Нижегородские переходцы.  Шубино -Кочко-Пожарки-Астрахань.


                             (М.Максут – Измайлов Ринат.)

Одними из наиболее интересующиеся  шубинским сайтом, моей работой по истории  нашего села, предками, родословными, оказались  2 брата Измайловых: Марат и Ринат(мэмэз).  Они, особенно Ринат (рыбушкинец-шубинец)  не стали ограничиться   оформленной  мной их родословной   №27.Хасяновы и Абидуллины.., а Ринат продолжает поиски  по интернету  по нашим шубинским служилым,  а также поиск документов по линии своего отца  рыбушкинца Нурахмета Измайлова.

Как уже отметил раньше,  поиск Ринатом прежде   привел   к находке  4-х наших шубинских служилых за 1-ую половину  17 века, а потом и находке им редкой книги, на основе которой удалось мне написать статью №55 Шубинцы-торговцы в Москве в 17 веке...

Теперь же, на основе работ историков  Хайретдинова Д.З и Имашевой М.М.,  Ринату удалось продолжить поиск по некоторым муллам, начатый мной ( 08.09.11г)  в статье Аттестация наших мулл и азанчеев в ОМДС  . А именно, речь идет об указанном там шубинце - мулле Криушинской  мечети г.Астрахани  Жиганше АбдулЖаббарове.
Сначала Ринат предоставил  файл, где, в «Книге памяти»  указано о А.Жиганше абзый. К большому сожалению, Жиганшу абзый тоже настигла то, чего настигло многих религиозных деятелей нижегородчины в 1937-ые годы. 


Если к 2011г мы еще не имели многие архивные документы в руках, то сейчас, когда получено множество документов,  продолжается поиск по  семье Жиганша абзый, его роду, родословной и  родственным связям.
Об  А. Жиганше указал в своей книге наш земляк историк (Ключище-Мочалей) Хайретдинов Д.М.
Всем авторам книг, которыми приходиться пользоваться, наши благодарности за их работы. Изучение их работ продолжается.

Как стало ясным, рядом с  шубинцем   А.Жиганша абзый, указываются и другие религиозные люди. И среди них указан  выходец из д.Кочко-Пожарки, Сергачского района   Нурмухаммят Асфандияров, который является одним из инициаторов построения мечети в г.Астрахань и первым муллой в этой мечети.
Без сомнения могу  сказать, что предком  Нурмухаммята Асфандиярова является Дусяй (Досай) бабай, рожденный примерно между  1580-1595гг. Составлена его родословная.

У Дусяя  бабая  по крайней мере известен один сын. Это Мамак. У Мамака были минимум 3 сына :  Исенбердя, Исянгилдя и Мустафа 1648гр.  Первые 2 брата ушли на военные сборы в 1708г, и, видимо, не вернулись, но возможно у них остались потомки,  а вот у Мостафа Мамаков с 14-летним  племянником Алкайкой Амяковым указан по переписи 1718г в одном доме(семье). Есть и другие родственники.
Указанные в книге Феракши абзый Юнусова  «История д.Кочко-Пожарки» нынешние  жители с нижеуказанными прозвищами за 20 век, могут быть, или скорее всего тк и есть, потомками Дусяя бабая.
Это  нынешние  жители  потомков:
 Шамаклар
Эбэклэр
Ниазлар
Бай Башарлар
Кэмкэйлэр
Илка Бедретдиннэр
Аюб бабайлар
Насиф азанчы гаилэсе
Кабуслар
Туни бабайлар
Баркайлар
Шекай бабайлар
Фэхри бабайлар
и другие.

Вообщем,  есть возможность многим написать родословные, начиная от Дусяя бабая, рожденного в конце 16 века.
По имени Дусяй(Досай) и его предка можно провести анализ. По писцовой книге Алатырского уезда 1624г были несколько служилых по фамилии Досаев(Дусяев). Но первым делом, можно попробовать искать по д. Ендовище(Васпомры), что и будет анализировано в будущем.

Еще раз мои благодарности всем авторам – профессиональным  историкам, которые упомянуты  здесь, да и нашему  Измайлову Ринату (рыбушкинцу-шубинцу)  за помощь в поиске информации о наших земляках, судьбы которых сложились необычайно трудно, порой и трагически,  но, если мы их помним и выявляем их потомков, то их труд не напрасен, а жизненный путь – пример для нас.

 

Найденный Измайловым Ринатом (мэмэз) фрагмент:

ЖАББАРОВ ЖИГАНША.

Дата рождения: 1873 г.
Пол: мужчина
Национальность: татарин
Образование: духовное
Профессия / место работы: мулла
Место проживания: Астрахани
Дата расстрела: 15 декабря 1937 г.
 Обвинение: обвинен как организатор и руководитель
 контрреволюционной организации

 

Осуждение: 4 декабря 1937 г.
Осудивший орган: Тройка при УНКВД Сталинградской обл.
Приговор: ВМН.
Дата реабилитации: 1989 г.
Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР";
Книга памяти Астраханской обл.


--------
Ранее, по своему  анализу, когда не  было  еще  достаточно на руках архивных документов,  Жиганшу абзый АбдулЖаббарову  я   относил к потомкам Тимербулата Заитова (1766-1823). Предки  и потомки Тимербулата(Тимаша) указаны здесь.
 №36.Родословная Хасяновых и Сетдековых ...
Сейчас же, когда уже имею перепись и 1864г,  поле для анализа еще больше расширилось, поэтому есть  возможность еще раз вернуться к этому вопросу  
путем сопоставления  дополнительных фактов.

Нам известно, что Жиганша абзый Абдулжаббаров был и в Киеве. Потом только переехал в Астрахань. . Об этом мы узнаем по находке того же Измайлова Рината. Рядом с Жиганша абзый указан  киевский мулла Юнис Алимов, и он тоже представляет интерес. 

