Как надо искать своих предков,

и

Как надо любить своих предков.

 

 

"Не думаю, что кого-то сильно заинтересует моя родословная, но всё же, здесь можно найти много интереcного и полезного для себя, узнать: как надо искать своих предков, как любить своих предков".

 

                                                                          М.Максут.

 

Вообще, как надо искать предков написано мной в статье:№95 Последовательность поиска предков..

 

Если в статье " Мухамметшины и их родственники Hh0047.narod.ru"
которая оформлена еще в 2009-2010гг.
Эти сообщения можно  еще дальше дополнить, но невозможно от того, что  с переходом сайта  с  ресурса "Народ.ру" на  "Юкоз", эти разделы или статьи  заблокированы. 

 

 

 Как я начинал составлять свою родословную.

Конечно же, первым делом собрал информацию у пожилых, компетентных в этом вопросе родственников, а также у соседей старожилов.  В итоге наши многие соседи оказались нашими дальними родственниками по отцовской и материнской  линии.
Но первоначально удалось узнать не так  и многого.

Далее, по возможности, в течение многих лет собирал материал (имена и фамилий) на кладбище со старых надмогильных плит. В частности искал могилы с именем Садек- так звали моего прадедушку по линии отца Мясума. С таким именем, родившиеся между 1860-1875гг, было 6 человек. Далее, сопоставлял собранный материал.

Также анализировал имена и фамилии  погибших ВОВ, которых сам же списывал из плит "Памятника,погибших в (ВОВ 1941-1945)" и расшифровал их род, семью благодаря двум моим односельчанкам. Эти работы  можно посмотреть  в разделе моего сайта:

 

ПРИЧИНЫ НАЧАЛА ВОЙН. ПАВШИЕ В ВОВ ОДНОСЕЛЬЧАНЕ.

 

Параллельно искал разного рода документов, переписей шубинцев в разных архивах: в РГАДА, ГАНО,  Ульяновске(Симбирске).
Также по совету одного посетителя сайта обратился в администрацию старой нижегородской мечети - не ответили.

 

У старших родственников удалось установить, что у  моего прадедушки Садека( 1865гр ориентировочно) женой  была Бедри(жан), у которой отцом был Якуб Ахтямов.
По работе Жиганшина Алимжан абый получил подтверждение о том, что в указанном им в списке фамилий державших мельницы есть   Якуб Ахтямов. Убедился, что он точно  наш, и он держал частную мельницу. Этот список, державшие мельницы, тоже есть на сайте.

Моя родственница Халилуллина Рушания апа подтвердила, что  Якуб Ахтямов- действительно наш предок.Появилась еще одна весомая зацепка для дальнейшего поиска.

 

Обработал и старался определить примерные даты рождения у  собранных  мной конкретных лиц, и начал  «двигаться» в сторону 1850г.

Попробовал связаться со специалистами из архива ГАНО. По моей «первоначальной информации», из-за её малоинформативности, была найдена всего лишь линия жены у Садека – пробабушки Бедри(жана), т.е. дочери  вышеуказанного Якуба Ахтямова.

На мое (наше) счастье в архиве ГАНО сохранились множество других документов, касающихся нашей деревни, в том числе переписи 1834 и 1850гг. Так, зная эту связку «Ахтямов Якуб», и зная, что в   переписи 1850г  могли быть и другие Якубы, я обратился в архив ГАНО.

 

Мне очень повезло: во множестве фамилий и имен в переписях 1834 и 1850гг, связка «Якуб-Ахтям» за первую половину 19 века встречается исключительно однократно. Поиск облегчил то, что я искал с учетом расположения или же  последовательности хозяйств. Так я вышел предкам Ахтяма-  на Ряхимкула, далее на его предка  Алекбая. Дата рождения Алекбая не была указана.
В это же время среди  семей, кто был рядом с семьей Якупа Ахтямова в переписи 1850г, я нашел некоего Алибая, и моя зацепка и дальнейший анализ в итоге привел по нему  к моему родоначальнику  с 1550-х годов по линии двух дедушек и одной бабушки.
-----------------
Со всей этой, добытой  первоначальной информацией по  предкам моей бабушки Бедри(жан), я охотно, безвозмездно, поделился со многими родственниками, что указана ниже.

 

В итоге получилось:

 

Максут 1961гр
/

Мясум 1935гр

 /

Мухамметша 1910гр (его старший брат с 1892гр)

/

Дочь Бедрижан 1870гр? + муж Садек 1870? 
/

Якуб 1849

/
Ахтям 1806гр

/
Ряхимкул 1780-1841
/
Адитиар1756-1835

/

Алекбай

/

 

Одновременно, ежегодно в период отпусков собрал родственные связи с теми, которые живут рядом с нашим хозяйством. В итоге, собралось немало материала и по другим линиям, т.е. по   бабушкам (Сярбижана 1914гр и Сагадята 1916гр) и дедушкам (Жалялетдина 1910гр).

В  это время  я уже работал не только в своих интересах, но и в интересах многих односельчан, т.е.  в том  числе моих  дальних родственников.
С таким моим большим желанием как у меня по поиску предков, я готов был  посетить лично многие архивы нашего края.

 

В  ходе поиска не раз напоминал   своим односельчанам о наличии в архиве переписей шубинцев за 1834 и 1850 гг, также не раз призывал через свой сайт собрать денег на покупку копий  архивных документов. В тот период откликнулась только одна Губейдуллина (Рамазанова) Хамдия, за что ей и благодарен.

 

В тот момент Хамдия сама готова была поехать в Н.Новгород, и самостоятельно изучить переписи, но потом, учитывая сложности этой работы, я посоветовал еще раз проконсультироваться у нашего знакомого  специалиста  в архиве в Н.Новгороде. 

Работа,объединенный вариант двух переписей 1834 и 1850гг,  которых видим на сайте - это большая трудоёмкая работа, которую совершила Сенюткина О.Н., за что ей мы очень благодарны. Что интересно, в этих переписях  сохранена последовательность записи хозяйств, что облегчает нам поиск родов,семей.

 

Опять же, мир не без добрых людей. Любители своей истории, интересующиеся своими предками, составляющие свои родословные, мне подсказали, что в Москве в Рос.Гос. Архиве Древних Актов (РГАДА) есть данные переписей шубинцев за 18 век. Действительно, в ноябре 2010г в течение нескольких дней мне удалось переписать и скопировать, расшифровать переписи 1719,1744 и 1762гг., которых видите на страницах сайта, и по которым я нашел предков Алекбая и дошел до Кадея 1660гр ориент.

 

см начало вверху

 /

Алекбай1725гр

/
Ахмет 1690гр(ориент)

/
Кадей 1660(ориент)

 

Кто является предком Кадея?
Из-за нехватки документов за 17 век, невозможно было окончательно определить родоначальника. 

Осталось доработать. Забегая вперед скажу, что и эти моменты удалось в будущем доработать до 1550г.

 

Когда получил данные переписей 1834 и 1850 гг, первым делом я нашел потомков Кадея, и от него держал ориентиры на другие хозяйства. Недалеко от них вышли мои предки по линии моей матери Хава – Алибай1827гр и его брат Закир1824гр в хозяйстве № 77. Мой сосед Солтан абый Багаутдинов, а точнее, как потом выяснилось, мой дальний родственник, при моем опросе утвердил, что у его предка Алибая  был действительно родной брат Закир. Потом, этот момент подтвердил и данные переписи 1850г.  Имя Закир носит и его нынешний племянник в честь старшего Закира. Перекрестные имена.
Далее, паралельно, было  интересным изучение линии мулл нашей деревни и некоторые другие момсенты.

 По прежнему, было мало информации о  по линии моего отца Мясума - о прадедушке Садеке.
Был я и в военкоматах г. Сергача и с. Уразовки с надеждой, что возможно там в личном деле будут какие-либо  сведения о нём и о его родителях. Всё же, там удалось установить только год рождения (1910) и дату призыва на войну моего деда Мухамметшу. И то обрадовался. Заодно в военкомате узнал сведения о 2-х братьях моей бабушки Сярбижан 1914гр,которые погибли в ВОВ. Это двойняшки АбдулВагап и АбдулДеян Жамаловы(Жамалетдиновы). О судьбе их других братьев, тоже двойняшек, совсем малоизвестно. Их звали Мубин и Мубаракша. Мубаракша умер в 20 лет от пневмонии.
--------------

 

Оформляя на сайте  раздел «Односельчане, погибшие в ВОВ», продолжал поиск Садека.

Вскоре в «Книге памяти погибших» нашел Садекова Мухамметшу. Благо есть Интернет и сайт «ОБД.МЕМОРИАЛ», по которым сначала я нашел, а потом  и посетил братские могилы своего деда Мухамметши и его брата Муртазы на Новгородской земле. Об этом есть на сайте в разделе "ВОВ.Погибшие в ВОВ шубинцы".
Приятно был удивлен, когда узнал, что в  "новгородском" военкомате два брата включены в список погибших на Новгородской земле. Обо всём об  этом есть на моем сайте. 

В то же время, моя тётя Багаутдинова Зиннятэй сказала, что, Садек – отец Мухамметши, возможно  из рода азанчея Айнетдинова Хасяна абзый(пономар бабай). Собрал информацию об этом роде и анализировал и этот род. Консультировался по этим вопросам у старожилов. Убедительных данных не нашел. Зато собрал о роде полнейшую информцию. Статья слева под №45.

