Из интернета. Орлов А.М. История д. Карга.
О роде Сибгатуллиных.
Мое обращение Сибгатуллиным. Их поиск.

 

Прямых указаний на происхождение каргинских татар в земельных документах нет. Об этом можно судить лишь по топониму - названию деревни Карга. О названии деревни .в упомянутой писцовой книге написа но так: "...деревня Малая Пица, Каргаполье, что было дикое поле. В ней | служилые татаровя Ерту- 
гана Коконтаева..." Отсюда следует, что первоначально деревня имела двойное название "Малая Пица" и "Каргаполье". 
Первое название "Малая Пица" происходит от названия речки, на которой располагалась деревня, служившей ориентиром в безлюдной степи. Малая Пица - это название притока речки «Пицы. Иногда полагают, что оно произошло от Пицы-помры, соседнего татарского селения, как малая деревня по отно-шению к Пице большой. Однако следует заметить, что Пица стала большой «деревней лишь к концу XVII в., когда в ней была поселена вторая, более значительная группа служилых татар из Касимова, только тогда Пица стала действительно самой большой деревней в крае. 
Второе название - от .татарского "каргалар кыры" {в русском переводе - Каргаполье. Оно перенесено из темниковских мест, откуда переселились татары в Алатырский уезд, Припьянскую степь, имеет смысловое 
значение, применяется в значении "каргалар кыры", распаханное дикое поле, куда обычно слетаются стаи грачей, ворон, приносящие радость, благую весть. Неслучайно, в темниковских местах, позже в Башкирии, куда позже переселились темниковские татары, устраивался весенний праздник "Каргатуй". Возможно, подобие "каргатуя" устраивалось и в наших местах. 
Земля в Карге определялась доброй, плодородной (как писалось в писцовых книгах "Земля добрая, сошного письма, впусте сохи) была предназначена для детей боярских), это дает нам право сказать, что каргинцы, как и татары деревень бассейна р. Пара (Кузьминка, Уразовка, Красный Яр, Ендовище, Антяровка и Актуково) переселились в Припьянскую степь с темниковских мест. 
Название "Каргаполье" употреблялось еще и в 60е годы XVII в. в переписке алатырских татар, участвовавших в сражении под Смоленском, с боярином Б.И.Морозовым. Он, как командующий российским войском в этом сражении, высоко оценил алатырских татар, в т.ч. и служилых татар - Шубино, Каргаполья и Семеновки, а также 9 других татарских деревень, выделил им бесплатно строительный лес из своих вотчинных из-под Богородцка (Кочунова). Каргинские татары оказались самыми близкими к этому лесному массиву. 
Следует заметить, что селения с названием Карга - не редкость - Каргалы, Каргаполье имелись в тем-никовском уезде, часто встречаются в Чистопольском, Белебейском, Бирском, Стерлитамакском и других уездах Среднего Поволжья и Приуралья. Обычно названия селениям давались татарами-мишарями, выходцами из темниковских мест. 
Карга, как поселение служилых татар с Мещеры , возникла не на пустом месте. В местности, где она образовалась, уже стояла небольшая деревушка, расположенная на сакме. Ее жители имели значительные площади пашни, перелогу, пользовались диким полем для пастьбы скота, лошадей. 
Первопоселенцами Карги были Ижбулатка Кудашев, Енбулат Едмашев, Ивашка Караваев, Оломет и Мамешка Тулубаевы и другие. Эти старослужилые татары жили в 8 дворах. Они несли службу по охране сакмы, передаче сведений о движении воинских людей ногайских орд и начали распахивать целинные земли. 