Смотрите ниже по ссылке или поставим фрагмент:
 http://islam.in.ua/ru/istoriya/tatarka-i-ee-istoriya

Как уже отметил выше, один из наиболее заинтересованных в этом вопросе, конечно же Измайлов Ринат( мэмэз, Рыбушкино-Шубино).
Нам известно, что старшая сестра у Алиятэй (бабушка Рината) по имени Асьма жила какое-то время в Киеве, а  прапрадедушка Осман абзый Жедиханов 1822гр
 №27.Хасяновы и Абидуллины.. побывал периодически (у родственников) в Астрахани. Ездил он туда за лошадьми, и думаю, не только. Побывал он также в Киеве. По дороге, около г.Ростове-на-Дону, он умер от тифа и похоронен там же.

В каких участках вообще нужно искать предков Жиганши абзый Жаббарова?
Ставлю частичные отрезки из 4-х участков - данные по переписи 1864г, где есть по имени Жаббар. Чтобы определить год рождения нижеуказанных, надо с 1864 вычесть число(лет) за именем.

10 участок . №36.Родословная Хасяновых и Сетдековых ...  
Данные переписи 1854г:
Хусеин  Тимошев(Тимирбулатов) 1792гр, его сын Сейфетдин 1831гр.

Сейфетдиновы сыновья:
Жаббар 1851гр
Сабер 1853гр
Хусеина второй сын Айнетдин 1835гр

----------------------------------------------------------------------------

23-или 24 участок.  «Салихан Жаббары».О нём здесь Цяпын - Салюк тыгырыгы...

Или вынимаем фрагмент оттуда:

Известен  сын этого Жаббара - Багаутдин абзый( 1901-1969) и его родственники.
У Жаббара дети:
1. Жафяр , его дети: Осман, Исхак(живут в Москве), Сафа.
2. Муршидэтэй(см выше) + муж Арифуллин Аббяз(1912-1942)
3. Шамшройтэй + муж Алимжан Багаутдинов(иллебер дибез), у них дочери:   Сания 1958гр, Рамиля, Асия.

 


У Жаббара абзый  есть сестра Мэдинэ- мать у Оммижантэй( муж у последней -Халилуллин Феракша).  
См здесь о роде Х.Феракши.
----------------------------

14 участок .  Предки у Фейзрахмановых и их родственников

Хасяна Бикбулатова третий сын: Аксян 1812гр,
Оксановы сыновья:
Якуп 1848гр
Мустафа 1850гр
Хасяна Бикбулатова пятый сын Жаббар
 1821гр

Жаббара сыновья:
Багаутдин  1861гр
Дявлятбай 1853гр

Вопрос:  жена у Жаббара Хасянова - Гульжамяль Хусеинова, 38 лет(1825гр).    Могла ли  она рожать в свои немолодые годы  в 1881г нашего Жиганшу абзый- маловероятно, или невозможно.

-----------------------------------------

54 участок . Предки Фейзрахмановых, Алиакберовых, Невретдиновых ..

Абдул Сатдар Абдулхаликов 29лет, его сыновья:

 Жаббар 11 лет ( 1853гр)
 
Якуп  6 лет ( 1858гр)

АбдулСатдара братья:

Ибраим 27 лет
АбулСевбян  23 лет
АбдулАзиз  23 лет

51 бит. 1869г. Найден документ, где видим Жаббар Саттаров  с этого  участка №54 - умер в 16-летнем возрасте. Значит, он никак не может быть отцом у муллы  вышеуказанного Жиганши абзый АбдуЖабарова.

АбдельЖаббар АбдесСаттар углы

Мартнын 14

16 яшендэ

 

 

 Пока дальше ищем дополнительную информацию.

Дополнительно.  Интересно. Родившаяся  в  Астрахани девочка в семье у шубинцев.

 

Есть у меня одно  уфимское архивное дело - извещение (письмо)  от  1892г в адрес нашей шубинской муллы МухаммятЗарипу  АбдулМяжитову  в том, что в г. Астрахани  в семье у Нурмухаммята Алимова  ибн Батеева ( в Шубине участок №8) и его жены  Фярюзы Сабировой  ибн Усман Бакеева ( в Шубине участок №7) родилась дочь Айша.
Поясняю:  Нурмухаммят (отец ребенка) – это родственник у  дальних предков  нашего азанчея   Исхакова Абдулхалек абый(мора), а  Фярюза Сабирова – это  сестра Андержан бабая (линия  Шайфердюс бабай, моего свата Фатеха).
Значит, эта семья Алимовых жили какое-то время в Астрахани.  Сам Нурмухаммят  Алимов с 1854гр.
Что еще интересно.  Я сопоставил этого  сыновей этого Алима Текусева(Дикьянусова) 1819гр с вышеуказанным  киевской муллой  Юнисом Алимовым, который  указан по г. Киеву  рядом  с  нашим муллой  Жиганшой АбдулЖаббаровым. Теоретически подходит.


Что еще известно  в семье у этого Алима Дикьянусова?

Он женат на Сабере Губейдуллиной. Скорее всего, она из участка №55, т.е. внучка того Боязита Мукушина 1736гр, который сам женат на девушку из рода АбдулЖалилова Садека абзый из Овечего Оврага. Об этом моменте есть выше.
Что еще интересно в семье Алима  Дикьянусова?
Кроме сына Нурмухаммята 1854гр, есть его сын Исмаил 1852гр. И родился еще 3-ий сын в 1859г Шарафетдин. Одни Шарафетдины, Исмаилы как в тубен оч, так и югары оч.

Об этих, отмеченных красным, идет речь.

