НАШ КОНТАКТ ЧЕРЕЗ   405 ЛЕТ.

    Месяц «июль». Чем обычно ассоциируется этот месяц у меня.
Это, конечно же, солнечное лето, период отпусков, встречи с друзьями, я в гостях или  встреча гостей, работы  на кладбище, но и отдых разного характера.
    В то же время, не менее интересным для меня является и тот факт, что  в 1602-1603г, а потом повторно, после  известного в нашем крае события –  сражения против ногайцев в 1612г,  основатели нашей деревни Шубино  «
7121[1613] – го июля в 20 день били челом государю…….»  с просьбой : утвердить их в правах  на свои  поместные земли.  С тех пор прошло 405 лет.
     Поэтому, и эту дату не хотел бы оставить без внимания, в связи с чем  призываю  односельчан  еще раз  вспомнить наших общих предков. Пусть не разрывается  связь поколений.
      В связи с этой датой,  написана небольшая статья, где я в контексте связи   между основателями дд. Шубино, Карга и К-Пожарки, Пицы, привожу примеры родственности между основателями деревень.
      В то же время, здесь, дополняю некоторым шубинцам  прежде написанные им родословные новой информацией об их родах.
      К сожалению, аналогичные даты пока не удается отметить какими-либо общими мероприятиями в селе, ну, может быть, в будущем. Надеемся.

Будут отмечены также некоторые другие общие моменты. Думаю, все здесь так и так взаимосвязано.
---------------
      Отталкиваясь от того предания,  что между  основателями  наших деревень  К-Пожарки, Карга и Шубино,  могли быть родственные связи изначально  по их отцовским линиям, излагаю следующие моменты.
      Родственность особенно была  между основателями дд.Шубино и Карга, а связь этих 2-х деревень с основателями д.К-Пожарки можно допустить пока только теоретически, т.к. нет прямых доказательств из-за отсутствия полного списка основателей д.К-Пожарки.
      В то же время, читая  ревсказку 1718г  по д.Пица, изначальная родственность у некоторых основателей  каргинских  и шубинских была и с основателями (основателем)  д.Пица.

     Как известно, в день вручения грамоты на землю  или поселения основателей д.Пица в 1610г,  приглашены были  как гости  также и наши шубинцы. Естественно, были прочтены молитвы. Естественно, не рядовыми религиозными людьми, а  абызами из знатных родов. Почему из знатных? Как известно из работ Орлова А.М., некоторые или многие пиценские татары как-то связаны с  представителями  г.Касимово или касимовскими местами.  Поэтому,  поселение  основателей д.Пицы произошло в торжественной обстановке,  в присутствии  в том числе  татар Шубина Усада.
     Кто мог участвовать в этот день из шубинских татар и вообще - тут и не надо долго думать?  Из гостей  как минимум:  пожалуй, самые почетные гости  все братья шубинские и каргинские Караевы, Урусовы, Кудашевы, Нонаевы, Мамешевы  и т.д. Можно только представить, как прошел этот праздничный день.
-------------
     Теперь ниже, показываю, как в разных деревнях обосновались  родные  братья и  какова была между ними родственность вообще:  
1.шубинские Уразбахты, Янбахты, Сепая Караевы и каргинские Ивакай,  Розгильдей  Караевы-  о них я уже отметил в предыдущих статьях.
2. шубинец  Милуш Толубаев и его брат каргинец Кудайбердя Толубаев.
3. вероятные братья каргинец ( он же потом шубинец) Ижбулат Кудашев ибн Кунеев  и изначально шубинец Токбулат Кудашев.

4. шубинцы Оска и Токбулат Урусовы, каргинец Тулуш Урусов  и пиценец Умряс мурза  Урусов. Последний по ревсказке 1718г имеет сын  Шабана мурза 1678гр. Но, не исключено, что он прибыл на каком-то этапе. Тем не менее. Даже имя схожее с нашим Шоба бабаем.
--------------------
     Написав вышесказанное об основателях  д.Пица, попробую  анализировать происхождение (социальный статус), связь с Касимовым.
     В частности, уважаемый  Орлов А.М. упоминает  в контексте с  д. Пица  о  последнем касимовском царевиче Сеит-Бурхане – правнуке сибирского хана Кучума.
     Раньше с приставкой  «Сеит»  обозначили родственную связь личности с нашим пророком Мухамедом( Ходайны
ң Җәннәте һәм рәхмәтләре булсын иде Аңа. Амин).
     Более полно о истории д.Пицы от Орлова А.М. напишу отдел
ьно ниже, оставлля здесь  один  вопрос для себя  для его  изучения : мог ли кто из наших основателей деревни Шубино быть в таком же статусе, как  пиценские?
 Ответ: Такими же или близко им  по статусу могли быть наши  Караевы. Такое смелое высказывание подсказывает мне общие сведения об этом роде, что написано на сайте у меня, но и вообще данные из  интернета по  этому роду. Ниже, вернусь еще к  вопросу “статуса”.

-----------------
     Пока,  кому было написаны родословные в мае-июне месяце, пусть будет это как дополнение.   
      Среди множества раскрытых имен и фамилий служилых по д.Шубино  и  определение их  родоначальника  по  архивным документам, есть несколько затруднений, где сложно определить происхождение  3- 4 –х  семей, которые являются предками некоторых  сегодняшних шубинцев. Родословные у них в руках.
 По ревсказке 1718г  записаны  4-5 семей  так компактно, друг за другом и  вокруг семьи (хозяйства) абыза (муллы) Кадермета Баймаметева1669гр – потомка  одного из основателей  д.Шубино  Сунчалея Кучукова.

     Вообще, в ревсказке(переписи) 1718г  по д.Шубино после предков  1
 Предки и потомки у Ахтямова Якупа (Айнислямовы, Андержановы, Халилуллины).

        идут нижеуказанные « семьи во дворах и в отдельных избах».
Всё правильно, к западу от участка Айнислямовых были уже кладбище аборигенов, т.е.  местной мордвы.
----------------------
     Вот ниже перехожу к этим семьям,  перечисляю дворы и семьи: кто с кем и в каком дворе жили (пропуская детей и внуков в семьях).

 

Двор №1 по ревсказке 1718г.

