Список служилых татар дд.Шубино и Карга Алатырского уезда

за 1685- годы.

Всё вновь и вновь возвращаюсь к вопросам: откуда  могли прибыть  наши основатели деревни и каковы связи между нашими и со служилыми татарами других деревень. 
Изучены множество Писцовых книг разных уездов за конец 16 века и начала 17вв, на основе которых хоть появляется хоть какие-то незначительные предположения.
Ищу также ответа на вопрос: кто такой Бекбулат Шоба и почему такое имя или прозвище.
Выдвигается версия: что означает название  нашей деревни "Шоба  Иле" - можно читать ниже.
За последние 2 недели ( с 24 мая по 8 июня) достаточно много написаны родословные  нескольким шубинцам  по их просьбе и переданы им  на руки.
------------

Ранее изучены  были мной  интересный  род Караевых, среди потомков которых отмечается большая часть наших мулл. Но муллы и азанчеи были  и в  других родах.
Как известно, по документам религиозные люди  есть не только в роду Караевых, но и среди потомков Тулуша Чепкунова, в частности,  начиная  его потомка  Сейфуллы Мавлиханова 1810гр   из поколения в поколение занимали  посты мулл и  азанчеев представители рода Тулуша. Почему именно так получилось -  об этих моментах есть предположения и хочется дополнительно сказать.

О представителях рода  Караевых, в частности Уразбахты и Янбохты, а также  Кудашевых  и других,   было уже анализировано в нижеуказанных статьях: 

 

№55 Шубинцы-торговцы в Москве в 17 веке...
№57 . 17 век. Связь татар нашего края..
№63 Поиск шубинских Караевых..
№41. Еще чуть-чуть.

 

Но было несколько удивительно то : куда делись потомки таких знатных служилых как Бекбулата Шоба и  Исена Богдава, которые именно вдвоем, как представители из нашей деревни,  ходили в д.Чуфарово на размежевании.. Но вот об их потомках знаем только за 1-ую половину 17 века.
Задаюсь вопросом: а все потомки  служилых  указаны вообще в имеющихся у нас (на сайте)  документах? Нет, конечно. В некоторых отдельных документах  выявляются новые имена.

Среди 30 шубинских татар- основателей деревни, не имеем достаточно данных по потомкам еще Ишея Токбулатова, Исена Богданова, Семакая Арапова, Худайберди Толубаева. Что стало с ними?

---------------

Недавно в РГАДА получены еще нижеуказанные документы, где указаны 2 списка служилых татар дд.Шубино и Карга. То, что именно их имена  сохранились в одном документе вместе рядом - это уже  везение. К тому же не раз было отмечено мной  о действительно вероятном родстве между некоторыми основателями двух деревень.

Вот эти моменты можно анализировать (проследить в нижеуказанных файлах - на документе, датированным  7193г( по новому стилю 1685г).

 

Заодно на этой странице можно указать некоторых из  нижеизложенного списка  в контексте с другими прежними списками, например, в  списках 1685 и 1680гг  находим одних и тех же служилых.

 

 

Если по отмеченным жирным шрифтом порассуждать, то  опять можно отметить    вероятность изначальной родственности  между  основателями дд. Шубино и Карга.

 

Д.Шубино.

1.Алмакай Акмаев
2.Ишай Айтуганов
3.Бибай Сапаров
4.Смольян Чепкунов
5.Акбулат Миняев
6.Абраим Мастрюков сын Азаев
7.Ижбулат Кудашев
8.Тоиш Айбяков
9.Токай Бикбаев
10.Ждан Айгильгиев
11.Миряс Боишев
1.2Сюняй Клавлин
13.Мамоделей Бигаев
14.Битяй Алеев
15.Акбулат Бикбаев
16.Куней Алмаев
17.Утяш Мамешев
18.Кудей Иткинин
19.Сапар Янаев
20.Мамеш Емаев
21.Сюняй Акмаев
22.Кулай Кулбаев
23.Михаил Бикбаев
24.Ишай Чюраев
25.Сюняй Сабонаев
26.Худайбердя Толубаев
27.Баймамет Тимонаев
28.Акбердя Алтышев

 

По шубинскому списку - всё почти понятно. Находим Ишая Чюраева, который прежде видимо записан ошибочно как Ишай Чуваев.