У Алима есть  дядя  Абуш Бикулов 1819гр, который указан по переписи 1850г, но по переписи 1864г записано, что  « Абуш Бикулов  вместе с женой  Хабибя Ханмурзиной  1828гр  в безысвестной отлучке с 1859г со своими  детьми : Шахринислямом 1860гр и Шакером 1863гр".
Вопрос: Куда и почему могла  покинуть нашу деревню эта семья с такими маленькими детьми?  Большой риск , если они даже были состоятельными. А бедным, тем более  такое невозможно совершить. Но они не были бедными, т.к. Хабибя Ханмурзина является сестрой у муллы  Иксана Ханмурзина, жителя югары оч. Об этом подробно рассмотрим ниже.  Не к родственникам ли поехала эта семья  в Астрахань или в Киев?
Вопрос по киевскому мулле Юнису Алимову остается открытым(пока). 
 По переписи 1850г по участку №8  нет еще и Рахима Дикьянусова 1825гр(на схеме тоже нет)- тоже не включен.Тоже интересный момент. Такие «невключенные» по переписям единичные случаи. Такое же встречается по переписи 1850г у предков у Асьматэй из югары оч( из Ленинграда) по материнской линии. Её предки по линии матери жили около медпункта. Есть подробнейшая родословная, и не только её по этой линии. Об этом тоже подробно писал был раньше в статье " Кому еще можно написать родословные".

 

Думаю, будет еще дополнение. Может найдется и киевский мулла Юнис Алимов. Но это будет уже чудо.

 

Но а пока фрагмент из статьи «Киевский молельный дом на Татарке», найденная Измайловым Ринатом в интернете ( наши благодарности к автору). 

 

Нижегородские татары на старой фотографии.

Интересно, что за семья эта!? Не семья ли мулл конца 19 века или начала 20 века.
Не глупо ли будет  допустить, что в центре мулла Юнис Алимов и рядом Жиганша Абдулжаббаров?

 Цитата из той же статьи:
"Большую часть местных иноверцев одно время составляли татары, когда-то (примерно в 1860-х) с нижегородских земель сюда переселилось 60 их семей. Они варили мыло (уже знаете где) и продавали его, разнося по городу. Позднее у них образовался еще один "бизнес" - торговля "секонд-хендом", как сказали бы мы сейчас. Татары ходили по дворам и скупали старье, а потом чинили его, стирали, если надо, перелицовывали и продавали на киевских рынках. Говорят, старьевщики ходили по дворам и кричали: "Шурум-бурум, старье скупаю!". Рынок на Татарке, где они торговали своим нехитрым товаром, стали так и называть - "Шурум-бурум". Он находился где-то на улице Лукьяновской, в окрестностях современной мечети, просуществовал аж до 1940 года. Кроме старья, здесь торговали сапогами, кониной, тканями, восточными сладостями».

Дополнительно.24.12.17г

По статье  Сызранова А.В. ( наши благодарности автору)  известно, Жиганша абзый Жаббаров, как просвещенный человек, оставил даже книгу об истории Астрахани. Это надо же как!  Книга вышла в 1907г.  Так хочется  думать, что он возможно оставил  и свою автобиографию. Очень хочется, чтобы так было. Попробуем  поискать  эту книгу.
Полностью статью Сызранова А.В можно читать здесь по ссылку или читайте ниже отрывок.

https://cyberleninka.ru/article/n/musulmanskaya-knizhnaya-kultura-astrahani

 

Очень многое из дореволюционного мусульманского книжного наследия Астрахани до сих пор не переведено на русский язык и не изучено в научном плане. Так, значительный интерес для науки представляет мусульманский исторический трактат «Тарих-и Астархан» (араб.«История Астрахани»), вышедший в Астрахани в 1907 г. Автором этого сочинения был астраханский мулла, имам Криушинской мечети г. Астрахани, суфий (ученик астраханского суфийского шейха Абд ал-Ваххаба ибн Али ал-Хаджи-Тархани)Хафиз Джаханшах ибн Абд ал-Джаббар ан-Нижгарути ал-Хаджи-Тархани (или Жиганши Джаббаров/Абдулджаббаров, (1881-1937).Труд посвящен прежде всего истории ислама и суфизма в Астрахани. В этом трактате, как отмечает современный исследователь А. Франк, Ж. Джаббаров критикует идеи европейского интеллектуального превосходства и защищает исламские интеллектуальные традиции [2; 17, с. 195; 20]. Перевод и изучение этого и других «неизвестных» источников, несомненно, обогатят отечественное исламоведение новыми данными по истории и этнографии российского ислама. 

Догадываюсь, что  Жиганшу абзый Абдулжаббарова надо искать прежде всего  в религиозной семье, что было сделано с  акцентом именно так, с учетом того, что некоторые из этих семей выбывали в другие регионы. 


По моей той же статьи о экзаменации  шубинских мулл и азанчеев в ОДМС (в г.Уфа)  известны еще  2 представителя из участка №54, которые защитились в г.Уфе. Это Мустафин Арифулла и Салахетдинов Багаутдин. О братьях Багаутдина Салахетдинове я упомянул выше: как  2 брата Салахетдинов Жамалетдин и Камалетдин  были женаты на 2-х сестер из рода 2чыпыкныкылар».
Вот ниже фрагменты их родственников.
 Арифулла Мустафина даже выехал был в г.Самару.

Дело №6  из 5 страниц.

В ОМДС. 18 января 1917г.

Заявление от Арифуллы Мустафина, 25 лет. Он указан как житель д.Шубино, но почему-то отмечено в его документе : «паспортная книга Самарской городской ревизии». Возможно, он там временно проживал.

Утвержден на должность имама и мугаллима.

Мой комментарий. Это представитель опять же из  рода Мавлихана Курмаева, в частности,  у "пырнякныкылар". Об этом роде есть в разделе "Родословная".
-------------------------------------------------------

Дело №8  из 7 страниц.

В ОМДС. 1909г.
Заявление от Багаутдина Салахетдинова., 26 лет. Дело начато и завершено 26.07.1909г .

Получил звание имама, хатыба, мугаллима.

Комментарий. Думаю, он из нынешних предков «пернякныкылар» и их родственников. 

