Список служилых татар д.Шубино 1623/1624гг.

 

  На наше счастье сохранились документы, касающиеся нашей деревни  периода 1625-х годов. Эту информацию можно видеть в книге: «Писцовая книга татарским поместным землям  Алатырского уезда 1624–1626 годов»., которая выпущена издательским  домом «Медина». 

В связи с этим,  на этой странице от имени шубинцев выражаю благодарность авторам этой объемной работы, где, касательно д. Шубино  показан не только список служилых, но и  другие  моменты:  установление границ между деревнями, размеры поместных, лесных, сенокосных площадей и многое другое.

В итоге, в этой книге указано 4 списка служилых татар  плюс разбор  двух конкретных служилых.

---------------------------------

 

Список служилых №1. Это  22 служилого "во дворе" человека. 

 

В этот  список входят:

1.Булат Аклушев,
2.Исен Богданов        
3. Баиш Бабеков  
4.Токбулат Урусов,
5.Акбулат Кулгадин,
 6.Бибарс Акманов,
7.Собан Ижбулатов,
8.Милуш Толубаев,
9.Арослан Алкеев(Арслан),
10.Бурнаш Бичюрин,
11.Семак Уразлеев,
12.Бекеш Уразбахтеев
13.Уразбахта Караев
14.Семакай Арапов                                       
15.Аннейка Мирясев
16.Уразай Розбахтеев.
17.Уразай Сунчалеев
18.Бурнаш Чепкунов
19.Енай Маметев
20.Окпейка Кудайбердеев 
21.Тулуш Нанаев
22.Васька Бичурин

--------------------

 

Список №2.

"Служат с отцовских или братских  поместий, поместными окладами неверстаны, а владеют отцовскими и братскими поместьями без дач".

 

1.Янгильдей Алакаев
2.Бекбулат Палеев
3.Боиш Ишеев
4.Бибак Емяшев
5.Ижбулат Кудашев
6.Емяшка Енбохтин
7.Акмаш Ижбулатов
8.Чепкун Тулушев
--------------------------

Список №3, которые "живут в  братских поместьях  в захребетниках», т.е. безземельные, за которыми родовая земля не числится. В этом списке есть и  новые лица, а также сюда входит  Бекбулат Кильдеяров. Всего их 16 человек.

1.Барашка Антонов
2.Ивашка Океев
3.Оска Урусов
4.Унейка Миняев
5.Янбохта Караев
6.Бекбулат Кильдеяров
7.Булат Юркашев
8.Бадейко Иванов
9.Янглян Бурушев
10.Ишмамет Момаев
11.Токбулат Момаев
12.Бекеш Момаев
13.Пятко Бекбулатов
14.Ковьянко Тобаев
15.Тютелейка Ижбулатов
16.Семен Акеев.

-----------------

Далее отмечено, что «всего 30 дворов, из них 16 дворов живут в захребетниках. И указано общие земельные участки: пашенные, дикое поле, перелоги и лесные. Об этом можно читать на 2-х листах из копии книги.

------------------------
 Список №4, кто сколько имеет поместный оклад:

1.Бекеш Уразбахтеев 200 четей,
2.Уразай Уразбахтеев 180,
3.Окней( д.б. Мирясев)…… 150,
4.Булат Аклушев 80,
5.Акбулат Кулгадин 80,
6.Баюш Бабиков 60,
7.Токбулат Урусов 60,
8.Арслан Алкеев 60,
9.Бурнаш Бичурин 60,
10.Семак Уразлеев 60,
11.Исен Богданов 45,
12.Бибарс Акманов 45,
13.Собак Ижбулатов 50,
14.Семакай Арапов 40,
15.Уразай Сунчалеев 40,
16.Бурнаш Чепкунов 40,
17.Чюрайка Кудашев 40,
18.Енай Мяметев 150,
19.Обейка Кудайбердеев 170, ( М.М.- д.б. Окпейка или Окбейка)
20.Тулуш Папаев  170,

21.Нюмайку Бичурину 150,
21.Урахбахта ( М.М.- д.б. Караев) вете(?)  чети.

 

По сравнению со списком № 1 , здесь нет Милуша Толубаева, вместо Васьки Бичурина указан  Чюрейка Кудашев( возможно, он – брат  Ижбулата Кудашева) , а Васька, Нюмайка  и Бурнаш Бичурины - возможно, тоже  3 брата.
Фамилия у Уразбахты восстановлена через список №1, т.е. должен быть  Караев. И за ним должен быть 200 четей. Как отметил: есть на той строчке исправление другим почерком  его имени, не дописана его фамилия и есть после имени только слово "вете". Думаю, это слово "двести".

