Продолжение поиска дальних предков у Рамазановой Хамдии и их родственников.

«Поиск дальних предков в данном случае  воистине можно назвать  поиском игольки в стоге сена. Иногда удается найти и иголку в стоге».

                                                                                                       М.Максут.

О ком здесь идет речь, можно ознакомиться прочитав эти 3 статьи:

 а) Предки Рамазановых и их родственников. 1 часть.

 б)Ранние предки Рамазановой Хамдии.2 часть

 в) Дополнительно о Рамазановых

   ---------------------                                                                                     

Про этот род написано доволно много, но в течение года или даже более продолжался поиск деда у Мавлихана(Моля) Курмаева.

Еще на раннем этапе моего поиска, когда не было достаточно архивных документов, основываясь на  расположение  участков по переписи 1850г, был предварительно определен предок у Мавлихана Курмаева. Им оказался Курмай Мукушин 1724гр.

Но, зная ответственность за любую родословную, я воздержался  завершить изучение этой родословной, и определить  у них родоначальника.

С другой стороны, как не найти предков у тех, чей род более 200 лет, из поколения в поколение, занимал пост азанчееев. В этом году, в селе,  в июльский период отпуска, не раз приходилось заниматься поиском предков вообще, и у Рамазановых и их родственников в частности, до глубокой ночи. Прерывался только на звуки азана и таравика, которые неслись от мечети по вечерам. Скажу без преувеличения, баллахи, билляхи, подтверждаю, находка предка Мавлихана Курмаева был определен во время чтения азана. Может простое совпадение, а может – нет.

Теперь уже я не сомневаюсь, что отцом Мавлихана Курмаева(1775-1837) является Курмай Мукушин ибн Давлеткильдиев.

Чтобы увидеть имена Курмая и его братьев, а также  и других их родственников, надо взглянуть  здесь, где они указаны под № 37.38. Объединенные переписи 1834 и 1850гг
Там у Курмакая Мукушина1724гр есть братья: Боязит Мукушин1736гр. Мавлюша Мукушин1740гр, и дядя Нурмай Давлетин 1707гр и т.д.

Хозяйства представителей Мавлихана Курмаева расположены рядом с потомками основателей деревни Чепкуна Тулушева и Семакая Арапова. Это участок занимает  площадь между «Гафуров Мубин абый тыгырыгы» и «перняк тыгырыгы».

В итоге эта площадь между этими двумя переулками оказалась смешанной, т.е. расположение хозяйств по переписи 1850г идет в перемешку. Хотя знаем уже, представитель одного рода женившись, мог перейти на другой участок. Об этом чуть ниже.

 

 

В июле 2013г специально  ходил по этим переулкам, рассматривая  расположение хозяйств в этом смешанном  жилом секторе. Начертил схему переулков. Заодно стало ясно, что рядом с Рамазановыми расположено хозяйство их родственников по мужской линии - пернякныкылар, а рядом с ними- хозяйство  Мустафина Абдуллы(тятяп).Сейчас уже этот дом(хозяйство) брошенный, даже без окон. Хотя, у этой Абдуллы есть сын Ярулла в Москве. Отец у Абдуллы –Мустафа является сыном у АбдулАзиза, т.е. родной брат у Фейзрахман абый(му дибез).

Этот Мустафа бабай родился 2 июля 1894г, и относиться к роду Алиакберовых. Смотрите здесь  Предки Фейзрахмановых,Алиакберовых, Невретдиновых ..

Еще в этом участке жил АбдулМунир абый Салахетдинов( аплин дибез). У Салахетдина был брат Камалетдин ( журын Камале дигэннэр). Он даже есть в одном  общем коллективном фотографии. Камалетдин бабай жил на месте нынешних Камалова Халита Миняй улы, рядом с Шаувяли бый.

И еще. На месте Ниазбаева Хасяна(ногай) жил некто Хасян (бояр дия булганнар). Женой Хасяна была Халися из рода бадяуныкылар,т.е. Багаутдин кызы.Далее не успел уточнить. О нем должен знать учитель Аляутдинов Жиганша абый, т.к. его мать Фяридя Азизбай кызы  из  хозяйства этого Хасяна.

Рядом с хозяйством Фаттахетдинова Иниятулла аскай жил Садер Багаутдины, т.е. Садретдинов Багаутдин. Предварительно думаю, он- потомок Ягудея Шарипова( 1741-1818).