--------------------------------

 

Д.Карга.
Ишакай Тулушев
Мамет Бичурин( д.б из Рыбушкино )
Биктай Огнев(  м.б Акнеев)
Токтар Алишев
Потех Алышев
Давыд Девлеткильдеев
Мусяй Асяев 
Тюшкан Богданов сын Чекашев
Смольян Ивкаев
Алексей Исаев сын Истев
Ишай Иванов сын Кураев
Худайбердя Толубаев
Алмай Розгильдиев сын Караев
Анбулат  Монкаев
Кайпердя Енбулатов
Поняй Сюнбаев
Ишак Тулушев сын Урусов

Теперь же, когда видим  эти  списки 2-х деревень  1685-х годов, у шубинских  Уразбахты и Янбохты Караевых выявили еще одного вероятного брата Розгильдея, который проживал в д.Карга, также,  как и Ивакай Караев. Видимо, Ивакай и Розгильдя заняли каргинские  земли в период между 1613 и 1623гг.
--------------
Мамет Бичурин должен быть представителем д. Рыбушкино, хотя  в  момент формирования нашей деревни  были и у нас Нюмай и  Бурнаш Бичурины  в Шубине. В частности, Бурнаш Бичурин является предком у
 
№54 Токай каомы..

№15 Хасянов Сейфетдин и его родственники. 
-----------------------

 

Из каргинского списка Тюштана Богданова сына  Чекашева  может быть можно «связать»  с шубинским большеземельным служилым Исеном Богдановым. Значит, надо искать еще в других документах служилого  Богдана Чекашева.


Интересен каргинец Ишакай Тулушев сын Урусов, который может быть является родственником шубинца Тукбулата Урусова.

Интересны также идущие рядом в каргинском списке  Давид  Девлеткильдеев и Мусей Асяев.
Известно,  что по д.Карга есть некий Девлеткильдей Тиминеев.
Надо думать, что у этого Девлеткильдиева есть  еще  сын  Сюней Девлеткильдев. 

  Касательно Сюнея Девлеткильдеева, по переданным мне Каюмовым Рамилем названия дел,   в архиве есть несколько дел, откуда известно, что  что  Сюней  Давлеткильдиев как-то связан с некоторыми шубинцами. И в роду  у этого шубинца  к началу 19 века есть мулла,  предки  и  сегодняшние  потомки  которого  тоже мной определены.  Их  предок Мустей(Мустафа) 1640гр ориентировочно. Допускаю, что этот мулла имеет отношение к Караевым, в частности Ивакаю.

 
Почему-то Худайбердя Толубаев указан как в шубинском списке в одном документе ,так и здесь - в  каргинском.
Но помним , по Писцовой книге 1624г, Ижбулат Кудашев записан как по д.Карга и д.Шубино. По Шубино в списке ""Служат с отцовских или братских  поместий, поместными окладами неверстаны, а владеют отцовскими и братскими поместьями без дач".
 
Теперь же, на основании содержания дела51, фонд 161,оп-109  и вышеуказанного списка 1685г, можно сказать, что Ижбулат Кудашев сын Кунеев родился между 1595и 1605гг. Где тогда был его отец и к кому пришел в Шубино из д.Карга. Наверное  к  отцу или  брату, но еще, скорее всего,  и к дяде  Ишею Кунееву, который значится в списке еще 1602г. Другого Кунея в Шубине не было. Род Ишея Кунеева достаточно хорошо изучен мной.
                          

