Поиск шубинского  татарина - мещеряка Чапкуна Сюндюкова 1649гр.


Найдена еще одна потерянная семья наших шубинцев за начало 18 века, которая указана в шубинской ревизской сказке за 1718г, но потом исчезающая в дальнейших ревсказках(переписях) неизвестно куда.  Еще в 2010г в ревсказке 1718г, я его указал как не служилый, а "мещеряк". 
Вся имеющаяся у меня в данный момент архивная информация до конца недоработана еще, но, как стало известно, эта семья шубинских Сюндюковых, как и некоторые другие семьи Алытырского и Курмышского уездов, переселялись  в Уфимский и Казанский уезды еще до 1718 -х годов, а потом их переселяли еще дальше - по разным городам  этих уездов. В частности, как известно по документу 1722г, семья шубинских Сюндюковых упоминается   в одном документе  по г. Уфе или её уезде.
Теперь известно стало и то, что наша деревня еще в начале 18 века называлась Шубиле( Шубилево). Также известна жена 70-летнего Чапкуна Сюндюкова (1649гр)  в лице Уздея Сюнчалеева 1673гр. Дети у них: сыновья Муртаза 1699гр и Ураз 1694гр. Вникаю в суть записанного в документе: “ Чапкун платил рублевые деньги, бежал 23 лет( тому) назад”. За ним же в документе указан мещеряк из д. Караилчи Кадермей Кульметев 1690гр со своей семьей. Попробую искать и этого служилого. Просто само название деревни интересно, т.к. можно трактовать как Карай +ил, т.е. деревня тех наших шубинских Караевых. Хотя, возможно, это уже моя фантазия. Очень рад, что я нашел своих. Почему своих? Потому, что его предки так -и -так возможно связаны с другими шубинцами после бракосочетаний. В нас, в некоторых, тоже течёт ихняя кровь. Во всяком случае, именно так надо думать. Вообще-то, изначально я определил Чапкуна Сюндюкова как потомка Семакая Арапова. 

Суждено или  не суждено было семье Сюндюковых вернуться обратно в Шубино, но теперь можно дальше искать Чапкуна и его потомков.
 Изучаются и другие, рядом указанные с нашим шубинцем, служилые татары. 
Интересно, чем закончится эта история!?


Ниже фрагмент ревизской сказки по д.Шубино за 1718г, где самым последним указан не служилый татарин, а мещеряк Чапкун Сюндюков.


Ниже, в 1723г тот же Чапкун Сюндюков указан в Уфимском уезде с той же семьей, что и в Шубине в 1718г.

Найдутся ли потомки Чапкуна Сюндюкова? М.Максут. 09.01.18г

Всёравно интересны вопросы:
1. Почему и к кому  поехал наш Чапкун Сюндюков?
2. В каком населенном пункте  Казанского или Уфимского уезда он первоначально обосновался со своей семьей?
3. Вернулись ли кто из его  потомков  
обратно в д. Шубино, и что стало его поместьем в нашей деревне?

Именно так, как указано выше, начался мой поиск Чапкуна Сюндюкова и его потомков.
Если указано, что Чапкун Сюндюков еще лет 20 тому назад находился в Уфимском уезде, то где мог он первоначально обосноваться и как?
Думаю, ответ нашел в нижеуказанных 2-х статьях из
сайта ufagen.ru ( мои благодарности), где можно встретить и моего имени.
Вот эти 2 статьи, где указан Чапкун Сюндюков. Правда, имя указано несколько искаженно.