 

----------------------------------------------

 Далее в этой книге указаны точные границы между д.Шубино и К-Пожарки, между Шубино и Чуфарово и т.д. Отмечен владелец соседней деревни, с кем шубинцы граничат. Это Иван Чюварев(Чюфаров) с дядьями. Нам также известен из этого рода некий Муртаза Никитич Чюваров(Чуфаров).
-------------------------------------------------

Список №5. Далее идет отдельный разбор поместья  несовершеннолетнего  (шестилетнего) Алмаса Булушева.

Интересно, что стало с его родителями, но ему тоже выделено поместье воеводой.

 

Список №6. Указан отдельный разбор поместья арзамасского служилого татарина Азамета Исяшева, прибывшим в наши места с Арзамасского уезда в 1618/1619гг. Как уже отметил в ранних работах, Азамет Исяшев является предком у многих жителей тубен оч. Смотрите раздел РОДОСЛОВНОЕ ДЕРЕВО    Азамет оформлен в 1618г , он занял поместье Ишея и Буркая Инбаковых, и   родство между ними не указано. Ишей Енбаков указан в списках 1602 и 1613гг.

 

 

Заключение.
1. Думается, что наши предки, как отмечают историки, возможно прибыли в наши места еще до 1602г.  Возможно они прежде уже жили в Алатырском уезде.  К 1624г они  со своими отцами или же  братьями жили в 30-ти дворах.

 

2.  Нам известно, что численный состав служилых не менялся в течение длительного  времени.
Если сравнить список служилых 1602 и  1613гг, то, они  уже чуть разнятся. Те новые несколько служилых, которые указаны в списке 1613, возможно являются детьми  служилых из списка 1602г.

3.Ни в одном списке не указан  Бекбулат Шоба, а Бекбулат Кильдеяров указан в  списке №3, т.е. среди в  "братских поместьях в захребетниках».

 

4.  Неуказанный в списках 1602 и 1613гг служилый Ижбулат Кудашев указан в списке №2  среди тех, кто "служит с отцовских или братских  поместий".

 В то же время, Ижбулат Кудашев указан и в списке служилых по
д. Карга в1623/1624гг, и он служит с отцовского поместья, так же, как и каргинец Енбулат Ермашев.

По Ижбулату Кудашеву, Енбулату Ермашеву, Кудашу Нонаеву есть у меня и некоторые дополнительные  соображения(анализ).

 
Если допустить, что эти сведения переписаны дьяками из копии оригиналов, при котором они могли допустить ошибки на татарских фамилиях и именах, то с некоторой возможностью я допускаю следующее:

1. Обейка и Окпейка Кудабердеев - это одно и то же лицо. Если это вообще не Олтейка(Алтыш).
2. Тулуш Папаев хоть и написано четко в списке №4, тем не менее, это возможно Тулуш Нонаев (Нанаев,Нунаев).

М.Максут.

18.04.13г

 

Из писцовой книги 1623-1624гг.

Продолжение. 10.10.14г

  Кроме того, в этой же «Писцовой книге1624г…..»  есть отдельный

 « Смотренный список служилых татар Алатырского уезда 1643г" , куда входят мурзы и татары, части из которых  "надо быть на государеве службе в Веневе в первой половине 1643г, а другой части - во второй".
В этом списке можно найти  старослужащих татар, которые прибыли в наши края еще в начале 17 века, а также новиков, которые взяты на учет  позже, между 1635-1642гг. Часть новиков  являются уже детьми  старослужащих служилых.


В этом же списке 1643г находим следующих служилых, похожих на наших, или действительно наших основателей деревни:
1. 
Арслан Алкеев (60чети),

2.Емаш Енбохтеев( 150чети
3. Енай Маметев  (150чети)
4.Иткин Мирясев(250чети)
5.Бекеш мурза Уразбахтеев  (200 чети)
6. Уразай Уразбахтеев (180 чети)
7. Исен Богданов(170 чети)
8. Бурнаш Бичурин (60чети)
9. Бекбулат Енаев(100чети)
10.Енбарс Енбаков(170чети)
11. Кунбай Ишеев(270 чети) (
тоже должен быть нашим)

--------------------------------------

Теперь некоторых  рассмотрим по отдельности.

1.Алкеев Арслан. Уверен, это наш служилый. Может быть действительно, его  и найденных мной по касимовскому списку  Ижбулата Кудашева и Бурнаша Бичурина можно отнести касимовским шубинцам???


2.Емаш Енбохтеев
(думаю, тоже  наш  шубинец, сын у которого Мемяй Емяшев, не оставил видимо потомства после 1686г. Фамилии писались в то время не всегда строго в одном  варианте. К фамилии Енбохтин вернусь ниже еще раз.

