ВОПРОС-ОТВЕТ.
Отвечая на вопрос  Хафизова Азата (есть он в Одноклассниках) о нашем старом кладбище под названием «мазарлар осте».
Копия этой  статьи есть также в «Одноклассниках» от 20.06.19г.

   Как известно, я и раньше остановился на этом вопросе. Наше старое кладбище, в отличие от названия старых кладбищ в соседних сёлах, носит название «Мазарлар» или «Мазарлар өсте”.  Но тогда, в виду малого еще знания нашей истории, я не смог дать более убедительный ответ. А сейчас знаем уже немало.
     Может быть, наши основатели деревни в силу прибытия из северокавказского региона имели в своем лексиконе такое слово и обозначили кладбище словом “мазардлар”. Но, нет, думаю, с этим не связано.  А связано должно быть с родом Розбахтеевых, которых в период основания нашей деревни, было 5 братьев и возможно ещё их другие родственники среди 30-ти основателей деревни. Теперь уже точно знаем, что они являются потомками Нарыкова Кукусеву - князя Крымского, а потом и Казанского.
     На сайте немало информации о предках и потомках из этого видного религиозного рода как у нас в деревне, так и в соседних деревнях, в частности в с.Рыбушкино  в лице Алибяка Узеева и его сына Каплея 1662гр. ( чисто моя версия).  Были родственники  Розбахтеевых и в других  уездах. О таком анализе есть на сайте. Поэтому, название «мазарлар», думаю, связано именно с ними.
---------------
     Теперь ищем ответ на вопрос Азата : в каком году начали хоронить на новом кладбище? И кого хоронили первым? Со слов Жафярова Хайдяра(йохом) , с кем я лично контактировал не раз, и который , один из двух односельчан, знавший своих предков до 7 поколения, известно, что наш бывший азанчей Башаров Ибрагим 1888-1972 (мой родственник) сказал как-то Хайдару абый, что « первым на новое кладбище похоронили некоего Сулеймана».  
     Определимся: в каком году могло это произойти? И почему?
    Начну немного издалека. Основатели деревень и Шубино, и К-Пожарки основали свои селения сначала в 2 –х км южнее, чем сейчас. И оба селения назывались «Йортлар». По кочкопожаровцам не могу сказать, но у шубинцев недалеко расположилось и их кладбище – будущий «мазарлар». В каком году перешли на нынешний участок – ближе к реке Пьяна- неизвестно точно. Но, думаю, еще намного раньше 1720г. И понятное дело, что после переселения, умерших продолжали хоронить на старом кладбище, хотя было оно и не близко. Определимся теперь годом и первой личностью – кого хоронили на новом кладбище.
    Как известно по документам, после 1720-х годов наши получили дополнительный земельные участок. Думаю, вот и решили открыть новое кладбище, ближе к деревне. Теперь определимся с вышеуказанным Сулейманом – первым погребенным на новом кладбище. По переписи 1718г по д.Шубино есть 2 Сулеймана. Это Сулейман Мосеев 1679гр, и он является правнуком Уразая Розбахтеева, и второй - это Сулейман Алмакаев 1650гр ориент – правнук Бекеша Розбахтеева. Если конкретизировать, то Сулейман Мосев 1679гр в момент переписи 1718г был живой, и ему было 40 лет и он, видимо, бездетный , если конечно не было у него дочерей, а женский пол в те годы в ревсказках не указывали. А второй - Сулейман Алмакаев 1650гр ориент - он уже вообще не указан. Видимо, умер еще до 1718г и даже в ревсказку (в перепись) не попал. Что еще интересно, вышеуказанный 40 летний Сулейман Мосев 1679гр в переписи 1744г вообще не упоминается, Хотя его отец Мосей Ижбулатов указан как умерший (между 1718и 1744гг). Вот не исключаю, что именно этот бездетный Сулейман Мосеев 1679гр похоронен первым на новом кладбище. Эта информация о Сулеймане правдоподобна. Ведь сохранилось же название конкретной местности на лугу- «уразбак» в честь Розбахтеевых. Разбираем другой вопрос. Неужели наши предки в течение 17 или 18 вв не могли оградить это старое кладбище «мазарлар» или еще как-то обозначить это место?. Не может быть! Думаю, должны были быть хотя бы какие элементарные обозначения: простые надмогильные камни, которых брали на возвышенности у д.К-Пожарки ( Пожар тау).
