Жилой участок №72 и его представители.Кто откуда.

 

    В настоящее время занимаюсь переписыванием  из старой тетради на новую ту разрозненную, но важную информацию, которая была  собрана  со слов наших старожилов и с надмогильных плит, и  делается это для сохранения  информации хотя бы в таком виде, и она возможно в будущем понадобится  для будущих поколений и для родословных.
 В этих записях указываются родственные связи наших (пра)дедушек и  (пра)бабушек между собой. И такие связи, как уже не раз бывало, довольно часто  помогают вычислить общего  у них предка за 19 век, а далее появляется возможность связать их с данными   переписи 1864г и двигаться в сторону 1602г.

Я знаю, что записанные мной родословные хоть и остаются невостребованными, однако, я так-и- так  настроен продолжить свое дело.

А в процессе работы сколько приходится сделать своего рода открытий, при котором  выясняется: кто на кого женат в 18 или 19вв и почему тот или  иной наш односельчанин   оказался на том или другом жилом  участке.


Вообще,  дело
 №89 Список 1892г.. очень информативное. Оно дает знать: кто был соседом у того или иного односельчанина.


-----------

Каждый жилой участок между двумя переулками имеет свою историю. Для меня  таким  интересным  жилым участком является площадь  между переулками «кэлтэ тыгырыгы»  и «Мавлютовых тыгырыгы», которого по переписи 1850г я обозначил под №72.

 

  Надо думать, что сватовшись на девушек из потомков Ижбулата Кудашева, иначе говоря на девушек  дальних родственников Мавлютовых и Якуповых, породнившись, их тести уступали женихам част своих земель под новое хозяйство.

  
 Как  уже отметил ранее, что по документам  середины 19 века потомки Ижбулата Кудашева, а также потомки его братьев имели земли в 16 деревнях. И, думаю, не только в нашем крае, также в других уездах.

 Возвращаясь к личности и роду Ижбулата Кудашева можно  предложить, что он в начале 17 века прибыл из д. Карга в Шубино не кому- нибудь, а к своим родственникам- братьям,  и его  дедушка по имени   Куней (Кунай) тоже мог быть в Шубине.
 Указанный в списке 1602г Токбулат Кудашев должен быть братом  Ижбулата Кудашева. И у этих двух  Кудашевых возможно есть  еще братья  Черюча и Мамеш Кудашевы. Указанный в списке 1602 г Ишей Кунеев возможно у них дядя.

 

Интересным является момент, когда историк  Сенюткин С.Б. в своей работе указывает, что в 1602г  вблизи д.Шубино  был некий Ишей. А историк  Сенюткина О.Н. в одной своей работе отмечает, что « за Ижбулатом Кудашевым  его собственная земля».

Думаю, после  анализа фамилий и имен по ранним переписям, можно допустить, что нынешние потомки Кунеевых жили еще и на местности  "тубен оч", а жилой участок между переулками «Секам тыгырыгы» и « баланды тыгырыгы» -  возможно тоже принадлежал к  потомкам Ижбулата Кудашева. Есть одно архивное дело, что дает основание так думать.

Не спешу включить к роду Ижбулата и Токбулата Кудашевых  и  моего Алтыша (1630гр ориент),  хотя есть мысли, что Алтыш тоже может быть сыном Мамеша Кудашева, т.к. историк Орлов А.М. указывает наличие в Шубине на такую личность как Мамеш Кудашев, а Жиганшин Алимжан абый указывает на наличие личности  Алтыша Мамешева, потомки которого тоже претендовали на  дворянское звание.
По архивным  документам среди потомков моего Алтыша  были религиозные представители  в лице Амирхана Байтимирова 1775гр, который  был сначала азанчеем, потом и муллой , и  даже
преподавал основы нашей религии в мектебе. В то время, обычно посты мулл и азанчеев передавались внутри одного рода, как например, в этом мы  убедились на  потомках Мавлихана Курмаева.

 Поэтому, не исключаю, что брат Ижбулата Кудашева -Мамеш Кудашев, возможно отец  моего Алтыша. Тогда получается, что мы с Мавлютовыми и Якуповыми  из рода Кудашевых- Кунеевых.  Пусть это будет пока как версия, но есть и другие моменты за этот вариант.

Возвращаемся к основной теме и реальным фактам.