3.Маметев Енай.
Его нету в списках ни 1602,ни 1613гг. И только по другим документам становится известно, что к 1686г, его родственник Акбердя Алтышев1657гр  имеет 42 четверти выморочной земли от Бурнаша Чепкунова и 21 четверти от отца своего.

Есть еще другой архивный документ, где часть земель Еная Маметева перешел к его  племяннику - кадомкинцу Уразу Адяеву. Будет отдельный разбор по Янаю Маметеве. Маловероятно, но у  Яная видимо был брат Ямай Маметев в д.Кадомка.

Вот этот момент 1686г, где указано:

 

Нынешний владелец

(1686 год)

Прежний владелец

Степень родства

Дача

(реально владеет количеством земли в четях)

Оклад

(сколько положено за службу в четях)

10

Акберда Актышев

Емай Мамешев

Бурнаш Чепкунов

 

родственник

 

выморочное

62

Окладом не верстан

21

Сяпар Енаев

Енай Маметев

отец

21

Окладом не верстан

 

О перемещениях служилых татар  из уезда в уезд  в конце 16 в и  в начале 17 в, в том числе в нашем крае в  период образования наших татарских деревень отмечено многими историками.  Немало перемещений  было и внутри Алатырского и Арзамасского уездов, когда служилые получали  дополнительное поместье за службу.

 Рамиль Каюмов, с кем держу связь,  открыл один небольшой интересный момент из жизни внука одного из  основателей деревни  Шубино и д. Кадомки, Краснооктябрьского района.

 

 

К.Рамилю удалось найти в архиве документ 1718г,  на основании которого он опровергает, что поместные земли Яная Маметева(Мамешева)  должны были  передаваться к Бурнашу Чепкунову  или Акберде Алтышеву, т.к   есть отдельный документ, и по этому документу один из предков К.Рамиля  кадомовец  Ураз Адяев ( нынешнее с.Кадомка,  Краснооктябрьского района)   в 1718г обратился на имя Виликого государя…... с просьбой закрепить поместные земли умершего его дяди Сяпара Янаева из д.Шубино. Сяпар является сыном шубинца  Яная Мамешева. 
В этом документе алатырец из д.Кадомка Ураз Адяев приводит доводы в свою пользу. Об этом можно читать здесь, нажмите
 О Янае Маметеве..

 

4.Иткин Мирясев. Как известно, вместе с тремя другими шубинцами  он был на военных сборах еще  до 1643г. Возможно, поэтому за ним  столько много числится земли - 250 четвертей.
Маловероятно, но он также может быть связан  родственными связями  с Мирясем Исенеевым(Исеневым), прибывший в нашу деревню в начале её формирования , и который указан первый раз в списке 1613г по нашей деревне.
А как известно, шубинец Иткин (или Ишкин, или Иткимай )Мирясев и Уразай Розбахтеев отсутсвуют в этом списке 1613г. Не исключено, что и Уразай Розбахтеев был в самом начале на военной службе, поэтому  тоже не попал в список 1613г.

 

Если выше мы отметили родственную связь Еная Маметева с представителями д. Кадомки, то, действительно, вышеуказанная личность  Миряско Исенеев(Исекеев)  очень даже может быть связан как  с д.Шубино, так и  с д.Кадомка, и прибыл в нашу деревню  между 1602- 1613гг. Именно с "исчезновением" в списке Иткина Мирясева  после 1602г, у нас появляется в деревне Миряс Исенеев.

 В писцовой книге 1624г  по д.Кадомка указано 12 кадомских служилых, и отдельно 3 служилых, которые служат с отцовских поместий, и один из них - Миряско Исекеев (М.М.- м.б. Исенеев). Тогда напрашивается вопрос:  по какой же деревне служить его отец Исен или Исекей, и почему нет его списках по д.Кадомка, как одного из  основателей д. Кадомка?

Миряс Исекеев указан также в Писцовой книге по д. Пара (Кузьминки), и указан " у разбору с отцовского поместья" вместе с Уразайко Авпаевым. 

Как известно, деревня Малая Пара (Кадомка Краснооктябрьского района) образована служилыми татарами, прибывшими из города Кадом ( теперь одноименный районный центр  Рязанской области).  

 Если анализировать еще по другому документу, то к  д.Кадомка имеет отношение авторитетные к тому времени служилые Мамеш Исекеев и Аскиль Алпаев. Можеть быть , правильная фамилия у Уразайко не Авпаев, а Алпаев. Даже не имя Аскиль , а Ишкин(Алпаев).

В итоге, по моему анализу, Мамеш Исекеев и шубинец Миряс Исекеев - возможно 2 брата, а Ишкин Алпаев и Уразай Алпаев - тоже. 

