Известное и неизвестное о кочкопожаровцах.

 

  Изучая  более  ранние родственные связи между представителями наших двух деревень, заинтересовался историей д.Кочко-Пожарки. Ведь тема интересна тем, что по легенде, якобы  основатели дд.Шубино, Карга и К-Пожарки были родственниками, т.е. часть представителей. Возможно.

 Также давно меня интересовала  личность Феракша абый Юнусова, который оставил после себя книгу « История нашего села с.Кочко-Пожарки».  
Орлов А.М. отметил, что  Юнусову Ф.Ю удалось восстановить и указать в своей   книге историю 12 родов, в том числе историю рода Кучкая мурзы.
Как известно, Юнусов Феракша абзый  почетно отмечен в книге Р.Ф.Ибрагимова «Нижегородские татары.Биографический словарь».

                          Юнусов Феракша Юнусович (1886-1971).

     

Из книги "Нижегородские татары":

Родился в с.К-Пожарки, Сергачского района в крестьянской семье.
Начальное образование получил дома. В Казани окончил медресе. Вернувшись на родину построил большое и удобное школьное здание на средства, собранные населением. Была организована новометодная школа. Преподавал позднее в советской школе. Занимался краеведением, оставил много материалов по истории села.

 

Конечно же, в этой биографической статье  отмечена  только небольшая  часть из его судьбы.Читая  книгу «История д.К-Пожарки» перед читателем встает необычайно трудолюбивый, грамотный, интеллектуальный человек, личность.
 После смерти Фаракша абый, его записи продолжал Рахимжан абый Фаракша улы - зять Юнисова Феракша абый.
Кстати сказать, Рахимжан абый по линии своей матери связан с шубинцами, а именно, с линией муллы Хамитова Зарипа абзый и его сына Абдулхалек абый(Апук аскай)
Za1928.narod.ru ..

  И о Рахимжане абзый  будет сказано несколько слов ниже.
--------------
Благодаря помощи Аймасова Наила абый Корбан улы удалось связаться с Рахимжан абый, который живет в Н.Новгороде,  и заполучить у него книгу для ознакомления работой  Феракша абзый.

 

С большим удовольствием ознакомился с содержанием книги по истории с.К-Пожарки, где автором описаны  наиболее значимые   моменты из жизни кочкопожаровцев, начиная с 17 века. Это об основателях деревни, названия местностей, полей, первые дома,  постройки, о религиозной  общине, о муллах, азанчеях, их религиозная учеба в соседних селах и в Казани и многое другое.
Посещение г.Уфы с целью защиты званий имама, муллы, азанчея и т.д. Есть также  конкретные истории из жизни отдельных односельчан.

                              С переплетом старался уже Рахимжан абзый.

 

 

Есть страница, где отмечено, как муллы, ишана и другие высокие гости  приходили в гости к кочкопожаровцам, в их мечеть.

Есть также несколько слов о Садеке абзый из д.Куйсуы. О том, как он в 1865г начал обучать к основам Ислама представителей из соседних деревень. Там же указан год  смерти Садека абзый - 1886г. Указано, как много людей прибыли на его похороны из соседних сёл.
Кстати сказать, в этом же, 1886 году родился и сам Феракша абый Юнисов.
Как помним, Садек абзый из Куйсуы дважды посетил Мекку. О таких неизбежных связях  мулл и об их совместной учебе я написал был еще в сентябре 2011г.

О связях среди мулл у деревень нижегородского края. Наш мулла Зарипа абзый и Садек абзый из Куйсуы.

За период с 1800-х по 1910-х из К-Пожарки 16 человек посетили Мекку(хадж).

Но и Юнусовым Феракша абый изучен вопрос родословных. Правда, записи сделаны на основании  записей мулл д. К-Пожарки. Тем не менее, это большой  труд. В его книге схематически  оформлены несколько родословных. Думаю, сами кочкопожаровцы знакомы этими схемами.

--------------

Стимулом для изучения родственных связей между жителями дд.Шубино и К-Пожарки явилось и то, что изучая родословные некоторым моим односельчанам шубинцам, мне стало известно  один момент.

А именно. Изучая родословную Невретдиновых Курамша абый и  Осман абый(кыте дибез), со слов последнего стало известно, что их прадедушка Абзан прибыл в Шубино из д.К-Пожарки. Или Осман абый ошибается, так как  предки Абзана (1809гр) указаны еще по переписи 1719г по Шубине, и у них известен  родоначальник Аллагул Чинаев 1648гр, или же на самом деле так.  На этом Чинае родословная у шубинцев обрывается. Хотя на сегодняшний день известны многие потомки Чиная, и готовы подробнейшие родословные.
Вот поэтому, я  искал в книге Феракша абзый ответа по шубинскому Чинаю, учитывая тот факт, что в 1611г в Чуфаровее при размежевании земель отмечен кочкопожаровец  Цынай Капкунаев вместе с Акбулатом Бейбулатовым и Семакаем Кучкаевым. Цынай и Чинай- думаю, одно и то же имя. Хотя есть другой кочкопожаровец Чинай Янгильдиев.
Ответа не нашел.Но это не значит, что я зря старался.За то я узнал многие другие моменты из жизни моих земляков того  времени, а судьбы основателей  наших татарских деревень и их потомков в 17,18,19 вв   примерно одинаковые.