 

Если проанализировать предков Измайлова  Рината(мэмэз), то  можно отметить   следующее.
Чтобы указать связь предка  Измайлова Рината -  Османа Жедиханова, который побывал в Астрахани и в Киеве, и который умер в  г.Ростов от тифа (об этом  я выше упомянул), то  по уфимским документам  1848г известно, что Осман Жедиханов 1822гр женат тоже  из участка №54  и  об этом я написал был  еще в 2013г здесь  №27.Хасяновы и Абидуллины..

Или рассмотрим здесь:

Фрагмент №1. 1848г.101бит.

 

Хабибулла кызы Шэрифэне

никахландырылды

Осман Жудихан углына

Кыз 19 яшь,  егет 19 яшендэ

Кыз тарафындан:  бабасы Гобэйдулла Абузар углы ф/ф 47

кияу тарафындан: эткэсе Жудихан Сейфулла углы ф/ф24

Шэхидлэр:

(исеме танылмый) Бэйтулла углы

Сейфулла Мэулихан углы ф/ф57

Мой комментарий. Шарифя  Хабибулина 1829гр  является правнучкой Абузара Османова (1765-1827). Был у нас такой  староста деревни Абузар.
Сейфулла Мавлиханов  1810гр – предок многих азанчеев и мулл из поколения в поколение. Родственник участка №54.
Бэйдулла – тоже из знатного рода, он и его сыновья тесно связаны с участком №90 Жилой участок-72..и участком №54.

----------------------

Что можно сказать о жителе тубен оч Алиме Дикьянусове, у которого  вышеуказанный  сын Нурмухаммят 1854гр  побывал в Астрахани и там у него родилась дочь Айша в 1892г? .
Алим Дикьянусов  1819гр женат  на Сабере Ибраевой  1830гр. Ищу её  по документам.
А вот  дядя Алима  Дикьянусова  вышеуказанный   Абуш Биккулов 1819гр, который вместе со своей семьей в 1859г выбыл неизвестно куда,  женат на Хабибе Ханмурзиной 1822гр. А кто она Хабибя? Она является родной сестрой у муллы  Эксана Ханмурзина 1826гр, жителя югары оч. А нам известно, Эксан Ханмурзин вместе со своими некоторыми односельчанами  защитился в ОДМС на должность имама. Вот фрагмент из статьи Аттестация наших мулл и азанчеев в ОМДС  .

Дело №1,  из 10 страниц.

В ОМДС. 25августа 1864г.

Заявление от учителя Иксана Ханмурзина для занятия должностей имама,хатыба и меодарриса.

Начато дело 17.08.1864г, завершено-25 августа 1864г.

Прошел успешно аттестацию.

Все эти моменты  документально подтверждаются. Но если обратить внимание еще на один момент, а именно,  что сам мулла  Эксан(Иксан) Ханмурзин женат  на Разии Курамшиной 1823гр. Вот здесь уже не исключаю шестым чувством , что  Разия  Курамшина могла быть из деревни  К-Пожарки.  Потому, что предки самого Эксана  Ханмурзина изначально из д.К-Пожарки. Это мне известно документально.  Хотя в самом вначале, еще   до конца  17 века, могли жить в д.Шубино, потом перешли в К-Пожарки, и обратно в Шубино. Вот возможно здесь и пересекаются все линии, дороги с предками  того указанного мной  шубинца Жиганши Абдулжаббарова и кочкопожаровца  Нурмухаммята Асфандиярова, который был первым имамам   в  Астраханской мечети. Ведь  и у Алима Дикьянусова сын Нурмухаммят 1854г находился в Астрахани в 1892г.

Дату рождения самого Нурмухаммята Дикьянусова(Текусова, Декусова) узнаем из уфимского документа.

1854г. 76 бит.  Дата рождения  Нурмухаммята. Надо бы проверить: не имеет ли какое отношение Сабира Ибраева к кочкопожаровскому  мулле Нурмухаммяту Асфандиярову, который был муллой в Астрахани. Смотрите выше.

Нурмухаммэд

Ноябрьнен 28

Эткэсе МухаммэдАлим Текусова)

 энкэсе Сабира (Ибраева)

-----------------------

Если поискать по уфимским документам, то многое еще найдется, я же хотел еще раз указать, что всё взаимосвязано не только в пределах одной деревни, но и между деревнями. И всему есть объяснения.
Если кому-то требуется более детальные моменты и это связано с его родословной, то можно и поискать.
Вот еще один фрагмент, связанный семьей жителя югары оч вышеуказанного муллы  Эксана Ханмурзина. 

1848 ел. 76 бит.

Хабибулла Ханмурза углынын кызы Зобэидэ   Анды илендэге Жудихан Сейфулла углына никах кылынды.

егет 35 кыз

20 яшендэ

Кыз тарафындан: атасы Хабибулла Ханмурза углы вэли вэкил булды ф/ф 82
 кияу тарафындан: Жудихан узе

Шэхидлэр:

Хамид Ханмурза углы ф/ф82

Абдеррахим Ханмурза углы ф/ф82

 

Мой комментарий. На этом фрагменте указывается о том, что племянница муллы Эксана Ханмурзина выходит в замуж за андинцаЖудихана Сейфуллина 1813гр.
Свидетели Хамит1812гр   и и Абдряхим 1819гр Ханмурзины – это братья муллы Эксана Ханмурзина из югары оч. Здесь указан брак между  шубинцем (участок №82, югары оч) и жителем д.Анда Жедиханом Сейфуллином 1813гр. Точно такое же имя у   предков  шубинца Измайлова Рината, у него тоже в роду есть предок  Жедихан Сейфуллин 1798гр. Думаю, это даже не простое совпадение. Надо искать связь, более  раннее   бракосочетание между представителями предков андинцев и рода «мэмэз». Может быть, что-то удастся   найти по этой части  дополнительно  в переписях у жителей д.Анда, Сергачского района.