 

 Продолжение  моего анализа по личности  Мамеша Исенеева(Исекеева) можно читать здесь №57 . 17 век. Связь татар нашего края..

 

5. Уразбахтеев Бекеш мурза (200чети)

Урахбахтеев Уразай(180чети)

 Как стало известно по « Писцовой книге   1624г", ко времени её записи,  наш  Уразай Розбахтеев был живым. Ранее, по отсутствию его в списке 1613г, мы считали его погибшим во время сражения  с ногайцами в 1612г.


Что еще интересно,  в списке 1643г есть  Бекеш Уразбахтеев, и  он указан как мурза, и после него в списке идет Уразай Урозбахтеев. Почти уверен: они -  шубинцы. Даже количество земель, указанное по списку 1643г соответствует   поместным окладам по Шубине от 1624г,  соответственно 200 и 180 чети у каждого.

Если Бекеш и Уразай указаны в списке 1643г, то, надо думать, к 1602г  Бекеш и Уразай были еще молодыми, до 25 лет.
Как уже отметил, их отцом должен быть Уразбахта Караев, у которого вероятно был брат Енбохта Караев. Но, они оба не указаны ни в списке 1602г, ни в 1613г. 

 И только в "Писцовой книге 1623г" Уразбахта Караев указан в первом списке (во дворе), а Янбахта -  во втором  списке, которые  находятся на « отцовских или братских поместиях, но без дач».

 Интересная находка. Измайлов Ринат(мэмэз)  нашел наших 4- односельчан на одном сайте, мне удалось найти там же еще одного шубинца. Это Караев Розбахтей, житель  д.Лепля( Ляпля) Арзамасского уезда, тоже служилого татарина. Очень возможно, что  именно этот Розбахтей Караев является отцом Бекеша и Уразая.

 

Кроме того, мной найдены еще 2 грамоты из   ПОШЛИННОЙ КНИГИ (1613 г.) ,   где указан Розбактей Караев  и Айбулат Булатов.

 

 фрагмент из пошлинной книги от 1613г:

338 лист. Запечатана грамота на Алатарь по челобитью Разбактея Караева да Айбулата Булатова: дано им помеся 40 чети. Пошлин полполтины. Взято. 
Запечатана грамота в Боровской уезд в Вепренскую волость по челобитью новокрещена Малеха Курнашова: ввозная на старое помесе. Пошлин полполтины. Взято. 

 

Личность Малек Курнашев может быть не связан с Разбахтой Караевым. Всё равно стоит  анализировать и по этой личности.

Если еще учитывать, что житель д.Лепля Арзамасского уезда Уразбахтей Караев имеет отношение к Шубине, то, можно с некоторой  уверенностью сказать, что  Бекеш Уразбахтеев  действительно может быть  мурзой, и он связан с торговцем лошадьми в Москве с Уразбахтой Караевым. Нажмите на       №60 Шубинцы-торговцы в Москве в 17 веке...

 

 

По поздним документам становится известно, что этот род   имел большой вес и авторитет в нашей деревне. В этом роду множество мулл, азанчеев и старост.

Об их высоком статусе говорит еще и тот факт, что потомки Бекеша написали в 1795г в Нижегородское дворянское собрание прощение, чтобы их утвердили в звание дворян. Им было отказано по тому, что бекешовцы уже не смогли доказать свой  статус в силу отсутствия у них официальной грамоты, тем более по происшествию такого длительного срока времени.
В списке из 27 служилых татар, отправленных в 1707г на военные сборы в Алатырь, именно правнук Бекеша Розбахтеева Мурза  Алмакаев подписывается за всех на арабском языке.

 

Отметим, что  в более ранних списках 1602 и 1613гг,  Бекеш  не указан как мурза, и не указано также ни в одном документе, что Бекеш и Уразай – братья. Об их вероятном деде, можно анализировать ниже.
    Некоторые историки отмечают возможность того, что наши шубинцы  Уразай и Бекеш Розбахтеевы, а также камкинец Богдан Розбахтеев (ибн Телевлев) - родные братья. Я думаю, маловероятно.


Вопрос: почему  выморочные земли достались  именно Розбахтеевым. Например, выморочные поместья Сабана Ижбулатова и Арслана  Алкаева  достались Бекешу Розбахтееву и его детям и внукам. Потому, что именно им еще в самом начале было обещано столько много- по 200 и 180 четей. И если столько не было в пределах шубинской площади, то они претендовали на землю и в других деревнях.
По одному документу, выморочные земли  от Семака Уразлеева
( Семак есть в списке 1602г )  42 четвертей  достались Акбулату Бикбаеву(1650гр ориентир)  после деда Курамши. Я думаю, Курамша (Корамша) – это тот же Курай (Корай,Карай))- дед у братьев  Розбахтеевых.