 

Как уже написано, что Мавлютовы и Якуповы с участка №72являются  потомками  основателя деревни Ижбулата Кудашева:  
1. Предки  Мавлютова Кадер и их родственникu 
  
2.Предки Якупова Осман  и их родственники.
,
а остальные семьи из этого участка №72  создавались в разные годы в основном после прибытия женихов  к своим тестям - ижбулатовцам.
 

Кто же прибыл на этот участок ?


Например,  после 1800 г, видимо женившись на девушке из рода Ижбулата Кудашева, на месте хозяйства  Халилуллина Али абзый с женой Муршидэтэй(стражиха), а теперь уже с недавнего времени  хозяйство Арифуллина Наиля(белен), обосновался один «общий предок» 1767гр у нижеуказанных 5-х лиц и назовём его условно Сиражетдин бабай. У Сиражетдина
 бабая сыновья:

1.  сын Айзатулла, у него сын Халилулла, у Халилуллы сын Али  абзый (жена у него Муршидэ апа, стражиха в прошлом),  

2. сын Сабер, у него сын  Абдулла абзый (с женой Зульхижа Хабибулла кызы(төлке килне). 
3.
 сын  Бадяутдин, у него сын Камалетдин, у него сын Рахимжан (бадяуныкылар)

4. сын Насибулла, у него сын Иниятулла( с женой Хайретдиновой Арифятэй из рода семьи Якуповых Осман аскай. У них сын Иниятулла 1910гр  тоже погиб в ВОВ.

5. сын Билялетдин1858гр.

На этой странице я не указал  всех детей и внуков у этих 5-х братьев,  многие из них  хорошо известны моему поколению.

Отмечаю тех  4-х сестер, которые связаны с Бедретдином:
- Гаферя- мать у Насибуллина Абдулкадер абый
- Рукия- мать у Вагапова Мясум абый
- Золейха - мать у Таеря Закер кызы(пиппип)
- Нэймя

Да, у этих сестер отцом является Бедретдин,  а матерью- Калима.

-----------------

 Попутно отмечу, мне известно:

- на кого был женат  дедушка и  прадедушка  у Али  Халилуллина( жена старжаха Муршидэ).

 - из этой семьи вышла также Фяридя абстай 1879гр - прабабушка у Халисэтэй(кечеркен).

 

Чуть позже из д. К-Пожарки  прибыла на этот участок невеста Сялимя Якуб кызы, она была замужем за Халилуллы Айзатуллина. Их называли "патша нэселе".Непростое  прозвище. 

 

Для легкого восприятия родственных отношений между детьми Сиражетдина бабая схема: 

Родословные  представителей этого рода можно написать с 1602г. Довольно интересное начало еще в 17 веке.

Повторяю отцом у 5-х братьев на самом деле не Сиражетдин, по понятным причинам я не указываю, но точное имя передал только  сыну Марату.

 

 

Переходим к другой семье, предки которых  прибыла из другого участка на участок №72.

  В 1864г  на этот участок прибыл осиротевший после смерти своего отца в 6-ти месячном возрасте  Азизбай Токтаров. Его отец Токтар бабай умер в 1864г. Мать у Азизбая абзый (имени специально пока не называю) повторно вышла в замуж за соседа -за дедушку вышеуказанного Халилуллина Али абзый.

С предыдущих моих работ также известно, что был еще один Азизбай Токтаров  1857гр, как указано на надмогильной плите, и он является  родственником Мавлютовых Кадер абый.


 Получается 2 личности  с данными Азизбай Токтаров: один с 1864гр, и второй - Токтаров Азизбай (1857-1921). Последний является линией потомков Ижбулата Кудашева, т.е. Мавлютовых и Якуповых.

У этого Азизбая  Токтарова 1857гр родился потом сын Арифулла (1886-1941), Ибрагим (1920-1974) и Абдрахман (1904-1990). Если указанный  на кладбище этот Токтаров Азизбай1857гр  является отцом у Вагапа абзый 1910гр, то родословную у Мясума Вагапова и их родственников можно написать с 1550г.
Родословную Азизбая Токтарова 1864гр тоже можно оформить с 1550г.
Вопрос: не являются ли эти 2 Азизбая одной личностью? Это можно уточнить у сегодняшних родственников Мавлютовых.

----------------

На этот участок  прибыла невесткой для Токтарова Азизбая из
К-Пожарок Сагадэттэй( 1882-1968).

 

 

Переходим к другой семье, предок которых прибыл из другого участка на участок №72.