    Кстати сказать, оттуда брали еще до окончания 19 века, и некоторые сохранились до сих пор на новом кладбище на могилах. Что привело к тому, что это кладбище забылось? Представляете: такой большой объект забылся! И к чему это привело. Были ли такие же не совсем ответственные муллы и другие религиозные односельчане в 17 и 18вв, как и сегодняшние? Можно разное думать.      Но опять приходим к моему заключению: не было связи поколений. Была бы она, это старое кладбише не пережила бы двукратное осквернение старых могил.
     Кого считать виновным: самих предков или их потомков за 18,19, 20 вв. Забегая вперед скажу: кого будем винить, если в будущем некоторые могилы на новом кладбище «исчезнут». Подумайте на досуге. Теперь о 2-х процессах осквернения.    О забытом старом кладбище (мазарлар) вспомнили, наверное, только в 1949г, когда копали в тот год на том месте базу под силос, и при котором вышли множество больших костей . Наши односельчане увидев это, несколько удивились. Именно после этого случая, в этот же день, были такой сильный дождь с грозой, ураган, которые запомнились односельчанам на долгие годы. Видимо, это был знак свыше.     Казалось бы, всё выяснили местонахождения старых могил, и надо бы отнестись подобающе, но нет: память у людей короткая – наступили на те же грабли. Моя мама Хава говорит, что они, в возрасте в 14-16 лет, сделали вал вокруг старого кладбища. И это, видимо, после случая 1949г. Казалось бы, всё, границы старого кладбища определены, но всёравно пасли скотину, свиней на этом месте. Ну вот чего они не смогли вспомнить 1949г!? Непонятно.
     А могилы крещеных, что были несколько у восточной части «Кама елгасы», послевоенные годы вспахали под картофельные участки. Современный человек, читающий историю, думаю, находит ответ: почему еще в древности люди относились могилам своих предков так трепетно. Даже не всегда их враги знали: где могилы у того или иного соседнего племени. В наше же время не все знают эти моменты, т.к. сегодня другие потребности у человека.
    В 1974г, когда заложили асфальтированную трассу из Яново в сторону К-Пожарки, допусти повторную безответственность. Если раньше эта дорога проходила через центр деревни Шубино, то в этот раз по проекту 1974 дорога должна была пройти через шубинские и кочкопожаровские посевные поля. Были ли возражения по этому проекту? Да, были, но, возможно, не у всех. Тем не менее, продолжали копать бульдозорами , поднимая почву для будущей трассы, тогда и посыпались повторно человеческие кости – наших предков. Собрали их и закопали, трассу через эту местность всёравно провели по проекту. Этот период помнят уже мои ровесники. После этого случая стояла долго невыносимая жара. Старались быстрей закопать кости до единого.
      Это повторный случай, мягко говоря, точно безответственно, с другой – большой грех. Можно этот момент чуть детальнее рассмотреть. Почему при проведении трассы, нашим шубинским руководителям не удалось отстаивать изменение маршрута дороги, а кочкопожаровский руководитель Аймасов Корбан абый ( 1904-1978) отстоял, и не дал провести дорогу по первоначальному проекту. Поэтому, сегодня эта прямая трасса в районе К-Пожарки идёт по кривой, строго по краю поля, и выходит на Сергачскую или Уразовскую дорогу. А должна была быть прямой через посевные поля. То ли авторитет Корбана абый играл роль или что другая причина - не буду фантазировать. Имеем ли право сегодня поставить вопрос (или вопросы) с упрёком перед бывшими нашими руководителями по этому вопросу?
     Если поставить, то надо начать с себя. И ответить прежде на вопросы: что же мы за последние 2 десятилетия допустили, разрешили довести село и себя до такого состояния, что клуб, медпункт, достояние колхоза, кладбище, памятник, оказались в таком безобразном состоянии как до 2015- х годов. А сколько лет жили в грязи: когда вокруг нас было столько мусорных свалок. Кто ответственен? Тут и думать ненадо. Хорошо, что всё это восстановлено благодаря многим шубинцам. А кто их стимулировал, кто поднял вопросы необходимости делать именно сейчас и сегодня.