Думаю, Караевых надо искать также и по Свияжскому или Казанскому уездам. Даже есть некий Шабай Енбохтин.

 Был и у наших соседей один из  основателей д.Карга с фамилией Караев. Это Ивашка Караев. Может быть, поэтому  существует  предание, что Шоба бабай, Кучкай мурза и  Карий бабай  основали   одновременно соответсвенно дд.Шубино, К-Пожарки и Карга.

Какая есть вообще информация по Караевым..

 

С учетом вышеизложенного, схема  представляется таким образом. Понятное дело, годы рождения ориентировочные.

Почему у Янбохты Караева есть сын именем Семай нетрудно догадываться, потому, что именно Акбулату Бикбаеву  достались поместные земли Семая Уразлеева после смерти последнего. Но и у Акбулата отмечаем одного сына с именем Кудей(Кадей) и  сына у Кудея с именем Уразай.
После анализа множества  имеющихся у меня архивных документов, прихожу к мысли, давать имена в честь уважения близким, было распространенным явлением. В данном случае, тем более, Семай Уразлеев  видимо  умер или погиб относительно рано.

Продолжение по Караевым читайте также ниже.

 

 

Исен Богданов. В той же Писцовой книге 1624г, среди новиков 1638-1640 годов, отмечен Исен Богданов(170чети). Если он точно наш, а это  вероятно так и есть, то о нем уже чуть конкретнее знаем по статье   Связь потомков у служилых.

 

В той же Писцовой книге 1624г авторами отмечено, что в своем завещании Иван IV, говоря об «Алаторе с волостми», писал, что «аз сажал детей боярских на диком поле». Кое-кто закрепился в уезде (Порецкий), часть вернулась в Арзамасский и другие уезды. Так было и с вышеназванными деревнями, которые в 80-е гг. XVI в. заселили служилые татары и мордовские мурзы. В частности, 10 мая 1587 г. алатырец Дмитрий Аристов отмежевал идибердеевским мурзам Пецаю мурзе Маметову с «товарыщи» (7 чел.) пустошь арзамасцев Федора и Григория Рындиных 400 четв. в поле. На месте старой возникла новая деревня Рындино. На межевании присутствовали мурзы д. Старой Тургаковы, которая в свою очередь возникла на поместных землях детей боярских Т. Мишукова, М. Тоболина, А. Сарыкова и С. Фаладьина. Князь Баюш Разгильдеев с его деревней Княжой появился после 1587 г…».

 

 По писцовым книгам 1623-24гг, указаны помещики,  прежде жившие на месте  нашей будущей деревни Шубино :

Недобрый и Меньший Патрекеевы дети Провоторхова
Дружина Пересекин
Нефед Ключников
Неустрой Арбузов
Невежа Брюхатов
Ширяй Пушкин(или Пущин)
Иван Лавров
Иван Нечаев
Андрей Васильев


Многих из них, во всяком случае представителей из этого рода, можно найти в работах у историков.

Надо думать, что  помещики из этих   родов  имели земли(поместья) и родственников  еще и  в других  уездах.
  Можно привести много примеров. Из всего многообразия статей в Интернете по этой теме, можно  привести хотя бы  2-3 примера:
http://www.simbir-archeo.goroda/alatir/17.htm
http://www.simbir-/17vek/arshiv/16prilojenie.htm 
http://www.simbir-archeo.12zarskie.htm

-------------

Взять тех же трех  помещиков  по нашей деревне: Ивана Нечаева, Андрея Васильева и Патрикеевых.. Заранее отмечу, это всего лишь 3 примера.

Что касается фамилии Нагаева (Ногаева), то среди основателей  нашей деревни в  списке 1602г  был  служилый татарин Тулуш Ногаев. Он в списке 1624г как Нагаев.  Есть и служилый с фамилией Нонаев(Нанаев).


Вообще, был в тот период, в начале 17 века в Алатырском уезде один служилый   Мамеш Ногаев из Ендовища (Васпомры), также  был еделевский мурза Момкай Ногаев. Некоторых Нагаевых( или Ногаевых)  мишар можно посмотреть здесь Нагаевы.. Именно в конце 16 века они стали дворянами.


С метрическими данными как "Андрей Васильев" может быть много вариантов. Но почему-то в первую очередь думается о Нармацких. На сайте в других  статьях как-то отметили уже, где идет  земельные споры у шубинцев  с Нармацкими.   По писцовой книге Казанского уезда есть личность того раннего периода    Андрей Васильев сын Нарматцкий.

Эти моменты тоже интересны, и тоже требуют отдельного анализа.  