К моменту поселения основной группы служилых татар, состоящую из 8 человек, (возглавлял ее Ертуган Коконтаев} у каргинцев было пашни паханной по 100 четей, перелогу 50 и Дикого поля, используемого как пастбища - 150 четей. Сверх старых дач было примерно (отведено) 833 четей. Земля была распределена, были наделены окладами прежде всего, новые служилые татары. 150 четей в оклад за службу был назначен Ертугану Коконтаеву, Девлеткильдею Тименееву, Ишмамету Чиникееву, по 100 четей Елдашу Черкаеву и Бураю Бутееву, 80 - Тулушу Урусову, 70 - Черкашу Урмашеву, 50 - Аляшу Байбулатову, беспоместным Ивашу Караеву 170 чет, Оламету и Мамешке Тулубаеву, Евлейке Митюкову - 80 четей. В общей сложности сумма окладов составила 1340 четей, тогда как площадь примерной (закрепленной за деревней) составила всего 833 чет. Из них 233 чети были отписаны на государя (оставлены в резерве). Фактически было роздано лишь 610 четей - их получили новые служилые татары. Старослужащие остались без поместий, пользуясь небольшими клочками земли старых дач. Ижбулатка Кудашев вынужден был переселиться в Шубино. 
Первыми вопрос о поместьях подняли беспоместные служилые татары . Представителям власти предписывалось тщательно проверить состояние дел в деревне, предприняв меры осторожности, не доезжая деревни взять с собой тутошных и посторонних людей, попов, дьяков, крестьян соседних деревень, переписать все усады и дворы. 
Конфликт между владельцами земель продолжался и в последующие годы. В 1687 г. каргинцам выдается новая выпись - документ о земельных наделах. Однако нерешенных вопросов оставалось немало, и они давали знать о себе еще долгие годы. 
К концу XVIII века рост деревни прекратился ,наблюдался процесс переселения каргинцев в восточные районы России, жители деревни продолжали иметь очень низкую обеспеченность землей. Неслучайно судебное разбирательство спора-конфликта между малоземельными и больше земельными татарами Сергачского уезда началось с каргинцев. Не дожидаясь учреждения суда в Сергачском уезде, они обратились нижнюю расправу Лукояновского , а затем - Васильского уездного суда. 
На наш взгляд, причин неурядиц была вызван преждевременной сменой предводителя каргинцев Ертугана Коконтаева. Он сошел с арены сразу после поселения новых служилых татар в Карге. Его заменил один из рядовых служилых татар Тулуш Урусов. Уже в момент размежевания земель с окрестными селениями, владельцев земель Карги представлял не Ертуган Коконтаев, а Тулуш Урусов .Разрозненная группа не смогла своевременно доказать свои права. Все это отразилось на обеспеченности землей, настроениях людей. 
Этим умело пользовались церковники. Они добивались преимуществ для новокрещенных татар Особенно активно кампания производилась уже после разрешения исповедовать ислам, строительства мечетей. Только в один 1795 г. совершено до 10 сделок по купле-продаже земель татарами, покинувшими свои поместья в Карге. Их, как правило, приобретали новокрещенные татары. В каргинских делах упоминаются новокрещенные Ивановы, Дорофеевы, Никитины, Алексеевы, Николаевы, Марковы, Максимовы и другие. Они составляли около 20% жителей деревни. И это в то время, когда в деревне действовали 2 мечети. 
Значительная часть татар предпочитала крещению переселение в восточные районы. Известны адреса мест, куда переселялись каргинские татары. Это - деревня Кулбаев Чистопольского округа, Старый Атлас Хва-лынского уезда Саратовской губернии, Аллагуватово Стерлитамакского округа Оренбургской губернии, Бембеевский, Бирский уезды в Башкирии. Две группы каргинцев образовали свои селения под названием Каргаполье в Спасском уезде Казанской губернии (в нынешнем Алексеевском районе Татарстана). 
Таковы некоторые страницы истории Карги - исконных земледельцев. 
Автор статьи Алимжан Орлов, со ссылкой на газету "Туган Як” от 4.08.06