Еще раз возвращаюсь к  Тюшкану  Богданову сыну Чекашева.
Все же , думаю, правильное имя Тюштан. Столько имен прошло через мои анализы, но с таким редким  именем второй раз встречаюсь. И, как мне кажется, они оба  в одном роду или может быть  даже в семье.
Этот мой возврат с учетом связи служилых дд.Шубино и Кадомка.
Об этой связи
указал был Каюмов Рамиль и мной  оформлен в статье Янай Маметевй.(нажмите).. , где некий кадомкинец Ураз Адяев как-то  имеет родственную связь с моим предком Алтышом 1630гр ориентировочно. И историк-любитель Каюмов Рамиль тоже называет эту линию шубинско-кадомской. Вот в той статье можно встретить «среди свидетелей» некоего Мурзая Тюштанова из д.Кадомки. В то же время, по списку 1707г по д.Карга можно встретить и Олкайку Тюштанева.  

Пусть неуверенно, но всё же, с некоторой определенностью можно думать, что большеземельный шубинский служилый Исен Богданов, который вместе с Бекбулатом Шоба  были при размежевании в д.Чуфарово в 1611г, является предком у этого кадомкинского Мурзая Тюштанова из Кадомки и Олкайки Тюштанова из д.Карги.   
Тогда можно допустить, что Исен Богданов и его потомки или родственники занимали земли в д.Кадомка и Карга, но и возможно в других деревнях, так же, как и шубинские Караевы, Урусовы, Кунеевы.

О том, что наш шубинец Исен Богданов был большеземельным (помещиком) известно по делу фонд 161, оп-109. Его потомки даже к концу 18 века начертили свою небольшую родословную, что сохранилась в архиве.

 

В статье Межродственные связи потомков у служилых я показал родственные связи между между правнучкой Исена Богданова и Чепкуном Тулушевым. В той статье на большой схеме указаны основные  потомки Чепкуна Тулушева и часть Исена Богданова.
Здесь поставлю только начало схемы:(нажав на фото -  можно его увеличить)

Уверен, Исен Богданов и его некоторые потомки были состоятельными,  грамотными людьми. Речь не идет о роде мурзы,т.к. нет документального подтверждения, но не простой род.
Почему-то у меня такие ассоциации, что именно брак между Гулбистаном и Чепкуном дал еще больший вес роду Тулушевых. Отсюда потом пошли род азанчеев сначала, а потом и мулл.
Вообще-то, как было отмечено мной раньше, линии мулл или азанчеев  шли обычно в одном роду - передавался этот пост из поколения в поколение.
-----------
На сегодняшний день, в том числе есть документы, полученные  от того же Каюмова Рамиля ( есть частый взаимообмен у нас документами ), где указано, что потомки Исена Богданова продают или дарят свои поместные земли даже представителям из других деревень. Если вернуться  к статье №12 Распределение поместных земель, то встречаем и такие строчки: «…..за Акмеевым из покупной тем предком из оной же деревни у татар Бикмята и Боиша  Ждановых по купчей, которых якобы им по частному случаю подарена из 40 четвертей с третником часть его – 14 четвертей. 

 

Да в 1719г, 2 ноября, самому ему Акмяеву от вышеписанного Тимоши Уразаева по купчей же – 3 четвертей».

Бикмет и Ждан являются внуками основателя деревни большеземельного Исена Богданова.  Ахмея Мукеева 1718гр видим выше на схеме.
Слово «подарена»  звучит даже несколько громко для того времени, тогда как, нередко  встречаем то, что даже родители именно продавали часть своих поместных земель  своим сыновьям.
Наверное, действительно, такое мог себе позволить Ждан  или же его дочь Губистан, которая вышла в замуж за Чепкуна, и у последнего  есть правнук Ахмей Мукеев. Об этих связях  я и указал был в статье
№45. Межродственные связи потомков у служилых

 

А Тимош Уразаев – это потомок Акбулата Бикбаева. Некоторые сегодняшние потомки которого тоже мне известны. Род Бикбаева знатный, если его представители написали в 1795г заявление с просьбой вести их в список дворян.
В контексте  с понятием «большеземельный служилый» по статье
№12 Распределение поместных земель  есть и такие ассоциации, что на первой строчке указаны мои предки «……Максют Абдулов, Арекул Асеев, Байтимир и Рафек Мурсалимовы, по выписи от 7181г ( 1673г по новому стилю) ,4 сентября, отцовской его 20 четвертей   да выморочной Бурнашки Чепкунова 42 четверти».