Даже среди Патрикеевых отмечаются служилые татарины. Правда, может быть, они -  мордовского происхождения.

 

Вопросе поиска предков основателей нашей деревни представляют  интерес фамилий и имена служилых татар за начала 17 века  с Казанского и Свияжского  уездов. Они изучаются.

  Вот например, от этой Казанской писцовой книги   Именной указатель . Интересные татарские и чувашские  имена. Также интересно совместное проживание служилых татар и чувашей, служилых татар и мордвы, двойное название населенных пунктов. Есть там, например,  даже  некий Ишай Айтуганов. Точно так называли  внука нашего служилого  Уразая Розбахтеева.  Надо думать, они- тезки, и оба жили в первой половине 17 века. Но там есть и другие интересные фамилий, в том числе крещеные татары  и фамилий, характерные для нашего края. Например,  Нармацкие, Онучины т.д.
 

Тогда, действительно, надо думать, что часть служилых и русских помещиков могли вернуться обратно в Арзамасский уезд, а часть - перейти на другие уезды, в том числе и на Свияжский, Курмышский. В итоге, представители одного рода "рассыпались" по разным уездам.
----------------------------

 

 

О совместном проживании служилых татар и чувашей в одной деревне  я не просто так упомянул выше.

  В переписи 1719г  по  д.Шубине, полученной мной в РГАДА, в нашей деревне во дворе  Ибрагима Мастрюкова 1639гр,  проживал некий дворовый член Айгильдя Багильдеев1674гр. Его семья, а потом и  потомки  проживали постоянно в Шубине, и  они указаны в каждой переписи вплоть до  1866г , а потом   и в уфимских документах за 2-ую половину 19 века.

 И особенно интересным, полученном от Рафаила Вахитова( историк-любитель) является то, что в « Списке служилых Алатырского, Курмышского и Темниковского уездов служилых мурз и татар переписи комиссара Ивана Левашова….» в 1718г, по нашей деревне Шубино указан тот же Айгильда Байгилдин как работник, а также работники ясашные чуваши деревни Четай, Курмышского уезда Алешка Маметев 1688гр, и его родной брат Демка.


По тому же списку И.Левашова, во дворе шубинца  бекешевца Мустая Сулейманова1671гр   жил ясашный чувашенин Иштек Илтуганов 1658гр с сыновьями Ишуткой 1693гр и Першуткой 1698гр.

Там же, в том же списке  у И.Левашова по д. Шубине  указано, что  во дворе шубинца Сеита Тилмаева1691гр кроме членов его семьи указан чувашенин Тохтар Байгишев 1658гр.с сыном Бикбатыром 1703гр из
д. Хотяшево, Ядринского уезда.

Поясняю.  Мустай Сулейманов – это потомок Бекеша Уразбахтеева, а Сеита Тилмаева можно отнести к потомкам Уразая Розбахтеева, т.е. его внука Ишая Айтуганова. Может быть шубинцы имели какую связь с Свияжским и Курмышским уездами?


Всё это интересно конечно, и требует дополнительного анализа в будущем, в том числе и личностей.

Орлов А.М. отмечает, что чуваши проживали в деревнях Базлово, Петряксы, К-Пожарки. Помнится его одна  статья на газете «Туган як», где  говориться о том, что в деревне К-Пожарки  жили чуваши. По-моему переулок до позднего времени так и назывался «Чуаш дур»(если не ошибаюсь).

 

Для ответа на вопрос : как эти чуваши из  вышеуказанных уездов оказались в Шубине, К-Пожарках и т.д, тоже требует дополнительного  анализа.

 

 ------------------------------------------------

Нужно ли и стоит ли  начать поиск  предков  Шоба бабая - основателя нашей деревни Шубино, сам не уверен. Но, тема - очень интересная.
Сложность есть в том, что не всегда имена и фамилии служилых в документах написаны  строго в одном варианте.

 

Искать  предков  Шоба бабая  надо с учетом некоторых моментов:

1. Шоба - это имя или прозвище. Если это прозвище, то с кем или чем связан. Есть варианты.

2. Искать нужно  с учетом других служилых -основателей  нашей деревни, и служилых других соседних деревень. 

С учетом того, что наши основатели деревни  прибыли не только из мещерских мест (Касимово, Кадом, Темников и т.д.), но и из подмосковья, Кавказа, даже из Крыма.

3. Искать Шоба бабая , может быть, надо еще с учетом возникновения близрасположенных деревень Чуфарово и Яново, с учетом имен и фамилий основателей этих деревень.

Историк Сенюткин С.Б. в своей работе отмечает, что Шоба - это должно быть прозвищем у Бекбулата, а по Орлову А.М. : Шоба - это возможно сын у Бекбулата.