В то же время думал, что невозможно такое, что мой прадедушка Садек бабай (или его предки) пришёл на наш нынешний жилой сектор откуда -то со стороны, в частности  из хозяйства нашего  азанчея Айнетдинова Хасяна абзый( прозвище пономар бабай), тогда как  при дефиците  земли  к концу 19 века он не мог   заполучить столько много земельной  площади на подпостройки  домашнего хозяйства и дополнительные   картофельные участки, да еще рядом со своим жилым хозяйством. Я был уверен, что мои дедушки  должны быть  на земле своих предков- на родовой земле.

 

Продолжался поиск.

Опять же, помогли добрые люди - читатели нашего сайта из Башкирии. Из Уфы один любитель-историк подсказал, что есть сведения в Уфимском архиве о населении Сергачского уезда за 19 век. Не раз звонил туда связаться с архивистами. Там они загружены заказами по полной.И к тому же для заказа архивных документов нужны были деньги.

 К этому времени я уже знал, что могу написать уже родословные некоторым односельчанам, т.к. имел по некоторым "первоначальную информацию", собранную в основном по своей же инициативе.

 

Благодарен так же Халилуллину Марату(комел), Ивашкиной (Хисямова) Зифа апа, которые откликнулись на мою просьбу помочь приобрести документы из архива г.Уфы. ( Естественно, перед ними я не остался в долгу,  и им написал их родословные).
В то же время, активность у других односельчан по этому вопросу была почти  нулевая. Тем не менее, я относился к ним с пониманием.

 

Наконец, на общие деньги от моих 2-3-х спонсоров, в августе 2012г получили документы из архива г.Уфы. Часть - на русском, они мной обработаны и поставлены  на сайт, а часть- наш уважаемый Ахметжанов Марат перевёл с арабского языка, и которые мной расшифровывались по родам и тоже поставлены на сайт.

 

Так,среди  переведенных с арабского языка документов из г. Уфы,  первым я нашел "Сабира Садек улы 1892гр", где указаны его родители. Нашел и других предков, выявил  их родственные связи  с другими родами, которые прямо или же косвенно подтверждали о том, что мой поиск шёл и  идет в правильном направлении.

Увидев между именами связку «ибн», я понял, что мой род не простой - или есть муллы, или, по нынешнему говоря, были «предприниматели» (сяудэгэрлэр).В чём я и не ошибся.

По этим  документам также стало известно: как приходятся родственником  семья вышеуказанного Айнетдинова Хасяна абзый (пономар) к моим  предкам Садековым.См.ниже.

Когда, по мере поступления документов, я узнал, что отцом у Садека был Давлетбай, я поделился с моей родственницей Зиннэттэй.

При встрече с ней стоило произнести только начальную букву имени «Д-авлетбай», Зиннэттэй , «прочла» это имя по моим губам, и, опережая меня, произнесла вслух имя «Давлетбай».
Ей тоже объяснил: в каких  родственных отношениях состоят  мой  Садек  и муллински-азанчеевский  род Айнетдиновых Хасян абзый(пономар бабай).

Так же еще нам известно, что сестра у азанчея Хасян абзый – Азиза вышла в замуж за Фехрислямова Абдуллу-за отца  комбайнера Энвербик абый. А Фехрислямовы связаны с «тырпынныкылыр». А последние – с моим Садек бабаем. Также по своему обсуждали: почему у нас прозвище «кэтэн, кэтэмэн», а у Фехрислямова Абдуллы –«пэтэн». Наверное не просто так, а есть тоже связь. Об этом на сайте тоже есть.

 

Об основных моментах моих родословных можно читать ниже.

«Моя родословная длиною 410 лет».

 

После того, как были найдены и посещены братские могилы дедушки Мухамметши(1910-1942) и его брата Муртазы (1906-1943) по линии моего  отца Мясума в Новгородской области в 2010г,   приступил к изучению своих более  ранних предков- основателей нашей деревни по линии двух бабушек и двух дедушек. Забегая вперед скажу, что удалось доработать и эти вопросы до родоначальников. 

 

 В итоге, изучив множество документов, сверяя их неоднократно, удалось собрать свои   родословные по линии отца и матери, иначе говоря -по линии двух дедушек и двух бабушек.

По линии двух дедушек- Мухамметши 1910гр и Жалялетдина 1906гр, а также по линии одной бабушки-Сагадята 1916гр- я собрал родословную до 1550г. По этим трём линиям я являюсь потомком у одного и того же родоначальника Алтыша, ориентировочно 1630 гр.
При дальнейшем поиске найдены и предки Алтыша. Нашлись  архивные  документы.

Перед тем как прочесть содержание текста что ниже, можно  ознакомиться информацией о моих предках за 19 и 20вв, нажав  на    

Первоначальная информация о Мухамметшинах.ru

 ------------------------ 

Очень помогли уфимские документы.

 

 

I. Родословная по линии дедушки Мухамметша 1910гр -отца у Мясума 1935гр.

 

Чтобы написать родословную по линии моего дедушки Мухамметши 1910гр, укажем сначала все те фрагменты, которые найдены среди документов архива г.Уфы.

Фрагмент 1а. Один из первых находок в документах из архива г. Уфы -это Сабир. Самый старший брат среди четверых братьев, самый старший среди 6 детей Садека и его жены Бедрижан Якуб кызы ибн Ахтямова. Бедрижан родом из вышеуказаного рода  "тырпынныкылар". Весь род  «тырпынныкылар» изучены вдоль-поперек до 1570г. Немалая часть сегодняшних   жителей с.Шубино  из этого  рода так и продолжают жить, так и не зная, что они связаны этим родом Якуба Ахтямова,т.е. все они -  потомки одного из основателей нашей деревни Акбулата Кулгонина 1570гр ориент.

 

 Вот фрагмент №1а., где указан "Сабир" среди родившихся в 1894г.

 

Ир МохаммэдСабир
          туды
31 октябрь 1894г

Атасы  Садик ибн Дэулэт Эминов

анасы Бэдри Якуб кызы 

 

 

Через этот документальный фрагмент, я точно определил отца, деда и даже прадеда Сабира.

Сам Сабир, со слов моего отца Мясума1935гр, был высоким, стройным и сильным. В зимнее время, вернувшись из лесозаготовки, заболел пневмонией и умер. Сабир был  женат сначала на Асьме Бедретдин кызы ибн Шамсетдин (куреш Абдрахман (атрей) аскайлар – тоже мои родственники, одна и та же ветвь по нашей общей  родословной). И Бедретдин, без сомнения, тоже потомок Алтыша. Об этом ниже.

 

Кстати сказать, у моего Садека был  родной брат Якуб Давлетбаев, а  у жены Садека - Бедрижана,- отца зовут тоже Якуб. Наши Давлетбаевы  и предки  у Бэдрижана – к моменту сватовства между Садеком и Бедрижантэй - были уже дальними родственниками.

 

Фрагмент 2а. Определен год рождения моего Давлетбая Аминова. Получается, что Амин женат трижды. Третья жена- Фатима. В будущем, один из сыновей Садека Давлетбаева- Аллямша, назовёт свою дочь с таким же прекрасным  именем. Она была одной из добрейших людей в нашем роду. Лично знал её. Они жили в г.Москве.

 Потомки сохранились в Москве до сих пор.

1848г.

Дэулэтбай, родился  19 февраля,1848г

Отец- Эмин

мать -Фатима

 

--------------------

 

Далее тоже всё идет по документам из архива Уфы.

Фрагмент 3а. Выявил, что у моего прадедушки Садека был брат Якуб, а у последнего - была дочь Фарика.

Вот фрагмент 3:

 1892г.

Фарика 30.07.1892

 

Атасы Якуб ибн Дэулэт Эминов

анасы Мэдинэ Хисамуддин кызы

 

 

----------------------

 

Фрагмент 4а. Раскрывает родственные отношения нашего рода с другим вышеуказанным родом- Айнетдиновыми Хасян абзый(пономар).

Вот фрагмент:

1894г.

Алия

15.04.1894гр.

Атасы муэззин Соннэтулла Айнеддин углы

анасы Бэдрижан Дэулэт кызы

 

 

 Муадзин(азанчей_Соннэтулла- это родной брат Айнетдинова Хасяна абзый(пономар).

 Именно так звали Алия (1912гр) сестру моей бабушки Сярбижан(1914гр). Семья у Алии апы жили в г. Казани. Есть даже видеоматериал о них от 1997г.

А родословная Айнетдиновых Хасян абзый тоже хорошо изучена мной по разным документам и переписям,  и подробно написана  на сайте №45, слева на  столбике) - по обьему -это  родословные на 1/4  части жителей деревни.   

 

-----------------------

 

Фрагмент 5а. 1892г.См ниже.

По этому фрагменту что ниже, выяснилось, что у моего прадедушки Садека есть сестра Зарифя, которая вышла в замуж за Абдельхакима. Абдулхаким  Люкманов  - это  родной брат нашего муллы  Мустафы Люкманова (1869-1937) - потомка  рода Уразая Розбахтеева 1570гр. Это тоже род мулл. Об этом роде очень много написано на сайте. 

Одна из последних статей о них №96 Имам Ахметжан хазрат..

 

Ниже по фрагменту 4а видим и родство нашего предка  Давлетбая Аминова с нашим же  другим  предком Шамсетдином Жемлихановым. По другим документам, я заранее угадал, что они должны быть четвероюродными братьями. Смотрите также ниже фотофрагмент № 73 от переписи 1850г. Хотя, там нет Давлетбая Аминова. Сложно сказать причину непопадания Давлетбая в перепись 1850г, но по ходу изучения  документов встречал несколько таких моментов, что не попали в перепись.Возможно, даже это сознательно пропустили наши муллы.