Ноября в 26 день писана запись: Уфинского уезда, Казанские дороги, Дуванейские волости, деревни Кудюшла башкирцы Кусяляк Туганаев с товарыщи дали в Бирску сию на себя запись Уфинского ж уезду, Осинской дороги татаром:
деревни Корышбаш: Шакаю Дасюлееву
 да деревни Байбаковы Елдашу Утееву,
 да Сибирские дороги, деревни Утяшевы Чапчину Суюндукову,
 да Казанские дороги, деревни Байбулатовы Адрезяну Елдашеву,
да деревни Байляр Килметю Байляшеву
 в том: принял я, Кусяляк с товарыщи, в вотчину свою в бортной ухожей и звериные и рыбные и птичьи ловли их, Шакая с товарыщи, которою вотчиною владею я, Кусяляк с товарыщи, Елкичи-Дуваней по обе стороны Белые реки, кроме данного Яшпатина лесу да Иляк арямы. И им, Шикаю с товарыщи, и детям их и внучатом в той вотчине борти делать, и всякого зверя и рыбу и птицу ловить, и хмель щипать, и пашня пахать, и сено косить, и мельница построить, и лес на хоромное строение рубить, где похотят, и владеть в той вотчине бортным ухожеем и звериною и птичьею и рыбною ловлями и пашенными землями и сенными покосы со мною, Косяляком с товарыщи, вечно, и поселитца усадьбою со мною ж, Каселяком с товарыщи, в деревне, и подводы гонять. И с тае вотчины мне, Кусяляку с товарыщи, и детям и внучатам нашим с них, Шикая с товарыщи, и з детей их и внучат имать в помочь великому государю в ясак по 15-ти куниц на веяной год беспереводыо. А буде в той вотчине их, Шикаевы, родственники похотят борти делать, и с тех их родственников имать мне, Кусяляку с товарыщи, в тот же ясак по бещеру моду с человека на всякой же год. А буде о той вотчине учинитца какое спорное дело, и им, Шакаю с товарыщи, мне, Кусяляку с та и а рыщи, во всем помагать, и с тое в отчины мне, Кусяляку с товарыщи, и детям нашим и внучатом их, Шакая с товарыщи, и детей их и ц в ну чат не ссылать, и обиды никакие не чинить, и от всяких своей братьи башкирцев очищать. А буде я, Кусяляк с товарыщи. и дети наши и учата против сей записи, что писано выше сего, в чем не устоим, и у Шикаю с товарыщи, и детям их и внучатом взяти на мне, Кусяляке таварыщи, и на детях наших и внучатах по сей записи за неустойку 49 руб. А ся запись и впредь в запись. А буде они, Шикай с товарищи, с тое вотчины похотят съехать, и им, Шикаю с товарыщи, до хоромного строения и бортного ухожья дела нет.

У тое записи Кусялякова тамга такова [№96]. Толмачил Василей Кондаков. Свидетели: Иван Петров, Яков Зинов, Семен Игнатьев, Тимофей Нагаев, Ларион Елфимов, Козьма Первышевской.

С тое записи пошлин с неустойки по 3 ден. с рубля, за письмо гривна, от записки гривна, за излишные 2 страницы 2 алт.,итого 33 алт. 1 ден. взято.

Уфимская приказная изба, д, № 40, Записные книги Бирского городка 1714 г., лл. 33—34.

Августа в 22 день писана запись такова: Уфинского уезду, Казанской дороги, Дуванейской волости, деревни Кудушли-Тамак ясашной башкирец Куселяк Тоганаев дал есми в Бирску сию на себя запись Уфинского уеаду служилым татаром Осинской дороги,
деревни Старой Уляевы Кадею Утяшеву,
деревни Бабаковы Шабан, Алию да Айгильде Адиковым детям,
 Сибирские дороги, деревни Утяшевы Чапкину Суюндукову
 в том, что припустил я, Куселяк, и з детьми и братьями и родственники своими их, Кадея с товарищи, в вотчину свою к себе в дереввю усадьбою и на пахотную землю и сенные покосы, и на бортное ухожье, иг бобровые гоны, и звериные и рыбьи и птичьи ловли, и хмелевые щппанья, и на всякие угодьи, которою вотчиною я, Куселяк, з братом и с родственники своими владею. И им, Кадею с товарищи, и детям и внучатам их в той вотчине в деревне нашей усадьбою поселитца, и пашня пахать, и сено косить, и вотчиною бортным ухожьем владеть, и вновь делать, и дупленицы искать, и бобровыми гоны ловитца, и всякова текучева зверя и рыбу и птицу ловить, и хмель щипать. И владеть той вотчиною и всякими угодьи с нами купно впредь вечно. И мне, Кусе- ляку, и детям и братьям и родственником моим с той усадьбы и вот¬чины их, Кадея с то па рыщи, з детьми и со внучаты, не ссылать, и не отказывать, и от посторонних людей, своей братьи иноверцов, во всем очищать, и обиды никакой и спору не чинить. А в ясак великого государя казну в помочь имать мне, Куселяку, и детям и братьям и родственником моим с них, Кадея с товарыщи, и з детей их и внучат с той усадьбы и вотчины по 3 куницы да по 3 бещера меду улазного на всякой год без доимки. А нрилучающия подводы нам, Кадею с товарыщи, с ними, Куселяком, гонять вопче. А буде я, Куселяк, з детьми своими и братьями и родственники их, Кадея с товарыщи, и детей и внучат их е той усадьбы и вотчины учнем ссылать и отказывать, и от посторонних людей, своей братьи, очищать не станем, и против сей записи в чем не устою, и взять им, вышеписанным Кадею с товарыщи, и детям и внучатам их на мне, Куселяке, и на детях и внучатах моих за неустойку 49 руб. А ся запись и впредь в запись.