 

Это предки Халилуллиных(тарзан) и Насибуллиных(кочар) и их родственников. 
Для начала отца Халилуллы(тарзан) и Насибуллы назовём условно Жалялетдин бабай.
 
Долго бился я над родословными  Насибуллина Абдулкадер абый  и Сафиуллина Фатех абый . Они – родственники по линии своих отцов, и у них один общий  предок.Сюда входит Яруллин Осман (с женой Хаербэнэттэй Аляутдин кызы 1925гр)  и другие родственники, включенные и невключенные в эту схему.

 

 

После наших разговоров с Абдулкадер абый (кочар), у  меня 2 раза была встреча с  Сафином Мерза абый (комбайнер), потом и Саберовым Атаулла аскай (около клуба живет), а потом и Жамаловым  Феракшам абый (комбайнер), потом приступил к более серьезному изучению родословных этих односельчан. 
Со слов Мерза абый стало известно, что дедушки у Сафиуллина Фатеха абый и Насибуллина Абдулкадер абый, "вышли" из дома  Байдуллиных. Нет, не сыновья конечно они у  Бяйдуллы абзый, но - близкие родственники. 
Вот и начал я анализ с учетом расположения хозяйства Байдуллиных и его соседей. Получается по имени Байдулла в то время в деревне было несколько  человек. Двое из них - соседи. В итоге, разбирая участок Бейдуллиных, пришлось анализировать  предков и его соседей. 

Получается следующее, и это пишу без какого либо сомнения.

Еще известно от прежних работ, где я отмечал, что у нас в деревне были частые большие пожары. Что в одном случае загорелся дом и у Лагун бабай. Это и есть прозвище Халилулла бабай - дедушка у Фатеха абый. Видимо это прозвище относиться именно только ему, а не к дедушке Кочар абый по тому, что дом и хозяйство у Халилулла абый оказался на овраге, в лагуне. 

А пожары случались также и из-за скученности домов. Род Халилуллы и Насибуллы  на первоначальном месте был тоже многочисленным. Расселялись из рода Байдуллиных и в другие места. Известны мне некоторые случаи, но пока на них не будем останавливаться.

   Если ближе к делу.
Как уже отметил выше, назовём условно общего предка у Сафиуллиных и Насибуллиных именем Жалялетдин бабай (не настоящее имя) .                                                                                            

В 1864г Жалялетдин бабай в 32 летнем возрасте еще не был женат.      Случилась еще одна такая трагедия в 1864г : у недавно рожденного   Жалялетдина   вскоре умер его отец (имени пока специально не называю). Так этот маленький  Жалялетдин остался сиротой в грудном возрасте. В будущем, когда он стал зрелым, его женил   один  из его  родственников (дядя, имени пока не называю) на девушке из  дальних родственников у предков Мавлютовых, т.к.   дядя Жалялетдина сам был женат на одну из дочерей потомков Ижбулата Кудашева.
У  Жалялетдина бабая был двоюродный брат Абдюхан, у которого была дочь Халися, которая вышла в замуж за Сафу Саберова , и у них родились хорошо знакомые  нам Ахмет аскай(карай) и Мерза(комбайнер) и другие их братья и сестры:  Няфижан, Хусяин, Хасян(степан бабай),Мярьям, Айнижан. О них хорошо нам известно: кто у них жены или мужья, их дети - это люди  нашего времени, по ним нет проблем узнавать.

У Абдюхана есть еще дочь Хайрибэ- она является матерью Жамалова Феракша абый(комбайнер, сын Чингиз).
Вообщем,по  указанным здесь личностям по мужской линии можно записать родословные, начиная с 1550г, кроме предков Соберова Сафы  и его родственников по отцовской линии, т.к. они еще глубоко не анализированы, хотя, далеко не стоит отходит от  родственников   Жалялетдин бабая.

На участок №72 прибыли еще и Абдрахман абзый Айнислямов с женой Айша Садек кызы, у них сын  Сямиулла абый (кытер). Дети и родственники у Абдрахмана абзый известны, т.к. они сегодняшние односельчане.
Но могу сообщить, что предки Айнислямовых и Фехрислямовых тоже изучены и можно написать родословные с 1602г., также можно написать родословные сестрам и брату Айшатэй Садек кызы ибн Кадиев.