 

Во дворе Ишмамай Ишмаев 65 лет (1654гр), у него сын Юноска 13 лет (1706гр).
У него во дворе в другой избе живет
 
Акбулат Минеев  80 лет (1639гр), у него пасынок Ибрагим Мамоделеев 35 лет(1674гр).
да  племянник Асяйка Черкасов 18 лет, (1700гр).

-----------------------------------
Объяснение по двору №1. В последующей  ревсказке 1744г  Ишмамай с сыном уже «изчезают», т.е.  не указаны. Неизвестно, что стало с ними. Есть только версия: может быть, Ишмай  связан с каргинцем  Ишмаметем Чиникеевым, т.к.  в Шубине есть основатель Кудаш Чинишев, потомки которого   в Шубине тоже «теряются», их уже нет по Писцовой книге 1624г.
---------------
Акбулат Минеев является  племянником основателя д. Шубино  Алекая Мамешева.
Ибрагим  является сыном Мамоделея  Бигаева. Если еще конкретнее, то  правнуком основателя деревни  Бейбарса Акманова.

Предок у Асяйки  Черкасова точно не установлен.
Из этих 4-х  семей с этого двора  есть потомки по мужской линии только у Ибрагима Мамоделеева, у которого  родился единственный сын и  есть сегодняшние потомки, род у которых изучен достаточно хорошо.
-----------------------
     Акбулат Минеев дожил до глубокой старости, и свою землю передал  жителю «тубен оч» Ижбулату Мосееву (Мусееву) 1659гр.  И Ижбулат Мосеев 1659 гр  определен как потомок одного из основателей деревни  Уразая Уразбахтеева сына Караева.

---------------------------------------

Следующий общий двор №2 по переписи 1718г.

во дворе абыз Кадермай Баймаметев 50 лет(1669гр) со своей семьей......
на том дворе в другой избе  живет Аллагул  Чинаев 60 лет(1659гр) со своей семьей..... 

---------------
    Объяснение. Они живут  рядом, и написано, что  «во дворе абыза Кадермета Баймаметева в другой избе живёт татарин Аллагул Чинаев……».
     Предком Кадермета является один из основателей д.Шубино  Сунчалей   Кучуков ориентировочно 1570-х гр.
Некоторые сегодняшние  его потомки  указаны в разделе 
« РОДОСЛОВНЫЕ», но большая часть пока невостребована его  сегодняшними потомками.
    Часть потомков Кучукова переехали в Уфимский уезд, и там сохранились, в частности в д.Терюш, Буздякского района, Р.Башкортстан.
     Именно поэтому, то хозяйство(участок), где жили некоторые  сегодняшние потомки рода Сунчалея Кучукова, называют еще «Терюш йорты», и это от того, что предки у них  имели  родственников в далеком Уфимском уезде.

А кто жил в том шубинском «терюш йорты»? Со слов  Сябитова Жиганша абый: там жил  Камалов Юсип. Человек знатный. Его или его сына Юсипова Умяра, о котором я указал в статье , наывали « колхоз төзүче- строитель кохоза”.  Умяр абый был женат на Мяфтюхатяй, и у неё дочь Афия апа вышла в замуж за  Камалова Рахимжан абый ( бадяу) , и повторно за Хамидуллина Умяр абый(комбайнер). Здесь хочу отметить все время повторяющиеся перекрестные имена. И здесь Камалетдин(бадяу) и Камалетдин( свекр Мяфтюхатэй” . Пожалуй, теперь уже знаю: почему моя бабушка Сярбижан 1914гр так по родственному жили с Мяфтюхатэй, которую лично хорошо знаю. Об этих моменьтах я указал был в статье №102  Жители югары оч.


 Послевоенные годы, со слов Сябитова Жиганша абый,  именно в этом хозяйстве « терюш йорты» нашли  ржавые уже  саблю и щит и сдали в Нижегородский музей.
Хозяйство Юсипова Умяра расположено рядом с «Хужа нэселе», т.е. Сяубановыми Хайрулла, Зарип, Арифулла, Бедретдин. Почти уверен, они со строителем колхоза  Юсиповым Умяром имеют одного и того же  родоначальника. Часть их родственников, возможно, находятся  рядом  с  « Тякайныкылар», что около клуба между переулками
« моркоп тыгырыгы» и « кецеркэн тыгырыгы». Как видим, Хасянова Муршидя апа Халил кызы и Арифулла Багаутдинов  опять.
Те, которые около клуба жили, там и есть односельчанин по имени «Хажибай, Хожибай».

     Малая часть  о потомках  Сунчалея Кучукова  есть в статье
 №23 Род Гафаровых. ,   большая – невключенная, сохраняется  на флешке, и там в основном  указаны родословные  жителей «югары оч».

  Попадание жителей « югары оч» в лице предков Гафаровых на каком-то этапе, не сложно объяснить. Они  состояли в родственных отношениях с внуками или правнуками Уразая Уразбахтеева после браков между представителями 2-х родов.
   Один из потомков Уразая  Уразбахтеева – это Жафяров Хайдяр абый(йохом). В его роду был еще некий Искандер Мукеев 1711гр, который возможно женат на дочери Тоиша Аллагулова ибн Чинаева – на девушке Уразбей Тоишевой 1702гр. Искандер Мукеев даже подарил  небольшую  часть своей  земли потомку Аллагула Чинаева – Бархату Мурсалимову 1748гр.  Вот потомки этого Бархата имели очень большой вес в деревне, в том числе до сего времени . 


     С потомками одного из основателей  нашей деревни Сунчалея Кучукова – всё или почти всё понятно.
      А вот определить предка Аллагула Чинаева – есть затруднения. Жители или служилые Чинаевы по ревсказке 1718г были и в д.Карга. В ревсказке последней семьей указан Мурат Чинаев 35 лет( 1693гр), но по годам,  он, скорее всего, не сходится с нашим шубинским Аллагулом Чинаевым 1655гр.
      Известны еще 2 служилых татарина  по списку 1680г. Это 
Нагаш мурза Чинаев сын Тебиков и Чинай Ишанов сын Ишеев, но  нет возможности   связать  их ни с нашим шубинским, ни с каргинским  Чинаевыми.