Получается, здесь я ищу и  пишу о своих предках по линии моего отца Мясума, но в тоже время всплывают из этого же рода и другие мои родственники по линии  моей матери Хава. А именно, у указанного ниже Давлетбая Аминова есть родственник (свидетель) Шемсетдин Жамлиханов, у которого, после указанной этой свадьбы,через 47 лет родится правнучка Хава, т.е. моя мать. Об этом можно наглядно увидеть на схеме ниже.

--------------------------

Вот фрагмент, где указываются связь между моими предками Давлетбаем и  рода муллы Абдельхакима и Мостафы Люкманова (1869-1937), а также моего Давлетбая и моего Шамсетдина: 

 

Фрагмент№ 6 .1892г.27 нче бит

Ноябрьнен 5 нче яумендэ егет 28 яшендэ кыз 20 яшендэ

 

1892 г

Дэулэтбай Эмин углынын кызыБиби Зарифэникахландырылды

АбдельХэкимЛокманХэким углына икесенен эввэл никахлары

Кызы тарафыннан:

1. атасы Дэулэтбай Эмин углы ф/ф73.

кияу тарафыннан: 1.Локман Хэким Шехмэт углы
2.шэхидлэре эввэл Шакир Хамид углы ф/ф92

3. шэхид Шемшеддин Жамлихан углыф/ф73.

 

 

И так, уже по этим вышеуказанным документам  стало известно следующие 2 цепочки по линии моих отца и матери, что они идут  от одного и того же родоначальника:

 

 

Первая:

-Амин1796гр                           

-Давлетбай1848гр

- Садек1871гр?

- Мухамметша1910

- Мясум1939гр.

- Максут 1961гр

 

Вторая:

-Шамсетдин1829гр

-Невретдин1872гр

-Жалялетдин 1910гр

-Хава 1939гр

- Максут1961гр).

 

 

----------------------------

 

Фрагмент 6а . По документу 1892г. у Давлетбая Аминова был брат Ниазбай Аминов1826гр.

Ниже по фрагменту речь идет о женитьбе на дочери Азизбая Ниазбаева.

Выясняем род жениха Юсуфа Сэитова 1853гр.  Он является  потомком  Акбулата Бикбаева 1650гр  ф/ф 31, потомки которого написали в 1796г заявление в Нижегородское дворянское собрание с просьбой утвердить их в звание дворян.

Думаю, разница в возрасте между женихом и невестой потому, что у них не первый брак, написано : «Тол-толга чыга- (вдова в замуж за вдовца)».

 

 1892г.23 нче бит

Июньнен 18 ндэ егет 39 яшендэ кыз 28 яшендэ тол толга

Азизбай Ниязбай углынын кызы Хадича
никахландырылды  Юсуф Сэид углына

Кыз тарафыннан :

1.атасы Азизбай Ниязбай улы ф/ф73?

кияу тарафыннан : узе вэли вэкил.

2.  шэхидлэр Дэулэт Эмин углы в/о ф/ф73

3.икенче шэхид Иззэтулла Нивматулла углыф/ф72

 

 

------------------------

 

Фрагмент 7а . Среди документов из архива  Уфы найдена запись о рождении ребенка у вышеуказанного Азизбая. Это Арифулла 1892гр. До конца не уверен, но думаю, это тот Арифулла, которого называли «тюркай бабай», и который жил на месте нынешнего хозяйства Хайретдинова Мухтяра Абдулла улы( бывший предколхоз).

 

Ниазбаев Азизбай-это племянник Давлетбая Аминова. По переписи 1850г, у Азизбая женой является Катия Алибай кызы. Она с участка №84. Родом из Уразая Сунчалеева. У Алибая отец тоже носит имя Амин1788гр. Некоторым нынешним представителям переданы их родословные в контексте с Катия Алибай кызы и участка №84.

 

 

Арифулла,

родился 22 Ноябрь,1892г

 

Ир Атасы Азизбай Ниязбай углы 1851г?

анасы Катия Алебай кызы 1846гр?

 

 

Но Катия Алебай кызы 1846гр? возможно уже 2-ая жена. Этот фрагмент требует дополнительного изучения.

 

----------------------------

Фрагмент 8а . Здесь ниже, родители Бадиажамаль – тоже являются потомками Алтыша 1630гр ориент. 
 Родители у Бадиажамаля - Хайретдин 1837гр и Айнижамаль 1840гр- точно троюродные брат и сестра. А мой прадедушка Давлетбай Аминов является троюродным братом у них. Они тоже указаны на фотофрагменте № 73.

 

Бадиальжамаль
30 декабрь  1869г

Атасы Хайреддин Зэйнеддин углы 1837гр

анасы Айнежамаль Жамлихан кызы 1840гр

------------------------------

Сохранилась  копия «свидетельства  бракосочетания 1860г» у представителей моего рода: Хайретдина  Зейнетдинова и Айнежамали  Жамлиханова.  Отсюда видно, а также по ф/ф № 73, что у отца жениха есть  дядя Эмин Керимов, и как свидетель Давлетбай Аминов.   Правильность  расшифровки своей родословной до 1602г лежит  в том числе и  на этой женитьбе. Есть и  другие документы, дополняющие  и подтверждающие  мои мысли.

Фрагмент 8б. 

Жамлихан Абдукай углынын кызы Айнежамальне 1840 гр Хайреддин  Зэйнеддин углына 1837гр никахландырылды егет 22 кыз 19 яшендэ

Кыз тарафындан Жамлихан Абдукай углы

кияу тарафындан агасы Эмин Кэрим углы вэли вэкил булды

Шэхидлэр:

Дэулэтбай Эмин углы

Судияр Ризван углы

 

 

Полностью об этих родственных связях можно посмотреть на фотофрагменте № 73 по переписи 1850г.

 

------------------

Фрагмент 9а .100 нче бит 1848г. Оказывается, у Керима была ещё дочь по имени Хамидя 1828гр.  Она вышла в замуж за Хамидуллу Абдеряшидова. Потомок Уразая Сунчалеева. Хамидя - первая жена у Абдряшида. Последний женат также на Хабибжамяль Шарипкуловой с участка №71, т.е. практически тоже на нашей соседке.

 

100 нче бит 1848г

Эмин Кэрим углынын кызы Хамидэ ф/ф 73

 никахландырылды

Хамидулла Абдеррашид углына ф/ф 86

Егет 19 кыз 20 яшендэ

Кыз тарафындан:  эткэсе Эмин Кэрим углы

кияу тарафындан :эткэсе Абдеррашид  Аит

Шэхидлэр:

Файзулла Рафик углы ф/ф74

Абу Бэкер К… углы

 

-------------------------------

 

Возвращаемся опять  к изученному выше  фрагменту 8б.

 

Жамлихан Абдукай углынын кызы Айнежамаль 1840 гр

нихакландырылды  Хайреддин Зэйнеддин углына 1837гр.

 егет 22 ,кыз 19 яшендэ.

Кыз тарафындан: Жамлихан Абдукай углы

кияу тарафындан: агасы Эмин Кэрим углы вэли вэкил булды.

Шэхидлэр:

Дэулэтбай Эмин углы ф/ф73

Судияр Ризван углы ф/ф74.

 

Можно смело прийти к выводу, что мой прадед Садек Давлетбай улы ибн Аминов ибн АбдулКэримов ибн Байтимиров ибн Мурсалимов.

 Чьим же  потомком является сам  Байтимир Мурсалимов- рассмотрим ниже. 

 

Кто такой указанный здесь свидетель Судияр Ризван углы?

Если по переписи 1850г наше хозяство (йорт) мной определен под
№ 73, и если «мереннекелэр» йорты определен под № 77, то у Судияра Ризван улы (1769-1832) хозяйство определяется как под № 76, т.е. тоже наш дальний родственник. Есть его фотофрагмент по переписи 1850г, который включает в 3-х поколениях 14 человек (родственники)- родителей, братьев и сестер.

-----------------------------------

 

Далее, ниже уже можно поставить фотофрагмент №73 от переписи населения шубинцев за 1850г, и объединить наглядно всех названных выше моих предков. Нажмите на фото:

От одного служилого три линии
От одного служилого три линии

 К сожалению, из-за большого размера файла его увеличение затруднено, всё же здесь можно увидеть,как от Байтимира Мурсалимова идет 2 красные линии: левая- линия моей матери Хава, а правая- линия моего отца Мясума. В седьмом поколении у Байтимира Мурсалимова рожден я. Можно детально увидеть на нижних схемах.

 

 Представители моего рода, в частности лица с фотофрагмента № 73, часто встречаются в других документах из архивов. Об этом есть на сайте. Амин Керимов указан как старшина деревни в нескольких документах рядом со своими братьями и племянниками.

Если, начиная с 1602г, поставить столбиком все поколения от нашего родоначальника до меня по линии моего отца  Мясума, то будет 14 поколений.

 

И так, по линии моего отца Мясума получается:

 

14 пок. Максут 1961гр (брат Мансур 1958гр)

/

13 пок. Мясум (05.02.1935 -03.06.2005)+ жена Хава Жалялетдин кызы 1939гр (род Алтыша)

 /

12 пок. Мухамметша(1910-1.12.1942гг) + Сярбижан Жамалетдин кызы (1914-21.08.1987) . Думаю, она из рода Уразая Сунчалеева.