Если коротко как заключение. 
Всё интересно для меня: о чём думал наш мулла Жиганша АбдулЖаббаров  в  1937г перед своей трагической смертью. Думал ли он, что как всё несправедливо поступают по отношению к нему ( и его единомышленникам). Думал ли он, что когда- нибудь его оправдают и снимут это несправедливое обвинение. В возрасте  56 лет его лишили жизни.
Думал ли он, что в будущем кто-то вспомнить его добрым словом и справедливость восторжествует.
Мои благодарности тем историкам, которые открыли нам такого замечательного, грамотного односельчанина из забвенья, а вместе с ним и других достойных памяти  односельчан.
Рухлары шат булып, Жэннэттэ урыннары булсын иде.Амин.

 

Когда летом  2015г ознакомился содержанием  книги Юнусова Феракша абый, то в память впала  строчка « из Казани прибыл Жиганша халиф и  в  поехал в Астрахань». Теперь уже узнали точные годы: Жиганша абзый Абдулжаббров прибыл его в  К-Пожарки в 1911г и поехал  в Астрахань в 1912г.

 

Фаракшин Рахимжан абый разрешил мне из книги Юнусова Феракша абый« История села К-Пожарки» напечатать общие моменты, касательно некоторых имен и фамилий, а также событий.

 

С 1500 по 1930гг мост через Пьяну  был  около д.Русской Пожарки. 

1891г  жара, засуха и голод

1868г  на Пиане функционировал паром. 

1873г  1 июня был сильный град размером с голубиное яйцо.

1865г Садек абзый из д.Овечий Овраг и  начал обучать к нашей вере

1895 г Асфандияр мулла упоминается в одном деле.

1886 г  умер Садек абзый из Ов.Оврага. Прибыли люди из многих деревень на похороны.
1888 г из Казани прибыл Абдулла хазрэт. 

1899г Юнусов Фаракша абзый поехал учиться в Казань

1890г В К-Пожарки  из г.Нурлат (Татарстан) прибыл  Фахретдин ишан

1891г в К-Пожар прибыл из Сафажай Хабибулла Ишан

1890г Сафажай прибыл Шарафетдин ишан

1890г из Андреевки прибыл Закария ишан

 

С 1800 по 1930 в К-Пожарках были 12 указных  мулл и 7 азанчеев. 

В период с 1800 по 1910г из кочкопожаровцев 12 человек были в Мекке. 

1900 первый фотоаппарат у Губэй абзый

1911 засуха

1911 из Казани прибыл Жиганша халиф и  в 1912г поехал в Астрахань. 

193б тёмная туча над д. Шубино и был сильный град

1917г сильный дождь и  вода унесла мост через Пиана. 

1917г в Сергачскую духовную комиссию вошел  Алимов Мухамметша

---------------------
Как посещали представители духовенства одной деревни (города) другую, можно увидеть на примере К-Пожарки по работе Юнусова Феракша абый. Я думаю, некоторые высокие гости, например, казанские, нурлатские в те же дни  могли посещать  и  другие деревни. Допускаем, что между гостями и кочкопожаровцами  была  родственная связь в том числе после бракосочетаний .

В большинстве случаев написано: «в гости».

Среди гостей были и хафизы- верующие, знающие Коран наизусть.
Ишан — титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов.

Кто еще из знатных людей посещал д.К_Пожарки:
Из Нурлата Фехретдин ишан
Из Нурлата Садретдин ишан
из Касного Острова Фаттах хазрэт
из Кр.Острова Мэвдут ишан
из Ов.Овраг Абдулжалилов Садек абзый
Из Сафажай Шариф ишан
из Сафажай Максиня? хазрэт
из Петряксы Хамидулла хазрэт
из Андреевки Зэкэрия ишан
из Ишавыл  Сафар хафиз
из Казани Абдулла хазрэт
из Казани Киваш хазрэт
из Яна пар  Гариф мулла
из Казани Ибрагим Хафиз
из Казани Вяли Карим(ов)
из Кузьминки Диян хафиз
из Казани Гэрэй хафиз
из Петряксы Садер мулла.

Мои благодарности   Фаракшину Рахимжану абзый.

Понимаю, наверное, тяжело всё это написанное воспринимать за однократное  прочтение. Если   хоть как-то облегчить восприятие текста, попробую еще раз вот так пройтись.

 

Далее ниже, можно проследить некоторые родственные связи  после бракосочетаний между  представителями  нижеуказанных участков, хотя, некоторые из них указаны уже  на страницах у  соответствующих родословных :
№8 (предки Абуша1819гр 1787гр  и Алима Дикьянусовых)
№7 ( предки Андержанова Шайфярдус абзый)
№ 13 ( Дикьянуса Давлебаева 1838гр , рода Исхакова Абдулхалек абый,мора)
№24 ( род Абидулла абзый и Хасян абзый Мухаметшиных, мэмэз и энэк)
№39 ( предки Асьма апа из Ленинграда, югары оч)
№ 47, №54, №66 – предки и потомки жителей между  преулками «Башар тыгырыгы» и  « Умяров Хусяин тыгырыгы»,  и еще  «корек и  перняк тыгырыклары».
№ 82(  предки и потомки, родственники  муллы Иксана Ханмурзина, югары оч)
№97  Предки и потомки рода «демкын».

 Большинство изучены и есть на сайте, а участка  №7, №8 и №82 есть на флешке. Ниже, при чтении, надо хорошо обратить внимание на год документа на  поставленном фрагменте  и номера участков красным цветом.

1 бит. 1894г

Ир Мэсрур

Ноябрь 6

Атасы игенче Нивмэтулла Усман углы ф/ф48

 анасы Мафтухаджан Жаббар кызы

 Комментарий.  Уже  знаем, что этот Невмятулла Османов (1862-1939) указан в статье  Дело №1.
Хоть и я указал за ним участок №48, но всёравно эта семья выходец из участка №54. Интересно,  на дочери какого Жаббара он женат.  Это может быть и  сестра  у Жиганша абзый Абдулжаббарова. А потом эта семья выбыла   в сторону в Ялтинский уезд. Смотрите выше.
----------------------------

1 бит. 1894г

Кыз Мэрьям

Декабрь 28

 Жаббар Юсуф углы  ф/ф24 ?

