Давлетбай родился в 19.02.1848г, а его отец Амин в 1796г. Самого Сабира, его жену, других братьев знаем уже со слов моего отца.
-------------------

А так выглядит бракосочетание.Здесь мной не указано еще сколько было дано калыма невесте женихом и в каком виде.
1892 ел.

Ноябрьнен 5 нче яумендэ егет 28 яшендэ кыз 20 яшендэ

 

1892 г

Дэулэтбай Эмин углынын кызы  Зарифэ
никахландырылды

АбдельХэким ЛокманХэким углына
 икесенен эввэл никахлары

Кызы тарафыннан:

1. атасы Дэулэтбай Эмин углы

кияу тарафыннан:
1.Локман Хэким Шехмэт углы
2.шэхид Шакир Хамид углы 

3. шэхид Шемшеддин Жамлихан углы

 

 

 Из этих моментов можно «выжать»  очень многого и глубоко: родственные отношения, род жениха и невесты и т.д.

Некоторым, которые не совсем хорошо знают татарский язык, я им перевожу всё это на русский вариант.

Вот такие метрические данные в Уфимском архиве есть по 1894,1892, 1890, 1870, 1869,1868, 1854, 1848, 1837,1836 гг. Почему так с разрывами- точно сложно сказать.


Всего из Уфимского архива были взяты мной:
1. арабской прописью было 120 листов.
2.оцифрованные на русском языке до 215 листов.

3. ксерокопии документов  общего характера  310 листов.

Итого: 635 листов.
Если эту цифру умножать даже в среднем  на 150 рублей как за один лист, то получиться более 90 тыс только на уфимские, а сколько было заказов на другие архивы. Конечно же, деньгами помогали также и мои некоторые односельчане, всех я указал на страницах сайта.

Даже в тяжелых случаях есть выход, т.к. есть добрые  отзывчивые люди среди простых уфимцев, с которыми можно было  обмениваться информацией, они  тоже  искатели  своих предков.
Конечно же, не обязательно тратиться так много на Уфимские документы, для родословных достаточно заказать только метрические данные.И это будет на сумму около 15 тыс.

Когда держишь уже на руках уфимские метрические документы, значит, считай Вы держите уже на руках свою родословную.
Почему?

№10  Документы из архива Н.Новгорода- в ГАНО. 
Есть в архиве Н.Новгорода в ГАНО переписи населения вышеуказанных уездов, куда входят многие татарские деревни нижегородчины. Это в частности, перепись 1782, 1793, 1811,1834,1850, 1858, 1864гг. Кроме переписей, там же множество разного рода архивных дел, касающиеся земельных споров между односельчанами, мечетей, мулл и т.д., где всплывают множество имен и фамилий.
Еще один интересный момент. В делах, где перечислены множество фамилий, часто бывает так, что  братья или родственники из одной семьи указаны друг за другом, или же соседние хозяйства идут строго последовательно.

Эти вышеуказанные переписи потом не сложно связать с переписями 1762,1744, 1719гг , которые хранятся в Москве, в РГАДА, которых посчастливилось мне лично изучить и заполучить  копии их оригиналов.
Там же есть еще и некоторые другие общие документы, касающие нашего края, где указаны личности за 17,18 вв.

 

Также на помощь могут прийти и другие единомышленники, которые занимаются  изучением своих родословных, и которые готовы поделиться своей архивной информацией о нашем крае и  конкретно о  наших предках.

 Если кто заинтересован в поиске своих предков, в том числе и из других  татарских деревень  нашего края, и если  есть вопросы после прочтения данной статьи, то могут обращаться  через электронную почту:  mmmm20021961@yandex.ru

 

Идея написать эту статью пришло после того,как вот уже несколько человек поинтересовались ходом поиска.

 

                                    М.Максут. 11.10.16г

 

 

 

 

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music файл 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music файл 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music файл 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 аудио файл 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 аудио файл 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.