Наступление на права бывших служилых татар в конце 18 века. 

Списки и переписи шубинцев за 1602, 1612, 1686, 1719,1744,1762, 1782, 1811,1834,1850, 1864гг.

Обращения в дворянскую комиссию в 1794г.

Родословные.

 

 

В некоторых российских архивах(РГАДА, ГАНО,Уфимский Госархив) сохранились  множество  архивных документов, в том числе  и списки служилых татар и  «Ревизские сказки»(переписи) шубинцев за разные годы.

 

Списки служилых за 1602 и 1612гг получены мной из ГАНО, а переписи1719г, 1744 и 1762гг из РГАДА. 

 

"Списки" за 1686г и 1806гг, а также объединенный вариант переписей  1834-1850гг получены мной у Сенюткиной О.Н., которых считаю очень информативными  и облегчающими моментами для составления наших родословных. Кроме того, получены от неё масса других архивных документов, которые дополняют наши родословные.

 

23 августа 2011г получены мной копии документов метрических данных жителей нашей деревни из архива г. Уфы, где указаны сведения на арабском языке вступивших в брак, родившихся, умерших, разводившихся за 1836,1837, 1838, 1740, 1848,1854, 1860, 1869, 1870,1892,1894гг. Это то, что надо для соединения с данными переписи 1850г и составления наших полных родословных. Часть полученных документов на русском языке.

 

Часть документов еще невключены на сайт. Названия здесь № 71. Невключенные документы 
-------------------------

 

Наша быстротечная, суетливая жизнь с повседневными её бытовыми и другими проблемами не оставляют времени задуматься о своих предках, достаточно глубоко анализировать свою родословную, даже заняться поиском "первоначальной информации", от которого нужно отталкиваться к 19 или 18 веку, но а далее и к более  ранним предкам- в сторону 1602г .

Почти уверен, в настоящее время едва ли найдется кто-то из моих односельчан, который на должном уровне занимался бы этим делом. Есть только единицы, которые по настоящему заинтересованы. Понимаю, некоторым  некогда думать даже о своём здоровье, не то что  о каких-то далеких предках и родственных отношениях. Многие даже из среднего поколения мало знают эти моменты, а уж наши дети и внуки и  не задумываются над этими вопросами. Но это пока, пройдет время и наверняка найдутся
  много интересующихся  этими вопросами.

 Интересным моментом для меня явилось следующее.

Вразделе Формирование мишарской народностиижегородские мишаре.  по работам Орлова А.М. написано, как на многих служилых татар в 1790-ые годы  было оказано давление со стороны русских властей с угрозой отбора у них земель, и  многие татары начали доказывать своё происхождение. Для этого надо было вспомнить свою родословную. Откуда и появилось « Җиде бабаңның исемен бел». Сохранились документы, где наши шубинские татары доказывали свое происхождение. Эти документы получены мной из архива. Смотрите копии этих документов, нажав сюда на Hh00015.narod.ru . Они скорее заполнены не самими татарами, т.к. звучание имён в некоторых местах расходятся.

 

Орлов А.М. пишет, что «В Шубине в конце 18 века начинается наступление на права бывших служилых татар.
В
 1769 г Арзамасская межевая канцелярия решила передать их поместья русским помещикам.

В 1799г татары 11 деревень, в том числе и Шубино, обращались к вице- губернатору князю Долгорукому по поводу межевания земель, произведенного с нарушением интересов татар. Земли шубинцев, в том числе земли одного из предводителей татар Бекеша Разбахтеева, самым наглым образом были насильственно захвачены ротмистром Нормацкого. В ответ на это  шубинцы стали доказывать, что земли они получали по царской грамоте. И чтобы обеспечить в дальнейшем надежность прикрепления за ними земель, стали требовать  признания их дворянского происхождения»(.конец цитаты).

 

Весной 2009г мной из архива ГАНО получены некоторые документы, касающиеся этих моментов.

Кто же обратился в Нижегородское дворянское собрание для утверждения их в дворянском звании (сословие).

Можно сразу сказать, что им было отказано, поскольку предки их были якобы только « просто служилыми татарами», а для получения дворянства необходимо было происхождение от князей или мурз. Отказ был деликатным,  якобы « до предоставления документов, доказывающих происхождение от мурз». Хотя ясно, что таких документов просители добыть не могли. Возможно, представители дворянства(чиновники) намекали на дачу взятки, после которой их заявления могли рассматриваться с шансами на положительный результат.