/

11 пок. Садек + жена Бэдрижан Якуб кызы (тырпын каомы) из рода Акбулата Кулгонина.

/

10 пок. Давлетбай 1848гр+ жена Зульхамидэ Минлебай кызы ( род Алтыша)

/

9 пок. Амин 1796гр + 2 жены : 1. Хабибя 1804гр и 2. Марьям 1806гр.

/

8 пок. (Абдул)Керим1773гр---- (брат у муллы Амирхана 1775 -1843, мулла в 1830 –ые годы, преподавший основы исламской веры)

/

7 пок. Байтимир (1752-1837) дважды женат 

/

6 пок. Мурсалим 1717гр ++ дважды женат 1. Лукия Исмаева 1722гр и 2. Наска Халитова 1742гр

/

5 пок. Молка (м.б.Малик)1689гр

/

4 пок. Черюча 1674гр?

/

3 пок. Акбердя 1657гр

/

2 пок. Алтыш 1630гр?

/

1 пок.  Мамеш Исенеев.

 

 

Из одного документа известно, что первой женой у Амирхана Байтимирова была девушка из д.Андреевки. Зовут её Жамиля Кудрелеева. 

Пока выше изучали  по уфимским документам предков по линии одного дедушки, то  рядом с ними "всплыли" предки по линии другого дедушки. И это потому, что они же  родственники еще по  более ранним связям - бракосочетаниям, к тому же, все  они - потомки у одного и того же родоначальника-Алтыша Мамешева.  И это можно проследить ниже.

 

------------------------------

II. Родословная по линии бабушки Сярбижан Жамалетдин кызы 1914гр- по матери моего отца Мясума 1935гр.

 

 У Жамалетдина был брат Аляутдин (1887-1931). Аляутдин является отцом у Яруллиной Хаербэнэттэй 1925гр.

Аляутдин с дочерью Айнижаном (1917-1931) умерли в один день в 1931г, и похоронены рядом. Знаю, где их могилы.

Схема начинается так:

 

Максут 1961гр

/

Мясум (05.02.1935 -03.06.2005)+ жена Хава Жалялетдин кызы 1939гр

/

Сярбижан (1914-21.08.1987) + муж Мухамметша(1910-1.12.1942гг)

/

Жамалетдин + жена Фярюза Азизбай кызы потомок Уразая Розбахтеева)

/

Садретдин 

/

?

Родословная по линии моей бабушки Сярбижан конечно же доработана до 1550г, но по известным соображениям не спешу поставить на сайт. В итоге, половина жителей  деревни  части "югары оч" выходит как родственники по отцовским линиям. Об этом частично можно читать здесь Жамалетдин , а также

 №102. Жители югары оч.. 

 -----------------------------------------

 

 Начерчены схемы, указаны межродственные связи за 19,20вв.

 

-------------------------------------------------------------------------------

 

 III. Родословная по линии бабушки Сагадэт Невмятулла кызы - по матери моей мамы Хава 1939гр.

 

 

 

 

 

Об этой  линии достаточно написал здесь, нажмите Потомки Алтыша.  

 Умоей  бабушки Сагадэт дедушкой является Алибай.Тот, вышеуказанный, у которого есть брат Закир.
У Алибая было  3 сына: Шарафетдин(мерен бабай). Корбан(котып, исайлар), Невмятулла(мой прадедушка). О них уже хорошо знаем.

 Среди документов находим сына  Невмятуллы- АбделАзиза, рожденного в 1894г. Сегодняшних потомков Азиза тоже хорошо знаем.

Фрагмент №1в

Рожденный Азиз- это будущий муж Нафижантэй1905гр югары оч, у которой есть внук Халит,  внучка Асия.
Сегодняшних потомков и предков у Фяридя Корбан кызы тоже знаю до 1550г.

 

Ир Абдель-Азиз

Гыйнварьнен 2

1894гр

Нэумэтулла Алибай углу ф/ф73

анасы Биби-Фэридэ Корбан кызы ф/ф95

 

 

 Фрагмент №2в.

О том, что именно это наш Невмятулла, подтверждает другой фрагмент от 1892г :

 

1 нче ноябрьдэ ир егерме алты яшендэ,  кыз унсигез яшендэ

Корбанали Алтунбай кызы БибиФэридэ ф/ф95 никах кылынды Нивмэтулла Алибай углына ф/ф73 икесе эввэл никахлары

Кыз тарафындан :

1.атасы Корбанали Алтунбай углы ф/ф95

 кияу тарафындын:

1.атасы Алибай (исеме танылмый) углы ф/ф73

2. шэхидлэр Камаледдин Алтунбай углы ф/ф95

3. икенче Алаведдин Мэуледдин углы ф/ф95

4.кияу тарафындан Шэрэфеддин Алибай углы ф/ф73

5.икенче Сабир Сэйфеддин углы

Отсюда становится  известно, из какого рода невеста, её родители, её братья, и вообще, кто у них предки  с 1550-х годов. 

 А Шарафетдин- это старший сын у того вышеуказанного Алибая. Об этом можно посмотреть, нажав  здесь Шарафетдин

Хочу обратить внимание на то, что у Невмятуллы было две жены: первая- Фяридя Алтынбай кызы, вторая- Катия Мухамметша кызы(сестра отца Мустафина Рафека абзый, рапайлар нэселе). Об это можно посмотреть, нажав на «первоначальную информацию» здесь Hh0047.narod.ru 
О роде  и ранних предках у  
Катия Мухамметша кызы знаю с 1550--х годов.
Даже могу обьяснить: почему в этом бракосочетании указан как свидетель Сабир Сейфетдинов из рода Хасянова Мясум абый(тубен оч). О этом моменте и их родословная  есть на сайте.

--------------

 Теперь, можно без сложностей составить мою родословную по линии моей  бабушки Сагадэт1916гр.

 

 И так по линии бабушки Сагадэт Невмятулла кызы получается:

 

12 пок. Максут 1961гр ( брат Мансур 1958гр)

/

11 пок. Хава Жалялетдин кызы 13.03.1939гр + муж Мясум Мухамметша улы (05.02.1935 -03.06.2005)

/

10 пок. Сагадэт (1916-1977)+ Жалялетдин Невретдин улы 1910гр

/

9 пок. Невмятулла1866гр+ жена Фяридя КорбанАли кызы

/

8 покАлибай 1827гр + жена Мягузя

/

7 пок. Хабибулла 1788гр + жена Гулсаидэ Токтар кызы 1791гр

/

6 пок. Масяут (1764-1843)+ жена ?

/

5 пок. Максут 1744гр + жена ?

/

4 пок. Абдулла (1701-1752) +жена ?

/

3 пок. Нурали 1660гр ориент

/

2 пок. Алтыш 1630ориент

/

1 пок. Мамеш (Исенеев)

 

IV. Родословная по линии дедушки Жалялетдина Невретдин улы 1906гр –отца матери Хава 1939гр.

 

О предках и потомках Жалялетдина  можно читать здесь Hh0047.narod.ru

 

К этой линии включаются  вышеуказанные фрагменты 4а,7а, 8а.  Смотрите выше.

Учитывая того, что разбирая выше родословную по линии дедушки Мухамметши 1910гр, где указал его родственную связь Шамсетдином Жемлихановым, то, думаю, повторяться не обязательно.

Жалялетдин является внуком Шамсетдина.
Жалялетдин(1906-1942) погиб в ВОВ. Он в списке погибших под №174.

Хозяйство Жалялетдина Невретдин улы было там, где сейчас хозяйство Арифуллина Шамиля(белен). Оно было продано в 1970 –ые годы.

 

Женой Жалялетдина является Сагадэт Невмятулла кызы- потомок Нурали Алтышева. Родственные отношения между моим прадедушкой Садеком и прадедушкой Невретдином были еще намного раньше. Только потом, соответственно внук Садека -Мясум 1935гр и внучка Невретдина – Хава, поженились в 1957г.
6-7 летняя Хава вместе со своей мамой Сагадэт ходили просто так в гости в дом Садека как к родственникам . Мать Хава помнит жену Садека –Бедрижантэй. И отец в юношеские годы уже хорошо знал свою будущую жену, т.е. мою мать Хава. В итоге, в 1958г они поженились.

И так, нам уже известны 2 линии:

Максут1961- Хава 1939гр- Жалялетдин 1910гр-Невретдин 1872гр- Шамсетдин1829гр Жемлихан 1802гр. От Жемлихана по ф/ф 73 можно дойти Байтимира Мурсалимова, и от него до Алтыша.

 

---------------

У Шамсетдин бабая было 5 сыновей.Они указаны здесь Hh0047.narod.ru И кто берет начало от них, я хорошо знаю.

По документам из архива Уфы также известно по этой линии:

Фрагмент 1г . Установил год рождения прадедушки Невретдина. Его отец –Шамсетдин Жамлиханов. 
Свидетель Садреддин Эмин углы является предком у рода "чыпыкныкылар", с которыми еще тесно общалась моя бабушка Сярбижан 1914гр,ходили в гости еще  в 1970-ые годы, и позже.
Кстати сказать, родственная связь нескольких этих семей в контексте с " чыпыкныкылар" и "тырпынныкылар" и других,  начерчены мной  в виде схемы: кто как и к кому приходиться родственником(на сайте нет такой информации).

А упомянутый выше Бэдреддин Шэмседдин углы, конечно же, является братом у моего же прадедушки Невретдина 1872гр.

 

21 июньдэ 1892г

ир егерме яшендэ кыз унсигез яшендэ

МухаммэдЮсуф Абдулла углынын кызы Сэрвижан 1874 гр  никах кылынды Нуреддин Шэмседдин углына 1872гр ф/ф73.