     За то имеется один архивный документ, где указано, что у потомка Сунчалея Кучукова  в лице отца вышеуказанного абыза  Кадермета-  у Баймаметя Тиманаева  21 четвертей земли через суд перешла к некоторым медянцам. Считайте, половина поместья у одного служилого.  Значит, возможно, имеется какое-то родство между ними и медянцами..
     После анализа замечательной  работы  Сенюткиной О.Н. по истории д.Медяна, становиться известно, что  действительно, одним из основателей в 1674г д.Медяна указан  некий  Тимай Чинаев сын Сунчалеев. Надо думать, этот служилый с высоким статусом, если указан по имени деда еще.
Этот вариант более реален,  как предок для нашего Аллагула Чинаева.

---------------------

Следующий  общий двор №3 по переписи 1718г.

Молка Кунеев 56 лет(1663гр), у него сын Тимук 18 лет ( 1700гр)
 да пасынок Эвгикайка Ивакаев 30 лет(1688гр).
В другой избе живёт Юнейка Мусеев 35 лет(1683гр)
и  у него сын Мигдей 5 лет(1714гр).

-----------------------
Объяснение. Надо думать, они - родственники, и, возможно, троюродные. Обычно, двоюродных, конкретно указывали еще  в ревсказках как « двоюродные», а вот троюродных - не встречал.
     Это тоже  представители знатного рода, статуса, т.к. есть архивные документы, по которым можно сделать заключение о том, что они тесно связаны  родственными связями с каргинскими родами в лице правнуков основателей  либо Розгильдея Караева или Давлеткильдея Тиманаева. Знатный, значит, либо мурзинский и (или) муллинский, т.е. религиозный.  Ниже отдельно укажу варианты.
     Здесь Мигдея Юнеева  1714гр  указал специально. Только недавно написал одному шубинцу его расширенную родословную, который  является прямым потомком  Мигдея Юнеева. У Мигдея  есть  внук Салих Умяров 1798гр, который  является шубинским муллой.
     Из этого же муллинского  рода девушки вышли в замуж за  представителей из моего рода, и один из них связан  с представителем из моего  рода -   Азизом Мулюковым ( пани Мустафин Осман абый  линиясы) . Получается,  потомки Уразая Розбахтеева  женились или  же  выходили в замуж за своих дальних родственников.

--------------------------

Следующий двор №4 по переписи 1718г.

Во дворе семья Ерлегая Сафарова 70 лет(1649гр) с указанными там детьми и внуками.

Объяснение. Ерлегай Сафаров живет  в отдельном дворе и собственной  избе. Он является потомком основателя деревни Шубино Сунчалея Кучукова, т.е. родственником того же абыза Кадермета Баймаметева.

------------------------------

И последний, кто указан в ревсказке 1718г - это двор №5 по переписи 1718г.

Мещеряк Чапкун Сюндюков 70 лет( 1649гр).У него сын Муртаза 20 лет( 1699гр), Уразка 25 лет( 1694гр).

 

Объяснение. Дал уже в статье №6 Поиск шубинского татарина..

 

 Его предок не определен. Сюндюк – это либо потомок Семакая Арапова или даже  может быть Бекбулата Кильдеярова. Не исключен и другой вариант.
----------------------------

Возвращаюсь опять конкретно к двору №3. Пусть это будет  дополнением тем шубинцам, кому передал в руки родословные.

Молка Кунеев 56 лет(1663гр), у него сын Тимук 18 лет ( 1700гр)
 да пасынок Эвгикайка Ивакаев 30 лет(1688гр).
В другой избе живёт Юнейка Мусеев 35 лет(1683гр)
и  у него сын Мигдей 5 лет(1714гр).


Ищем предков Молки Кунеева  и  Юниса Мосеева как  по д. Шубино, так  и по  д.Карга. 

       Есть у меня некоторые моменты из архивных дел, касательно потомка Юниса Мосеева – вышеуказанного Умяра Мигдеева, у которого есть внук – мулла Салех Умяров 1798гр.

      В одном  архивном деле от 1805-1810гг,  а именно ДЕЛО ФОНД 161, ОПИСЬ 109, дело №51 пишется о том, как потомки  служилых, чтобы доказать происхождение у них земельных участков,  представили властям свои грамоты на право земли. Этот документ существует в 2-х вариантах. Первый вариант дал мне по заказу  с прочтением старого текста один знакомый архивист, а другой  дал по заказу – другой вариант. В обоих вариантах речь идет об одних и тех же служилых и земельных делах, только они чуть видоизмененные в записях.
     Сам оригинал документа не читал, а вот второй вариант архивного документа, полученный мной, не дает точного ответа на вопрос: кто же является предком  у  Юниса Мосеева(Мусеева).
      Вот  в этом архивном  деле пишется  на листе 545б  «указан татарин деревни Карга  Сеитбурхан Мосеев ( или Мусеев). Он показывает, что в деревне Шубино за его предком Сюбаем Девлеткильдеевым по выписи 1703г  (есть участок), и этим  участком владеет  Сеитбурхан Мосеев с родственником Умяром Мегдеевым».
      М.Максут. Объяснение. Этот момент немного проясняет ситуацию. Но, ни  по каким документам  по Шубине не указан  ни  Сюбай, ни Сюняй, ни Давыд Девлеткильдеевы, потому, что ни – каргинцы.
     По тексту надо понять, что необязательно  сам Саитбурхан Мосеев  или его предок жили в Шубине, они или купили землю  или им досталась доля от  предка Карая или его сына  Розгильдея или еще от кого.
     Кроме того, там же,  на листе 554 пишется, что «Салават Салеев является потомком Кунея Алмаева». Это почти так, только не прямым потомком по отцовской линии, а через родство  Кунея Алмаева и Юниса Мосеева.
Тогда,  надо уверенно думать,  что они оба являются  потомками Уразая  Розбахтеева ибн Караева.

Там же на листе 546б упоминаются  рядом:  «Кунай Алмаев да Сюняй Давлеткильдиев, Уразбахта Караев». 
М.Максут. Мое объяснение. Эти моменты упоминаются при дележе земельных участков, где  участвовали  шубинец Куняй Алмаев (ибн Розбахта Караев) и каргинец Сюняй Давлеткильдеев.
Но не будем ставить точку. Есть ниже еще документы.
----------------------

     Есть несколько архивных дел от рыбушкинца Каюмова Рамиля, а точнее названия дел, где указана коротко суть дела. Тем не менее, после них появляются следующие ассоциаций.