 К сожалению, для полного составления родословных кочкопожаровцам не хватает информации за начало 17 века.  Не отмечены (не найдены пока) в архивных документах фамилий основателей деревни, кроме как Кучкая мурзы Сабаева сына Мустафина, Семайки Тазаева, Айгильдея Ямельдяшева и его брата Мусяя, а также сыновей Янгильдея- Чиная и Ямайки.
Именно у  шубинцев, у Мусея и Чиная со своими потомками, пока неизвестен родоначальник: к какому роду из 30-ти основателей д.Шубино они относятся. Но, по переписи 1719г  известно, что они живут во дворе первого абыза шубинца Кадермета Баймаметева 1653гр.
-------------

М.Максут. Возможно эти сведения тоже дополнят информацию по родословным кочкопожаровцев. Но это точно будет нелегкой работой.Эту сложность может облегчить наличие всех остальных переписей, т.е. за 1762, 1782, 1793, 1811,1834, и т.д. Не в обиду сказано, хотя до конца не уверен, что этим кто-то из кочкопожаровцев будет заниматься, т.к. сейчас другие ценности у людей.
Думаю, указанных выше чувашей, тоже можно отнести к мусульманам, т.к. по другим источникам, некоторые чуваши в нашем крае тоже приняли ислам и говорили также  на татарском языке.

Единственное, выше, ориентир на точные годы рождения надо держать по переписи 1744г.

--------------------------------------------------

 

В полученных архивных документах по Шубине  в нескольких местах косвенно указываются и кочкопожаровские представители.

В деле №1, 1829г,


Земельные вопросы. Братья Мурказеевы.

речь идет о одной шубинской  семье из д. Шубино и их родственника в д.К-Пожарки.У кочкопожаровца  Хамита Мурказеева  отец  кочкопожаровец Мурказей Муртеев, мать – шубинка Зюльниза Рева. Дед у Зюлнизы-  шубинец Махмушев. У Хамита в Шубине   два троюродных брата– Мунжефер Тякаев (Тюкашаев) и Аббяс Молякаев (Моляков). Кроме того, в деле фигурирует родной племянник Мунжефера (Мунзяфара) Абубякер Сафиханов.  Сам Мунжефер Тякаев ко времени проведения следствия по делу умер (то есть до 1829 года он скончался).

В деле вместе с другими муллами упоминается «купецкий сын» из деревни Кочко-Пожарки Мусюк Токтаров указной абыз Сейфулла Яфаров(Жафаров).


---------------

В деле №2  к-пожаровские муллы встречаются среди других мулл Муллы и азанчеи соседних сёл.

-------------------

 В деле №3


Земельные вопросы. Судебные решения.Биктимировы.Якуповы. Акмяевы.

 встречается дочь к-пожаровского купца Токтара Курамшина. Так же есть некоторые родственные отношения между представителями  2-х деревень.

 


По  делу № 4 известно, что потомок основателя нашей д.Шубино Бекеша Розбахтеева - Ибрагим Ханмурзин1803гр, женилься в 1832г вторым браком на девушке из д.К-Пожарки из рода Сергачского(кочкопожаровского) 3-ей гильдии купеческого сына Исмаила Токтарова,  на Бадиучжамаль 1812гр.
Отмечу, что Ибрагим Ханмурзин- это родной брат шубинского муллы Хамита Ханмурзина 1801гр.
Да, это был очень религиозный род.  Естественно, все они не могли быть одновременно муллами или азанчеями в нашей деревне.Поэтому, искали возможности занимать эти посты в других селах или даже в городах.
Далее, по делу известно, что  Ибрагим Ханмурзин и его вторая жена оказались в Санкт-Петербурге, и временно жили у военного муллы Камалетдина Абдуллина. И у Ибрагима  в Санкт-Петербурге духовниками  были Абдулвахит  Сулейманов, Камалетдин Абдуллин, упоминается еще Аитхан Амирханов.
Из  3-х названных -  хорошо известен рыбушкинец  Абдулвахит  Сулейманов.