Кыз тарафындан: атасынын белэн бер тугма кардэше Мухаммэд Рахим Абдулла углы 

вэ кияу тарафындан: Шэмседдин Жамлихан углы 1829гр ф/ф73

шэхидлэр: 1. Миръякуб Эхтэм углы (возможно тырпыннарныкы, если так, то он с 1849гр) ф/ф81

2.икенче шэхид Садреддин Эмин углы ф/ф22

вэ кияу тарафындан:

Хайреддин Зэйнеддин углы ф/ф73

Бэдреддин Шэмседдин углы(брат у прадедушки Невретдина)ф/ф73

 

 

Фрагмент 2г. Все же поставим данные и у другого сына Шамсетдина- Бедретдина. Рожденный 18 марта 1892г Шарафетдин–это есть отец у вышеуказанного Абдрахмана абзый(Атрэй) и Афия апа(апаркын) и других её родственников. Полностью можно видеть здесь: Бедретдин

Шэрэфеддин

1892г

18 нче мартда

Атасы Бэдреддин Шэмсуддин углы ф/ф73

анасы Азизэ МухаммэдАлим кызы

 

 

Фрагмент 3г . Ниже указано рождение в 1870г  Хабибжамаль. Его матерью является Фатима Минлебай кызы. Она является тоже потомком Уразая Сунчалеева. Тот же 95 участок.

По этому фрагменту установил и имя жены Шамсетдина.

Хабибжамаль

Июльнен 10 нчы яумендэ

1870г

Атасы Шэмседдин Жэмлихан углы ф/ф73

анасы Фатима Минлебай кызы ф/ф 95



И так, по линии моего дедушки Жалялетдина Невретдин улы, погибшего в ВОВ, получается:

 

14 пок. Максут 20.02.1961 + жена Гульзифа Абдулла кызы 22.05.1962гр

/

13 пок. Хава 13.03.1939гр +муж Мясум Мухамметша улы (05.02.1935-03.06.2005)

/

12 пок. Жалялетдин 1910-1941,ВОВ +жена Сагадят Невмятулла кызы 1816гр

/

11 пок.Невретдин1872гр + жена Сэурижан 1874гр Юсуф  кызы 

/

10 пок. Шамсетдин 1829гр + Фатима Минлебай кызы ф/ф 95(Потомок Уразая Сунчалеева)

/

9 пок. Жемлихан 1802гр, 2 жены: Маржан 1821гр и Назбикэ 1794гр

/

8 пок. Абдюхан (1778-1840), у него 3 жены: Аминэ 1781гр,Гулзяйдя 1791гр, Халимя 1809гр

/

7 пок. Байтимир (1752-1837

/

6 покМурсалим 1717гр ++ 2 жены: 1. Лукия Исмаева 1722гр и 2. Наска Халитова 1742гр

/

5 пок. Молка(м.б.Малик) 1692гр

/

4 покЧерюча 1674гр

/

3 пок. Акбердя 1650гр.

/

2 пок. Алтыш 1630гр ориент

/

1 пок. Мамеш(Исенеев)

 

--------------

 

В итоге , с учетом переписи 1719г, у Акбердя Актышева  было двое сыновей - Черюча1670гр ориент (старший), Ислам (младший).

У Акберди был родной брат Нурали. К этим двум именам еще вернемся ниже.
От Черючи  по мужским линиям идут отцы моих родителей  Мясума (1935-2005) и Хава 1939гр, а  по  линии Нурали -  идет линия моей матери Хава  через  её мать Сагадэт  Невмятулла кызы. В итоге 3 линии родословной замыкается на Алтыше Мамешеве1630гр ориет.

 

В нашем роду были муллы: Байтимир Мурсалимов (1752-1837), его сын Амирхан Байтимиров(1775-1843) .  Также были старосты, старшины деревни в частности по линии моего отца Мясума- Амин Керимов 1796гр.
Есть отдельные статью, судебные дела, и по ним известно дополнительная информация о нашем роде.О них можно читать на сайте в разных разделах.

 

С учетом вышеизложенного, можно начертить следующую неполную схему без указания жён:

 

 Вопрос: кто является отцом у Алтыша-  какое-то время оставался открытым. По мере получения  дополнительных  материалов из ГАНО, изучение данного вопроса мной продолжался, о чём можно читать ниже.

----------------------------------

 

Мои огромнейшие благодарности Вахитову Р.Н за то,  что он передал мне безвозмездно "перепись" шубинцев за 1722г., которая, по сравнению с переписью 1719г   местами даже более  информативна. Прежде всего, там всё записано конкретно по дворам: кто с кем и  в каком дворе жил.

Эта «перепись» называется  «Книги описные Алатырского уезду иноверческим деревням и в них обывателям татарам».
Фрагмент, касающий  нашего рода.

7.Во дворе Молкай Чирючин 40 лет. У него дети Мурсалим 4 лет, Масяй 2 лет. У него братья родные Якуб 35 лет, Ибрай 30, Абдул 25 лет.
У него ж живёт татарин Тюбай Акбулатов 25 лет.

 

М.Максут. Эта перепись велась от югары оч в сторону тубен оч, т.е. от запада на восток, тогда как все другие переписи наоборот.
Отсюда видим, что даже в 1722г внук одного из родоначальников нашей деревни
 
 Ижбулата Кудашева.   лице  25летнего Токбулата (Тюбая) Акбулатова жил во дворе у моего потомка  Молкая Черючина. Это наводит на некоторые мысли!
 После нашего хозяйства, в сторону тубен оч, во дворе № 8, идут предки
 Рамазановых.2 часть ,

---------

Примерно за тот же период  есть еще другой документ от  Вахитова Р.Н, и называется «Книга от имеющихся Алаторской провинции в Алаторском и Курмышском уездах служилых татарах которые счисляются при работах корабельных лесов ведомостей  Казанской губернии вице-губернатора господина Кудрявцева».

II. Ф.350. Опись 2 часть 1, книга 28 1723-1727гг (согласно описи РГАДА)

31.Мамай 30, Табай 25 Акбулатовы.

32.Акберда Алтышев 62. У него внук Молка Чирючев 30. У него сын Мурсалим 2, да внучата Асяй  14 лет  и Сеит – 12 лет  Исламовы. У Молки сын Масей(Масяут) – году.

33.Якуп Нуралиев 32.Его братья родные Ибрагим 20, Абдул 18 лет.

М.Максут. Здесь перепись шла  от востока к  западу, поэтому Тюбай Акбулатов раньше записан в списке. Названные три брата  Якуп, Ибрагим, Абдулла являются  сыновьями у  Нурали Алтышева.
Из вышеуказанного косым текстом становиться ясно, что Акбердя Алтышев умер между 1720 и 1722 гг, а Нурали и Ислам Алтышевы – возможно еще раньше.

 -------------------------

Некоторые моменты дополнительно подтверждаются еще одним документом, полученным сначала от  Вахитова Р.Н, а потом и совместно из архива по заказу.  Этот документ датируется 1708г и называется  «Роспись Алатырского уезду служилым мурзам и татарам которых деревень и кто именно в котором числе и с кем высланы на Алаторь для отсылки на службу Великого Государя в Синбирск в полк стольника и воеводы Федора Есипова на конях».

 В этом списке  служилых мурз и татар Алатырского уезда (1707г) в шубинском списке среди 27 служилых, вызванных на военные сборы, указаны 2 брата :
1.
 Нуралей Алтышев
2.Акберда Алтышев.

Значит,  точное имя АЛТЫШ. Забегая вперед скажу, что Акбердя Алтышев вернулся из этих военных сборов, а Нурали - нет.

Все эти моменты подтверждают правильность оформления нашей родословной. 

===============================

 

Вот список 1707г служилых татар нашей деревни, призванных на военные сборы. Эта только верхняя половина.Нижняя половина - не менее интересная. Все они расшифрованы: кто чей потомок.
В этом раннем документе четко
читается Нурали и Акбердя Алтышевы.
В более поздних документах, в переписанных, имя иногда указывается как Актыш.

Думаю, даже имя Алтыш возможно сокращенное.

 

 

Итак, с учетом данных переписи 1719г,  в 1707г на сборы поехали, например, мой 57 летний предок Акбердя Алтышев, 58 летний Уразай Акмашев, 65 летний Худайбердя Кулаев, и примерно того же возраста Шемакай Чепкунов и т.д. С учетом  возрастов служилых, наши, видимо, большей частью выполняли функцию сопровождения войск, конных обозов и т.д.

Попутно просто отмечу, из нижней половины текста можно косвенно извлечь : какой род был верховенствующим в нашей деревне. Будет отдельный разбор.

 

 

Вернемся еще к моей родословной. Несколько слов о наших сегодняшних соседях, т.к. изучение их  предков для меня  тоже были  интересным.

Как могли оказаться предки у нашего соседа Жафярова Зулемхана абый рядом с нашим хозяйством.

 

По таблице 1806-1810гг о передаче поместных земель( наследникам) находим, что у Байтимера Мурсалимова был брат  Рафек Мурсалимов, и он с братом Байтимиром Мурсалимовым  "имели землю поровну".
Если по переписи 1850г наше хозяйство записано под №73, то хозяйство Рафека Мурсалимова записан под № 74, сегодняшних потомков которого тоже хорошо знаю.Есть схемы.