И не только этот момент. Есть большие списки за разные годы, где мои предки указаны в числе первых,если не первым, и указаны в числе грамотных, которые сами расписались на документах.

--------------

Поэтому, личность и потомки Исена Богданова в контексте с каргинцем Тюштаном Богдановым сыном Чекашевым, а также кадомкинцем Мурзаем Тюштановым и каргинцем 
Олкайки Тюштанова являются интересными и   требуют дальнейшего анализа.

Так, постепенно осваивая,  можно идти к раскрытию значения, слова "ИЛ" от названия деревни "Шоба иле", что пишется муллами нашей деревни  именно в таком варианте в уфимских  документах. Видимо, значение слова "ИЛ" исходит из того, что в момент основания нашей деревни были знатные служилые в лице Караевых, Богдановых, Урусовых, Кучуковых, Кунеевых, Барашевых и т.д , и некоторые из них имели поместья еще и в других населенных пунктах Алатырского уезда. А если учитывать еще  численность шубинцев к моменту формирования  нашей деревни,  не только 30 человек, а вместе с их братьями более 45 человек, то, действительно, можно назвать  новообразованное поселение  как "ИЛ".
Теперь уже, больше склоняюсь тому, что Шоба - это прозвище. В то время, в начале 17 века, это слово и (или)  действие  наверное не сходило с речи служилых.  

Так как эта запись ведется "с колен",  то дальнейшие рассуждения после файлов.
                          

 

Далее файлы. Есть в этом архивном деле и представители других уездов: Чебоксарский, Инсарский, Яранский, где тоже указаны представители служилых татар и пусть  имена служилых из других уездов тоже  будут на виду.
 

 

Что можно дополнительно узнать по имени Тюштан,почитайте здесь :

Мифы, легенды... С выставки песчаных скульптур. 

 

 

 

                                     М.Максут. 07.06.17г

 

Да, многое вроде сходится, когда изучаешь  разные списки служилых татар, в том числе и   Алытырского уезда за разные годы, где указаны они в окружении своих односельчан или служилых из соседних деревень.

В одном  докумете из РГАДА  фонд 210 «Разрядный приказ», опись 7а, книга 17 ««Список Алаторским, Арзамасским, Касимовским, Шацким, Керенским мурзам и татарам, которые по разбору нынешнего 7188 году написаны в копейщики и в рейтары, а марта в 3 день нынешнего 7188 г в приказ Казанского дворца в указе Великого Государя …написано в той копейной и рейтарской службе быть и государева жалованья давать им не велено, а велено им служить полковая и сотенная служба, и на нынешней службе быть им всем с городом»,  можно увидеть и наших знакомых служилых.

Из этого списка, где указаны  364 служилых,  найдены мной служилые из д.д Шубино, Карга,  Пошатово, Медяны, Актуково, Красного Яра, Камкино, Ключище. Не все служилые из этого длинного списка  анализированы мной,  можно и дальше работать.


Возьмем, к примеру,  небольшой кусочек из списка служилых татар   за  1680 г,  где включены нижеуказанные служилые без указания населенного пункта  и сравним с каргинским списком 1660-х годов.

Список каргинцев  за 1685г смотрите выше.

1680г ( с не указанным населенным пунктом в документе)

178.                    Мурза Байбулатов.

179.                    Ишмайка Ишелеев.

180.                    Дмитрий Акбулатов сын Енгилдеев.

181.                    Смай Айтуков сын Енгилдеев.