 

----------------------------

 К концу XVIII века рост деревни прекратился ,наблюдался процесс переселения каргинцев в восточные районы России, жители деревни продолжали иметь очень низкую обеспеченность землей. Неслучайно судебное разбирательство спора-конфликта между малоземельными и больше земельными татарами Сергачского уезда началось с каргинцев. Не дожидаясь учреждения суда в Сергачском уезде, они обратились нижнюю расправу Лукояновского , а затем - Васильского уездного суда. На наш взгляд, причин неурядиц была вызван преждевременной сменой предводителя каргинцев Ертугана Коконтаева. Он сошел с арены сразу после поселения новых служилых татар в Карге. Его заменил один из рядовых служилых татар Тулуш Урусов. Уже в момент размежевания земель с окрестными селениями, владельцев земель Карги представлял не Ертуган Коконтаев, а Тулуш Урусов .Разрозненная группа не смогла своевременно доказать свои права. Все это отразилось на обеспеченности землей, настроениях людей. Этим умело пользовались церковники. Они добивались преимуществ для новокрещенных татар Особенно активно кампания производилась уже после разрешения исповедовать ислам, строительства мечетей. Только в один 1795 г. совершено до 10 сделок по купле-продаже земель татарами, покинувшими свои поместья в Карге. Их, как правило, приобретали новокрещенные татары. В каргинских делах упоминаются новокрещенные Ивановы, Дорофеевы, Никитины, Алексеевы, Николаевы, Марковы, Максимовы и другие. Они составляли около 20% жителей деревни. И это в то время, когда в деревне действовали 2 мечети. Значительная часть татар предпочитала крещению переселение в восточные районы. Известны адреса мест, куда переселялись каргинские татары. Это - деревня Кулбаев Чистопольского округа, Старый Атлас Хва-лынского уезда Саратовской губернии, Аллагуватово Стерлитамакского округа Оренбургской губернии, Бембеевский, Бирский уезды в Башкирии. Две группы каргинцев образовали свои селения под названием Каргаполье в Спасском уезде Казанской губернии (в нынешнем Алексеевском районе Татарстана). Таковы некоторые страницы истории Карги - исконных земледельцев. Автор статьи Алимжан Орлов, со ссылкой на газету “Туган Як” от 4.08.06г.

--------------------------------------


Из сообщения самих Сибгатуллиных известно:

Корни рода Сибгатуллиных в деревне Карга Сергачского района Нижегородской области. Именно по ней известны наиболее древние документально подтвержденные свидетельства появления наших первых предков, служилых татар, которые поселились в начале 17 века в тех краях. Наши предки, служилые татары Алатырского уезда, были профессиональными воинами-разведчиками, которые несли службу по охране границы и передавали сведения о движении воинских людей ногайских орд, идущих в очередной набег. Служилые татары курсировали вдоль лесозасечных полос небольшим разъездами по 5-6 человек и их задача была успеть упредить набеги ногайских орд, которые в свою очередь в первую очередь хотели уничтожить татар-разведчиков. В 1718 году по указу Петра I служилые татары были переведены, формально оставаясь в служилом сословии, на лесозаготовочные работы – стали лесорубами (лашманами) при адмиралтейской конторе. Затем в 19 веке они были приписаны в государственные крестьяне. 

Мужская линия рода Сибгатуллиных  выглядит следующим образом (начиная с конца 17 века - включая начало 20 века)-

Хайрулла (1876-1916) и его брат Сафиулла (1864-1953).
/
Сибгатулла (1841-)
/
Ахсан(1800-1847)
/
Карюк(1745-1818)
/
Муртаза(1720-)
/
Мукай(1691-)
/
Асай(≈1660-)

 