 

Здесь есть Менаварь Поцюкова 1830гр. Правильные фамилия и имя- Мэнэвэр Файзюкова. Потому, что имя Фейзулла сокращен до имени Пацюк, а дьяки написали ещё больше искажая.

В настоящее время имя Фейзрахман искажается до «Пяйзюк», «Пэсэй». Раньше, в 18 и 19 вв, имя Фейзрахман писалось как «Пэсэй». Так значится в документах.

1. Рядом нашим жилым хозяйством, с северной его стороны, занимает довольно большую земельную площадь Жафяров Зулемхан абый(метайныкылар). К тому же, на этом поместье, которое расположено  между переулками «кэлтэлэр»и «кнэзлэр», у  Зулемхан абыйлар  рядом с нами  имеется и картофельные участки. Поровну с нами. Это говорит о том, что эти земли были когда-то у двух братьев.

Здесь  всплывает и имя Мэнэвэр, о чём говорил сам Зулемхан абый.

И моя мать Хава, и особенно Хава абстай(Сялимя апа кызы), родственница Зулемхана абый, говорят: « что получилось так, после смерти главы этого хозяйства в первой четверти 20 века, а именно,Фехретдинова Камалетдина 1877 гр ориент., вместо него из другого участка пришёл его брат Фехретдинов Садек (Метай бабай,Атакай)1879-1974гг., т.е. дед у Зулемхан абый. А Ф.Садек абзый проживал сначала около хозяйства Аляутдинова Жиганша абый(учитель)».

 

Возможно, Камалетдин бабай был женат на дочери хозяина этого хозяйства, или , возможно, ещё раньше 2 рода породнились, ещё в первой половине 19 века.

Кстати сказать, племянница у Фехретдинова Камалетдина 1877 гр- Халися( 1904-1965) является матерью Гафурова Мубин абый.Думаю, участок, где живут Аляутдинов Жиганша абый(учитель), откуда родом метайныкылар, а также предки Гафурова Мубин абый- это предки у одного и того же родоначальника.

--------------------------------------------

Среди документов из архива г.Уфы есть еще и другие фрагменты,где встречаются представители из моего рода. Вообще, есть возможность и дальше анализировать потомков по всем 3-ем линиям детей у Байтимира Мурсалимова (1752-1838).

Вот, например, очень интересный.

фрагмент1д.

Фахреддин мулла Эмирхан углынын кызы Гольбагида никахландырылды Аляутдин Дэулэтбай углына кыз 22 кияу 19 яшендэ

Кыз вэкиле: кардэше Хайреддин Зэйнеддин углы

Кияу вэкиле: атасы Дэулэтбай Урмихан углы

Шэхидлэр: Ишнияз Шамрут углы

Тэминдэр Сейфеддин углы

Мулла Хамид Абдельмэжид углы

Объяснение. Имя дедушки невесты хорошо известно. Он в 1830-ые годы был муллой. У него будет 9 детей- 4 сына и 5 дочерей.

У жениха Аляутдина дедом является Урмихан. По переписи 1762г нам известно, что Урмихан был родственником Мавлихана Курмаева.

Свидетели -тоже знакомые мне "лица."
 В итоге, на основе этого бракососочетания, можно смело допустить, что из рода Рамазановых был женат  на девушке из нашего муллинского рода( на Гульбагидэ), и как известно,  мулла  Фахретдин умер довольно рано, но дети остались, в будущем часть земли как-то уступили детям Аляутдина Давлетбаева. Как известно, Аляутдин Давлетбаев был грамотным человеком. Родившись в 1842г, умер в 8 января 1894г. 

Об остальных моментах по мере необходимости.

 

М.Максут. Это не только моя родословная, это родословная многих и многих односельчан- моих близких и дальних родственников.

 

 

Если  схематически указать большую часть потомков нашего родоначальника Алтыша Мамешева, то можно  начертить следующие схемы:

(нажав на фото- можно его увеличить).

-----------------
Внуки и пра...правнуки Алтыша Мамешева. На схеме нет отца Алтыша потому, что к этому моменту его имя было еще неизвестно. Об этом ниже.
Первая схема как основание-фундамент, и от него идут 6 линий. Они разбираются отдельно.

 

 Далее ниже укажем пронумерованные личности на схеме как продолжение рода пра.....внуков Алтыша Маметева.

Ниже укажем линию №1- Керима Байтимирова.


Ниже укажем линию №2 - муллы Амирхана Байтимирова:


Ниже укажем линию Абдюхана Байтимирова:


Ниже укажем линию №5а Масяута и 5б Хисяметдина Максутовых:


Ниже укажем линию № 5в -Сюбуханкула Максутова:


Ниже покажем линию Рафека Мурсалимова:

 

Теперь, с учетом статьи ЯнаюМаметеву.(нажмите).. , предстоит  искать связь Алтыша с Енаем Маметевым и Бурнашем Чепкуновым, а также с кадомкинцем Уразом Адяевым.

-------------

 

 

Повторно возвращаемся к вопросу: кто же является отцом у Алтыша.

 

Самым сложным  по своей родословной оказался вопрос определения предка у Алтыша, но, ситуация была не тупиковой. Путем сопоставления фактов удалось выйти на отца Алтыша. Пожалуй, в этой сложной моей записи с некоторыми приведенными фрагментами и отрывками, может понять только хорошо  вникающий, заинтересованный читатель.
Некоторые документы, где речь идет о передаче земель, были заказаны в архиве повторно.Например, в
от названия этих дел:  «фонд 161, оп- 109:  дела №31, 41, 51, 3903».

Теперь мне стало известно, что есть архивные дела, где речь идет  о передачах поместных земель к потомкам, о переходе земельных участков  в результате купли-продажи и т.д, которые    дублируются в разных архивных делах, местами дополняят  друг друга. Но в этих делах есть и  некоторые искажения или неточности в  написании имен  изначально дьяками, или же прочтение их разными авторами по разному.

Вот данные из дела:  «фонд 161, оп- 109:  дела №31, 41, 51, 3903».


Копии оригиналов этих  дел пока не удалось заполучить из архива, т.к. они объемные, но благодаря Сенюткиной О.Н., Нестерову И.В. и Каюмову Рамилю ( мои благодарности всем им) удалось узнать  важные моменты из этих  дел по многим служилым, в том числе, и по моему предку Акберде Алтышеву.

Вот ниже  следующие разрозненные фрагменты из этих разных архивных дел, где пишутся:

1.  в деле №51 стр 556(об): « Акбердя Актышев владеет Бурнашевою землею Чепкунова после отца своего Даемая Мамешева».
Думаю,здесь надо представить, что Алтыш имел земли выморочные от Бурнаша  Чепкунова и (Да)Емая Мамешева.

-------------------------

2.  В деле № 3903 касательно Акберди Алтышева пишется:
«
лист 108(об) пишется: « ...во дворе Акберть Алтышав: владеет он поместною Бурнашевою землею Чапкунова  после отца своего по выписи с отказных книг Денея Матешава, пашенной за ним земли 62 четверти с осминою в поле, а в дву по тому ж..


там же в деле 
№ 3903  на листе 109(об.) пишется:  «.. во дворе Сапар Янаев: владеет он отцовскою поместною землею Юнея Маметева,  а поместной земли за ним 21 четверть бес полутретника в поле, а в дву по тому ж, поместным окладом не верстан».

-------------------------

 

Еще в другом деле, в копии  выписи с Писцовых книг 28 августа 7194 г ( 1686г) , т.е. со списка при прошении в деле №31 от малоземельных, датированного июнем 1803 г :

лист 595об. пишется «...во дворе Акберт Актышев: владеет он поместною Бурнашевою землею Чепкунова после отца своего по выписи с отказных книг Даемая Мамешова - помесной земли за ним шездесят две четверьти с осминою в поле, а в дву по тому ж, поместным окладом не верстан…..».

И эту  ситуацию  несколько дополняет  другой момент  из дела №51. На  стр 579(б) пишется примерно следующее:
« Акберт Алтышев.
Бурнаш Чепкунов.
Деленяй Мямяшев – родственник через прадеда Максуту Абдулову с его племянниками Арекулом Асеевым, Байтимиром Мурсалимовым с братом своим Рафеком Мурсалимовым…».
 

 

О том, что отцом у Алтышы не является Бурнаш Чепкунов можно читать в статье

№12 Распределение поместных земель , где почти в самом начале текста встречаем следующее.  «…Максют Абдулов, Арекул Асеев, Биктимир и Рафек Мурсалимовы, по выписи от 7181г ( 1673г по новому стилю) ,4 сентября, отцовской его 20 четвертей   да выморочной Бурнашки Чепкунова 42 четверти». 

Что еще интересного. 

В Писцовой книге 1624г, в списке "служилые во дворах"  идут друг за другом соответственно под №№18,19,20:
Бурнаш Чепкунов,
Енай Маметев,
Окпейка Кудабердеев.
 

В той же книге по д. Шубино "с поместными окладами" указаны в таком порядке:

Бурнаш Чепкунов 40 четв
Чюрейка Кудашев 40 четв
Енай Маметев 150 четв
Обеика Кудабердеев170 четв.

 

Надо думать, Окпейка и Обейка Худайбердин - это одно и то же лицо. Имя Окпейка или Обеика  не полное, а возможно как Акбулат. Точно также как и у сына Ижбулата Кудашева. Точно также по варианту трансформации "Токбулат-Тюбай".


Хотя, очередность написания служилых в списке не главный аргумент, но в всё же.
Получается, что у Акпейки есть указанный в списке шубинцев 1602г брат Мамеш Кудабердеев.   Другого Кудабердея с таким большим окладом по д.Шубино небыло.
  