В 1796г такое обращение было со стороны:

1. Потомков Бекеша Розбахтеева - Мурсалимовых. И в доказательство они приводят свою родословную. О них подробно в других разделах и см. ниже.

2. Потомки Азамета Исяшева в лице  Биктимира Батеева, который  писал, что : « Мой прадед, Ибраим Мастрюков, сын Азаев, верстан на службу поместным окладом. Мне досталось поместье деда Азаметки Исяшева» 42 четвертей, что подтверждено Сергачским уездным судом».

3. Потомки Ижбулата Кудашева  смотрите ниже.

4.Потомки Акбулата Бикбаева в лице Курамшы Тимашева и Идельбая Муртазина . см ниже.

 

Прежде чем расшифровать родословные вообще, видимо, нужно объяснить, что имена написаны не самими татарами, поэтому есть ошибки в правильности написания. С другой стороны, наши деды сами искажали имена. Например, даже еще относительно недавно, в предвоенные  в 1940 -ые, моего деда Мухамметшу называли сокращенно « Мукей», его брата Муртазу – « Мортай», другого брата Аллямшу – « Аллям», да и сейчас много искажений: Абдулла –«Аплей», « Апуль», Абдрахман- «Атрэй или «Атрюк»», Сейфулла- «Сяпук» и т.д. И здесь в документах где пишется « Бибаев», где- то « Бикбаев», «Акбулатов»-«Абулатов» и т.д.

 

Первоначально сложно было расшифровать такие имена, как Жалюк, Муляк. Они, вообще, еще с большим искажением написаны. Только мой кропотливый труд привел к разгадке, а потом и подтверждению документами из архива г.Уфы. Именно через них мы узнали истинные мусульманские имена. А именно, Жалюк- это Жалиль, Молук- Сейфелмулюк, Мавля- Мавлихан и т.д.. И только эти моменты в некоторых случаях помогли и облегчили  соединить разные переписи(ревизские сказки) и написать родословные некоторым односельчанам.

 

------------------------- 

На этой же странице укажу, как, изучая имеющиеся на сегодняшний день архивные документы, пришел к некоторым мыслям(заключениям):

 

 Первое. После  смерти некоторых служащих, или же, если по мужской линии не было наследника, то его  поместье перешло к потомкам братьев Розбахтеевых, Уразая Сунчалеева,  Мамета Кудабердеева, Ижбулата Кудашева. Поэтому, именно их потомки  в начале 19 века имеют много жилых секторов.

 

 

Второе. Женитьбы совершались  также   нередко между дву-, трою-, четвероюродными родственниками. Даже есть случаи женитьбы на  своих троюродных племянниц. Всё это сделалось, видимо, для того, чтобы сохранить землю за своим родом.

 

Дети мулл, азанчеев из разных родов тоже довольно часто сватались между собой. Представитель из богатого рода женился на девушке тоже из богатого.

 

По документам из архива Уфы встречаем, как были женитьбы между представителями разных деревень. Практически контакт был со всеми окружающими шубинцев  татарскими деревнями.  Все эти деревни названы в документах как «ИЛ», только дразовка названа «Уразовка авылы».

 

Встречаются случаи повторных браков. Это потому, что много болели и умирали в те годы, особенно женщины. Но и по мусульманской вере можно было иметь официально 3–х жен. Это было распространено в основном среди мулл и у богатых. Но,  многоженство не было распространенным  явлением.

 

 Третье. Сказанное мной ранее, что сегодняшние  жители хозяйств (йортлар), которые расположены между двумя переулками - это и есть потомки одного и того же родоначальника. В большинстве случаев это так, за исключением  некоторых случаев, когда были  перемещения в конце 19 и начала 20 вв. Мы их сами уже знаем со слов родителей.

  

 Перед изучением родословных будет интересно ознакомиться с именами  этой статьей    нажмите  ОБ ИМЕНАХ 

 

 

Родословные  у односельчан.