 Хайрибэ Ихсан кызы м.б. ф/ф82?

Комментарий.  Измайлов Ринат говорит, что на их участке, т.е. на участке его предка   азанчея  в прошлом Абидулла абзый,  были  такие  личности  Жаббар и Юсип бабай. Скорее всего, они как отец и сын. Отец Жаббара  -  Юсип ,  возможно является именно родным братом Османа абзый Жедиханова 1822, того, который побывал в Киеве и Астрахани. И этот Жаббар  Юсипов, возможно, женат на
 дочери муллы Ихсана  Ханмурзина из тубен оч. Вот отсюда, возможно и связь между  семьями  муллы  Иксана  Ханмурзина из югары оч и  Османа Жедиханова, т.к. у Османа  Жедиханова есть брат Юсип Жедиханов  1841гр.
Маловероятно, но допустимо, что  у Юсипа с участка №24, рожденного в 1841г,   родится внук (Жиганша) в 1881г.  Исключить нельзя, раньше женились и в 15-16 лет. Пусть это будет только один из вариантов.
--------------------------

1894г. Этот фрагмент ставлю для того, чтобы указать как житель участка №54 жениться на девушке из участка №85, о которых  подробно, или еще подробнее можно написать. Об этом эпизоде я многократно указывал на сайте в других статьях.

19 нчы ноябрьдэ кияу егерме биш яшендэ кыз унтугыз яшендэ

Нуреддин Мохеддин углынын кызыБибифэридэниках кылындыАрифуллаАбдель-Азиз углына

 

Кыз тарафындан:

1. бабасы Мохеддин Рязап углы  ф/ф  85

2. Хайреддин (исеме танылмый) углы

3.Дэулэтбай Хиббэтулла углы

 Кияу тарафыннан:
1
 агасы МохаммэдЗариф АбдельАзиз углы  ф/ф54

2.ризалык (исеме танылмый) Аль-Хасан (???) углы
3. Пожар илендэ Сергач уязы АбдельАллям Идрис углы.

Комментарий.  Здесь  интересен момент, что есть свидетель из д.К-Пожарки Аллям Идрисов. Тоже не просто так. Если докопаться, то обязательно выйдут интересные моменты.

------------

32 бит.1892г.

Биби Мэдинэ

9 нчы октябрьда

Атасы Саттар Айнеддин углы ф/ф 11

 анасы ХабибЖамаль Юсуф кызы

Комментарий.  Возможно у указанного Юсипа из участка №24(мэмэз)  была дочь Хабибжамаль, которая вышла в замуж за сына Айнетдина Хусеинова  из участка №11.  Об Айнетдине можно читать подробно  на  родословной у  Хасяновых   и Сетдековых и в статье №24. Близнецы, двойняшки..

-----------------


38 бит. 1892г

Бикхужа

Июльнен 20 нче яумендэ

Атасы Ихсан (Аксян)Жедихан углыф/ф24?

 анасы Камилэ Али кызы

 Комментарий.  Сам Эксан Жедиханов гр1833  из участка №24 женат на Камилэ Алиевой. У них родился сын Бикхужа(Байхужа).  Со слов старожилов известно месторасположение хозяйства –дома этого Хужа бабай. Но до конца не определился еще по этому фрагменту.


------------------
42 бит.1870г

Кыз Биба Азизэ

Сентябрьнен 19 нда

Атасы указный мулла Хамид АбдельМэжид углы ф/ф66.

анасы Сагидя Эмин кызы ф/ф73

 

Комментарий.  Потомки муллы Хамита абзый-Зариповы. №61 О кочкопожаровцах.. объяснение здесь в конце текста.

-----------------------------------------


64 бит. 1860г

Жудихан Сейфулла углынын кызы Камилэне Айнеддин Хосэен углына никах егет 24 кыз 21 яшендэ

Кыз тарафындан:  Жудихан Сейфулла углы ф/ф24

 кияу тарафындан эткэсе Хосэен Тимербулат углы ф/ф 11

Шэхидлэр:
Алибай Эхтэм углы
Хабибулла Дэулэтбай углы

Комментарий.   Здесь роднятся потомки  участка №11 и №24, т.е.  предки Хасяновых Мясум абый и Абидулла абзый(мэмэз). У Хасяновых в роду есть тоже Жаббар  Сейфетдинов.
 По ф/ф 24 у Жудихана есть дочь Камиля 1835гр. На самом деле она 1839гр. Хотя, это не так важно.

О роде жениха можно читать здесь, нажмите №24. Близнецы.(вторая половина текста).

Свидетели Алибай Эхтэм углы и Хабибулла Дэулэтбай углы – родственники Жудихана Сейфуллина. Они есть на других ф/ф. См выше.

 -------------------------------

 

1860г. 68 бит.

Ир АбдельСаттар

Ноябрьнен 4

Атасы Айнеддин Хосэен углы ф/ф11

анасы Камилэ

 

Комментарий.    Тот же участок №11(Хасяновы Мясум, тубен оч). Об этом Саттаре мы уже хорошо знаем.

----------------------------------------------

1860г.

Жамалия Айнеддин кызы Кочкай Пожар илендэге Нуреддин Юнус углына никахландырылды

егет 22 кыз, 19 яшьлэрендэ

Кыз тарафындан: агасы Ихсан Жудихан углы ф/ф24

кияу тарафындан: эткэсе Юнус АбдельГаффар углы вэли вэкил булды

Шэхидлэр:
МухаммэдШакир Хамид углы
Судияр Ризван углы

 Комментарий.    Связь с кочкопожаровцами участка №24. 