У тое записи Куселякова тамга такова [№ 109]. Толмачил Дмитрей Косаткин. Вместо ево рука Тимофея Напалкова. Свидетели:
Степан Афанасьев, Вавило Васильев, Андрей Тимофеев, Роман Михайлов, Фадей Калашников, Василей Серебрянков. Запись писал [подьячей Иван Петров].
С неустойки пошлин по 3 дев. с рубля, за письмо гривну, от записки тож, за 2 излишныс страницы по 10-ти ден., итого 34 алт.
4 ден. Принял подьячей Иван Петров.

 

Уфимская провинциальная канцелярия, д. № 50, Записные книги Бирского городка 1717 г., лл. 32—33.
МИБ том 3 стр 160-161.

Стоит  товарищей Чапкуна Суюндукову с моими исправлениями отдельно указать и поискать в архивных документах по нашему краю.
 д. Байбаково-  Елдаш Утеев,

Д. Бабаковы -  Шабан, Алию да Айгильде Адиковым детям,
 да Сибирские дороги, д. Утяшево- Чапкун Суюндуков,
 да Казанские дороги, д. Байбулатово - Адрезяк Елдашев,
да деревни Байляр-  Килмет Байляшев,
татаром Осинской дороги, д. Старой Уляевы Кадею Утяшеву.

Отсюда можно думать, что возможно:
1. Елдаш и Кадей Утеевы – это 2 брата.

 2. Елдаш Утеев и Адрезяк Елдашев – как отец и сын.

Служилых по фамилии Утеевы(Утяевы), Утяшевы, Елдашевы было  достаточно много в Алатырском уезде в этот период.   Так и так, в связи с этими именами, почему-то в первую очередь вспоминается работа Сенюткиной О.Н. об истории д.Медяна, Пильнинского  района. http://www.medina.su/kitaplar/medinayistory.htm

Нижеуказанный список несколько анализирован также в контексте
  по поиску  предков другим моим знакомым из Башкирии.  
Из этого нижеуказанного списка, в контексте с Уфимским уездом,  
интересны для дальнейшего анализа  практически многие  служилые.
Например, те же Утяевы и Адиковы есть по ревсказке 1719г д. Пица,
нынешнего Сергачского района.  В частности,  указан даже
 Алишка Адиков 1672гр. Имя Али и Алишка – одно и то же.
В списке 1708, ушедших на военные сборы из д.Пица, указан

 
Алексей Адиков.
Отмечу с акцентом, все эти моменты требуют
  еще дополнительного анализа.


Если возвращаться к  работе  Сенюткиной О.Н. по д.Медяна, то вот
отрывок из её работы (наши благодарности автору):

 

«Откуда родом 26 служилых татар – первопоселенцев на реке Медяне?

«Прежде чем ответить на этот вопрос, назовем их имена.
Это Уразай Ишелеев,
Утеш Ишеев,
Агилда Елдашев,
Уразай Ишметев (Ишмаметев),
Тимай Чинаев сын Сюнчалеев,
Алкайка сын Еналеев,
Тобай Елдашев,
 Мамотя Булатов,
Байбарска Елдашев,
Адякай Биктеев,
Бибарс Бекбулатов,
 Сюней Кудрелеев (Синяч Кондратов),
 Курмамет Битюков,
 Капкун Енбулатов,
Саиш Сюняков,
Акчура Енбулатов,
Бибач (Тюбяк) Убяков,
Сюнчалей Тохтамышев,
Акбердя Кудрелеев (Дерекеев),
 Уразай Бухтакратов,
 Сюнчалей Енбулатов,
 Игимай Алчимашев,
 Друган Ишелеев,
Миней (Милай) Булаев,
Акбердяк Кузьмин сын Елдашев,
 Агилдей Булатов сын Еналеев[18]