 

Основная цель: выявление своих родоначальников с 1602г.
Мной изучен каждый род 30-ти или более первоначальных служилых татар, и в большинстве случаев 
 достаточно уверенно можно сказать: какой род с каким связан ( особенно за 18-19 вв). Достаточно часто по документам удается определить эти связи при  женитьбах за 18 и 19 вв, определяется месторасположение хозяйств и  жениха, и невесты.

 Не ошибусь, если скажу, что  у половины части служилых татар, первопоселенцев, к середине 19 века уже не было потомства по мужской линии.

 

 В целом, весь имеющийся материал, в том числе по родословным,  изучен довольно глубоко и есть большие возможности написать. Большая часть дополнительного материала есть на сайте как помощь ищущим самостоятельно.

Даже был указан список, кому можно написать полные родословные, но, к сожалению, некоторые из-за невостребованности  остаются ненужными.

 

--------------------------------------------

 

 

 

Потомки Ижбулата Кудашева:
 1. Предки  Мавлютова Кадер и их родственникu 
  2.Предки Якупова Осман  и их родственники.

 

Потомки  Чепкуна Тулушева:

1. Предки Фейзрахмановых, Алиакберовых, Невретдиновых ..

2. Предки Хасяновы и Алиакберовы.(корек и Алиакбер)

3. Предки Хисямова Феракша..(шобан)

4.Предки Аляутдиновых,Арифуллиных, Хисямовых.

 

5.      а) Предки Рамазановых и их родственников. 1 часть.

          б)Ранние предки Рамазановой Хамдии.2 часть

          в)  Дополнительно о Рамазановых

           г)  Рамазановы. 4 часть.

 

6.Межродственные связи потомков Чепкуна Тулушева        х

 

 

Потомки Бекеша Розбахтеева:

1. Потомки  Розбахтеевых  Hh6007.narod.ru

2. Предки Халилуллина Марата.(комел)

3.Предки Хасяновых и Абидуллиных..(мэмэз-энэк)

4. Предки Сафина Артура..(внук учительн. Халимя апа)

 

 Потомки  Уразая  Розбахтеева:

1.Сетдековы,Жафяровы,Сафиуллины...

 2. Ситдиковы и их родственники.

3.Жафяров Хайдяр абый и его родственники.

4. Азиз нэселе.

5а.Предки Зариповых Осман и их родственников (югары оч).

5б.  Зариповы- Ахтямовы (потомки Уразая Розбахтеева или Азамета Исяшева)

 

 

Потомки Азамета Исяшева:
1.Исхаковы-Аляутдиновы(тубен оч)(моралар)
2.Родословная Хасяновых и Сетдековых ...

3. Родословная Ситдиковой Гульзифы(по Сахибжантэй)

5.Предки у Хасьяновой  Наили.  

6 Предки у Фейзрахмановых и их родственников

 7.Сбор информации у жителей тубен оч

 

 

 Потомки Уразая Сунчалеева.

 

 1.Предки у Юсиповых, Исхаковых, Имаева Равиля.

 2.Предки Аллямовых и их родственников

 

 

Потомки Аллагула Чинаева:
1. Рамазановы. 5 часть. Мярьям

2. Род Гафаровых.

3.Рамазановы (по линии Сагадэтэй)

 

 

 Потомки Акбулата Кулгонина:

1. Предки и потомки у Ахтямова Якупа (Айнислямовы, Андержановы, Халилуллины).

       

 

Потомки Алтыша:

 1.Мухамметшины и их родственники Hh0047.narod.ru

 2.Родословная Мухамметшиных и их родственников
 3.По линии моей матери Потомки Алтыша.

 4. Другие потомки Алтыша.

 5. Соберов Жиганша абзый  и их родственники

 6.Родословная Ибрагимова Рифата абый..

 

 

Потомки Бурнаша Бичурина:

№54 Токай каомы..

 

 

Заключение по родословным.

 Действительно,пришлось вложить достаточно много  умственных, физических сил   и дорогоценного времени  на  написание родословных к односельчанам. Всё что написано выше - это только небольшая часть из возможного. Просто равнодушие к предкам со стороны  моих односельчан  не дало возможности довести дело до логического конца, хотя, заинтересованность в этом вопросе должна быть, прежде всего, у  них самих.

Выше, у части вышенаписанных,  родословные - неполные, и это не от того, что  нет возможности  их завершить, а просто  потомки этих служилых сами не заинтересованы.