Высокая рождаемость и очень низкая обеспеченность землей в д. Карга приводила к массовой миграции татар в различные районы Российской империи. Поэтому Сибгатулла, от имени которого дана фамилия всему роду, уехал на заработки в Сибирь, в Томск, где родился Хайрулла. Чем занимался Сибгатулла точно не известно, скорее всего тем же, чем и его сын Хайрулла, который работал на Томской железной дороге рабочим. Хайрулла также успел поработать на Ленских приисках. 25 декабря 1898 г. в Томске Хайрулла заключил брак (никях) с (Биби)Ханифой, дочерью Мингазетдина (1845-), сына Тазетдина Илькина, мещанина из г. Стерлитамака Уфимской губернии. Размер махра составил 200 рублей. Мингазетдин Тазетдинов был сослан в г. Каинск под Томском со всей семьей в 1896 г. по отбытию тюремного срока по обвинению в конокрадстве. По другой версии его посадили в тюрьму из-за того, что он избил муллу, публично оскорбившего его в своей проповеди в мечети. У Мингазетдина было от 2-х браков 7 детей. Вторая его жена была из рода Ждановых. Хайрулла был призван в царскую армию в первую мировую войну, где умер в 1916 г. У него родилось в браке с Ханифой (работала швеей) четверо детей – Насыбулла (1900-1972), Рахим (1903-1968), Абдулла (1906-1978), Фатыма (1908-1965). У его брата Сафиуллы (1864-1953), жившего в Томске, тоже было четверо детей – Фатима, Мерсилла (умерли в один день в возрасте 7 и 8 лет), Абдарахман (1900-1960), Фаизрахман (1902- 1971), чьи потомки ныне живут в Новосибирске.

Просмотреть (предыдущие 500) (следующие 500) (20 | 50 | 100 | 250 | 500).

1.     Абдулла Хайруллович Сибгатуллин р. 5 январь 1906 ум. 3 июнь 1978

2.       Айнур Анверович Сибгатуллин р. 7 сентябрь 1971

3.     Амир Айнурович Сибгатуллин р. 14 декабрь 2004

4.     Анвер Абдуллович Сибгатуллин р. 3 ноябрь 1943 ум. 5 февраль 2001

5.     Асяй р. 1660

6.     Ахсан р. 1800 ум. 1847

7.       Булат Сибгатуллин р. 2 декабрь 1995

8.     Карим Айнурович Сибгатуллин р. 27 май 2012

9.     Минхази Сибгатуллин ум. ок. 1968?

10. Мукай р. 1691

11. Насибулла Хайруллович Сибгатуллин

12. Равиль Сибгатуллин р. оц. 1959 ум. между 1998 - 2000

13. Рашит Сибгатуллин р. 26 февраль 1961

14. Сафиулла Сибгатуллович Сибгатуллин р. 1864 ум. 1953

15. Сибгатулла р. 1841

16. Хайрулла Сибгатуллович Сибгатуллин р. 9 август 1876 ум. 1916

17.   Энже Сибгатуллина р. 20 ноябрь 1997

 

 

М.Максут. Обращаюсь потомкам Сибгатуллиных и их родственникам.
 В настоящее время  с  документами по д.Карга, Сергачского района, также работает мой знакомый историк-любитель Рамиль Каюмов. По д.Карга иногда косвенно выявляются архивные материалы и у меня.
И не исключено, что наш контакт с Сибгатуллиными, в какой-то мере может  помочь дополнять  наши знания  по родословным.

Возможно уже есть некоторые отрывки по Муртазе Мукееве и его брате.

Поэтому, для контакта с нами элект.почта: mmmm20021961@yandex.ru

                                                                    

                                                                   30.09.15г

 

 

 

Просьба Ильдара Равиль улы.

 

 Ильдар, который связан корнями с нашим селом по линии своего деда Хасяна Давлетханова, просит помочь найти сведения о своем деде, об их роде. Хотя не уверен, что кто-то узнает на фотографии его деда, но, всё же, мир тесен, вдруг найдутся знающие.

Перспектива есть, т.к. еще ждем копии документов из архива.

Первой женой у Хасяна Давлетханова (1890-1944) видимо была наша шубинская девушка, второй женой является Незаметдинова Лоаль, умешая в 1967г. Возможно Лоаль абстай из с. Антяровка.

Короткая родословная у Ильдара:

Ильдар
/
Равиль
/
Хасян (1890-1944)
/
Давлетхан 1860гр?

 Поиск продолжается.

 

М.Максут.

10.03.14г.

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music файл 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music файл 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music файл 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 аудио файл 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 аудио файл 2.9 MB

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.