Еще Алия апа(тырна) сказала была мне, что на месте нынешнего хозяйства Аляутдинова Вяли абый(бухгалтер) и учительницы Насибуллиной Гаферя апа, жил некто Аляутдинов Садек. Один из активных строителей нашего колхоза. Позже он уехал в Москву и больше не вернулся. Его хозяйство занял Аляутдинов Вяли абый. О Аляутдинове Садеке можно читать здесь Продолжение Истории села с 1930-х годов

Вообще,  если посмотреть список основателей нашего колхоза в 1929г, то, почти все из рода мулл, азанчеев и далее учителей. И это не просто так.

-------------

Этот смешанный участок, где расположены нами изучаемые,  имеет границы:  между «Гафуров Мубин тыгырыгы» и  «перняк» тыгырыгы, а начало от центральной улицы до «анука тыгырыгы». Интересно, это участок разделен на 2 части небольшой поперечной улицей в районе Фаттахов Иниятулла аскай. Плюс еще ближняя к центральной улице половина разделена  попалам  с Шаувяли тыгырыгы. Почему так получилось?

 Во второй половине живут Ибрагимов Касыйм абыйлар(потомки Мавлихана Курмаева) и Зариповы Абдулхалек ( род мулл) с родственниками Фаттахетдиновыми Иниятулла абый ( род азанчеев) . Юсипов Фаттахетдин тоже был азанчеем.

За Ибрагимовым Касыйм абый расположено хозяйство Айнетдинова Хасяна(пономар бабай, тоже  азанчей), он - прямой потомок Мавлихана Курмаева. У Хасяна бабая (пономар) был брат Синятулла,который  тоже был азанчееем, и был женат на девушке из моего рода, на сестре моего прадедушки Садека Давлетбаева( род мулл).

О других хозяйствах с этого участка пока не стану писать.Мало изучены из-за нехватки времени. Но с этого рода еще некоторых позже укажу отдельно.

 

К сожалению, для более легкого составления родословных не хватает переписей шубинцев  за 1782г (4 ревизия), 1795г (5 ревизия). Поэтому, приходиться сидеть часами и связать и связать лиц одного рода воедино, также их семей( дед- сын – внук).

В поиске предков Рамазановых Хамдии тоже есть такой документ, который открывает путь в сторону 1602г. Поэтому, не раз было обращение с моей стороны  односельчанам, что надо взять все имеющиеся документы из архивов. Увы!

 

Какой документ помог в поиске предка у Мавлихана Курмаева.

Этот документ получен около 3-х лет назад, и из-за сложности почерка текста одно слово было переведено неправильно, а  переписи за разные годы мы получили  гораздо позже, и этот документ оставался не анализированным до конца. Хотя, о существовании его, о его содержании я  передал  Р.Хамдие.

Полное содержание документа напишу ниже, а здесь поставим пока фотокопию, где указаны имена Рязап Боязитов и Моля Курмаев Бикул Нюмаев. И укажу где было неправильно расшифровано слово.

Сначала, если коротко, то речь идет в этом документе о том, как потомки Семакая Арапова в лице Кадера Шабанова и Биктимира(Биктяя) Мустафина жалуются, и хотят доказать, что 1/3 земель, т.е. 14 четвертей почему-то, неведомо им,  со временем, оказались на чужих руках, т.е. на руках «Рязапа Боязитова и Моля Курмаева Бикула Нюмаева». В деле же упоминаются и другие потомки Семакая Арапова в лице Утяша Мамешева и его брата Сюбая Сенякаева, которые еще в 1703г якобы закрепляли эту часть земли за собой. Правда, только в ручном письменном варианте, а не через официальные земельные органы.

Интересный вопрос. Ну кто из служилых в конце 17 века мог просто так «отнять» часть земель у потомков Семакая Арапова. Если  сам Семакай, да и его потомки даже до конца 17 века не хотели «подчиняться»  тогдашним властям. Думаю, на эти земли могли претендовать только  те, у которых  был равный  статус с потомками Семакая Арапова или еще выше..

--------------

Поставим только 1 лист фотокопии документа и его содержание. Остальное – потом, полностью.

Содержание 1 страницы.

Шубиной.