     В деле 51, в Карге: на  листе 130об. (\3-й части 296-й - см. д.31, л.301) - большеземельный татарин  Исмаил Ибраимов: /л.132/ копии купчих (\л.№ 297) 28.5.1785 от Шубино усаду...
 лист 136 - шубинец после предка Сюнея Девлеткилдеева.

М.Максут. Здесь я думаю «шубинцем» можно назвать  Умяра Мидеева. Но возникает вопрос: шубинец является родственником для Сюнея по отцовской линии, или же  по материнской? Нет однозначного ответа.

Интересный момент.  Если среди потомков шубинца  Уразая и Бекеша Розбахтеевых, а также Сунчалея Кучукова есть первые абызы, то  были ли абызы у каргинцев и в каком роду.
Смотрим перепись (ревсказку)  каргинцев за 1719г. И находим.
Суть (содержание файла не полностью):
    «Двор  Ибрая Давыдова, 1671гр,  в его дворе, отдельно, в соседнем доме  живут его другие братья, а в 3-ем доме - их дядя абыз Тимералей Давыдов. Да, небедная семья –родственники: таких 3-х домных в то время было не так много в Карге и в Шубине.
Надо думать, и Давыд (Даут) является сыном Давлеткильдея. Только вот какого Давлеткильдея?  Тиминеева или Розгильдея  Караева. 
Или же сам Давлеткильдей является сыном Караева ?  Последний  вариант не менее интересней и вероятен. К этому моменту еще вернемся ниже, т.к. другие Караевы жили еще  в Уфимском, Казанском и других уездах.

Здесь написано: Дядя их абыз Тимралей Давыдов 60 лет(1658гр)  У него сын Абдей 28 лет(1690гр) . У него сын Мукмин 10 лет(1708гр).
Это так, в контексте с тем, что внук   Юниса Мосеева  в лице Салека Умярова является муллой нашей деревни в «югары оч». Известно, что муллы были не в каждом роду этот пост передавался в поколениях.
---------------
     Есть еще другое дело от Каюмова Рамиля, где пишется примерно следующее: большеземельный шубинец Умер Медеев после предка из д. Карги Сюнея Девлеткилдеева по общей выписи - на его наследственную часть 12 четв. с осминою; тут же (на основе л.327) - о возражении на то малоземельных поверенного Сулеймана Мукеева по плану и межевой книги, с выдержкой (на основе 3-й части л.328) из межевой книги  18 июня1785г.
М.Максут. Нам неизвестно, идет ли речь о передачи земли только по мужской линии, или земля могла передаться   детям или внукам после бракосочетаний по женской линии.

Еще одно архивное  дело.

л.420 (310) - 9.7 сказка татарской д.Карги татарин СеитБурхана Мосеева (сын Мосея Дорофеева) : владеет он  (в числе прочего) в д.Шубино  после предка служилого татарина Сюняя Девлеткилдеева по выписи  1703 г на 32 четвертей в поле...- у него 8 чети, а  у родственника в д.Шубино Умяра Медеева – 5 чети, в  нашей д.Карги Маняка Мулласалимова - 2 чети с осминою, у Муртазы Мукеева – 8 чети и 2 четверика, Карюка, Ханмурзы и Реима Мурсякаевах (они и  у них есть 3-юродный  брат Маняк Мулласалимов -  тоже наследники Давыда Девляткилдеева) - 8 и 2 четверика ж - копию сего уездного суда дает, там же лист 421 (311) - копия с копии 16.2.1801г  (данной из Васильского уездного суда) выписи 6.1703г, что били челом в  Алатырского стольнику и воеводе Осипу Ивановичу Кафтыреву о промене :  в 1702г служилого татарина  Куняи Алмаев променял служилому татарину  Сюняю Девляткилдееву  после деда Уразбахты Караева Алатырского уезда в д.Шубин  усаде 32 четвертей  в поле.., а тот ему – Казанском уезде  в д.Карге, а по Писцовой книге  Д.Пушечникова и А.Ф.Костяева 162, 163 и 164*S \132-134\ в д.Шубино 60 дворов, и в их числе Уразбахта Караев. 


М.Максут. Здесь еще больше открывается поле для анализа.

1.  Каргинец
СеитБурхан Мосеева (сын Мосея Дорофеева) имеет землю  после предка  Сюняя Давлеткильдеева 32 четвертей. Это почти целый оклад  одного служилого, которое, как видим, потом распределялось между потомками. Часть из них перешла каргинцам, а часть – шубинцам.

2. по содержанию   этого архивного  дела известно, что состоялся промен землями между каргинцем Сюняем Давлеткилдиевым и шубинцем Куняем Алмаевым сыном Уразбахты Караева. 

     
     По работам наших историков известно, как некоторые каргинцы покидали  родное селение и обосновались в разных уездах с  одноименным названием – д.Карга или д. Каргалы. В Казанском уезде действительно была деревня Карга, основанная  жителями д.Карга Алатырского уезда. Особо отмечу: Сюняй Девляткилдеев променял часть своей земли в Казанском уезде. Значит, их родственники или предки жили и там.

    Основной акцент ставим на то, что Куняй Алмаев, который жил в одном дворе с Юнисом Мосеевым – является потомком Уразая  Уразбахтеева. Пусть это будет не 100% доказанным, но с очень высокой вероятностью.

 

 

--------------------
     Связь  основателей дд.Шубино и Карга и кочкопожаровскими  напрямую  не прослеживается, т.к. не имеем  полный перечень служилых татар и документов по д.К-Пожарки, хотя на военные сборы в 1708г  было вызвано 23 служилого татарина. Ситуацию может прояснить только полное изучение  архивных  документов по этой деревне.
   Да,  при  составлении  родословных,   можно «дойти» до Досая, рожденного ориентировочно между 1590-1600г, но и выйти на родоначальника Кучкая мурзу.

-----------------
      Возвращаюсь обещанному вопросу о «статусе и религиозности» Караевых в контексте с  основателями  д.Пица,  а также  наличие  представителей Караевых  в других уездах 

  Считаю  интересным  и такой  момент.
      При составлении родословных к потомкам шубинских Караевых, я на основе работы историка  И.Р Габдуллина , несколько углубляю  родословные шубинцам, указывая их прямую  связь с крымским князем Нарыком Кукусевым. Информация здесь
 (внимание! ссылка там на самой нижней строчке)
  Из истории деревни Тюрюш Буздякского района 

 

 (наши благодарности автору).