Некоторым родословные написаны просто  за их активность перед селом и односельчанами, и переданы на руки ( на сайт не включены). 

Препятствием для написания некоторым является также неухоженность могил у их близких.

 Даже многие вышеуказанные родословные написаны по моей же инициативе.
Но конкретно помогли в приобретении части архивных документов, именно по части  "родословные" следующие односельчане:
1. Хисямова Зифа апа (шобан)  20 тыс.

2.Рамазанова Хамдия (Хусяин кызы)  20 тыс
3. Аляутдинов Аллямша( Абубякер улы) 15 тыс.

4.Халилуллин Марат (комел)  10тыс.
5. Кудяков Марат(москвич, предки из  с. Шубино.) 10 тыс.
6. Османова Джамиля( Азыйм кызы, югары оч) 10 тыс.

7. Хасянов Рушан (Мясум улы, тубен оч) 10 тыс.
8. Измайлов Марат(мэмэз) 10 тыс.

9.Измайлов Ринат (мэмэз)  10 тыс.
10. Юсипова Дания(Баки кызы)  5 тыс.

11. Хасьянова Наиля 5 тыс.
12.Сафин Артур( внук учительницы Халимэ апа) 10 тыс.
13. Фейзрахманова Динара Рафек кызы  10тыс.
14.Жафяров Хайдэр абый(йохом).

15. Мухамметшин М.

 

-------------------------

Приходиться общаться с некоторыми читателями сайта из других городов, предки которых из наших нижегородских мест.Уж как они ищут своих предков- это просто  заслуживает огромного уважения, и даже удивления.

 Понимая важность  знания своих предков, я неоднократно обращался к своим односельчанам с целью  заинтересовать их в этом вопросе,  заполучить  готовые, анализированные родословные – так и не получилось.

Некоторым было сказано при личных встречах, даже на сайте оформил статьи с указанием конкретных фамилий односельчан, кому можно написать родословные. Но, пока им не до этого видимо.

 

Очень тяжело подобрать слова для заключения  раздела по родословным, т.к. в моем понимании вопрос родословных  связан со многими вопросами нашей жизни, жизни села и активностью или пассивностью  односельчан.
Да, жизнь можно прожить и без информации о предках, в том числе без знания  своей родословной.  И это даже не первая  необходимость.  

Есть ситуации, когда по объективным причинам невозможно даже  мало-мальски что- либо узнать о предках.Эта другая ситуация. Но, в нашем случае мы имеем возможность докопаться до 1550-х годов.

                                         М.Максут.  10.08.15г

 

03.02.16г.
Вакыт үтә дә- адәм башына тагын уйлар килә.  Бу инде минем бүгенге фикерләрем.
Адәм үз халкының тарихын белсә – ул бәхет инде, ә үзенең  нәселе турында һәм борынгы эби-бабалары исемнәрен  белсә – адәмне инде бөтенләй  зур бәхетлеләрдән диеп санарга була.
Тик бу дәрәҗәгә җитешер өчен бик күп тырышлыклар күрсәтергә кирәк. Ул гына да түгел – архивларда документлар барлыгы кирәк.
Уйлавым буенча, адәм шул табылган борынгы әби-бабаларының исемнәрен ачыклагач, алар рухына  исемнәрен әйтеп берәр дога укыса – ул инде бу тормышта зур дәрәҗәләргә ирешкән була.
Әгәр инде адәм  туган авылына нигез салган бабаларның исемнәренә, шул авылда туып - вафат булган имамнарга, муллаларга, азанчыларга, мугаллимнарга, мудәррисларга  догаларын багышласа  аларның исемнәрен телгә алып-  бу инде белмим ничек әйтелә торган хәлләр, нинди ул дәрәҗә була.

На сегодняшний ден
ь у некоторых  шубинцев на сайте «История села Шубино» включены родословные с 1550-1600-х годов. Многим еще оформлены  и находятся они   у меня на флешке и на сайт не включены по известным соображениям.

Пожалуй, в этом деле  самое обидное то, когда от нас уходят односельчане, в том числе и молодые, и уходят  они так и не зная о своём роде, о своих прямых предках, и в то же время у них готовые родословные  «лежат» у меня на флешке как невостребованные. 

 

                                               М.Максут.

 

 

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music файл 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music файл 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music файл 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 аудио файл 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 аудио файл 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.