 ------------
Если учесть, что по переписи  1722г, внук  Ижбулата Кудашева  жил в семье Акберди Алтышева, а также еще раз взглянуть на список 1624г, где друг за другом идут вышеуказанная четверка в лицах:

Бурнаш Чепкунов 40 четв
Чюрейка Кудашев 40 четв
Енай Маметев 150 четв
Обеика Кудабердеев170 четв.
то можно предположить, что все они возможно имеют какие-либо   родственные связи после бракосочетаний между их детьми, или же просто  близки по дружбе. Ниже, этот анализ расширим.

                         

 Вышеуказанная статья оформлена    03.09.15г .
Всё что написано выше, назовём основной частью моих родословных, другие моменты указаны на сайте в разных статьях. 
Касательно точности оформления  моих  родословных по 2-м дедушкам и по 2-м бабушкам-  нет сомнения, т.к. есть копии оригиналов переписей  из архивов. 
Поиск предков Алтыша Маметева продолжился.

 

Продолжение поиска предков Алтыша (Маметева).
Доработав до середины своих родословных, и не определить своего родоначальника, пожалуй, самое обидное состояние искателя.

Если возвращаться к вышеуказанным  моим предкам: двум братьям Акбердя 1657гр и Нурали 1655гр Алтышевым, и  шубинцу  Миряско Исенееву, родившийся между  1585-1590 годами ориентировочно, то у меня эти имена ассоцируется   с некоторыми именами, указанными в статье  

№57 . 17 век. Связь татар нашего края.. , где, у известных в наших краях братьев  служилых  Агишевых, у одного из них тоже есть  2 сына:  Акбердя и Нуралей Агишевы.
Постепенный и последовательный поиск связей служилых татар нашего края привёл меня к разгадке имени отца у Алтыша и его деда Исенея(Исекея). Смотрите в тексте последовательность изучения и оформления №57.

 Паралельно, для более глубокого представления о личности Мамеше Исекееве, изучены паралельно Агишевы.

По моему анализу получается 4 вероятных брата Агишевы:
1. Байбулат, его сын Чинай
2. Нуралей, (в д.Чембилееве).
3. Толубай, (в Грибанове)
4. Акбердей, его сыновья Акбулат ( в Грибанове) и  Нуралей ( в честь своего брата назвал так Акбердя), и его группа расположилась  рядом с Нуралеем Агишевым.

Это не значит, что мои предки Алтышевы и Агишевы  являются  родственниками, нет.
Ещё  само имя Алтыш  наводит на некоторые другие  мысли. 

 

Дальнейший поиск.Дополнение от 25.01.17г.


Поиск предков моего Алтыша и нижеуказанная статья привела к следующим моментам, и об этом можно узнать, прочитав статью №57 . 17 век. Связь татар нашего края..  которая продолжается дополняться информацией. 

Сопоставляя факты из той статьи, я ппишел к мысли, что отцом моего Алтыша Маметева  возможно является тот многоизвестный  в нашем крае Мамеш Исекеев (Исенеев). Так фамилия двояко написана разными авторами.
К такому заключению пришел после получения (взаимообмен) и изучения копии документов от рыбушкинца Каюмова Рамиля.

Получается, интерес и изучение вообще  первых служилых татар нашего края показали мне путь к расшифровке моей дальнейшей родословной. Во всяком случае так думаю.
Поэтому, ниже, излагаю следующее.

Если по имеющимся  архивным документам анализировать: кому и как передавалась  родовая или в результате купли-продажи земля, то многое очевидно по делу фонд 161, опись 109, дело №51. Этот документ, датированный 1805г, где потомки служилых татар  доказали получение родовой или купленной  земли на основе документов -грамот   1686г, и там указано многое, в том числе принадлежность   выморочные земель, переданных к тому или иному служилому. А выморочные передавались в основном в первую очередь к  потомкам князей и мурз.
И, пожалуй, среди 28 служилых, только по служилому служилому, в лице моего предка Акберди Алтышева 1657гр,  нет полных сведений с указанием его  предков, т.е. родоначальника, а указано просто, что он « …имеет землю  после отца своего и выморочные от Бурнаша Чепкунова». Значит, действительно, случай  «необычный» : или предки Алтыша имели еще земли в другой деревне и числились по той деревне, или же Алтышу досталась часть земель от его дяди и т.д.  Видимо, от дяди. Кто его вероятный дядя- рассмотрим ниже.

Можем с некоторой точностью сказать, что  Алтыш родился в период между 1625-1630 годами.
Когда получены были копии документов от Каюмова Рамиля (взаиомообмен документами), то раскрылись следующие моменты.
Поставим эти фрагменты:

Здесь пишется:
"В нижнею расправою утверждено Максютом Абдуловым, Арекулом Асеевым,Биктимиром и Рафеком Мурсалимовым по выписи 7131г (1677г), 4 сентября, из предковской их Алтышки Маметева отказной за него отцовской его 20 четвертей, да выморочной татарина Бурнашки Чепкунова 42 четверти без третьника".

Значит, отцом моего Алтыша действительно является Мамет (Мамеш). И он должен быть если не в родстве с шубинцем Енаем Маметевым, который указан в списке 1624г рядом с Бурнашем Чепкуновым(друг за другом идут), то всёравно в каких либо близких связях. 

Еще в самом начале образования нашей деревни, произошло
2 случая  случай изменения в составе служилых.
1. В списке не указан Токбулат Кудашев - вероятный брат Ижбулата Кудашева.

2. В списке шубинцев за 1602г есть в Шубине    Иткин (Ишка) Мирясев, потом, в место него  в списке 1613г указан  Миряс Исенеев, т.е. вместо сына указан(прибыл) отец. Считаю, это очень интересный момент, т.к. известно еще, что по  Писцовой книге Алатырского уезда за 1624-26гг, Миряс Исекеев указан по д. Пара, служилые   которой, отделяясь, в будущем самостоятельно образовали  соседние с ней деревни.

По писцовой книге 1624г, по Шубине,  "во дворе"  указан также Аннейка Мирясев, а  его брат Иткин(Ишкимай) Мирясев указан уже в 1630г   вместе с другими татарами как торговец лошадьми в Москве. С другой стороны, может быть Иткин(Иткимай) и Аннейка - это одно и то же лицо, просто в разных документах пишется двояк.

С учетом всего вышеуказанных моментов, потомков Исенея (Исекея)  поставим здесь:

В полученном от того же Каюмова Рамиля   документе, где указан конретно " Алтыш Маметев", и как продолжение  этого архивного дела, после разбора по Шубино, идет  разбор по д.Ендовище, где в контексте с ендовищенцами  указан  и  наш  "Алтыш Маметев сын Исенеев".

Значит, моя эта вышеуказанная схема, начерченная еще 2 года тому назад, т.е. в июне 2015г, похоже имел право на существование еще тогда! 
И что мой род берет начало от Мамеша Исекеева(Исенеева)!?

В документе указан :Алтыш Маметев сын Исенеев. 
Речь идет о промене земли между предками мурзы Курамши Бикбаева сына Мустафина ( ибн Айдралея Елмаметева) и моего Алтыша Маметева ибн Исекеева. Размер площади тоже не маленький 62 четвертей. Ход вероятной ситуации с променом попробуем изучить ниже.

Было бы большой удачей, найденный здесь  Алтыш Маметев сын Исекеев - оказался моим предком.. Но хотелось бы подтвердить всё это дополнительными материалами или исключить. 
Значит, надо искать родство между Мамешем Исенеевым и Мирясем Исенеевым, и соответственно  его потомками между Янаем  и Алтышем Мамешевыми и Ишкайкой Мирясевым.
Да, в итоге, можно сказать удается вникать  в эти моменты косвеным путем.
Предстояло  выяснить линию предков мурзы Карамши Бибаева. Дальнейший мой  поиск потом и им приведет.

 Часть вышеуказанных моментов указаны прежде и в статье 
№57 . 17 век. Связь татар нашего края.., который оформлялся постепенно за несколько лет, и о том, что указанный там Мамеш Исекеев(Исенеев) может иметь моим предкам отношение- я не мог представить.

10.1.17г.
Выяснили, во всяком случае почти уверен, что моего предка звали Алтыш Маметев(Мамешев) сын Исенеев(Исекеев). С личностью Мамешем Исекеевым достаточно хорошо ознакомился по работам наших историков. Мои им благодарности.
Теперь, даже можно удлинить  нашу родословную, указав:  Мамеш Исенееву(Исекееву) сын  Кулязов. Имени Куляз я расшифровал как Куляш или Кляш. Может быть от имени Клавля-Кулавля.
Можно на этом остановиться, но не терпится указать и такой анализ - версию.

Проведен дополнительный анализ Мамеша Исекеева(Исенеева), который указан в Писцовой книге 1624г по нескольким деревням Алатырского уезда, и хочется рассмотреть его  в контексте с ендовищенцами братьями Енбулатовыми, которые указаны в том же ендовищенском списке,  и свое видение (версия)  связи  между ними  изложить на этой странице.

Понимаю, это будет только версия, т.к. документально не доказуемо.

 

10.10.17г

Далее изучается вопрос: есть ли связь между ендовищенскиими Чепкуном и Собаем  Енбулатовыми и шубинским  Бурнашем Чепкуновым?
Если посмотреть список некоторых служилых д.Ендовище за
1-ую половину  17 века, то там указаны:
Собай Енбулатов
Мамеш Исекеев
Тинибяк Кудашев
Чепкун Енбулатов
и с меньшим окладом :
Чурак Сусчелей Исенеев
Тобулай Кудашев
и другие.