     А как было в других деревнях. Думаю, примерно то же самое. Значит, с 1985 по 2000 –ые годы мы жили не так благодаря кому? Тут виноваты не только наши руководители, а наши прадеды и деды, а потом и все мы шагали в ногу вместе со страной.
      Если коротко о наших прожитых периодах, то они представляются мне так. Могу взять любой период, и люди этого периода могут сказать: «зая киткэн умерлэр». Да, несколько громко, даже преувеличенно сказано мной. Но это не относится к моему поколению. Если взять хоть 17, 18, 19вв, хоть 1-ая половина 20 века- людям жилось не просто. Хоть до царизма, перед и после революции 1917г, в период коллективизации в 1930 г, предвоенные и послевоенные годы Отечественной войны (1941-1945) – люди жили довольно не в легких условиях.    Наши, шубинцы, во всяком случае, только начиная с 1958г чувствовали себя несколько «сытыми», когда получили после урожайного лета достаточного количества пшеницы. С учетом пережитых столетий в таких условиях, было ли у прошлых поколений хоть малейшего времени для серьезного размышления над проблемами типа состояния хоть старого, хоть нового кладбища?! Решение имеющихся проблем было компетенцией тогдашних властей, т.е. многие решения принимались «сверху». Люди не планировали послезавтрашний день, т.к. надо было сегодня найти, достать, обеспечить и выжить. Постоянно чего-то не хватало жизненно важного. Вообщем, большей частью за людей думали наши руководители. Еще после революции 1917г отделили религию от государства, и вести религиозные вопросы было небезопасным.
   В этой статье написано в основном негативные моменты. Я не пишу это как упрек нашим предкам, прадедам, дедам и т.д. К тому же, многие наши деды, погибшие в ВОВ(1941-1945гг) даже не легли на родную землю, а остались на чужбине, к тому же без могил. Есть ошибки у нас у всех. Надо поставить себя на их место и к их времени. Но история должна учить нас. Для этого надо писать и такую вот статью, и знать историю свою. Не имели бы сегодня такого шубинского сайта, то несмотря, что мы имеем многого, то были бы просто «голыми королями».   Благодарю Хафизова Азата за такой вопрос.
     В этой статье не написан еще один момент. Обычно мои статьи заканчиваются с благодарностью к кому-либо, но эта статья пока без неё. Думаю, это разрешиться в день Корбан Байрам в селе, где постараюсь тоже поучаствовать. Нет, не для громких заявлений или замечаний в мечети с упреками к кому-либо, а выяснить позицию того, кому должен был адресовать благодарность на этой странице. А по моему больному вопросу - о «безхозных могилах», да и вообще по некоторым проблемам нашего кладбища, отмеченных раньше и по несколько раз на собраниях и на страницах своего сайта, не собираюсь выступить в праздничный день 12 августа. Пусть люди, отпразднуют спокойно хотя бы этот святой день. Хотя, это зависит от Всевышнего. А что касается тех «безхозных могил» на шубинском кладбище, то на 5- х из них я установил надмогильные ограды 2 года назад еще. Мы все считаем себя религиозными, и должен поделиться с этим благим делом с другими.
 -----------
Почему решил дать  Азату Хафизову такой полный ответ?  
Пусть будет это уроком для всех.
К тому же, если моя предыдущая статья была о том, что к 2025 г будет проходить новая платная автомобильная  трасса через нашу шубинскую территорию. И не думаю, что она будет проходить  совсем дальше от старой, заново вспахивая на другом участке  посевного поля.  И надеемся, что не будет касаться нашего старого кладбища, и что не будет  осквернено  3 раз наше старое кладбище, если дорога будет где-то рядом проложена. Ведь та территория кладбища, что имеет ограду, это только его половина. С северной стороны точно вторая половина, а с южной- вероятно тоже есть некоторая часть. Вот о чём мое раннее такое беспокойствие. Ведь менять утвержденный правительственный проект тоже будет не так просто. Как-то так. М.Максут. 20.06.19г