 Деревни Шубиной татарин Кадер Шабанов показывая в оной деревне да ево предком Сюбаем Сеникаевым( или Семакаевым) по выписи 1704г года июня 22-го дня состоит пашенной земли сорок две четверти в поле, а в дву по томуж, после коего по нисходящей линии дошло ему с родственником  ево той же деревни татарином Биктяем Муртазиным всего составляющими в восьми ревизских душах двадцать восемь четвертей, и с коей земли владеют он с тремя родными братьями ево четырнадцатью четвертями, а последнею толиком (тем же) же числом владеют означенные родственники ево, а затем еще четырнадцатью четвертями неведомо почему той же деревни татары Рязап Боязитов и Моля Курмаев Бикул Нюмаев.( далее, к сожалению, конец теста обрезан).

 

 

На документе есть мои "каракули". Это - неважно. Обратите на последние строчки текста,где указаны 3 личности.

 

И так, возвращаемся к анализу вышеуказанных трех лиц: Рязапа Боязитова и Моля Курмаева Бикула Нюмаева». В оригинале документа, в  тексте,  нет запятых вообще, и в частности между этими 3 личностями. Видимо, этого знака не было еще в то время. Но отсюда видим, что Рязап Боязитов и Моля Курмаев написаны через соединительный знак «И», что доказывает более близкую родственную связь.Да, так и должен быть, потому, что получается, что они -  внуки у Мукуши Давлетина, т.е. по переписи Боязит и Курмай есть два родных брата от первой жены Мукуши,  а Бикул Ню(р)маев1742гр- сын Нурмая Давлетина.

Первоначально при чтении этих фамилии и имен ошибочно расшифровал слова  ."...и Моля Курмаев", заменив его словом "...имели Курмаев" .

Естественно, эти 3 личности не указаны в переписи 1762г, т.к. родились после 1762г, зато есть они в переписи 1850г.

И так, мы вышли на  предка Мавлихана Курмаева - на Мукушу Давлетина. В переписи 1744г Давлет указан как Давлеткильдей. У Давлета отцом является Карай.  У меня есть все эти моменты в виде фотоснимков из архивов. Думаю, не обязательно поставить. Они есть у Хамдии.

Единственное, указанный в переписи Переписи шубинцев за 1719, 1744, 1762гг.  под № 36 Исянбердя Мамакаева надо читать как Исянбердя Шаманаев( это точно, документально).

 

А вот за 1719г  фрагмент, касающегося этого рода, можно поставить. Нажав на него, можно увеличить.

Проведенная мной красная линия означает границу двух родов. Снизу- предки Мавлихана Курмаева.

Содержание документа:. Исянбердя Шаманаев 55 лет(1664гр). У него дети:

1.Ислам 30 лет(1689гр), у него есть сын Сеит 1год.

2. Шарип 2 года.

У Исянбердя есть племянник Давлет Караев 40 лет(1679гр), у него дети : Мукуша 14 лет, Нурмай 12лет, Абдрахман 7 лет.

Как определить, к какому роду относятся эти личности?

По документу 1806г, т.е. здесь Передача земель к потомкам.Карта 1835г , где отмечена передача поместных земель к потомкам или другим односельчанам,  под №24 указан Сюняй Сабаев.  Единственное, исправим, Исянбердя носит фамилию Шаманаев, а не Мамакаев. Такие погрешности есть и в других документах. Например, посмотрите выше документ- почерк, ошибиться несложно.

 

24.

Сюняй Сабаев

Баяк Сюнеев

 

Осип Шарипов

14 ч. (владеет после деда Абузяра Осипова
по купчей 2 сентября 1726 г.)

 
14 ч. (по купчей деда его Исянберды Мамакаева от 2 сентября 1726 г.)

Абузар Осипов и его отец Осип Шарипов, а также Исянбердя Шаманаев – все они  родственники  Мавлихана Курмаева. Надо думать, рожденный в 1664г Исянбердя купил у своих же предков землю, и официально оформил  акт купли-продажи для надежности, как это сделал в 1836г сам Мавлихан Курмаев, который продал (!!!)  часть земли  своим детям. Об этом можно читать  во втором деле статьиДополнительно о Рамазановых

 Вопрос. Если служилые имели по 42 четвертей, здесь получается 14+14= 28 четвертей, где же еще остальные 14 четвертей? Ответ. Они были в распоряжении Карая Шаманаева, т.к. он же является братом у Исянберди.  
Хотя, позже уже, многие- смешались. Могли перейти с одного  места на другой.

 

Кто является предком у Сюняя Сабаева?