 

     Там на  схеме указан еще один сын Уразбахты Караева – это Узей, и он носит фамилию по деду  Кара(Чуры). У этого Узея есть сын Кайбиш (иногда записан как  Кайбис).    У него   есть брат  Асан Узеев.  И у Асана есть сын  Ибрагим
   Так вот, если посмотреть на  ревсказки 1718г  некоторых деревень  Казанской, Ногайской, Сибирской дорог Уфимского уезда,  которые передал мне  уважаемый мной Вахитов Р.Н., то заметим, что:
1. Были  свои сотни   под руководством Ибрая Асанова и  Муртазы Кабышева в дд. Смаково, Бакаево, Сюндюково, Усманово, Курмашево, Наурагов, Досметовой.  Возможно,  еще включались в их подчинение и другие селения, просто не все ревсказки имею.
     Ну, что можно думать об этих людях!? Что могли  сделать  эти 2 руководителя  сотни для  татарского, башкирского, мишарского народа? Частично ответ можно найти здесь ниже.
      В январе 2014г
,  оформляя свою работу №5 Бәхет эзләгәндә... ,
 
, где указал о трудной, сплоченной, освободительной  борьбе  башкирского, казанского и мишарского народов, где они в течение долгого времени во 2-ой половине  17 века и в 1 –ой четверти  18 века ( и не только)   противостояли русским эмиссарам, карателям.
       Вот одно из таких освободительных движений возглавлял Кайбиш Узеев. Почему именно он и кого он защищал? Цель его борьбы?
      По своей храбрости ли, религиозности или происхождению он был руководителем восстания против  русских  эмиссаров, карателей, которые имели цель насильно христианизировать  нерусских народов. Именно, главной причиной  для   восстания  явилась христианизация, и восстание носило “Сеитское востание”, которое по значимости и объему  занимает 2- ое место вообще среди множества восстаний того региона. "Сеитское"  не по имени руководителя, а по статусу, значимости, что оно связано  с участием  высоких религиозных лидеров, которые имели отношение к потомкам  рода нашего пророка Мухамеда.
     Думаю, и  происхождение(статус), и храбрость позволили занять Кайбишу Узееву  определяющее место как руководителя восстания.
     Перенесу любую критику читателя, т.к. не воздержусь  поставить и такой вопрос: не имеет ли Кайбиш Узеев и его род  к роду нашего пророка Мухамеда или  хотя бы к его представителям? Вполне.
    И еще. Можно ли   сопоставить род наших Караевых с  некоторыми родами  основателей  д.Пица, в частности, тем же вероятным вышеуказанным касимовским царевичем Сеит- Бурханом?
      Кайбиш Узеев, как яростный  сторонник Ислама, не мог терпеть христианизацию мусульманского населения.
     Получается, что этот Кайбиш- это внук  нашего шубинского  Уразбахты Караева. Вот возникает вопрос: кто же тогда вообще  эти Караевы по статусу?
Боюсь выдать желаемое за действительное.

      О Кайбише Узееве  можно читать полностью в работе  Ярослава Пилипчука https://realnoevremya.ru/articles/63707-posle-padeniya-kasimova-izgnanie-tatar-s-russkoy-sluzhby

 Вот отрывок:

« …..В августе 1681 г. башкиры начали восстание в западной части своего края, а в 1682 г. у закамских крепостей. Их восстание поддержали мордвины и татары. Возглавлял восставших мулла Сеит. Поэтому в русской историографии это восстание и получило название Сеитовского бунта. Нужно сказать, что это не имя, а титул сейид. Так звали священнослужителей, которых считали потомками пророка Мухаммеда. Настоящее имя вождя было Джафар. Если обратить внимание на конфессиональную политику Русского государства в это время, то для правления Романовых было характерным стремление христианизировать мусульманское и языческое население Поволжья…….Логично, что вождями восставших должны были стать мусульманские священнослужители. Кайбыс Узеев и Аюкай Келиев призывали мишарей восстать против русских. В 1683 г. велись бои и у Билярска. В 1684 г. восстание было подавлено правительственными войсками».

 

     Тогда, наверное, может быть,  не сложно  хотя бы объяснить: почему наше старое кладбище носит название « мазарлар осте». У меня такие ассоциации. Значит, получается,  сын у нашего шубинского  Уразбахты Караева – Узей, не просто руководитель освободительного движения и активный  сторонник религии Ислама, а вообще его род возможно имеет какое отношение  к  представителям  рода пророка Мухамеда, которые находились в том числе  в Касимове.  Нет, не прямой потомок. Как видите, я  пишу осторожно со словами  «….отношение  к  представителям рода Мухамеда». Это разные статусы.

   Свои мысли по касимовскому царевичу Сеит-Бурхану  я хотел бы продолжить еще вот  в таком направлении, указывая  цепочку:
 «  царевич СеитБурхан – царь Арслан-хан Али – сибирский хан Кучум».
Этот анализ  в контексте упоминания историком Орловым  А.М. об царевиче СеитБурхане  и основателей д.Пица.

    
Как известно, после смерти своего отца,-  царевича Арслана Алеевича, его сын  Сеит-Бурхан,  будучи еще маленьким,  в 1627г в  унаследовал его место  в Касимовском царстве. Ему помогала  руководить   мать  (регентство)  Фатимы-Султан-Сеитовна (
Фатима Султан Бике Шакулова ), которая является потомком  пророка Мухаммеда.  Позже  Сеит- Бурхан принял крещение ( не по собственному желанию) и стал называться Василием Арслановичем.
      Орлов А.М.  в своей работе выдвигает  вероятную связь некоторых основателей д.Пица с указанным царевичем Сеит-Бурханом,  я же, как не профессиональный историк,  позволю себе сказать, если даже ошибаюсь, следующее.
     Известно, такие знатные княжеские  роды как Урусовы, Ураковы, имели отношение к касимовским царям и Крымскому ханству.  Как отметил выше,   выходцем  из Крымского ханства был князь Нарык Кукусев- предок Кайбиша Узеева и нашего шубинского Уразбахты Караева и его братьев.

      Может быть, служилые пиценские татары были в привилегированном положении  по тому, что там изначально был некий служилый  основатель  д.Пица (Пица помры) Сюняй Ураков, с другой стороны, как уже отметил, в ревсказке 1718г по д.Пица указан некий Шабан мурза Умрясев сын Урусов 1678гр.
Еще выше отметил Урусовы были в начале 17 века как в д.Карга(Малая Пица), так и в д.Шубино. Боюсь дальше писать: далеко захожу в своих мыслях. Тем не менее.