Попутно скажу, конечно многих детей и внуков, правнуков  Байдуллы абый я хорошо знаю, в этом можно не остановиться, но  при изучении соседей  Бяйдулла абый, пришлось столкнутся  еще с  некоторыми именами:
По переписи 1864г на этом участке рядом с Байдуллиными известен еще  некий Якуб . А мы знаем, что один из соседей Бяйдуллы абзый - это нынешние Жиганшины, в частности Якупов  Жиганша (1887-1964) абзый и его сыновья : Мухамметша и Алимжан абыйлар.
Если я на правильном пути, то  Якупа абзый   отцом должен быть Али.
Указанного на документе 1892г и переписи 1864г Якупа, надо искать по уфимским метрическим документам еще раз. В итоге получается, что этот Якуб  должен  быть близким родственником по мужской линии с предками Аллямова Фейзрахмана абый (большойныкылар). Тогда можно приблизиться к истине по их родословной.

А вот линию  родословной Аллямова Фейзрахмана абый и Сафиуллина Хамит абый (кузнец) - знаю до 1550г. Они уверенно выходит по уфимским документам.

 В прежде упомянутом  списке 1892г ( количество домашнего скота в хозяйствах)  по очереди указаны:

№158.Байдулла бабай ( фамилию не указываю специально)
№159. Якуб бабай ( его отец Али)
№160 Жалялетдин бабай( т.е. вышеуказанный  лагун бабай)
№ 161. Кэчэл бабай( предок Исхаковых и Измайловых).
№162 Люкман Шахмятов ( отец у муллы Мостафы Люкманова)

№163. Ходжи Эксанов. Почти уверен, что этот Хужи является дедушкой Аляутдинова Адельша абый ( у Адельши жена Сания апа Айса кызы).Сания апа сама сказала это имя Хожи.
№164. Сяубан Эксанов.Не исключено, как сосед у Хужи, этот Сяубан может быть предком у №29 Абунягимов Хасян..

 №165 Абдюхан бабай , но это не сын Байдуллы бабая, хотя тоже знаю линию.

Пока особо отмечу, что Сяубан Эксанов и его предки глубоко не изучены по уфимским документам .Для этого надо пролистать все имеющиеся у меня уфимские метрические документы, к тому же в одном из разговоров с сыном учителя Камалова Абдулла абый -Шамилем, он сказал, что его предок Башаров Ибрагим бабай переселился из первоначального  участка Багаутдинова Солтана абый (мерен) на медпунктовский - вместе со своим одним родственником и вроде назвал имя отца Абунягима, т.е. Сяубан бабая. Или же наоборот, к приходу Башара абзый на этот участок очень возмущались 2 брата Эксановы Сяубан и Хужи. Этот момент надо уточнить еще раз у Камалова Шамиль абый.
  А вот по Хужи бабай - более уверен, что он- предок у Аляутдинова Адельша абый. 
Аналогичный анализ можно провести и по тому же жилому участку, где сейчас хозяйство и дом Башарова Ибрагим абый, т.е. площадь между переулками "Башар тыгырыгы" и Хайретдинов Умяр абый (моркоп тыгырыгы). И там есть прибывшие из других участков. 
-------------------

Написать заключение по этой статье пока не спешу. Ошибок и  исправлений по участку №72, думаю, точно не будет, а вот дополнения по мере  наличия у меня времени -  возможны. 
А что выше не написал настоящих имен у предков у Халилуллы и Насибуллы, также и имени отца Токтара бабая и некоторых других, то вы все сами прекрасно знаете причину.

Да, приходится сначала посмотреть списки 2016г, кто сколько внес денежной помощи во благо односельчан, смотрю списки прошлых лет, начиная с 2007г, смотрю на активность односельчан у себя на сайте, таких как:

Сафиуллин Фатех Hh0003.narod.ru 
Сейфуллин Абдулкадер(Кочар абый) Sa240810.narod.ru

 

                             Язсаң - күп язарга әлдә- иксез-чиксез.

 

                                        М.Максут. 10.08.16г.