Не сложно ответить на этот вопрос. По документу 1686г Сюняй Сабаев является внуком Малыша Бекбулатова – одного из основателей нашей деревни. После недавнего прочтения замечателной книги Орлова А.М «Навеки вместе.2 часть», можно думать, что настоящее имя у Малыша –это Малюш или Милюш. Было в то время такие имена. Может быть, Ма(в)люш?

Думаю, имя Карай- это Курай. Потому, что в документе  за 1624г есть личность, тоже основатель деревни, Уразбахта Караев, он же, в документе 1686г,  записан как Уразбахта Кураев.Вариант «Кураев» более точный. Имя Курай  производное от имени  Курамша. Имя Суняй или Сюняй- это должно быть Сюнятулла.Тоже распространенное имя в то время по документам.

 

Вот мы и определили родоначальника Предки Рамазановых и их родственников. 1 часть. К то сюда относится можно читать там.

Об их предках на страницах очень большое количество информации. Это уже предоставим, кто действительно о них думает, помнит, заинтересован.

 

Для легкого восприятия текста, личностей с этого рода по переписям разных лет, составляем схему без указания их жен, т.е. только по мужской линии.Сверху в квадратиках указаны номера фотофрагментов(хозяйств), хотя некоторые из них могли жить в одном дворе.

Единственное,  в этой схеме, Шаманай и Сюняй могут быть родными братьями.

 

Нажмите на фото для его увеличения.

 

Далее поставим, кто из потомков  к 1850г был у того и иного служилого из эотого рода. ф/ф Мавлихана Курмаева уже есть, остальных можно указать. Нажав на фото можно их увеличить.

Дальнейшие, после 1850-х годов, потомки у этих лиц в некоторой степени тоже изучены. Их можно найти в уфимских документах. Большой интерес представляет Рязап Боязитов, его племянники Невмятулла и Абузар.

Интересен среди потомков  Давлясара, точнее Давлетбая Урмаева сын Аляутдин 1843гр, который, как грамотный человек,  расписался на списках за весь коллектив по слусаю  ремонта срединной мечети.

Аляутдин женат на девушке из моего рода.

фрагмент1д.

Фахреддин мулла Эмирхан углынын кызыГольбагида

никахландырылды

Аляутдин Дэулэтбай углына кыз 22 кияу 19 яшендэ

Кыз вэкиле: кардэше Хайреддин Зэйнеддин углы

Кияу вэкиле: атасы Дэулэтбай Урмихан углы

Шэхидлэр: Ишнияз Шамрут углы

Тэминдэр Сейфеддин углы

Мулла Хамид Абдельмэжид углы

Объяснение. Имя дедушки невесты хорошо известно. Он в 1830-ые годы был муллой. У него будет 9 детей- 4 сына и 5 дочерей.

У жениха Аляутдина дедом является Урмихан. По переписи 1762г нам известно, что Урмихан является родственником Мавлихана Курмаева.

Свидетели -тоже знакомые мне "лица."

Вообщем. много чего можно найти на сайте. в том числе, как именно жители этих переулков, пострадали при пожаре.

Есть статья про Али Юсипове и Мавлихане Курмаеве Земельные вопросы.часть 4  и т.д.

 

                                 М.Максут. 03.08.13г

 

 

 

27.03.14г.

Наконец,  после получения дополнительных  копии документов из архива, после многодневных анализов, все жители между  «перняк тыгырыгы» и «Гафуров Мубин» тыгырыгы» изучены досконально. Получается все они – потомки одного и того же родоначальника.  Об этом передано соответствующим  односельчанам, кто внес денежную помощь на приобретение  документов из архивов. Объем  и  ценность моей работы могут по- настоящему оценить только они.

Просто могу сказать, что еще  в самом начале от момента основания нашей  деревни, внучка Исена Богданова (Богдава) вышла в замуж за предка Рамазановых (Хамдии) и их родственников. Это документально.
Среди  множества других новых документов есть много моментов, раскрывающие родство тех личностей, которые указаны в разных судебных делах за конец  18 века и начала 19 века, где фигурирует Мавлихан  Курмаев 1775гр.

 

                                                                                М.Максут.

27.03.14г.

Новый сайт http://mmm20021961.jimdo.com/

 Старый сайт  Mmmm20021961.narod.ru 

 

 

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music файл 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music файл 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music файл 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 аудио файл 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 аудио файл 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.