   И еще. Принявший православие Сеит-Бурхан Арсланович мог ли иметь детей мусульман? Не знаю, но в той же ревсказке 1718г по д.Пица указан Розмамет Васильев 70 лет(1648гр).  Наверное, это простое совпадение, и что этот  Розмамет  никак не  внук  Сеитбурхана (Василия) Арслановича. Хотя, момент  очень интересный. Он записан последним в ревсказке. Обычно это у меня из вариантов того ( ассоциации), что прибыл позже других. Хотя, не обязательно.

     По работам  историков по  д.Пица  известно, что « Новые дачи отводились к юго-востоку от деревни, вверх Пицы и они стали большим подарком для пиценских татар. 
По вероятности, это результат компромиссного решения касимовцев с местными властями - оставить в резерве дикое поле на всякий случай. Такой случай представился после ликвидации Касимовского царства. 
   Орлов А.М. пишет, что  « В 1687 году в Пице-Помре была помещена самая последняя в Нижегородском крае группа служилых татар из 42 человек во главе с Итяем Ахмаметевым».
   Если взглянуть на их ревсказку 1718г, то, там на 2-ой строчке указаны братья Клавля 62года(1656гр) и Алтыш 60 лет( 1658гр) Итяевы. Значит, вот, скорее всего,  у  этого Итяя отцом является Ахмамет.

А  указанный в той же ревсказке  последним Розмамет Васильев назвал своего новорожденного сына  в 1678г тоже Ахмаметем. Надо думать, в честь Итяевского отца – как бы перекрестные имена.
      Вообще, некоторые имена и фамилии  основателей  д.Пица представляет интерес.
Тот же ,например, записанный первым Клавля Утяев.
Вот каково полные настоящие  имена у Утяя и Итяя. Может быть, соответственно  Утяш-Утеган, а у Итея- Итяш, Итеган. Хотя, до конца не уверен, но они очень  важно для одного моего анализа по уфимскому уезду.

И еще . Из интернета. Считайте тоже о наших.
Карачурины.

Потомки казанского Чуры Нарыкова ― героя татарского эпоса «Чура-батыр». Чура Нарыков известен как глава оппозиции хану Сафа-Гирею в 1540-е годы. В 1651 г. князья Караевы. (Кайбиш Узеев, Кузма Мирасев и др.) перешли на жительство в Уфимский у., где основали д. Сабаево (ныне Мишкинский район РБ). В конце ХVII ― первой половине ХVIII вв. часть рода, видимо, проживала в д. Кичуй (видимо Кичуй Адамчи, ныне д. Ерыклы Новошешминского района РТ). По жалованной грамотам 7206 г. (1697/1698 – Г.И.) и отказной памяти 1703 г. среди служилых татар, жалованных землями по рекам Кичуй, Шешма и Меша, где позднее были основаны служилые татарские деревни Добромыш, Юсупкино, Нижнее Абдулово, Старый Багряж–Елхово (ныне Альметьевский район РТ), упоминается Бахтей Сулейманов сын Карачурин. В конце ХVII ― начале ХVIII в. часть рода Караевых переселилась из д. Сабаево в деревни Калмашево (ныне Чишминский район РБ) и Карыш (ныне Балтачевский район РБ). Кроме того, Караевы  проживали и в Пензенской губернии. Известен сподвижник Степана Разина служилый татарин Асан Айбулатов сын Караев, имевший земельные владения в Кадомском и Керенском уездах. В начале ХVIII в. К. известны среди жителей д. Черемишево Саранского уезда (ныне Республика Мордовия).
М.Максут. Кто такой Асан Айбулатов и как он побыл в доме у рыбушкинца Буланки Алибякова читайте здесь:

 

§ 3. Арзамасские, алатырские и курмышские военные...

 

Отрывок:
«….следует отметить события, связанные с появлением в деревне Рыбушкиной соратника Разина Асана (Хасана) Айбулатова. Ранее служивший в полку князя Ю. Н. Борятинского кадомский служилый татарин Карачурин Асан Айбулатов перешел на сторону восставших и примкнул к Разину под Симбирском. Осенью 1670 года он направляется в Москву, имея при себе письмо мятежного атамана к столичным татарам146 (аналогичное было направлено к татарам Казани). На пути следования через Алатырский уезд он останавливается на ночлег в деревне Рыбушкиной у своего знакомого Булана Алибякова: «...Асанка был в Олаторском уезде, в деревне Рыбушкине у татарина у Буланки Алибякова, и из деревни поехал с племянником ево к Москве...» По-видимому, приезд в деревню разинского агитатора, везущего воззвание к татарам-мусульманам, не вызвал никакой реакции ее жителей». (конец цитата).

 

М.Максут. Думаю, Асан Айбулатов сын Караев прибыл в Рыбушкино не к кому –нибудь, а к своему родственнику, а точнее троюродному племяннику. Потому, что по истории д. Рыбушкино Булан Алибяков- это есть сын Узея. У Буланки  есть еще брат  в Рыбушкине    Каплей Алибяков 1678гр. И  по ревсказке 1718г  Каплей Алибяков жил у племянника Искура Абдулова 1692гр.  Там же отмечено, что Каплей Алибяков сошел в другой уезд.
 В смотренном  списке 1643г  указан Алибяк Узеев записан  и имеет 150 чети земли.

Из интернета. Караевы. В переписной книге Ивана Аничкова в 1646-1652 гг. за Девлекеем мурзой Девлеткильдеевым сыном Караевым имелось три жеребья в деревнях Четаево (ныне Чутеево Кайбицкого района Республики Татарстан), Идрязево (ныне Идряс-Теникеево Апастовского района РТ) и с. Куланга (ныне в Кайбицком районе). Пашенной поместной и «примерной сверх дач» земли насчитывалось более 180 четвертей, а сенокосных угодий - 133,5 десятин (2670 копен). Служилые мурзы Караевы проживали в д. Чутеево Свияжского уезда и в первой четверти XVIII века. В конце XVIII в. среди владельцев земельных угодий при д. Калеево Малая Вахта Чистопольского уезда показаны Денис Абдрахманов сын, Темирбулат и Абдулвагап Курманаевы дети Караевы. В XIX в. фамилия Караевых отмечена среди жителей д. Верхние Термы Уфимского уезда (ныне Чишминский район РБ).
М.Максут. Выше я задавался вопросом: кем может быть предком у братьев каргинцев  Сюбая, Сюнея Давлета Девлеткилдеевых, у которых есть в Шубине родственники Юнис Мосеев и Алмай Кунеев. Тот Девлеткильдей может быть сыном Карая.