 

 

 

13.08.16г.
Действительно,если дальше указать прибывших на этот участок, то очень много надо еще писать. Пока ограничусь тем, что укажу ниже.
У меня сохранилось пенсионное удостоверение Якуповой Салимя апа из д.К-Пожарки. Салимя апа с 1879гр,  была замужем за вышеуказанного Халилуллы, у которого есть сыновья : Али и Давлетбай, погибшие в ВОВ , и у них сестра Хава, ныне еще здравствующая,  вышла в замуж за Биляла абзый (алтырпоц) -№54 Токай каомы.. .
----------
Известен также год рождения Фяридэтэй - бабушки у Халисэтэй(кецеркен) и её родители.
----------
Как-то, в  при одной встрече в деревне в 2013г с моим консультантом по родственным связям с Асьма апа Корбан кы-
зы (она живет в Ленинграде), она сказала, что " Сафин Ахмет и его братья считаются цэцэ Хайрибэсе оныглары".  Понятное дело Хайрибэ - это Абдюхан кызы.
Не знаю, как точное имя у цэцэ, может быть Алтынчэч.Это можно попробовать спросить у Мерза абый.
У Алтынчэч есть сводный брат 1864гр. (назовём его условно Айрат).
После нашей  этой встречи вернулся домой и вынул из нужного участка этого Айрата. И переписал: какие еще есть у него сестры.Их оказалось двое. Обратно помчался к Асьма апа. Назвал имена сестер (условного) Айрата. Она подтвердила наличие этих двух сестер у Айрата абзый и сказала: за кого они  вышли в замуж  эти 2 сестры, а брат у них Айрат  является дедушкой у Разия апа Али кызы, у которой есть сын Халит абый Абдулкадеров (шайдэтэй, югары оч).

Халит абый по линии своего отца  указан здесь   "Предки Аллямовых и их родственников
Родословные у Халит абый по линии  матери  и отца можно написать с 1550г.

А Цэцэ абстай, со слов Асьма апа(из Ленинграда)  должна быть связана  с  дедушкой  Камалова Абдулла абый(учитель).
Вдобавок к этому Камалов Шамиль абый сказал, что бабушка носила фамилию "Эксанова". Значит,  итоге должно быть так, что Эксанов Сяубан, Эксанов Хужи и бабушка у Камалова Шамиль абый- это 2 брата и сестра. Значит, должно быть так, что Башар бабай  женившись на Эксановой (.....) перешел на участок Эксановым, к чему противились братья Сяубан и Хужи. Чьи они предки- я указал выше.

---------------

На этот участок №72  невестами пришли еще из рода "кэчэл", и расширенную родословную (информацию)  я передал по заслуженному этого односельчанину.
Пришла еще невеста из участка предков Арифуллина Азыйм абый(пиппип) и многие другие.

-------------
Так по частям перечислять- в этом не будет той последовательной передачи информации, что удается при составлении родословных.
Поэтому на этом можно остановиться.
Всё это передаю для того, чтобы односельчане знали: что есть возможность иметь свои родословные. 

В то же время, мой компьютер выдает, что один из потомков Бяйдуллы абый еще более 2-х лет назад был близок к расшифровке своей родословной по линии Бяйдулла абый на основе имеющихся на сайте архивных документов. Будем считать, что сделал он это самостоятельно. Если нашел- молодец! Для этого велась моя работа до конца 2014г.
Но, всёравно,  получается эта находка  примерно такого характера:
Баллахи. Стал невольным слушателем двух собеседников в гостях на мулла мэжлесе в одном хозяйстве на тубен оч. Напротив меня сидят  двое гостей.У них разговор о предках. Один из них говорит к другому: " ..вот моя дочь всё сама самостоятельно нашла наших предков чуть ли не до 1602г". И так дальше.
Я конечно промолчал. Знаю, что  её дочь ну никак не может самостоятельно  докопаться до 1602г не будь информации на сайте. Или она занимается в архивах? Нет, конечно.
Отсюда вывод: надо думать, что говоришь.
------------------------------

 

15.08.16г.
 Выше упомянул о 4-х сестрах( Золейха, Рукия, Гаферя, Нэймя  - о детях Бедретдина бабая. Теперь, пожалуй,  могу сказать, что это за Бедретдин, из какого он рода, кто его отец и вообще предки. Можно написать всем им родословные с 1550г.
-----------

Иду дописывать, т.е.продолжу  переписать ту  оставшую часть из старого журнала на новую о  родственных связей наших (пра) дедушек и (пра)бабушек, которых собрал у старожилов села.
Потом, может быть, появится на сайте по образцу как у жителей тубен оч, если конечно будет поддержка со стороны односельчан.
А какой образец и каков должен быть характер помощи,  указан №70 Родословные у односельчан..

 

 

                                              М.Максут. 13.08.16г.

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music файл 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music файл 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music файл 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 аудио файл 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 аудио файл 2.9 MB

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.