Даже здесь, как мне кажется, косвенно можно  увидеть 3 линии  родственников у служилых: Енбулатовых, Исекеевых, Кудашевых.
Кудашевы- это линия брата у Ижбулата Кудашева ( Карга-Шубино).

Есть у меня такая версия: сын ендовищенского Чепкуна Енбулатова  по имени Бурнаш  мог иметь земли в Шубине 42 четверти. 
Почему интересны для меня эти личности, особенно Бурнаш Чепкунов?
Потому, что:
1. моему предку Алтышу досталась выморочная земля Бурнаша Чепкунова. Хочется выяснить: чей  потомок Бурнаш Чепкунов?
Он шубинский или сын ендовищенского служилого Чепкуна Енбулатова?
2. Если ендовищенского Енбулата, то указанный в статье "Торговцы лошадьми... в 1630г"  наш шубинец Клавля Енбулатов может оказаться родным братом у ендовищенских Енбулатовых Чепкуна и Собая. Тогда указанные рядом друг за другом в списке 1624г Енай Маметев и Бурнаш Чепкунов являются уже хорошо знакомыми через своих отцов.
Анализ.
В начале 17 века, момент основания нашей деревни Шубино, среди служилых по имени Чепкун были:
1. Чапкун Барашев в списках  1602 и 1613гг, который потом исчезает вовсе.
2.  В списке 1624г появляется Чепкун Тулушев «во дворе, но без дач, т.е. на отцовском или братском поместье», от  которого потом родовая земля достался Смольяну Чепкунову с братьями. Об этом подробно здесь
№45. Межродственные связи потомков у служилых. Ни в одном имеющимся у меня документе не встречается указание на  родственную  связь   Чапкуна Барашева или  Чепкуна Тулушева с предком моего  Акберди Алтышева.
Поэтому, допускаю, что  указанный в списке 1624г друг за другом  «служилые во дворе» под №18 Бурнаш Чепкунов  и  №19 Емай Маметев   друг с другом были как-то связаны «особо», и соответственно, допускаю, что Бурнаш Чепкунов явяляется сыном ендовищенца Чепкуна Енбулатова, а  Емай Маметев является  сыном Мамеша Исекеева, т.е. племянником шубинца Миряся Исекеева.

И Чепкун Енбулатов и Мамеш Исекеев(Исенеев) указаны прежде по ендовищенскому списку, а Мамеш Исекеев -  указан прежде и по  дд.Ендовище, Пара, (Кадомка).
Указанные рядом, последовательно  в Писцовой книге 1624г по Шубине:
16.Бурнаш Чепкунов 40 чети,
17.Чюрайка Кудашев 40 чети,
18.Енай Мяметев 150чети,
косвенно говорит об их близких «отношениях», где Чюрайка Кудашев возможно тоже является родным братом шубинско-каргинского служилого Ижбулата Кудашева.

Повторяюсь:  нижеуказанные  в ендовищенском списке  3 пары братьев
Сабай Е(н)булатов,
Чепкунай Енбулатов
,( возможно в Шубине его сын Бурнаш Чепкунов)
-------
Чурак Суслечей Исенеев,
Мамеш Исенеев
(его брат Миряс Исенеев в Шубине в 1613г)
--------
То(к)булай Кудашев
( он в Шубине в 1602г, потом возможно в Ендовище)
Тинибек Кудашев (вероятный брат Ижбулата и Токбулата Кудашевых).

имели   связь еще до образования наших деревень в начале 17 века.

Земельный оклад Еная Маметева 150 четей - говорит о его статусе, и он должен быть потомком Мамеша Исекеева.  По какой-то причине его сын  племянник Ураз Адяев в начале 18 века  оказался  в д.Кадомки Алатырского уезда, а его дядя  Сяпар Енаев сын Мамешев находилсяв  Шубине. Причина, видимо, в том, что братья  Исекеевы имели еще земли в соседних деревнях.

Да, если отталкиваться только на основе списков 1602,1613, 1624гг, то действительно,  недостатоно поля для анализа. Но, если  хорошо ознакомиться со статьями №57 . 17 век. Связь татар нашего края..и №55 Шубинцы-торговцы в Москве в 17 веке...,  и с учетом  изменений  в составе служилых в списке 1613г по сравнению со списком 1602г, то поле для анализа расширяется.
Отсюда такие заключения:
1. По списку  1613г стало известно, что вместо Иткина Мирясева указан Миряс Исекеев(Исенеев), т.е. вместо сына  «пришел»  отец.  А ведь  Миряс Исекеев  по Писцовой книге 1624г указан  еще по д.  Пара, который служит « с отцовского поместья».
2.  В то же время к 1630г по статье №55 известно, что среди торговцев  лошадьми  по  д.Шубино были  Иткимай(Ишкимай) Мирясев и Клавля Енбулатов.  С именем  Енбулат или фамилией Енбулатов в Шубине в начальных списках не указан  вообще никто. 
3. Из той же статьи №55  стало известно, что торговцы –шубинцы  указаны рядом  с  семеновцами  и яндовищенцами, и шубинцем  Уразбохтой Караевым. Надо думать, к 1630г  все они хорошо уже знали друг друга.
Братья  у Исекеевых и Енбулатовых, возможно, или точнее сказать,   были и в других деревнях, и  они  являются основателями других деревень нашего края  в 1-ой половине 17 века.

 

 

Дополнение.
В связи с тем, что  получены  еще и ревизская сказка за 1718г по д. Ендовище, то пробуем там найти потомков вышеуказанного Курамши Бикбаева сына Мустафина.

Поставим фрагмент 1718г по д.Ендовище.

Здесь пишется:
Бибай мурза Адралеев сын Мустафин 40 лет(1679гр), у него братья родные : Усеин 22 года ( 1698гр), Каплан 20 лет.
У него же живёт Собакайка Чиндыбаев 40 лет(1679гр), у него сын Сабурка10 лет.(1708гр)

Уверен,  потомки Мустафы этим не ограничиваются в д.Ендовище, они просто не изучены мной пока. Моя цель данного анализа: это кто является предком у  Айдаралея Елмаметева?

Если  шубинец Ишкинай (Ишкайка) Мирясев сын Исекеев контактировал с ендовищенцами при торговле лошадей в Москве с Олмаметом Олтоушовым, то возможно и предком (отцом) у мурзы Мустафы является Олмамет Олтоушев. Думаю,  правильное имя Алмамет Алтышев.
Надо думать, мой предок  Мамеш Исекеев -  брат Миряско Исекеева, назвал своего сына Алтышем в честь отца  мурзы Елмаметя Олтоушева(Алтышева). 


Дальнейший анализ по мере успеваемости.

И паралельные мысли.

----------------------
Возвращаясь по поиску  предков  братьев  Караевых,  в контексте изучения работы И.Р.Габдуллина   (нажмите, ссылка на самой нижней строчке) 

http://mrodnov.ru/fr/4/public/Turush.pdf

 

я допускаю, что  предком у них может быть Нарык Кукусев.
Но указанный в темниковском списке за 1613г некий Карай мурза Исаков - тоже интересен для анализа.

 

 На такую мысль наталкивает то, что  в той же статье №55  рядом с шубинским Уразбахтеем Караевым  упоминаются  еще 2  татарина – торговцы с лошадьми из д.Исаковская:
1.Ненмасов Ерлегай
2.Бегшиев Аллагул .
Ведь известно по  работам историков, что деревни Пошатово и Исаковская выставились из д. Семеновка. Это местность называлось раньше «пустошь Исаковская». Наш историк Орлов А.М. пишет, что  еще ранее 17 века,  в Алатырском  уезде поселился «…некий Исаак, создавший свое селение. Но он покинул его и ушел в неизвестном направлении».

Отрезок из темниковского списка за 1613г. Некоторых из них, переходцев из темниковского уезда в Алатырский,  я указал в статье №57 . 17 век. Связь татар нашего края.. а некоторые -интересны для дальнейшего сравнительного анализа- сопоставления.
Взять того же из нижеуказанного неотмеченного красным Енбулата Чекашева, то он найден по Писцовой книге Алатырского уезда по д. Ивановская, а  вероятного 3-го сына сына нижеуказанного Юдигера по имени Уразгильдея - находим по д. Ярыгино, далее Красный Остров.

 

Выше в ендовищенском списке служилых, которые основали деревню, не назвал еще  Урмал Досаева. В Писцовой книге 1624г указаны еще и Мамет Досаев.
Тогда как по темниковскому списку 1613г мы находим  некоторых из вышеуказанных и в Алатырском уезде.
Часть из них хорошо изучены и указаны в статье №57 . 17 век. Связь татар нашего края..

Очень уж интересные имена и фамилий.

 

--------------------------------

Потомки Алтыша:

 1.Мухамметшины и их родственники Hh0047.narod.ru

 2.По линии моей матери Потомки Алтыша.

 3. Другие потомки Алтыша.

 4. Соберов Жиганша абзый  и их родственники

 5.Родословная Ибрагимова Рифата абый..

 

 

Продолжение, как надо любить своих предков, можно почитать здесь Исторический очерк. 4-ая часть. Буыннар бэйлеге.


       

Новый сайт http://mmm20021961.jimdo.com/

 Старый сайт Mmmm20021961.narod.ru

 

 

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music файл 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music файл 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music файл 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 аудио файл 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 аудио файл 2.9 MB

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.