 

В другой работе пишется: « …. Сущим бедствием для татарских помещиков становилось массовое бегство зависимого населения. В том же Свияжском уезде в 1640-е гг. в с. Кирланга пустые крестьянские или бобыльские дворы отмечены у Алишева Кангилды (один двор), Девлекея Девлеткильдеева сына Караева (три двора). От Досая Аишева сына Баишева сбежали три крестьянских семейства. Карамышев Мамыш из д. Четаево недосчитался сразу шести крестьянских дворов».
М.Максут. С Мамышем  и  его братом Барберой Карамышевыми  тоже уже знакомы, они является по-моему двоюродным братом у камкинских
основателей деревни  Уразбахты и да Сюндюка Телевлеевых. Они  тоже уже отмечены прежде  на сайте. Как известно,  недалеко от д.Грибаново  есть д. Мамешево. Она раньше называлась  «Мамеш иле», т.е. так же по аналогии «Шоба иле». С такой приставкой в нашем крае только 2 деревни носит (носил) назание. №5 Поиск шубинских Караевых..
А вот отцом вышеуказанного каргинских Давыда, Сюнея может быть этот указанный Давлеткильдей Караев из д.Четаевоо и т.д.

 Как пишет Орлов А.М., основатель  деревни Мамешево Мамеш Карамышев, согласно «Выписям из отказных книг и по царским указным грамотам на поместья служилых татар в Чебоксарском, Арзамасском, Алатырском уездах», в 1633 году выбыл в Свияжский или Казанский уезд.
Топоним «Четай» видимо имеет отношение и моей бабушке по линии её матери Фярюза Азиз кызы. Азиз является братом у  предков у того же Жафярова Хайдяр абый(йохом), у которого родоначальником  по линии отца является Уразай Уразбахтеев сын Караев, а по линии своей матери   Канифя Али кызы  в 8-ом поколении,   Хайдяр абый  является  потомком  у того же вышеуказанного Юниса Мосеева 1684гр.  
Моя  прабабушка  Фярюза Азиз кызы  является родственницей Хайдяр абый. И в день смерти моей бабушки Сярбижан  21 августа 1987г,  Аллямов Абдулла абый (аплэй, сыновья  Булат и Ринат) записала в своем дневнике, что « в 21 августа умерла цетэй Фярюзасынын кызы Сярбижан». Вот вопрос и ответ для себя: откуда идёт возможно это прозвище у моей прабабушки. Может быть, от той же д.Четай.

--------------------

Что еще меня интересовало и интересует.

В  контексте знай свой край и достойных людей.
В контексте со статьей,  Сибиряки родом из Чембилея | Республика Татарстан, чтобы узнать: что за предок был у  переехавших в сибирские земли Сулеймановых, специально ездил  недавно и  полистал в архиве РГАДА ревсказки по д.Чембилей за 1744 и 1766гг.  К сожалению, пока не нашел предков Сулеймана бабая. Это чисто исторический интерес: кто же был предком у таких религиозных людей?
Но в тех  ревсказках  нашел, что в середине 18 века некоторые чембилеевцы переехали в Оренбурскую губернию в дд. Усманово и были в подчинении  сотни Дюсяя Искандерова и д. Имелякбаш(Амелякбаш) сотни Клавлина.
------------------------

       Со слов Жафярова Хайдяр абый(йохом): Садек абзый из  д.Куйсуы приезжая в Шубино верхом на коне, через наши  поля коротким путём, сначала посещал наше старое кладбище (Мазарлар осте), и только потом заходил к нашим муллам.

     О Садеке абзый из д.Куйсуы (Овечий Овраг) и  о его религиозном  роде написано довольно немало, но, всёравно, как мне кажется, не до конца. Поэтому, при встрече  с  историком, кандидатом педагогических наук Маратом Ябясовичем  Сафаровым я предложил ему (попросил)  по возможности еще глубже изучить о роде и личности Садека абзый, как он вместе с кандидатом  исторических наук, имам-хатыбом Московской
Соборной мечети Исламом Амировичем  Зариповым  профессионально сделали и выпустили книгу про нашего односельчанина, имама Московской Соборной мечети в г.Москве №122 Имам Ахметжан хазрат..

 

  Да, если хорошо вчитаться, или же изучить архивные документы, можно многого еще узнать о своих предках.

  Вот всё что хотел  отметить в связи с  некоторой юбилейной датой – 405 лет со дня  обращения  наших основателей деревни  20 июля 1613г  к властям с просьбой утвердить их права на поместные земли.
Чем больше знаешь, тем интересней  история своего народа, рода, семьи.   

Какими мыслями заканчиваю свою статью: многие шубинцы заслуживают больших и больших  благодарностей. За последние 10 лет столько полезного сделано в селе- это просто ни в одной деревне нет. Да, это деревня  Шоба иле. Это радует, но   немного огорчает  как минимум  2 момента:
1. Пассивность  некоторых односельчан в общих делах и
2. Недостаточное внимание многих  к своей истории, предкам.
3. недостаточное внимание шубинских мулл к вопросам наведения порядка на нашем кладбище.

Понимаю, наверное,  это статья тяжело для восприятия, но кто уже хорошо знаком этими вопросами, они быстрее вникнут в суть изложенного.

Мои благодарности Лейле Арифуловой за предоставление ревсказок за 1718г по дд.Карга, Пицы.

 

М.Максут. 02.07.18г.

 

 

Файлы из книги Орлова А.М. Их можно увеличить, нажав на них.

 

--------------------------

03.07.18г получена еще некоторая информация от уважаемого Вахитова Р.Н. касательно Кайбиша Узеева поставим на сайт. Мои повторные благодарности ему.

Фонд 1173, Дело 130.  (7206г-1696г).