 

С учетом  самых первых списков служилых, Шоба может быть  именем  отца у Бекбулата. Почему? Сколько пришлось читать "имена- фамилии" служилых по разным документам, да и конкретно в документе 1611г, везде пишутся сначала имена, потом фамилий. Поэтому логично: фамилия должна быть как Шобаев или Шобанов (Бекбулат ).

Может быть, у   Шобы(Шобана) имя по тому, что  родился он в месяце шабан(шәгъбан).

 

Интересен также тот момент, что наша деревня к1611г, т.е. через почти 10 лет от момента основания,  не имела еще конкретного названия. Напрашивается: почему за это время не вошло в обиход названия дд. Шобино(Шоба иле) и Кучкаево. Они так не назывались еще    в  документах начального периода.

 ---------

Вариант прозвище.
Если это  прозвище, то  им мог быть  Бекбулат Кильдеяров.

По разным документам мной найдены несколько служилых Кильдеяров(ых), но их пока нет возможности связать с нашим шубинским.

 

Может быть,  произвище  Шоба  связано с местностью, где прежде жили   предки Бекбулата Шобы.
Возможно также Шоба в смысле значения "жребий"( шоба) . "Жеребей" - именно так настолько часто пишут дьяки в Писцовой книге 1623-24гг при распределений земель между служилыми разных деревень.

 

Пожалуй,  нельзя однозначно  допустить, что Бекбулат  Кильдеяров  - это есть Бекбулат Шоба, т.к. Бекбулат  Кильдеяров еще в списке 1602г указан как служилый, а Бекбулат Шоба при размежевании в Чуфарове  в 1611г   не указан  как служилый.

 

Можно допустить, что Бекбулат Шоба(ев)  обосновался раньше, чем прибывшие в 1602г служилые татары, и он  мог участвовать при размежевании в 1611г  как самостоятельный, т.е. от своего имени. Тогда его можно рассматривать даже в паре с Семакаем Араповым, т.к. последний тоже почему-то долгое время отказывался быть в ранге служилых.
---------------

 

 

Если анализировать по фамилии "Кильдеяров" в пределах информации  Писцовой книги 1623г по Алатырскому уезду вообще, то там указаны двое новиков, взятых на учет в 1640-1641гг :
1.Кельдеяров Ишмамет мурза Теребердеев(250чети)
2. Кильдеяров Елыш мурза Болушев ( 200 чети).
К сожалению, они не указаны: из какой деревни.


По Ишмамету предстоит анализ, а по Булушеву есть некоторый интерес, т.к.  в нашей деревне в период 1623г был некий "недоросль Алмаско Булушев" шести лет. И на него жеребей двор помещиков. Отмечено, что за этим несовершеннолетним Алмасом 64 четвертей земли. Там же указано, что окладом не верстан. Надо думать, по возрасту еще не подходит.
 Но, вопрос: чей он сын? И почему 6-летний Алмас тоже участвует в жребий? Как зовут  отца у Булуша?

 

Значит, в дальнейшем, при  анализе по Кильдеярову   надо попробовать искать двух вероятных братьев : Бекбулата и Булуша ( Кильдеяровых).

 

Вообще, в начале 17 века, в документах отмечается еще Кудаш Кильдеяров, кадомский татарин, точнее Кудаш сын князя Богдана Кильдеярова.
Имя Богдан непроизвольно ассоцируется с нашим Исеном Богдановым(Богдавым), который вместе с Бекбулатом Шоба были в 1611г в Чуфарове при размежевании как представители из нашей деревни.

Есть еще интересная информация такого характера из интернета:

Князь Кудаш Кильдеяров, кадомский татарин, сын князя Богдана Кильдеярова. В 1612 г. король Сигизмунд III, уходя из под Волоколамска, отпустил «в войну» отряд «литовских людей с полковником с Яцком тысячу человек». В Кадомском уезде этот отряд встретил князь Кудаш Кильдеяров во главе кадомских мурз, и «тех литовских людей кадомские мурзы, князь Кудаш с товарищи, побили» [63]. Он упоминается в пошлинной книге Печатного приказа 1613 г. [64], в Расходной книге Устюжской четверти 1619/20 г. за князем Кудашем Кильдеяровым записан четвертной оклад «за Можайскую службу 126-го (1618) году, и за отход» [65].

 

В связи с д. Чуфарово есть интересная информация в интернете, нажмите  Чуфарово..  .
Там же,  прилагается 2 карты для легкого восприятия текста и населенных пунктов. Стоит их запоминать.

Чуфаровы, как выходцы из Казанского уезда, изучены в контексте с вышеуказанным Шебаем Енбохтиным из Казанского списка. 