 

--------------------------------

57 бит. 1869г

АбдельЖэлил Эмин углынын кызы никахландырылды АбдельЖаббар Сейфеддин углына кыз 17 кияу, 21 яшендэ

Кыз тарафындан тугмасы: Хасян АбдельЖэлиль углы   ф/ф 38

кияу тарафындан эткэсе Сейфеддин Хосэен углы  ф/ф11

Шэхидлэр:

МухаммэдЮнус Узбэк углы ф/ф 27
Ниязбай АбуБэкер углы

Комментарий.  Жаббар Сейфетдинов  из участка №11 женат на девушке, чьё хозяйство находится около медпункта  и рядом с предками Асьма апа( из Ленинграда).  Не время еще полностью поставить на сайт. Жених из рода  Хасяновых Мясум абый, тубен оч.

-----------------------

53 бит. 1869г.

Ир Мостафа

Июньнен 14

Атасы Айнеддин Хосэен углы ф/ф 11

анасы Биби Фатима (исеме танылмый) Фатима Сяит кызыдолжна быть.

 Комментарий. Если  у этого Айнетдина Хусяинова из участка №11  сын Мустафа родился 14 июня 1869г, то  мулла Мустафа абзый Люкманов родился 14 августа 1869гр, а из участка №54 у  предков  Фейзрахманова  Мясума и Рафека  отец Мустафа родиться тоже в этот же период, и   чуть позже у «пернякныкылар»  Мостафа родится  и т.д. Потом, чуть позже и у  предков Фейзрахманова Мясума(большой) родиться  еще  и Саттар. И так бесконечные перекрестные имена.

--------------------------------------

 

1869г 47 бит.

Эндэржан

Гыйнварьнен 4 яумендэ

Эткэсе Сэубэн Хайбулла углы  ф/ф82

энкэсе Гельнэфес  Усман кызы ф/ф7

Комментарий. Сяубан Хабибуллин 1828гр из участка №82  югары оч  является племянником для муллы Иксана Ханмурзина.  Сяубан женат дважды. У него  жены:  Сагибя Исмаилова 1839гр. и Голнафися Усманова 1837гр.  Нафисятэй Усманова из семьи Андержанова Шайфярдюс  абзый (предки моего свата Фатеха). В контексте: на участке№24  есть тоже Осман  Жедиханов 1822гр. Есть и на участке №54 вышеуказанный Невмятулла Османов 1862гр, который выехал на Тавриду и т.д.
У  Ханмурзы ф/ф82 жена Иналбикэ  Сафиханова 1786гр.
В честь этого Андержана Сяубанова, жителя югары оч из семьи муллы Иксана Ханмкрзина, житель тубен оч  предок моего свата Фатеха  Сабир бабай 1841гр мог назвать своего сына тоже Андержаном, а его сын Шайфярдус абзый.

 

--------------------------

 

1869г 48 бит.

Фэйрузэ

Майнын 12

Эткэсе Дэмин Эмин углы ф/ф97

 энкэсе Сэлимэ АбдельХалик кызы  

Комментарий. Жених из рода «демкыннар», т.е.  линия предков вышеуказанного Имаева Равиля ( из телепередачи). Думаю, и  Сэлимэ АбдельХалик  кызын можно поискать, или даже может быть с участка №54, т.е. сестра вышеуказанного  Саттара  Абдулхалекова 1835гр, у которого есть внук мулла Жиганша Саттаров 1881гр. 
-----------------

48 бит.1869г.

Биби Зарифэ

Октябрьнен 22

Эткэсе Дэулэтбай Дэмин углы  ф/ф97

энкэсе  Эминэ Юсуф кызы ф/ф 39

Комментарий. Сын Дямина  по имени Давлетбай женат  на Эмине Юсип кызы из участка №39, и этот участок  находится около медпункта.. Это участок предков Асьма апа из Ленинграда.  От имени Дямин идет прозвище «дёмкын».

-------------------------------

1869г.

Рамазан

Ноябрьнен 2

Эткэсе Нуреддин Тэули углы ф/ 107

энкэсе Сахибжамаль Сэид кызы ф/ф24?

Комментарий. Не уверен, что  Сахибжамаль Сеитова из участка № 24, т.е. с участка «мэмэзлэр». Надо изучить.

 

-------------------------------------------------

94 бит. 1848гр.

Ханмурза Вэлит  углынын кызы Хабибэ

никах кылынды

Абуш  Биккол углына

 егет 30, кыз 24 яшендэ

Кыз тараф: агасы Ихсан Ханмурза углы ф/ф82

кияу тарафындан Хибэтулла Биккол углы ф/ф8

Шэхидлэр:Сэубэн Хабибулла углы ф/ф82

(Д)Эмин Эмин углы ф/ф97

Комментарий. Вот здесь пересекаются  участки 82 ( мулла Иксан Ханмурзин, югары оч), участок №8 ( Абуш 1819гр, который выехал в 1859г семей), участок №97- «демкыннар». Представители всех этих  3-х  семей выезжали в другие города. Прежде всего, в Киев.

 

-----------------------

1836г .114 нче  бит.

МухаммедСабир

2 февраль

………..…лла (танылмый)
 Гользаваль

 

 Комментарий.  Отцом должен быть  Айбятулла Абузаров из участка  ф/ф47 , родственные с  участком №54.

 

1836г 114 бит.

Сэубэн

14 май

АбдельХалик – ф/ф 54

 Саидэ(1 жена)

Мой комментарий.    Рожденный Сяубан- это брат вышеуказанного Саттара, у которого есть внук мулла Жиганша  Жаббаров . 2-ая жена  у Абдулхалека  - это Калифа Хамитова.
--------------------

1836г. 120 нче бит

Хасян Байбулат углынын кызы (исеме танылмый)

Хамид Ханмурза углына никах кылынды

Кыз тарафындан атасы Хасян Байбулат углы  ф/ф14

кияу тарафындан агасы Хабибулла Ханмурза  ф/ф82

Шэхидлэр:

Хабибулла Мухаммэд углы

Буркай Абук углы
Мулла МухаммэдРахим МэликВугар углы кулум куйдым

Комментарий.    Хасян Байбулатов – это предок у  Бедретдинова  Фейзрахмана абзый(аксакпяйзюк). О них есть на сайте. Изучены до 1570г.
 Хабибулла Ханмурзин- это родной брат муллы  Иксана Ханмурхина из югары оч.
 