По-видимому, логично предположить, что все 26 алатырских служилых татар, основателей деревни, были из близлежащих селений: Ключищ, Актуковой, Чембилея и др. Они смогли договориться между собой об обращении к властям. Если подумать о возрастном составе группы, то она, в отличие от других команд, создававших татарские деревни Нижегородчины, отличалась своей молодостью. Это следует из того факта, что все  татары, обратившиеся к властям, кроме их лидера - Уразая Ишелеева,
 только начинали служить».(конец цитаты).

Пусть всё этот вышеуказанный материал  будет для дальнейшего анализа. Переходим реальным данным.
Еще года 3 тому назад получил от того же знакомого из Башкортс
тана  Вахитова Р.Н. информацию касательно д. Утешево за 1720г: 

Деревни Утешевой. Служилые татары

1.      Адей Акбулатов -54. У него дети Асан25; Енали-13 лет.

2.      Осман Утешев -65. У него дети Янгинай 33; Елдаш-году. У него ж пасынок Бикмет Османов -13 лет.

3.      Абдрезяк Утешев-25.У него брат Абдул-7 лет.

4.      Якуп Кудайбердин -35. У него сын Ярмухамет – 3 лет.

 

5.      Оной деревни мулла Осман Ибраев -61. У него дети: Кулшарып -19; Халил-14; Курамша-13 лет.

Да, здесь не указан наш шубинец Чапкун Сюндюков, но указаны  65-летний Осман и 25-летний Абдразяк. Немного смущает указанный  возраст Абдрязяка, тогда как он уже имеет 7 летнего сына. 
Видимо, служилые  приобретали  земли в разных деревнях.
Потом уже, Кадея Утяшева находим и по д. Чемлеуково по Ногайской дороге. 1720г.

Служилые мещеряки сотни Оски Черкасова.

Кадей Утяшев сын Черкасов 68 лет. У него дети: Резяп – 45; Абдулла -37;Муртаза -25; Мансур-10; Максут-8; Махмут – месяцу. У Резяпа дети: Баякай – 4; Айса - году.

Тогда, получается, что определен и дед у Кадея Утяшева. Это Черкас. И название деревни исходит от имени Утяш.

А искать думаю, нашего шубинского  мещеряка  Чапкуна Сюндюкова 1649гр в контексте со служилыми, которые указаны рядом с ним.
В списке служилых 1708г, призванных на военные сборы, есть:

1. Байгилдя Черкасов (д.Медяна)
2. Кудайбердя Черкасов (К-Пожарки)
3. Черкас Азикаев (д.Карга)
4. Черкас Бекбулатов (д.Кузьминки)
5.Черкас Енбулатов ( Ченбилей).

Есть и в списках и Черкас Кудайгулов из д.Овечий овраг.
Касательно Кадея Утяшева сына Черкасова подходят первые двое.
Возможно и другие варианты. 
Например, указанные даты  выше у Османа Утешева(65 лет) и Абдразяка Утешева (25 лет) будем считать точными, и они небратья родные,  тогда с учетом  указанной выше д. Старое Уляево, по которому  упоминается Кадей Утяшев, название  деревня может  связано  с вероятным предком Абдразяка Утяшева-  овечинцем Утяш мурзой Алаевым(Оляевым,Уляевым), который указан в одном списке с Досаем Киреевым.
Тогда получается 2 линии Утешевых:
1.Кадей Утешев сын Черкасов 1653гр
2. Абдрязяк Утешев сын мурзы Аляев (Уляев) 1693гр

В Писцовой книге Алатырского уезда 1624г по д. Овечий овраг указаны рядом с Досаем Киреевым Утеш мурза Алаев( второй раз указан как  Олаев) и Улай Акбулатов. Известно, что некоторые овечинские Акбулатовы еще в конце 2-ой  половины 17 века переехали в Уфимский уезд.
Поиск вышеуказанных служилых продолжается. Будем считать, что это только предварительный вариант, хотя, во многих местах казалось бы есть убедительные моменты.

                                         М.Максут.  17.01.18г.

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music файл 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music файл 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music файл 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 аудио файл 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 аудио файл 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.