==================
 Упоминается  еще  о нашем старом кладбище  в 2-х архивных  документах. Один из них получен мной  у Сенюткиной О.Н., а другой - от моего знакомого Каюмова Рамиля.

    В  первом  архивном деле от  1847г упоминаются даже названия наших полей в прошлом. И эти названия некоторых сохранились и поныне.  Об этом можно читать в статье
http://hh0041.narod.ru/ ., где одна из местности (поля) упоминается как «В старых могилах подля Аблязки Темаева». 
   Поле под названием «Ниже казанских купцов в Каргинскую дорогу», думаю, относится к предкам самого Каюмова Рамиля. 
       В этой статье упоминается наш шубинец, потомок   Бекеша Розбахтеева – Амин Аитов 1786гр. Как уже сказал  раньше – Амин из купеческого рода. Сохранились его потомки до сегодняшнего дня. Об любопытных моментах из этой семьи я уже тоже указал  прежде.

 --------------
Ниже, названия шубинских полей к 1847 году.
1.Первое поле под Красной на правой руке
2.Ниже казанских купцов в Каргинскую дорогу
3.В старых могилах подля Аблязки Темаева
4.Пестрое поле (и ныне такое название)
5.Желтый враг
6.Большой враг к лугу
7.К селу Чуфарову через Спасскую дорогу
8.У Черной дубровы
9.У Пожарской стороны к острову
10.За Базарной дорогой
.------------------- 
 Абляз  Тимаев  возможно  упоминается  повторно в коротко изложенном К. Рамилем  архивном деле..
 Вот фрагмент из 2-го архивного дела( нужно вообще само дело полностью):
с л.201об. -  в Шубине
  .д. Ключищ за Аленбиком Алкаевым, Карги за Мевлиханом Алешиным и Батеем Адельшиным, Бактимером и Бикулом Исямбердиными, Акусем, Бикбаем и Салюком Кадеровыми, Карюком Мурсякаевым, Тохтаром Алеевым, Исмаилом Ибраимовым,
 Овечьего Врага за Асяном Осиповым,
 Сергачской же Кадомки за Шафеем и Тимошею Сеитовыми, Синбирского наместничества Курмышской округ деревень Медяны за Аминем Ескановым и КЕРИМОМ СЕЛИМОВЫМ да сказанной же д.Карги за Рафеком Ибраевым и Кемзею Якуповым; из коих за Исянбердиными по выписи  1676  года июня 5-го из предковской  их д. Ендовищ АБУКИ ТИМАЕВА отказной за него в той деревни .Шубино дяди ево выморочного Янгилдейкова поместья Алмакаева 32 четв. - из дедовской их части 11 четв., да покупной из оного ж поместья в 1767г  мая 26-го отцом их и дядьями их у участвующей  в том владелицы татарской жены Малхиды Абдуловой - 3 четв. с осминою, да в 1684г  годех февраля 22-го числа из оных владельцов  Бактимером самим у Курамши Баторшина во оной д.Шубине да в д. их Карге в каждой по 1 четверти.;
   Какой можно сделать заключение  из этого не совсем «легкого» для восприятия  дела?
   Возможно, ендовищенец  Абляз Тимаев и Аб(л)учка Тимаев – это одно и то же лицо, и он является племянником шубинца  Янгильдейки Алмакаева ориентировочно 1655гр.  Если это так, то Абляз Тимаев  похоронен на старом кладбище до 1720г, и поле, что рядом, и отмечено  по его имени  в вышеуказанном тексте.
    Здесь, довольно в "смешанном  деле",  среди  имен указан из Медяны Керим Селимов 1746гр. Он является  внуком  1-го медянского абыза  Исаналея Бикметева 1664гр.   А последний является  предком  Надии Абулхановой и  Руслана Камаева ( они есть в Одноклассниках). Конечно же, они об этом прекрасно знают.  Здесь рядом с  Керимом  Селимовым  указан другой медянец  Амин Есканов( М.М.- Эксанов).  Может быть, предков Исаналея Бикметева надо искать еще в контексте с Амином Эксановым и «переворошить все имена из этого архивного дела и сопоставить.
За отрицательный результат  не отвечаю.
Интересно, он из какого рода Амин Эксанов?

 

====================
В одной из своих статей  о наших муллах и касательно Садека абзый из Куйсуы (Овечий овраг) я написал был следующее:« В мае 2009 я  встретился с уважаемым человеком села Жафяровым Хайдяр абый. Он помнит рассказ одного из уважаемых, религиозных людей нашей деревни, азанчее Башарова Ибрагима абзый (1888-1972гг) о том, "как ему, его отец Башар абзый 1844гр рассказал, что  в прошлом  к нам в деревню не раз приезжал к Зарип мулле(1852?-1931гг) Садекабзый Абдулжалилов (1845-1886) из д. Куйсуы. Они были хорошо знакомы, если не друзьями.

    Приезжая верхом на коне к нам в Шубино, как говорить Хайдар абзый: «Он сначала посещал наше старое кладбище, что находиться на местности «мазарлар осте», а потом шёл  в гости  к мулле Хамитову  Зарипу абзый.
    Конечно, если ехать или идти  из Куйсуы в Шубино, то так и так,  вольно или невольно надо пройти мимо нашего кладбища. Тем более, если  по каргинской дороге.
     Касательно Садека абый из Куйсуы,  у меня есть 2 статьи на сайте и не только.
      Мои благодарности Всевышнему, именно мне суждено было первым   докопаться до  дальних предков  Садека абзый и начертить вот нижеуказанную схему. Там где указан Максут на этой схеме – это и есть линия предков Садека абый, Такую удачную находку- воспринимаю как вознаграждение свыше.       Благодарю также  Сенюткину О.Н. и Сафина Камила из Ов.Оврага, т.к. в том числе работал по  их архивным документам.

20.06.19г

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music File 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music File 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music File 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 Audio File 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 Audio File 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.