Хабибулла Мухаммэд углы – это предок №23 Хабибуллины.. ,  в их роду тоже множество религиозных людей.

Мулла МухаммэдРахим МэликВугар углы  1807гр– представитель соседний с  участком №54, только они переселились  и поэтому число 47.
Буркай Абук углы  1776гр- предок у Жафярова Хайдяр абый(йохом). Есть на сайте родословная.

-------------------------------

Ставлю полностью  101 нче бит. 1848г Они все идут друг за другом. Надо думать: был хороший  свадебный год.

Эмирхан Захид углынын кызы Завальбидэ

Пошат илендэ Али М… углына никахландырылды

Егет 28 , кыз 26 яшендэ

Кыз тарафын:  эткэсе Амирхан Захид углы

 кияу тарафындан М… Ярмук углы вэли булдылар

Шэхидлэр:
Эмин Кэрим углы 
Сейфулла Мэулихан углы

Курамша Тимуш углынын кызы Айсылу

Ахсян Ханмурза углына никахландырылды

Егет 19 кыз 19 яшендэ

Кыз тараф: эткэсе Курамша Тимуш углы 

кияу тарафын:агасы Хабибулла Ханмурза

Шэхидлэр:

Нимэтулла Мэулет углы

Абу Бэкер Узбэк углы

Сулейман  Назир  углынын кызы Залифэ

никах кылынды МухаммэдРахим Дикъянус углына

Егет 26 кыз 20 яшендэ

Кыз тарафындан эткэсе Сулейман  Назир  углы

кияу тарафындан: агасы Абушикка Биккол углы вэли булдылар

Шэхидлэр:

Бэйтулла Абузар углы
(исеме танылмый) Гобэйдулла углы

Хабибулла кызы Шэрифэне

никахландырылды

Осман Жудихан углына

Кыз 19 егет 19 яшендэ

Кыз тарафындан бабасы: Гобэйдулла Абузар углы

кияу тарафындан эткэсе Жудихан Сейфулла углы вэли булдылар

Шэхидлэр:
(исеме танылмый) Бэйтулла углы
Сейфулла Мэулихан углы

Комментарий.    До конца не раскрываясь скажу, что все так или иначе связаны  участками : демкыннар, мэмэзлэр, участок №54, 39, кэчэллэр,  вышеуказанный Алим Дикьянусов, Андержанов Шайфярдуслар  и т.д.


Есть варианты по уфимским документам, что у некоторых  вышеуказанных  лиц их  родственники  тоже женились из указанных родов. Всё это можно анализировать без конца. Они все очень тесно взаимосвязаны.  И можно сказать, что у них были еще более ранние  связи  после бракосочетаний.
Например,  из отдельного  документа уфимского  архива  известно, что   предок  у  Андержанова  Фатеха (мой сват)  женат на  Сахибя Курамшиной  1744гр из рода мулл  югары  оч, т.е. на потомке  основателя деревни   Уразая Сунчалеева сына  Кучукова .

Более ранние связи можно найти по ранним переписям.
Мне же интересным было всё это в контексте с имамом Жиганшой абзый АбдулЖаббаровым и вероятной связью его с предками Абидулла абзый (мэмэз). Своё видение по  вероятным предкам имама Жиганша абзый я сказал на этой статье. Можно докопаться и связи с кочкопожаровским муллой в Астрахани Нурмухаммятом Асфандияровым, потомки которого тоже изучены довольно глубоко.
Таким муллам моё (наше) почтение. Пока изучили  нескольких наших шубинских имамов, узнали довольно многое  по их родственным связям.
В связи с родственниками вышеуказанного муллы
 МухаммэдРахима МэликВугарова  1807гр можно выйти и каргинским муллам и купеческим семьям.


С учетом всего написанного, пока окончательно не удалось найти предков Жиганши абзый АбдулЖаббарова. Если указать  вероятных родов или семей, то это участки № 10, 14, 24.

Сегодня среди нас  достаточно много грамотных молодых и старших мулл, в том числе неуказных, которые приглашаются в меджлиси. Я уже указал свои пожелания: какими хотелось их видеть. Не буду повторяться.
Среди старшего поколения хотел бы отметить многоуважаемого  Хусяина абзый Абдрахман улы из д.Карга, который вот уже в течение многих лет проводит меджлисы на очень хорошем уровне. Многие из нашего окружения его знают, что он тоже из семьи мулл. Его многие предки и родственники явились муллами и имамами.  Как человек и не указной мулла он представляется нам очень религиозно грамотным, тактичным, добрейшим, щедрым, последовательным, и присутствовать на меджлисе с ним рядом  и слушать его – одно  удовольствие. Он умеет проникать в наши сердца и оставить в памяти те обязанности, которых мы должны выполнять как верующие, и как простые люди: исполнять предписания  нашей веры и сеять добро.

 

В знак высокого почтения, на основе своей статьи Муллы и азанчеи соседних сёл. и  по имеющейся в интернете информации, а также надеясь на помощь   Каюмова Рамиля, по своей инициативе начал был изучить предков Хусяина абзый, дошел до некоторого момента, потом, когда выяснилось от  Каюмова Рамиля, что там были возможно 2 муллы тёзки Жалялетдины Фехретдиновы, то я временно остановил свой анализ. Думаю, если  забрать и  изучить всевозможные архивные документы по с.Карга, можно глубже узнать о предках  Хусяина абзый.

Ниже на схеме, отмеченные красной линией, точные. Надо точно выйти на отца Фехретдина, а далее уже, думаю, не будет проблем.

 



                                              М.Максут.

 

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music файл 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music файл 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music файл 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 аудио файл 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 аудио файл 2.9 MB

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.