182.                    Ижбулат Ишеев. (д.б. Рыбушкино)

183.                    Борис Урмаев. 

184.                    Девай Буракаев сын Енгилдеев.

185.                    Долбай Капкаев.

186.                    Потешка Алышев. (Карга)

187.                    Бикбулат Айбулатов.

188.                    Осман Уразмаметев.

189.                    Давыд Девлеткилдеев. (Карга)

190.                    Мемяй Емашев. (Шубино)

 

Вывод. Указанные  в списке (см выше)  служилые  каргинцы Давыд Девлеткилдеев и Потешка Алышев потом уже указаны и в другом списке  от 1680г.  

А потом уже, путем сопоставления и по другим документам, можно с некоторой вероятностью сказать, что отцом у Давыда  может  являться Давлеткильдей Тименеев. И если оттолкнуться от списка 1707г, то  у самого Давыда,  очень даже вероятно, были сыновья Нурмай и Умряк.

Потешка Алышев должен быть сыном каргинца Байбулата. В другом месте записан как Потех.Думаю, настоящее имя Фатих.

А вот Мемяй Емашев очень даже возможно шубинец и является потомком Емаша Енбохтина. Есть такой основатель деревни Шубино и там указана передача земли от отца к сыну.  А Енбохта – это если не сын Карая, то – должен быть  сыном  шубинского Далиша.

Здесь анализы родства между служилыми одной деревни
( местами допустимая вероятность "отец -сын") и родство между представителями  2-х деревень Шубино и Карга,  сделаны большей частью не на основе  документальных данных, а путем сопоставления информации из разных документов.  
Надо ли ограничится только этим? Конечно нет. Если среди каргинцев были (напишем осторожно)  вероятные братья  шубинских Караевых, Урусовых, Кудашевых, то почему бы не быть там же потомкам Бекбулата Кильдеярова или Шобы.
Откуда в списке каргинцев 1685г Анбулат  Монканов? И по нему есть мысли такие, что настоящее имя Минхан, т.е. Миняк по простому. А не может ли быть этот тем  Миняком Бекбулатовым, который в конце 16 века-начале 17 века руководил "новоусацскими татарами", близость или родство которых признает один из историков. 
Анализ продолжается.
И ничего, что пока одни предположения по этим моментам. Важен -поиск. 
Пожалуй, в этой статье не сказано (не написано) ещё об одном моменте касательно моих предков. Дорабатывается. 

 -------------

Есть, наверное, еще в архивных документах скрытые шубинские служилые, которых удается случайно  выявить. Например, от Каюмова Рамиля (мои благодарности):

Шубинцы Семак-абыз Кебяков, Бебеков (без имени), Сепаи Караев за 1-ую половину 17 века.

Или же от Измайлова Рината(мэмэз) (мои благодарности): имена торговцев лошадьми в Москве в 1630 –ые годы:

 

 

1.Мирясов Иткемель, житель д. Шубино Алатырского у., служилый татарин
2.Чекинов Клевлей, житель д. Шубино Алатырского у., служилый татарин .
3.Енбулатов Клевлей, житель д. Шубино Алатырского у., служилый татарин.
   
4.Нунаев Тобук, житель д. Шубино Алатырского у., татарин

Опять же, отсюда выводы:
1.Сепай должен быть уже 5-ым братом у шубинских Караевых,
2. Семак-абыз –сыном Токбулата(….).
3. Иткимель(Иткимай) – сыном Миряся Исенеева.
4.  И почему бы нельзя связать этого шубинского  Енбулата с каргинским Енбулатом Едмашевым?
5. Отец у Клвлея –это Чекай. Может быть и он связан с каргинцем Богданом Чекашевым или же шубинским Исеном Богдановым?
6.  А  Нунаев(Нонаев) Тобук- это должен быть братом   Тулуша Нонаева.

                                    

                                                   М.Максут.

 

 

 

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music файл 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music файл 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music файл 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music файл 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music файл 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 аудио файл 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 аудио файл 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.