Само дело(копии оригинала), связанное и Ибрагимом Ханмурзином    занимает  22 листа вместе с другим  делом, где  речь  уже идет о том, как Ибрагим в 1837г женился на девушке  из д.Пошатово на Слубикэ- на дочери  Хабибуллы  Абдрашидова, и нихак(бракосочетание)  у них читал кочкопожаровский мулла Ильяс Сейфуллин. И там же Ибрагим говорит, что «имеет еще место жительства в г.Санкт-Петербурге, где ведет торговлю товарами….»

 

Предлагаю  копию 1 листа из этих работ. Для увеличения фото -нажмите на него.

 

 

             

   При наличии информации  будут дополнения.
                      --------------------------------------


 Хотелось бы несколько слов сказать о добрейшем, гостеприимном человеке - о Рахимжане абзый. Ему 91 год. Чувствуется, в свой век он  многого видел.  Несгибаемый человек.Аксакал.

Вот потом что стало мне известно вообще о судьбах из этой семьи. Статья из газеты "Туган Як" за 6 августа 2010г.

Нажав на фото-можно увеличить для чтения.


Передаю просьбу Рахимжана абый. Он любит не только свою малую родину и  своих земляков- кочкопожарцев, но и с.Шубино и шубинцев, т.к. его корни связаны также и с Шубиной.
Попросил передать искренние добрые пожелания, в первую очередь Зарипову Абдулхалеку абзый и его родственникам, Азымовым, потомкам  Османова Ахтяма абзый(югары оч).



Связь Рахимжана абзый с Зариповыми будет поставлена на этой странице.

 

 

                                 М.Максут. 08.06.15г.

 

                                      Продолжение.

 В статье о Зарипове Абдулхалеке   Za1928.narod.ru . стало известно, что мулла Зарип абзый был женат трижды. Первую жену звали Бибианвэр. Она является дочерью муллы Мустафы Люкманова 1869гр. Она родом  была из того красного  кирпичного дома, что напротив  хозяйства Батталова Зилбик абый. Там раньше жили предки Шаймярдановой Хаять абес- мулла Люкманов Мустафа абзый. По-моему, это уже о чём то говорит в контексте "мулла Зарип абзый и мулла Люкманов Мустафа абзый".

 

С именем Айша у Зарип муллы была дочь, которая вышла в замуж за кочкопожаровца Блинова Феракша абзый, и у них родился в 1924г Рахимжан абзый , который проживает сейчас в Н.Новгороде, который доверительно передал мне для изучения книгу Юнисова Феракша абый  “Историю с.К-Пожарки”. Юнисов Феракша абый является тестью для Блинова Феракша абый.

==================================
 Недавно, еще до получения книги у Феракша абзый, я же начал писать статью
№67 Межродственные связи 3-х родов.. , где указал, что Сагидя Аминова 1836гр  из моего рода,  вышла в замуж в 1858г за муллу Хамита АбдулМяжитова, и у них в  1860г родился сын Зарип. И он тоже в будущем будет муллой.
Вот и получается, что Рахимжан абзый и мой отец Мясум Мухамметша улы- четвероюродные братья.

Схематически:

Максуд1961 
/

 
Мясум1935 
/

Мухамметша1910 

/
Садек 
/
Давлетбай 
1848  его сестра Сагида1836 
/
Амин 1796
/
Карим
1771  его брат мулла Амирхан1775  

/

……….
/
Рахимжан1924гр
/
Айша+
/
Зарип (мулла)
/
Хамит 1814г (мулла)
/
Абделмяжит 1783гр
/
Абдрахман 1728гр
/

 

О предках Зарипова Абдулхалек абый(Апук аскай) , в том числе о роде  муллы Зарипа абзый,  можно читать здесь : №47. Межродственные связи потомков у служилых  . Линия у Зарипа муллы – это 2-ая колонка.

                                              

  М.Максут.  11.06.15г.

 

 

 Можно  анализировать  родословную у Рахимжан абый по линии его матери Айша, но нужны дополнительные сведения. Из какого дома известно, надо думать, что возможно из семьи муллы  Люкманова Мустафы или же его родственников, если она родилась в том краснокирпичном доме, что напротив Байдуллиных.

 

 

Дополнительно от 17.06.15г.
Мое предположение подтвердилось. Уточнил у Хабибэ апа. Девушку  из того красного кирпичного дома звали Бибианвэр, и она есть дочь муллы Люкманова Мустафина  абзый.
Кроме того, стало  известно  имена 7-х детей у Зарип муллы и Бибианвэртэй.

 

В итоге, с учетом всего известного ,  написана и передана  Рахимжану абзый  его подробнейшая родословная, в том числе схематически оформленная с указанием годов рождения всех указанных лиц на схемах.

 

При разговоре по телефону  в конце декабря 2016г услышал много благодарных слов в свой адрес  от этого, истинно заслуживающего высокой похвалы аксакала - Рахимжана абзый Фаракшина.

 

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music файл 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music файл 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music файл 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 аудио файл 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 аудио файл 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.