 

Кроме Кудеяра Чуфарова и  одноименных населенных пунктов, в  процессе изучения  имен  Кудеяр, Кильдеяр и т.д., приходиться часто сталкиваться с интересными статьями в Интернете. Для себя таким считаю статью, где речь идет об именах «Кудеяр-Килдеяр»,где рядом с великими личностями упоминаются имя Кудеяр и одна из татарских деревень нашего края –  д.Пара. Нажмите Правда об атамане Кудеяре (заголовок об атамане Кудеяре).

 

 

Пока нет дополнительной информации по Кильдеярову, возвращаюсь повторно к Разбахтею и Янбахтею Караевым, которые указаны среди шубинцев в Писцовой книге 1623/24гг.
Найден населенный пункт Лепня Арзамасского уезда, куда был "приписан"  наш  Уразбохта Караев.
Теперь же, этот населенный пункт в составе Гагинского района.Нажмите
Ляпня: Гагинский район

 Эта деревня у меня ( у нас)  ассоцируется с д.Какино,Гагинского района. Именно туда в начале 17 века переселилась мордва, жившая прежде на месте нашей деревни Шубино, нынешние жители которой до сих пор держат обиду на шубинцев и  недолюбливают нас.

 

Прилагаются   Карты Гагино..

 

 

В   ЗАПИСНОЙ ПОШЛИННОЙ КНИГЕ (27 февраля - 12 августа 1613 г.)  находим.

Лист 383. Запечатана грамота в Казань по челобитью Шабайка  Енбактина на Пактыгейка Мёлеева и на Зыгоча Шенбачина о управе. Пошлин полполтины. Взято.

По этим личностям тоже идет поиск. Имя Пахтыгейка,думаю, это Бахта(кильде) или Бахтияр.

 

В контексте с этим, есть еще один интересный момент из жизни служилых нашего края.

Между деревнями Камкино и Грибаново Сергачского района есть деревня Мамешево. По работам историков нашего края известно, что камкинцы называли эту деревню «Мямеш иле» по аналогии с нашей деревней «Шоба иле».

Ниже речь идет о внуках одного из основателей д. Камкино(Сергачского района)  камкинца Розбахтея Телевлева и об их родственниках - Мамеше Карамышеве с братом Байберя.

 

Как пишет Орлов А.М., основатель  деревни Мамешево Мамеш Карамышев, согласно «Выписям из отказных книг и по царским указным грамотам на поместья служилых татар в Чебоксарском, Арзамасском, Алатырском уездах», в 1633 году выбыл в Свияжский или Казанский уезд.

Для наглядности можно добавить и такой момент по работе того же Орлова А.М.:

«…..Участие татар края в борьбе за восстановление западных земель продолжается и в 1630-е годы. Для участия в походе на Смоленск производится мобилизация всех служилых татар. О некоторых подробностях этих сражений мы узнаем из материалов по арзамасским служилым татарам.

Известно, что татары сыграли большую роль в смоленском сражении 1639 г. Поражение русского войска в нем не умаляет героизм и страдание воинов. Царь распорядился отметить татар особыми вознаграждениями. В числе отличившихся были сыновья Богдана Розбахтина, возглавившего движение за возвращение камкинцев на свою старую родину в начале века – Янбулат и Еникей. Об одном из них в грамоте говорится, что “находился в осаде, всякую нужу осадную и голод терпел, в полоне (плену) Смоленске в тюрьме видел и из полону вышед ко государю к Москве и языки имел и ныне Янбулат и Еникей в государстве службе служат, зимние и летние службы вместе без выезду”. Исполняя указ царя, им пожаловали поместья отца и их двоюродного брата Мамеша Карамышева, переселившегося в Казанский или Свияжский уезд».


Также известно, что Мамеш имел брата  Карбыша Карамышева,который был  одним из солеторговцев в Нижнем Новгороде.

Если это действительно так, то стоит задуматься: как мог в начале 17 века один из представителей служилых татар  стать"бизнесменом"?. Кто его уполномочил? 
А не жил ли этот род изначально  где нибудь в Н.Новгороде или в Казанском уезде?  Как например, род наших соседей -Чуфаровых.

 

Надо попробовать искать дальше Телевлея и Карая. 


Может быть, в процессе поиска будут дополнительные,более весомые сведения.

 

 

 

М.Максут.                      10.10.14г


     Продолжение темы  №62. 17 век. Связь татар нашего края..






              

Новый сайт http://mmm20021961.jimdo.com/

 Старый сайт  Mmmm20021961.narod.ru

 

 


Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music файл 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music файл 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music файл 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 аудио файл 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 аудио файл 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.