Лист 28. «7206 г июня в 26 день … били челом Казанской дороги  Дуванейской волости  башкирцы Азейка Кудайбаков, Илметка Урускулов, Бурча Чатанаев, Абычко Удяков со товарищи. А в челобитье сказано в прошлых де годех до башкирской шатости деды их отдали вотчинную свою землю на оброк по той вышеписаной (Осинской?)  дороге по Бирю реке служилым татарам
 Кайбисю Узееву,
 Агилдке Кадикову,
 Байбеку Ахмаметеву  с товарищи и дети и внучата и правнучата…..»,
 а Кайбись  и его товарищи стали на эту землю пускать других мещеряков без согласия башкирцев. Башкирцы просили тех «пришлых» мещеряков (т.е. понаехавших после отводу земли Кайбисю со товарищи) , «выслать вон..», т.к. эти пришлые мещеряки всякое насильство над башкирскими вотчинниками чинят, и борти башкирские с пчёлами стали пропадать.. 

Лист 36.
… Уфинского  уезду Осинской дороги деревни Кулборисовы служилый татарин Кайбиска Узеев в приказную избу сыскан и допрашиван. А в допросе сказал: В прошлых де годех до Башкирской шатости  Уфинского уезду Казанской дороги Дуванейской волости башкирцы челобитчиковы деды Урускулко со товарыщи в вотчинной своей земле по Бирю реке из оброку поселиться деревням Кулбарисовы да Байбакову, кроме Кемеевы, пустили и запись им дали Кайбиске с товарищи 14 человек, что владеть им и детям их, и внучетам вечно, а оброк им платить по 14 куниц на год.
       И в прошлых же годех в Башкирских шатостях те ево товарищи многие побиты и в иные уезды разбрелись. И после де того сталось с ним Кайбыском  товарищей только 6 человек. И он де Кайбиско с теми своими товарищи припустил к себе в тои свои деревни Уфинского уезду тое деревни Елмурзиной служилых же татар Маметку Посморова с товарищи 12 человек по общему их Маметкову с товарищи и ево Кайбисевой челобитью. Кроме де тех вышеписанных мещеряков  Кайбиска с товарищи на тою данную башкирскую пашенную землю вновь не припускивал и записей никаких не давывал. И знамя своё приложил 

Лист 48  и в допросе Маметка Посморов сказал про ту челобитную отдаточную вотчину, что она была на оброке по Бирю реке служилым татарам Кайбиске Узееву, Агилдке Кадикову с товарищи. Пришед он, Маметка, жить тому 27 лет с товарищи своими с
Карпушко Мамяшевым,
Тоишко Урмаевым,
Шаймаметко Байметевым   из Уфинского уезду из деревни Елмурзиной, что против Бирского городка для того,  что де на которой земле они жили и та де земля и усады отведена Бирским стрельцам.  И он де, Кайбиска с товарищи,  их Маметку с товарищи 12 человек поселитца на тое даточную башкирскую землю из оброку пустил, а оброк ему Кайбиске плотят по 7 куниц на год и запись де он Кайбиска с товарищи о владенное тое земли дал  и тое де запись подаст он  Маметка с товарищи в приказную избу. А насильно де он Маметка с товарищи на той башкирской земле не живут и вотчинникам их башкирских насильства никакого не чинят. И борти их со пчёлам в вотчине их пропадают, про то Маметка не знает.

Знамя своё приложил

 

     М.Максут. Если коротко. Кайбиш Узеев со совими 12 –ю товарищами были припущены башкирами на их земли  на определенных условиях  в  дд. Кулбарисово и  Байбаково.
Известно,  часть его товарищей погибли и часть разбрелись.
В то же время,  Кайбиш Узеев  припустил к себе  в деревню Елмурзиной служилых же татар Маметку Посморова с его  товарищями 12 человек.
 Что еще интересно, Мамет Посмуров вместе со своей семьей указан еще в 1720 г по  другому документу  по д. Терюш (Ишмаево тож) Осинской дороги, Уфимского уезда. Он указал, что «…еще его дед сошел в в Уфимский уезд  с давних лет».
      И вот после семьи Мамета Посморова , по д.Терюш указан наш шубинский  Исянбердя Биметев( Баймаметев)  1650 гр ориентировочно  со своей семьей -  они  потомки вышеуказанного основателя д.Шубино Сунчалея Кучукова. Род мулл.
Получается, наш абыз(мулла)  Кадермет Баймаметев  и Исянбердя  Биметев(Баймаметев) являются родными  братьями.  Как уже отметил, поэтому в Шубине есть тоже « Терюш йорты».
      Кайбиша Узеева надо рассмотреть еще в контексте с его товарищами, с которыми он указан в списке. И попробовать поискать его товарищей. 

М.Максут.


Отвечая на вопрос из Гостевой изложу:

 

Если наш  Сюндюк Чепкунов  направлен в Уфу, то  рыбушкинец
( дальний родственник  шубинских Караевых)  Каплей Алибяков  в 1721г вместе с женой и и двумя сынами   находились  в  Заинском  уезде. Об этом  я  нашел   по  файлу от Лейлы Арифуловой,  где указаны  переселенцы.

О Сюндюке Чепкунове можно читать  на шубинском сайте , статья
№16 Общее по нашим служилым...

 

 

 В ревсказке  1718г указан только  сын  Алибяка Узеева-  Каплей Алибяков 1662гр ( дети не указаны) , который  «сошел в уфимский уезд. А его землей владеет  татарин той же деревни Шабай Тяткаев».
Предположительно, он попал в Заинский уезд. Именно там находим по одному документу 1721г .  Поехал ли потом, он  к  поместью  своего  деда   Узея Карачурина  в д.Сабаево – не берусь сказать.  В заинском документе  1721г указаны его 2 сына : Бикул  17 лет и Имангул 16 лет, и жена тоже указана  Аркай Сафарова  50 лет( 1671гр).
В Рыбушкине, после ухода  Каплея Алибякова  в уфимский уезд,  его земли достались  Шабаю Тяткаеву.  Думаю, правильно будет Пят(к)аеву - потомку  Василия Коргашина. Родство между ними неизвестно.
Могу предоставить файлы . Остальное общение  в личных сообщениях.
А как найти книгу Сенюткиной о дд.Большая и Малая Рыбушкино – это очень сложное дело. Если вообще возможно.

27.06.19г   М.Максут.

 

 

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music File 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music File 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music File 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 Audio File 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 Audio File 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.